Невероятное развитие информационных технологий стало одним из главных особенностей 21 века. Активное их использование является не только атрибутом жизни современного человека, но и важным элементом их профессиональной деятельности. Преподаватели – это одна из тех социальных групп, к которой предъявляются более серьезные требования по использованию высоких технологий, поскольку их осведомленность в сфере инновационных продуктов, применяемых в образовательном процессе, напрямую зависит от успеха в организации и проведении учебных занятий.
В процессе ассимиляции информационно-коммуникационных Интернет-технологий перед обучающимися, в равной степени как и перед преподавателями, открываются новые возможности: преодоление самого большого страха, который, зачастую, мешает успешной реализации потенциала личности – преодоление языкового барьера, совершенствование коммуникативной и межкультурной компетенции; вступление в синхронную или асинхронную коммуникацию с носителями языка. Примером асинхронной коммуникации может служить подкаст.
Одним из основных требований к преподавателю иностранного языка, который использует в своей работе информационные технологии, является – интерактивность. Согласно определению доктора педагогических наук и автора линии УМК «Звездный английский» Радислава Петровича Мильруда интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Исходя из этого определения, можно говорить об интерактивном подходе как об одном из вспомогательных средств, благодаря которому достигается коммуникативная цель на занятии и, в отличие от принципа коммуникативности подразумевает собой «истинное сотрудничество», где основной упор делается на развитие умений общения и групповой работы.
Признавая интерактивный подход перспективным направлением в современной дидактике, исследователи отводят данному взаимодействию всех субъектов образовательного процесса роль фактора, повышающего эффективность обучения общению на иностранном языке.
Среди средств интерактивной коммуникации выделяют средства синхронной коммуникации и средства асинхронной коммуникации. К последним относятся подкасты
Слово подкаст (podcast) происходит от слов iPod (mp3-плеер фирмы Apple) и broadcast (повсеместное широкоформатное вещание). Таким образом, термин «подкастинг» приобрел следующее значение: «это способ распространения звуковой или видеоинформации в Интернете». Подкастинг означает одновременно производство и предложение подкастов. Это выгодная альтернатива аутентичным методам преподавания, доступная в любое удобное для слушателя время. Свои подкасты предлагают сегодня наряду с обычным вещанием радио и телестанции, печатные издания, сайты институтов, университетов, образовательных центров, а также подкаст-терминалы.
Выделяют три типа подкастов: аудио-подкаст, видео-подкаст, скринкаст – новая технология, ощутимо упрощающая обучение людей через Интернет. Суть скринкаста заключается в том, что с помощью специальной программы записываются действия на экране компьютера вместе с аудио-комментариями. Примером скринкаста являются вебинары.
Следует отметить, что использование подкастов прежде всего влияет на совершенствование умений говорения и аудирования. Доктор педагогических наук Сысоев Павел Викторович в своей статье «Подкасты в обучении иностранному языку» [20] выделяет алгоритм развития данных умений, состоящий из 3 этапов и 11 шагов.
Этап I. Установочный.
Шаг 1. Установка и планирование работы.
Шаг 2. Знакомство с правилами размещения подкастов на сервисе подкастов и с правилами размещения комментариев для организации Интернет дискуссии.
Шаг 3. Создание учителем страницы подкастов по определенной теме для учеников.
Этап II. Процессуальный.
Шаг 4. Создание учащимися текста подкаста.
Шаг 5. Обсуждение и внесение изменений в текст подкаста.
Шаг 6. Запись подкаста.
Шаг 7. Прослушивание (просмотр) подкастов учащихся.
Шаг 8. Сетевое обсуждение подкастов.
Шаг 9. Обсуждение подкастов в классе.
Этап III. Оценочный.
Шаг 10. Оценка.
Шаг 11. Самооценка.
Как показывает предлагаемый алгоритм действий обучающихся и преподавателя, достаточно большой объем учебной деятельности осуществляется учениками самостоятельно. Данная методика сокращает учебные часы на работу непосредственно в классе и формирует у обучающихся умение самостоятельного проведения учебной деятельности и создание собственной индивидуальной траектории для изучения иностранного языка.
Существует огромное количество подкастов для изучения английского языка, которые озвучиваются носителем данного языка или учителем с многолетним стажем работы. Самыми эффективными среди них являются:
1. BBC Learning English Podcast. Преимущество данного подкаста состоит в том, что продолжительность составляет всего 6 минут, легко воспринимается на слух (внятная речь, средний темп). Несмотря на то, что в аудиозаписях используется довольно сложная лексика, к каждому подкасту прилагается транскрипт. Если возникает сложность восприятия на слух, текст может быть перед глазами.
2. AudioEnglishPodcast. Этот подкаст может быть полезен как только начинающим изучать язык (English for Beginners), так и тем, кто его совершенствует (раздел Practical English). Такжеестьвозможностьвыбратьинтересующуютему (Travel English, Telephone English, Banking English, Accounting English).
3. Luke's ENGLISH Podcast. Люк – квалифицированный учитель английского языка из Лондона с опытом преподавания 14 лет. Он старается приглашать на свой подкаст друзей и родственников, чтобы мы могли слышать спонтанный диалог носителей языка. Люк часто разряжает обстановку шутками, иногда придумывает и включает игры, чтобы интереснее освятить тему. В основном аудиозапись длится больше часа, ее можно слушать во время прогулки или поездки. Особенно такой подкаст будет полезен для студентов, изучающий английский язык, так как развиваются слуховые навыки.
Популярный ресурс YouTube является одним из наиболее важным и доступным средством реализации интерактивного подхода при обучении, Пользователи могут заниматься подкастингом, или же, наоборот, находить нужные им видео материалы. Нами предоставлена номенклатура наиболее используемых, по количеству подписчиков, YouTube каналов, каждый из которых насчитывает более 500 тысяч подписчиков, которые могут быть использованы в процессе изучения английского языка:
English with Jennifer. Более 400 обучающих видео от настоящего английского преподавателя. Грамматика, произношение, аудирование, тесты, примеры, задания. Уроки строятся от простого к сложному и проводятся в спокойном темпе.
Puzzle English. В роликах преподаватели разбирают применение различных идиом, поведение в реальных жизненных ситуациях, интересные примеры и необычные исключения из правил. Многих пользователей привлекает разбор интересных выражений из модных песен, передач и сериалов.
EngVid. Это один из крупнейших каналов по количеству имеющихся здесь роликов. На данный момент EngVid содержит более 900 видео, озвученных одиннадцатью разными преподавателями. Каждый из них длится 5–10 минут и посвящён одной теме, связанной с актуальными новостями, жизненными ситуациями, интересными фактами. Есть также грамматические уроки.
Следует отметить, что данный Интернет – ресурс содержит в себе преимущественно любительские подкасты. Однако профессиональные подкасты можно найти на Интернет – ресурсе «Российской электронной школы». Лучшие педагоги России объясняют материал доступно и понятно, используя интерактив в своих видео, тем самым притягивая внимание учеников.
С целью выявления заинтересованности учителей в использовании подкастов в образовательном процессе был проведен опрос среди педагогов школ города Вичуги. В опросе приняли участие 9 педагогов МБОУ СОШ № 6, МБОУ СОШ № 10, МБОУ СОШ № 11, МБОУ СОШ № 13, МБОУ СОШ № 17 городского округа Вичуги. Проанализировав данный опрос, мы пришли к выводу, что современные педагоги активно используют Интернет-ресурсы на уроках английского языка. Подкасты являются нововведением в образовательном процессе, но, тем не менее, многие педагоги уже обратили внимании на эту Интернет-технологию.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что одно из новейших средств обучения 21 века – подкаст – не только способствует более легкому восприятию материала, повышению интереса к иностранному языку, разнообразию форм и методов преподавания, но и повышает компетентность педагога при выборе и отработке материала и воспитывает в учениках способность ориентироваться в огромном мире сети Интернет.
Следует отметить, что не стоит забывать о роли самого педагога в образовательном процессе. Ведь только компетентный в ИКТ учитель, желающий использовать всевозможные Интернет – ресурсы, способен грамотно и продуктивно организовать процесс обучения. И любой желающий, будь то сам педагог, родитель или учащийся, имеет доступ к видео материалом. Тем не менее, осведомителем, в этом случае, должен выступать именно педагог.
При правильном применении новейших Интернет – технологий в образовательном процессе повысится эффективность обучения, и достижения поставленный результатов будет осуществляться на более высоком уровне.
Список литературы
Ваулина Ю.Е., Дули. Дж. Учебник «Spotlight» 7-е изд. - М.: 2016. - 164 с.
Видеохостинговая компания «YouTube» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/ (дата обращения: 14. 02.2020)
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык : пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2002.
«Российская электронная школа» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://resh.edu.ru/(дата обращения: 14.02.2020)
Сысоев П.В. «Подкасты в обучении иностранному языку» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/podkasty-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 14.02.2020)
Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013б. № 4 (24). С. 121-131.