ПОЧЕМУ НУЖНА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ: МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОЧЕМУ НУЖНА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ: МНЕНИЕ УЧЕНИКОВ

Гурова К.А. 1
1Сергиево Посадский гуманитарный колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сначала о междисциплинарном обучении.Любая система обучения направлена на достижение определенных целей и ряда конкретных задач, что позволяет охарактеризовать ее принципиальные особенности. Среди подразумеваемых целей и задач всегда есть главные и второстепенные, выделив которые, можно определить сущность или ядро системы.

Характеристикой традиционной системы обучения в школе выступает триада «знания, умения, навыки», что определяет «знаниевую» сущность или доминанту такого обучения.

Характеристикой междисциплинарного обучения выступает «всемерное поощрение и развитие познавательной или исследовательской активности» ребёнка. Задача педагога– не погасить искру исследования, которая присуща каждому здоровому ребенку. Ребенок, наученный добывать знания и применять их в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, способен справиться с трудностями системы обучения среднего и старшего звена.

Цели и задачи Междисциплинарного обучения:

1.Создать условия для раскрытия и развития индивидуальности ребёнка.

2. Создать условия для развития творческих возможностей.

3.Развитие целостного миропонимания.

4.Развитие всех видов мышления и способности к решению проблем.

5.Развитие способности к самостоятельным исследованиям, умению работать совместно.

6.Развитие способности к самопознанию, формирование положительной «я - концепции», и понимания ценности и уникальности другого человека.

Методы построения междисциплинарного обучения:

1.Обучение через собственное исследование, т.е. обучение носит творческий характер (нет готового образца).

2.Обучение без образца основано на собственном открытии знаний об окружающем мире.

Снижение интереса к обучению, показателей интеллектуального и творческого развития детей, начинающих учиться в школе, вызывает тревогу у педагогов и психологов разных стран. Важнейшим звеном в решении этой проблемы является создание специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям учащихся.

В связи с этим несколько лет назад началась разработка программы обучения, содержание которой основано на:

- изучении глобальных, основополагающих тем;

- интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний;

- использовании принципа междисциплинарности;

- рассмотрении задач "открытого типа ", т.е. не имеющих единственного и окончательного решения;

- соблюдении принципа высокой степени насыщенности содержания.

Методы обучения, предлагаемые программой должны развивать: продуктивное мышление высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно логического мышления и способности к разрешению проблем), способности к исследовательской работе, обеспечивать самостоятельность в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником), стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, поощрять создание работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм, развивать способности детей к самопознанию и самопониманию, воспитывать у детей уважение к индивидуальным особенностям каждого человека.

Междисциплинарное обучение позволяет связать общей нитью многочисленные учебные предметы, обеспечивая тем самым цельность содержания обучения и формирование у учащихся целостной картины мира. При этом сами учебные предметы не исчезают, не теряют своей специфики, а вносят лишь свой вклад в открытие и доказательство междисциплинарной идеи.

Данная модель обучения дает ключ к созданию системы развивающего обучения детей, а не просто отдельного курса развития, так как открывает общий принцип построения содержания обучающих программ.

Обучение по междисциплинарной программе:

• способствует развитию интеллектуальных и творческих возможностей детей,

• способствует развитию абстрактного мышления и речи,

• позволяет сохранить высокий уровень мотивации к обучению, творческим и исследовательским формам работы,

• формирует стремление к построению целостной картины мира,

• позволяет развивать любознательность детей, легкость общения.

Теперь о межпредметных связях. Межпредметные связи – это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях. Межпредметные связи рассматривались в различных аспектах – философском, психологическом, общепедагогическом, что и породило различные подходы к их классификации. Из известных классификаций межпредметных связей наиболее полная дана в работе В.А. Скакуна, который делит межпредметные связи на четыре типа: по содержанию изучаемого материала, по формируемым умениям, по методам, средствам обучения и по методам воспитания.

Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями. Наличие межпредметных связей в учебных программах позволяет создать у учащихся младшей ступени обучения представления о системах понятий и универсальных законах, а у учащихся старшей ступени об общих теориях и комплексных проблемах. Например, математическими понятиями приходится оперировать на уроках по физике, преобразовывая формулы, решая физические задачи. Знание математики необходимо и при изучении химии. Математика, физика и химия широко используется при изучении основ производства.

Межпредметные связи повышают уровень научности обучения и его роль в формировании научного мировоззрения учащихся. Существуют различные виды межпредметных связей:

1. Фактические связи – связи между учебными дисциплинами на уровне фактов.

2. Понятийные связи – направленные на формирование понятий, общих для родственных дисциплин.

3. Теоретические связи – система научных знаний в определённой предметной области.

4. Философские связи, отражающие категории материалистической диалектики.

Функции межпредметных связей.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у школьников диалектико-материалистических взглядов на природу и общество, современных представлений об их развитии. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учеников, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учеников, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы и общества. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания учеников в процессе обучения. Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Значение межпредметных связей. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

Трудности, возникающие при реализации межпредметных связей.

1. Несогласованность терминологии, обозначений и в некоторых случаях нюансов в трактовке общих для различных курсов понятий.

2. Не всегда правильно оценивается роль изучаемого предмета в формировании у учеников умений и навыков, необходимых для смежных предметов.

3. При обучении дисциплинам довольно часто не используются понятия, сформированные при изучении других предметов.

Межпредметные связи дисциплины «русский язык».

Коммуникативно-речевой межпредметный материал русского языка проявляется в общности навыков правописания и речевых умений. Это общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений, и работа над связной речью учащихся. Например:

в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль, описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис.

Обратимся к другим предметам.

В географии: описание географических объектов, составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д..

В химии: объяснение химических явлений, протекающих в природе, лаборатории, производстве и в повседневной жизни.

В математике: несложные доказательства с опорой на известные определения и теоремы и т.д..

В биологии: характеристики органов, тканей и систем органов и т.д..

В литературе: рассуждение о поступках героев и т.д..

В изобразительном искусстве: устное описание содержания и художественных средств произведений живописи и т.д.

Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами.

Межпредметные связи в обучении математике.

Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения, астрономии и др.).

В курсе алгебры 7-9 классов последовательность расположения тем обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. Например, при изучении равноускоренного движения используются сведения о линейной функции, при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости. При изучении физики целенаправленно применяются понятия пропорции, вектора, производной, функций, графиков и др. Знания о процентах и умения решать уравнения используются в курсе химии. Таким образом, начиная изучать новый предмет, ученики уже имеют необходимый математический аппарат для решения задач из смежных дисциплин.

Межпредметные связи на уроках окружающего мира.

На уроках окружающего мира появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Межпредметные связи на уроках английского языка

Английский язык и литература.

Знакомство с известными зарубежными писателями и поэтами, чтение стихов и художественных текстов, перевод и анализ текстов, цитирование пословиц и изречений, формулирование главной мысли и прочее – все это связывает предмет «иностранный язык» с литературой.

Английский язык, история, география.

Невозможно изучение иностранного языка без интеграции с географией и историей. Тесная связь с этими предметами прослеживается при изучении тем страноведческого характера. Ребята знакомятся с историей, географическим положением, климатом, политическим устройством, экономикой стран изучаемого языка, с биографиями исторических и политических деятелей, великих путешественников, композиторов, ученых, спортсменов.

Основная задача преподавателя в этом случае сводится к тому, чтобы представить данную информацию учащимся в интересной и максимально доступной форме.

Английский язык и музыка.

Этапы работы над песнями:

–объяснение грамматического материала, на котором строится песня; демонстрация песни;

–разбор песни по логическим и смысловым фразам;

–пение песни вместе с учителем;

–игры, направленные на запоминание текста песни;

–творческое задание.

Дети, обучающиеся по программе междисциплинарного обучения, более эффективно осваивают каждый предмет; при этом решаются задачи развития рефлексии, логического мышления, формирования навыков учебной деятельности. Значительному большинству нравится доказывать или опровергать идеи, которые предлагает учитель, изучать проблему с разных сторон, оценивать разные факты, идеи и решения с помощью различных критериев. Учащимся нравится, когда есть возможность самим сформулировать проблему для изучения на уроке или дома, самостоятельно искать необходимую информацию. Учащиеся с интересом воспринимают групповую и проектную формы работы на уроке.

Список литературы:

Иноземцева К.М., Купченко А.К. Интегративность и междисциплинарность как основа преподавания иностранного языка в профессиональных целях.//журнал «Иностранные языки в школе» 2013.

Сенашенко В.С. Междисциплинарность образования как отражение многообразиця окружающего мира.//журнал «Университетское управление6 практика и анализ», Том 21, №1, 2017.-С.88-94.

Тоболкина И.Н., Черепанова Т.Б. Стратегии междисциплинарного обучения: размышления, опыт, практика: Учебное пособие. - Томск, «Томский ЦНТИ», 2006.- 180 с.

Тоболкина И.Н. Междисциплинарные стратегии как эффективный подход к реализации задач модернизации образования (опыт Областного научно-практического центра «Дарование»)//«Одаренный ребенок»: Научно-практический журнал/Под ред. Е. Ивановой, Д.Б.Богоявленской. - М.: ООО «Связь-Принт», 2004. – №6.

Тоболкина И.Н. Управление внедрением междисциплинарного обучения //Стратегия междисциплинарного обучения: Материалы I Областной научно-практической конференции. – Томск: Томский ЦНТИ, 2005. – 184 с. – С.14 – 25.

Просмотров работы: 825