О приемах рефлексии для учащихся младших классов на уроках английского языка - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

О приемах рефлексии для учащихся младших классов на уроках английского языка

Гудкова Л.В. 1, Федоров Я.Р. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во многих современных психологических и педагогических словарях определению «рефлексия» предлагаются отличающиеся друг от друга понятия. Если психологические словари описывают рефлексию как процесс самопознания, то педагогические рассматривают рефлексию как осмысление собственного опыта с целью оценки и обоснования своих убеждений и появления нового понимания своей действительности [1, 13].

Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев трактуют рефлексию как компонент структуры деятельности, в результате которой любой материал может быть подвергнут анализу, синтезу и в результате объективной критики переоценен [3, 9].

Формирование и развитие рефлексии представляет собой долгий и сложный процесс. Становление рефлексии происходит в младшем школьном возрасте, когда у детей развивается учебная деятельность, и она становится важной областью их развития. Именно в этот период наблюдается появление первых признаков понимания своего места в системе социокультурных отношений, формируются начальные навыки анализа своей деятельности.

В методической литературе выделяют несколько видов рефлексии.

С точки зрения содержания выделяют символическую, устную и письменную. Символическая рефлексивная деятельность – умение выразить свои мысли и чувства с помощью вспомогательных материалов, таких как карточки, жесты, иллюстрации. Под письменной рефлексивной деятельностью понимается полный письменный отчет об отдельном уроке, либо событии, способном вызвать интерес обучаемого и стимулирование его умственной деятельности. Как правило, она может быть уместной только по окончанию изучения большой темы или целого раздела учебного пособия. Устная рефлексивная деятельность – способность индивида точно описывать испытанные эмоции и связно выражать их в устной речи [12].

С точки зрения формы деятельности рефлексия подразделяется на индивидуальную, фронтальную, коллективную и групповую [3].

С позиции целеполагания выделяют эмоциональную рефлексию, рефлексию деятельности, рефлексию содержания учебного материала [10].

Благодаря эмоциональной рефлексии учитель может выявить настроение и эмоциональное восприятие учебного материала. Примером могут служить следующие варианты ответов: весело/ грустно, скучно/ занимательно, понравилось/ не понравилось. Проведя такой опрос, учителю становится возможно четко определить превалирующее настроение в отдельно взятом классе. Классическим примером является использование картинок тучки и солнышка: обучаемым предлагается нарисовать тучку, либо солнышко, и в зависимости от их процентного соотношения выявить, насколько радостным было настроение младших школьников на уроке. Эмоциональную рефлексию рекомендуется проводить по завершению этапа урока – к примеру, сразу же после объяснения нового материала, или после его закрепления. Конечно же, ее можно проводить и в начале урока, но целью здесь служит установление позитивного эмоционального контакта с обучающимися, настраивание их плодотворное изучение материала. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «What do you feel? In what mood are you?» Обучающиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на позитивное восприятие изучаемой темы.

Благодаря рефлексии деятельности обучающиеся осмысливают виды и способы своей работы с учебным материалом, анализируют свою активность и находят свои слабые места. В качестве примеров рефлексии деятельности мы предлагаем использовать следующие хорошо известные приемы:

В начале урока можно раздать на каждую парту по заготовке «дерева успеха», каждый пропуск на котором нужно заполнять листочками разных цветов в зависимости от степени осознания и успешности выполнения предложенного задания. Обучающиеся будут заинтересованы в успешном выполнении предложенных заданий, поскольку мы внедряем элементы игровой деятельности, тем самым одновременно разбавляя и усиливая их новую ведущую – учебную.

Сходным раздаточным материалом является «лесенка знаний» - постепенно по мере успешного выполнения предложенных заданий ученик передвигает своего аватара все выше и выше на одну цену деления за одно правильно выполненное задание соответственно.

Чтобы обучающиеся поняли содержание изученного материала, а учитель оценил эффективность как их, так и собственной работы на уроке, предлагается проводить рефлексию содержания материала. Идеальным условием является наличие интерактивной доски, но в условиях ограниченности ресурсов для успешного проведения такой рефлексии сгодится и обыкновенная доска. Ее необходимо подготовить заранее на обратной стороне и показать лишь в момент непосредственного процесса.

Учителю предлагается приготовить шаблоны предложения, чтобы обучающиеся могли дополнить их. Выигрышным вариантом является симуляция очертания облака, в котором написано следующее: «I wantI canI understandI am surprised byIt is a surprise that…», подобных заготовок может быть сколько угодно, в данной работе мы приводим лишь часть из них. Обучающиеся могут закончить предложения как письменно, так и устно, каждый из вариантов имеет свои преимущества: устный ответ может породить дискуссию, в ходе которой ученики смогут сделать экскурс по изученному материалу, передать недостающую, неусвоенную информацию от более успешных обучающихся их одноклассникам.

Рефлексию содержания материала можно проводить также следующим образом: ученикам предлагается подчеркнуть/ обвести самые красивые буквы, самые трудные на их взгляд буквы, не имеющих аналогов в родном языке, другим цветом выделить знакомые, простые, имеющие аналогию, схожие по звучанию и написанию. Такое же упражнение можно выполнять и со словами и впоследствии с целыми предложениями.

Хорошим примером также является графическая рефлексия. Нам также потребуется доска, на которой обучающиеся смогут отреагировать на проведение урока прикрепив свой магнитик в определенную графу таблицы: понял, не понял, иногда возникали трудности.

Расширенной версией является своеобразная анкета, составить которую можно вместе с обучающимися 3-4 классов, отвечать можно как индивидуально на раздаточном материале, так и поочередно работая с доской. В качестве примера мы приведем следующее:

Я понял предмет: а) полностью б) частично в) не совсем хорошо;

После занятия я…: а) испытываю усталость б) испытываю радость в) не испытываю эмоций;

Мне понравилось, как прошел урок: а) да б) нет;

Различных вопросов может быть столько, сколько учитель заложит для успешного проведения рефлексивной деятельности на уроке.

Рациональное распределение времени на уроке позволяет организовать интеллектуальную деятельность обучающихся. Рефлексия выступает не как самоцель урока, а как вспомогательный материал для совершения успешного акта коммуникации обучающегося с своим внутренним миров, подспорье для индивидуального развития, подготовка к реальной жизни в современном обществе. Не каждый урок может задействовать сразу все три вида рефлексивной деятельности, выбирать их количество и логичность использования следует ориентируясь на цели и задачи отдельно взятого урока в соответствии с календарно-тематическим планированием.

С точки зрения методологии сотрудничество с зарубежными методистами позволило иметь аутентичный материал для использования на уроках при изучении английского языка, с другой стороны, специфика российской культуры и российских ценностей отражены в данном учебнике. Рефлексивная деятельность представлена ненавязчиво и чрезвычайно лаконично, чередование уроков рефлексии и уроков изучения нового материала дает широкое поле для выбора индивидуальных стратегий проведения как самой рефлексивной деятельности, так и адекватных способов рефлексии в зависимости от типа задания, и его хронологического расположения в курсе урока.

Эмоциональный отклик, возникающий в силу применения рефлексивной деятельности позволяет эффективно вовлечь обучающихся в коммуникацию на английском языке и провести обмен мнениями по интересующему вопросу.

Популяризация рефлексивной деятельности среди учителей английского языка является актуальным аспектом современной российской системы образования. Благодаря активному сотрудничеству с зарубежными методистами, постепенным вводом обязательных экзаменов по иностранным языкам, (наиболее распространенным английским) современная российская система образования сможет обеспечить рынок труда специалистами с хорошим знанием иностранного языка и сформированной второй языковой личностью. Жизненная позиция современного мира показывает, что рефлексивная деятельность присутствует не только как элемент усвоения английского языка в условиях обучения в начальной школе, но как умение провести самооценку в любой деятельности, затрагивающей интеллектуальные и эмоциональные ресурса человека.

Нам удалось выяснить, что изучение рефлексии как механизма самоорганизации, самопознания и закрепления изученного материала, заложенное в трудах Л.С. Выготского и получившее развитие в исследованиях психологов и педагогов современности, приобретает все большую актуальность в настоящее время, когда требования к организации учебной деятельности претерпели изменения.

Рефлексия является основой формирования у обучающегося младшего школьного возраста умения поиска здравого смысла, принятия объективного и логичного решения с учетом как своей точки зрения, так и других мнений; способности отказаться от собственных предубеждений, выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Учитывая специфику обучения английскому языку, современный педагог не может успешно работать без использования приемов рефлексивной деятельности.

Бесспорно, представить изучение английского языка на раннем этапе обучения без рефлексии представляется невозможным. Во многом она позволяет внедрять элементы игровой деятельности в учебный процесс, что позволяет снять стресс у обучающихся младшего школьного возраста. Мы отмечаем, что в современности рефлексия образовательном процессе еще не до конца установилась как обязательный элемент, потребуется еще несколько лет, чтобы подавляющее большинство педагогического состава признала эффективность и целесообразность использования приемов рефлексивной деятельности на уроках иностранного языка.

Использованная литература

Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, ОЛМА-ПРЕСС СПБ, 2003.

Венгер А.Л, Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников М.: ВЛАДОС, 2013.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1926

Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребёнка. М., 1928.

Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова Психология и педагогика обучения дошкольников. Изд-во «Мозаика-Синтез» 2007.

Громова О. Критическое мышление: как это по-русски? //Первое сентября, 16 января, 2001. С.3

Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. — 423 с.

Л.И Божович, Л.С. Славина, Психологическое развитие школьника и его воспитание Изд-во: М.: Знание, 1979 г.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 1959.

Леонтьев А. Н.  и современная психология: Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — М.: МГУ, 1983

Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие / Е.И. Исаев, В.И Слободчиков – М.: Изд-во ПСГТУ, 2013.

Рубинштейн С.Л. Основы психологии. Пособие для высших педагогических учебных заведений. 1935.

Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь, Издательство Феникс, 2009.

Английский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /[Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс] – М.: ExpressPublishing : Просвещение, 2012.

Просмотров работы: 100