Формирование цифрового контроля качества пищевых продуктов в России - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Формирование цифрового контроля качества пищевых продуктов в России

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наше время, в связи с развитием рынка, появилось множество новых продуктовых товаров. Государство понимает важность контроля за производством и оборотом этой продукции. Однако, в связи с тем, что сейчас не практикуется государственная монополия на производство продуктов, появилось множество контрафактных производств. Контрафактные и фальсифицированные продукты являются настоящей угрозой для экономической безопасности Российской Федерации в целом и её отдельных граждан. По официальным данным Роспатента, оборот всей поддельной продукции, включая товары народного потребления, на российском рынке составляет 80–100 млрд. руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн. рабочих мест, а госбюджет — 30 млрд. руб. [1].

С появлением контрафактной продукции добросовестный производитель несёт большие потери: уменьшается число лояльных к его товарам потребителей, снижается эффективность рекламных компаний, и в конечном счёте происходит снижение стоимости акций кампании.

Обезопасить свой бренд от распространения на рынке контрафакта и фальсификата сегодня можно, только обратившись за помощью экспертов по безопасности, имеющих солидный опыт и широкий инструментарий для предотвращения кражи интеллектуальной собственности и выявления подделок на самых ранних стадиях. Такой комплекс мер, который включает контрольные закупки, поиск распространителей контрафактной продукции, поиск предприятия-производителя требует вложения огромных материальных и интеллектуальных средств кампании.

По нашему мнению, наиболее эффективным средством контроля качества пищевых продуктов является внедрение цифровых средств контроля. Данное предложение может быть реализовано путём создания электронной системы контроля, на основе уже действующей ЕГАИС.

ЕГАИС – это единая государственная автоматизированная информационная система, действующая в сфере контроля алкогольных напитков.

Рассмотрим механизм функционирования ЕГАИС. Производитель, организация или импортер обязан снабдить каждый товар маркой, которая будет содержать уникальный код ЕГАИС. После этого, когда продукт поступает на реализацию, все данные по товарам вносятся в реестр системы. После того как партия была передана, контрагент также обязан внести информацию в систему [2].

Если оптовая база передает продукт в точки реализации, то она обязана занести в ЕГАИС информацию о том, кому она продала товар. После этого, когда продавец будет продавать продукцию, на чеке будет отображаться QR-код, позволяющий покупателю проверить приобретенный товар с помощью системы [3].

Важно упомянуть и о том, какое оборудование понадобится для нормальной работы системы. На каждом предприятии должны быть установлены программно-технические комплексы, которые способны печатать штрих-код.

В розничных сетях должен быть установлен следующий набор:

– Сканер 2D-кодов;

– Установленный программный модуль ЕГАИС;

– Кассовое ПО, совместимое с софтом ЕГАИС;

– Интернет;

– Усиленная квалифицированная электронная подпись, для создания которой используются криптографические средства.

Данный набор устанавливается на каждое подразделение. В среднем стоимость комплекта на одну торговую точку составляет 80000 рублей.

Данная система показала хорошую эффективность. Так, с 2016 года к ней было подключено более 800 тыс. кассовых аппаратов. За это время была заблокирована продажа более 23 млн. единиц нелегальной алкогольной продукции. Вместе с этим, онлайн-контроль не допускает реализацию продукции в запрещённое время.

Поэтому, данный механизм, по-нашему мнению, позволит организовать цифровой контроль пищевых продуктов.

Вместе с этим, предлагается внедрение сертификации и маркировки органической продукции. Так, с их помощью производители предоставляют убедительные доказательства того, что их хозяйство и продукция соответствуют всем требованиям органического земледелия и животноводства. Такие строгие правила позволяют рынку контролировать недобросовестных производителей, а покупателю — быть уверенным в пользе и качестве продукции.

С 1 января 2020 года вступит в силу федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вводит понятия органической продукции и её производителей, а также регулирует нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации такой продукции [4]. В перечне требований к выпуску органической продукции 11 пунктов [5].

В настоящее же время надписи на упаковках «ЭКО», «Натуральный продукт», «Органик» и т.п. никем и ничем не регулируются, являясь зачастую маркетинговым ходом производителей, и не имеют отношения к реальному качеству упакованного продукта.

Соответственно, мы предлагаем ввести дополнительную маркировку пищевых продуктов при использовании на производстве продуктов питания:

а) Химических удобрений – маркировка «ХимУдо»;

б) Синтетических веществ (используемых при обработке и других стадиях производства, кроме удобрения) – маркировка «СинтВещ»;

в) Продуктов нефтепереработки – маркировка «НефтьПрод».

Вместе с этим, ввести уровни сертификации:

а) Уровень 100% натуральный продукт;

б) Натуральный продукт 2 класса, содержащий не менее 92% сырья, имеющего органическое происхождение;

в) натуральный продукт 3 класса, содержащий не менее 75% сырья, имеющего органическое происхождение.

Нелегальная деятельность по организации импорта и торговли контрафактной продукцией ведет не только к большим издержкам легальных участников рынка, но и к снижению их репутации и рейтинга у потребителей. Потребители покупают товары сомнительного качества, не отвечающие заявленным свойствам, а иногда — представляющие большую опасность для их здоровья. Физический вред, причиняемый в результате потребления таких товаров - огромная проблема для добросовестных и легальных участников рынка и государства в целом. Таким образом, разработанные механизмы позволяют избежать больших денежных потерь.

Список литературы:

Кезик И. В России хотят создать бензиновую ЕГАИС // сайт СМИ «Известия» (https://iz.ru/news/614180). Просмотрено: 18.11.2019.

Копылов К. Алкоголь – в рамках закона // Вечерний Оренбург №10. 11 октября 16 года.

Кулистикова Т. В России принят закон об органической продукции // сайт журнала «Агроинвестор» (https://www.agroinvestor.ru/markets/news/30197-v-rossii-prinyat-zakon-ob-organicheskoy-produktsii/). Просмотрено: 20.11.2019.

О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2008 году. Аналитический доклад / под ред. д-ра юрид. наук В.Н.Лопатина, М., РНИИИС, 2009, 325 С. — http://www.rniiis.ru

Путин подписал закон об органической продукции // сайт СМИ «ТАСС» (https://tass.ru/ekonomika/5427883). Просмотрено: 19.11.2019.

1О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2008 году. Аналитический доклад / под ред. д-ра юрид. наук В.Н.Лопатина, М., РНИИИС, 2009, 325 С. — http://www.rniiis.ru

2 Копылов К. Алкоголь – в рамках закона // Вечерний Оренбург №10. 11 октября 16 года.

3 Кезик И. В России хотят создать бензиновую ЕГАИС // сайт СМИ «Известия» (https://iz.ru/news/614180). Просмотрено: 18.11.2019.

4 Путин подписал закон об органической продукции // сайт СМИ «ТАСС» (https://tass.ru/ekonomika/5427883). Просмотрено: 19.11.2019.

5 Кулистикова Т. В России принят закон об органической продукции // сайт журнала «Агроинвестор» (https://www.agroinvestor.ru/markets/news/30197-v-rossii-prinyat-zakon-ob-organicheskoy-produktsii/). Просмотрено: 20.11.2019.

Просмотров работы: 16