Организация групповой работы на уроках английского языка в средней школе - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Организация групповой работы на уроках английского языка в средней школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современный урок английского языка является одной из самых обсуждаемых тем и предметом многочисленных дискуссий в наше время.

Учащиеся должны научиться самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции. В этой связи универсальные учебные действия, связанные с коммуникацией, выступают в качестве важного компонента в развитии умения устанавливать необходимые контакты, ведь основной целью обучения иностранному языку является обучение коммуникации на иностранном языке, что является важной целью на всех этапах изучения иностранного языка.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта к формированию коммуникативных универсальных учебных действий и осуществлению личностно-ориентированного подхода предполагают использование форм работы на уроке, способствующих «активизации» ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности.

Одним из способов «активизации» учащегося является групповая форма социального взаимодействия.

Несмотря на растущую популярность использования групповой формы работы на уроках английского языка в школе, в настоящее время наблюдается дефицит упражнений, связанных с организацией групповой формы, в современных учебно-методических комплексах, вследствие чего наблюдается недостаточная сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся.

Современное обучение иностранному языку - это обучение общению, обучение в процессе общения и, прежде всего, общения учащихся друг с другом [4]. Эффективность современного урока английского языка в настоящее время во многом зависит от подхода учителя к его организации и от тех форм социального взаимодействия, которые он выбирает для своего урока. Принято выделять четыре основные формы социального взаимодействия на уроке - фронтальную, индивидуальную, парную и групповую. Стоит отметить, что каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки, тем не менее, при разумном применении всех этих форм можно достичь высокой эффективности работы на уроке.

Групповая работа относится к коллективным формам социального взаимодействия - ее характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися и их совместная согласованная деятельность. Согласно определению Е.Н. Щурковой, «групповая работа – это организованное взаимодействие двух или более индивидов как совокупного субъекта с миром, объединенных единой целью и совместными усилиями по ее достижению» [5].

На уроке групповая работа привносит некую новизну в организацию урока и способствует развитию и улучшению отношений учащихся друг с другом, а на уроке английского языка способствует получению необходимых навыков коммуникации.

Можно выделит несколько основных преимуществ применения групповой формы социального взаимодействия на уроках английского языка:

• в процесс обучения вовлекаются все учащиеся;

• в процессе речи происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

• повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

• развивается самостоятельность и чувство ответственности;

• отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

• формируется адекватная самооценка личности;

• формируется социальная компетенция, навыки общения и навыки поиска компромиссов;

• обсуждение одной информации с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных связей, следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

При групповом обучении учащиеся приобретают и большую свободу действий. В группах создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся.

Тем не менее, у групповой формы работы есть свои недостатки, как и у прочих форм работы на уроке:

• «слабые» учащиеся могут быть пассивными при групповой работе, предоставляя всю работу лишь «сильным» учащимся;

• среди учащихся могут возникнуть конфликты из-за межличностных отношений;

• учителю сложно оценивать каждого члена группы;

• сложность в организации групповой работы как таковой.

Многие учителя отказываются от проведения групповой работы на уроках в пользу фронтальной формы работы ввиду сложности организации первой. Действительно, организация групповой работы требует от учителя глубокого изучения материала, отбора различных дополнительных материалов, которые будут впоследствии использоваться на занятии, составление и тщательная проработка руководств к выполнению заданий в рамках групповой работы, а также подходящей для групповой работы организации учебного пространства. Кроме того, именно на учителе лежит ответственность за определение состава отдельных групп: во-первых, он должен решить, по какому принципу учащиеся будут делиться на группы. Во-вторых, если учитель решает сам распределить участников групп, на нем также будет лежать ответственность за правильное распределение учащихся по группам – для совместной работы необходим примерно одинаковый темп, важно учитывать уровень успеваемости учащихся.

Таким образом, на этапе планирования учитель должен ответственно отнестись к проведению такой работы: определить цель и задачи урока, подобрать соответствующий теме материал, составить руководство к проведению групповой работы, организовать учебное пространство, распределить учащихся по группам.

Наиболее подходящей для организации групповой работы расстановкой парт является расстановка парт кластерами. Кластеры – это несколько парт (две, возможно, более), сгруппированные вместе [1]. При такой организации пространства дети занимаются вместе и ощущают общность группы, и даже всего класса. Такая расстановка способствует коммуникации учащихся, они чувствуют себя свободно и могут допускать ошибки, другие учащиеся могут исправлять ошибки сверстников. Учащиеся сплочены и чувствуют ответственность за свою группу. Они могут высказывать свои мысли и делать предположения.

Одним из самых важных этапов организации групповой работы является распределение учащихся на группы, ведь эффективность работы в группе будет целиком и полностью зависеть от правильности формирования групп.

Оптимальной величиной группы является 4-6 человек. При меньшем количестве участников работа в группе может оказаться неэффективной, а при большем количестве участников не все учащиеся будут принимать участие в обсуждении [3].

Существует множество способов деления учащихся на группы: группы могут быть гетерогенными и гомогенными, учитель может сформировать группы самостоятельно, либо предоставить учащимся возможность объединиться в группы по их желанию. Кроме того, учитель может прибегнуть к способу деления на группы путем случайного выбора, который, в свою очередь, имеет множество вариаций [2].

После распределения учащиеся занимают свои места, на что не должно отводиться большое количество времени.

Затем учитель объявляет тему, цель и задачи урока, обеспечивает учащихся необходимыми инструкциями, выдает материал и поясняет задания, которые тем предстоит выполнить. Его пояснения должны быть четкими и понятными для всех учащихся, для этого он может сопровождать пояснения примерами и иллюстрациями.

Перед непосредственным началом работы в группе учитель может распределить роли участников групп.

В немецкой методике выделяют следующие возможные роли участников группы:

1. Модератор – читает задание вслух и спрашивает учителя, если что-то непонятно. Он следит за тем, если участники группы предлагают хорошие идеи, а также следит за участием всех участников группы в обсуждении – у каждого должна быть возможность высказаться.

2. Ведущий протокол – записывает важную информацию, идеи участников так, чтобы это было понятно всем участникам группы, а также записывает общие решения группы.

3. Наблюдатель – отмечает, что вызвало трудности при работе в группе, либо какие ошибки были при обсуждении и работе в группе (недостаточный уровень владения речевыми навыками), а также то, что наоборот было хорошим в работе. Кроме того, он отмечает, с какими задания группа справлялась лучше, а с какими хуже.

4. Следящий за временем (таймменеджер) – следит за временем и предупреждает, когда время на выполнение задания вышло.

5. Докладчик (репортер) – представляет итоги работы группы перед классом. При оптимальном количестве участников группы репортеров может быть 2-3 человек [3].

При таком распределении ролей может возникнуть вопрос: кто же тогда будет работать над заданием, когда все роли распределены? Правильным ответом на этот вопрос будет «все участники группы». Распределение ролей в группе лишь предотвращает хаос при работе над заданиями, учащиеся знают, кто за что отвечают, но при этом каждый принимает участие в обсуждении заданий.

Помимо инструкций к выполнению заданий учитель также должен установить время выполнения каждого задания. Время является одной из ключевых проблем при организации групповой работы, так как темп работы у всех групп может быть разный, даже если учитель пытается сформировать группы по принципу схожести в темпе работы. Для такой проблемы существует выход – учитель может дать дополнительные задания группе, быстрее справившейся с работой.

Выделяют несколько методов работы в группе, соответствующие требованиям средней школы.

Самым популярным методом работы в группе является «мозговой штурм». Этот метод используется для генерации идей – перед учащимися ставится проблемный вопрос, который требует решения; «проблема» должна быть сформулирована четко и ясно [4]. Распределяются роли внутри группы, и учащиеся сосредотачиваются на «проблеме». После выработки коллективного решения, докладчики представляют результаты своей работы.

Одним из известных методов организации групповой работы является метод «снежного кома» - это такой вид работы в группе, которая начинается с индивидуального задания и постепенно перерастает в групповую работу [4]. Учащиеся начинают выполнять аналогичные задания индивидуально, затем их разбивают по парам, в которых происходит обсуждение задание и выбираются общие идеи, а затем парная работа переходит в групповую – две пары объединяются и обсуждают решения, из которых выбирается лучшее – оно впоследствии будет представлено в докладе о проделанной работе.

Учителями часто применяется такой метод, как «пазлы». Суть его заключается в том, что учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила свою часть темы. Таким образом, задача каждой группы заключается в том, чтобы собрать разрозненную информацию в единое целое [4].

В ходе работы учитель наблюдает за работой каждой группы, консультирует и стимулирует к работе. Кроме того, учитель может выбирать себе помощников – консультантов, которые будут помогать другим группам с возникшими у тех вопросами, что даст возможность одаренным детям проявить себя.

Подведение итогов может быть проведено по-разному: учащиеся-репортеры могут выходить и презентовать итоги работы в группе перед всем классом, в то время как остальные учащиеся слушают, дополняют и задают вопросы.

Немецкие методисты рассматривают такой метод, как «Wirbelgruppe» («смешанная группа») в качестве возможного варианта подведения итогов работы группы [3].

В ходе такого метода при подведении итогов участники одной группы отправляются в другие группы. Таким образом, образуются новые группы, а прежние, в свою очередь, смешиваются. В своей группе остается только лишь один из участников. Каждый из членов прежних групп представляет результаты своей группы.

На этапе оценивания учитель должен помнить, что при такой форме работы, как групповая сложно оценивать каждого участника в отдельности, поэтому выставляется оценка в общем за результаты групповой работы.

Организация групповой работы на уроке английского языка требует от учителя много сил и времени, а также знания многих особенностей ее проведения. Несмотря на то, что в современных учебно-методических комплексах по английскому языку наблюдается дефицит заданий, связанных с групповой деятельностью учащихся, учитель при должном желании и возможностях учитель может организовать групповую работу даже в рамках тех заданий, которые не предполагают этого.

Организация групповой работой на уроках английского языка в той же степени сложна, в какой и необходима при успешном овладении учащимися коммуникативной и социальной компетенциями – нельзя обойтись без групповой работы при организации уроков английского языка и тем более не стоит заменять ее наиболее популярной – фронтальной формой работы.

Список литературы и источников:

Classroom Management. Seating Arrangements / Режимдоступа: http://www.tesolclass.com/classroom-management/classroom-seating-arrangements/

Grouping Students / Интернет-ресурс «Skyteach». Режим доступа: https://skyteach.ru/2019/04/25/grouping-students/

Hermann Funk, Christina Kuhn, Dirk Skiba, Dorothea Spaniel-Weise, Rainer E. Wicke, Julia Ricart-Brede DLL 04: Aufgaben, Übungen, Interaktion. – 2014. – 184 c.

Старченко Д. В. Особенности групповой работы при обучении иностранному языку // Научная электронная библиотека «Киберленинка». – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gruppovoy-raboty-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku

Щуркова Н.Е. Программа воспитания / Н. Е. Щуркова. – Москва: Педагогическое общество России. - 2009. – 48 с.

Просмотров работы: 702