Актуальность: социальная адаптация личности является актуальной и одновременно одной из сложнейших проблем социальной психологии и педагогики, так как она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого личность приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.
В период всей жизни человека – с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма. Адаптация личности особенно молодого человека в обществе постоянных перемен затруднена, человек не успевает за стремительным ходом событий. Расширяется сфера дезадаптации. Молодые люди вынуждены ориентироваться на отдельные, хотя и важные жизненные перспективы; изменяются жизненные ценности.
Юность считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде [1, с. 230].
Ученический коллектив как модель общества характеризуется присущими обществу отношениями, атмосферой человеческих ценностных ориентаций. Поэтому ученический коллектив является органической ячейкой общества. При наличии благоприятной среды, в которой вращается ученик, наиболее полно развивается индивидуальность, творческие способности учащегося.
Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из возрастов, представляющий собой кризисный период становления личности. Характеризуется как, переломный, критический. Это определённый отрезок между детством и зрелостью. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение. Д.Б.Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей данного возраста становится общение со сверстниками.Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В общении со сверстниками отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремление к абсолютному взаимопониманию.
Физические, психологические и социальные перемены в своей жизни подросток стремиться обсудить с тем, кто переживает аналогичные чувства, т.е. со своими сверстниками. Круг ровесников играет основную роль в социально-психологическом развитии. В общении с ровесниками подросток испытывает себя и определяет, кто он есть. Фиксирует внимание на том, как он выглядит, какие черты характера делают его популярным в различных группах сверстников. Желание быть принятым, признанным, благодаря своим индивидуальным качествам. Собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительную область его жизни. Главная потребность подростка – найти своё место в обществе, быть «значимым».
Способность подростка адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нём зависит от многих индивидуальных его особенностей. Безусловно – это интеллект, коммуникативные склонности, внешность. Некоторые из них остаются неизменны – это темперамент. Успешность адаптации подростка определяется мерой соответствия особенностей его темперамента и условий его развития. Но изменения характеристик личности подростка могут ограничивать зону успешной адаптации к стабильным и ситуативным (стрессовым) факторам среды.
Исследование социальной адаптации подростков в условиях школы
Организация и методы исследования
Цель исследования – провести анализ социальной адаптации подростков в условиях школы.
Задачи:
1. Подобрать и модифицировать, в соответствии с целью и задачами работы, методики исследования социальной адаптации подростков в условиях школы.
2. Организовать и провести диагностическое исследование социальной адаптации подростков.
3. Провести анализ полученных данных.
Эмпирические методы исследования: тестирование, наблюдение.
Методы обработки и анализа результатов исследования: методы математико-статистической обработки результатов проведенного исследования
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научно-теоретической и методической литературы.
2. Обобщение научных и методических данных.
3. Диагностика социальной адаптации подростков.
4. Анализ, сравнение и обобщение полученных данных.
5. Математическая и статистическая обработка данных исследования.
В исследовании использовались следующие психодиагностические методики:
Методика 1.Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, другое название: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина
Ход исследования: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Методика 2. Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин)
Ход исследования:Отметь знаком «+» ту оценку некоторого свойства коллектива твоего класса, которая, по-твоему, является правильной. +3 – положительное свойство, описанное слева, проявляется в коллективе всегда; +2 – свойство, описанное слева, проявляется в большинстве случаев; +1 – свойство, описанное слева, проявляется достаточно часто; 0 – затрудняюсь ответить, т.к. противоположные свойства, описанные справа и слева проявляются одинаково часто; - 1 – отрицательное свойство, описанное справа, проявляется достаточно часто; - 2 – свойство, описанное справа, проявляется в большинстве случаев; - 3 – свойство, описанное справа, проявляется в классном коллективе всегда. Итак, оцени состояние вашего классного коллектива в баллах по следующим свойствам.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что процесс социальной адаптации является одним из важных этапов жизни подростка. Существует множество способов и методов, благодаря которым социальная адаптация существенно облегчается.
На социальную адаптацию влияет и образовательная ситуация, т. е. организуемое отношение между учениками, их знаниями и требованиями, которые предъявляет учитель на уроке, где надо разрешить некоторое противоречие.
Использование программ работы социального педагога, может значительно облегчить адаптацию школьников и работу педагогов.
Во второй части работы представлена экспериментальная работа по изучению социальной адаптации подростков в условиях школы.
В исследовании принимало участие 20 человек в возрасте 12-13 лет (9 девочек и 11 мальчиков), учащиеся 7-го класса.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика «Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности, другое название: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина»
Цель:Исследовать уровень тревожности учащихся.
2. Методика Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин)
Цель: Исследовать особенности социально-психологического климата в учебном коллективе.
В процессе диагностики было определенно:
-из 20 протестированных (100%), низкий уровень тревожности имеют 9 человек (45%); умеренная тревожность 5 человек (25%); низкая РТ, высокая ЛТ 1 чел. (5%); высокая РТ, умеренная ЛТ 1 чел. (5%); низкая РТ, умеренная ЛТ 2 чел. (5%); умеренная РТ, высокая ЛТ 1 чел. (5%); умеренная РТ, низкая ЛТ 1 чел. (5%).
-экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе (А.Н.Лутошкин) показала, что большая часть класса считает климат в коллективе достаточно благоприятным.
Процесс социализации подростка в школе протекает под организованным влиянием его педагогов (через воспитание) и на фоне активности в его совместной деятельности с учителями и учащимися. Воспитательный процесс в школе выполняет две задачи: во-первых, организует протекание процесса социализации, а во-вторых, он исключает влияние «стихийного элемента» Ученик учится сопереживать и устанавливать близкие теплые отношения. Социальные отношения - распределение ролей, статусные отношения в классе, школе. Школьник усваивает различные социальные роли, их содержание.
Основными механизмами социализации в школе являются «имитация», «идентификация» и «обучение».
«Имитация» определяется как осознанное или неосознанное стремление ученика копировать поведение учителей, перенимать определенные модели поведения. «Идентификация» - способ усвоения детьми школьного поведения, педагогических установок и ценностей как своих собственных»
Таким образом, социальная адаптация подростков, в условиях школы является важным этапом в жизни школьников.
Библиографический список
1. Андреева Г. Социальная психология. – М.: Изд. РГУ, 2004. – 230 с.
2. Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова - Мн.: НТООО ТетраСистемс, 2006. - 560 с.