Стратегическое государственное управление России и всех его регионов направлено на экономическое развитие и повышение качества жизни населения и Республика Мордовия находится в этом тренде. В Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З) сформулирована цель – повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения. В числе главных задач определены развитие базовых секторов специализации региона и формирование условий для появления новых секторов, реформирование рынка труда и рынка образовательных услуг, развитие пространственной организации региона, сохранение демографического и социального капитала [1, с.21].
Республика Мордовия относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В таблице 1 приведены основные социально-экономические показатели развития республики.
Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Республики Мордовия
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Численность населения на конец года, тыс. человек |
808,9 |
807,4 |
808,5 |
805,0 |
795,5 |
Коэффициенты естественной убыли(на 1000 человек населения) |
-4,3 |
-4,4 |
-4,28 |
-4,98 |
- 5,1 |
Коэффициенты миграционной прироста/убыли(за год на 1000 человек населения) |
-9,3 |
-8,4 |
5,6 |
0,65 |
-6,8 |
Валовой региональный продукт (в основных ценах; млрд. руб.) |
173,9 |
180,4 |
201,7 |
213,3 |
… |
Окончание таблицы 1 |
|||||
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Индекс физического объема ВРП (в постоянных ценах; в % к предыдущему году |
108,1 |
103,6 |
111,8 |
105,8 |
… |
Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, тыс. руб. |
16,1 |
17,5 |
17,8 |
18,1 |
18,6 |
Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума |
17,2 |
19,5 |
18,8 |
18,6 |
18,4 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
47,5 |
52,8 |
52,6 |
58,5 |
51,2 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году) |
86,1 |
100,5 |
99,6 |
111,4 |
87,5 |
Тенденции развития экономики региона можно оценить по динамике валового регионального продукта (ВРП) и инвестиций в основной капитал. Если по объему ВРП среди субъектов РФ Мордовия занимает лишь 64 место (за 2017 г.), то по темпам роста наиболее существенный показатель (более 10 %) был достигнут в 2016 г. За 2018 г. Республика Мордовия вошла в ТОП-8 регионов, где стабильно развивалась промышленность. По этому показателю Мордовия вошла в одну группу с такими субъектами, как Вологодская область, Московская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Инвестиции в основной капитал за 2014-2018 гг. выросли на 3,7 млрд. руб. или на 7,8 %, однако темп их роста в динамике неустойчив. К числу важнейших проблем республики относится снижение численности населения и высокий уровень демографической нагрузки на работающее население.
За анализируемый период сокращение численности населения произошло на 18,5 тыс. человек при этом среднегодовая естественная убыль составила 3,71 тыс. человек, а миграционный прирост составил за исследуемый период 380 человек населения. Следует констатировать, что регионы конкурируют между собой за человеческий капитал и миграционный прирост свидетельствует о росте конкурентных позиций по этому показателю. Процесс миграционного роста связан с возвращением на родину жителей Мордовии. Однако эта тенденция достаточно «вялая» и связана, в большей степени, с низкими среднедушевыми денежными доходами населения, по которым Мордовия занимала в 2018 г. 82 место, а по среднемесячной номинальной заработной плате работников организаций – 74 место в России [2]. Как видно из данных таблицы 1, доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в 2018 г. практически составляет 1/5 часть населения. Можно предположить, что это является результатом того, что качество жизни населения является не главной стратегической целью республики, а средством для повышения конкурентоспособности территории.
Рейтинговое агентство РИА Рейтинг ежегодно составляет рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, в котором по итогам 2018 г. Республика Мордовия заняла 60 место при интегральном показателе 30,176 баллов. В 2010-2017 гг. место республики колебалось от 71 место в 2011 г. (27,84 балла) до 58 в 2014 г. (34,567 баллов). В 2018 г. Мордовия находилась на 61 месте с интегральным показателем равным 29,112 [3]. По качеству жизни населения республика в 2018 г. заняла 44 место, улучшив данный показатель на 15 позиций по сравнению с 2016 г. [4].
Можно констатировать, что в республике активно реализуется политика по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности, которая оказывает влияние на темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности территории. В этих целях была разработана Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2021 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. № 183), в которой особое место отводится функционированию институтов регионального развития. Ключевыми направлениями их деятельности являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания в основных отраслях экономики. На наш взгляд, в процессе создания институтов регионального развития в Мордовии можно выделить 4 этапа: 2005-2009 гг., 2010-2014 гг., с 2015 г. по настоящее время. В республике первые институты развития были зарегистрированы в 2006 г., к ним относятся некомерческие организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» и «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия», а также государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» (табл. 2). В 2009 г. были созданы автономные учреждения «Технопарк-Мордовия» и «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». «Технопарк-Мордовия» можно считать самым масштабным и значимым инновационным проектом Республики Мордовия, количество резидентов, специализирующихся на электронном приборостроении, волоконной оптике и оптоэлектронике, энергосберегающей светотехнике, нанотехнологиях и композитных материалах, информационных технологиях и биотехнологиях постоянно возрастает.
В последние годы во многих регионах страны одним из самых заметных институтов стали корпорации развития, которые являются региональными операторами приоритетных инвестиционных проектов и их отличительной особенностью является решение не конкретного проекта, выполняющего конкретную цель, а решение более масштабных задач. В Мордовии такая организация создана в 2013 г. Это результат второго этапа формирования институтов развития в регионе.
Таблица 2 – Институты регионального развития в Республике Мордовия
Наименование института развития, год создания |
Субъекты деятельности |
Перечень услуг, предоставляемых субъектам деятельности |
НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия». Создан в 2006 г. |
Малые предприятия в научно-технической сфере, зарегистрированные в Республике Мордовия (организационные формы - ООО или ЗАО) |
Поддержка венчурных инвестиций. Финансирование проектов в области сельского хозяйства, промышленности, инноваций в научно-технической сфере. |
Государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия». Создан в 2006 г. |
Субъекты малого и среднего предпринимательства |
Консалтинг, информационная, организационная, методическая поддержка субъектов МСП |
Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия». Создан в 2009 г. |
Ведущие промышленные компании республики, внедряющие инновационные продукты и технологии |
Формирование научно-инно-вационной инфраструктуры, стимулирование научной и инновационной деятельности |
Автономное учреждение "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия". Создан в 2009 г. |
Субъекты малого и среднего предпринимательства |
Предоставления услуг по обеспечению доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам банков |
Инновационный территориальный кластер Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». Создан в 2013 г. |
18 участников, 13 из которых промышленные предприятия -производители источников света, световых приборов, электронных компонентов и автоматизированных систем управления освещением, 2 научные организации, 1 образовательное учреждение |
Удержание позиций региона на рынке традиционных источников света и осветительных приборов на их основе, освоение новых рынков инновационных продуктов, развитие кластерной структуры |
ООО «Корпорация развития Республики Мордовия». Создана в 2013 г. |
Субъекты хозяйственной деятельности республики |
Развитие промышленных парков, привлечение инвестиций, финансирование инвестиционных проектов, развитие механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционный маркетинг региона |
Агентство инновационного развития Республики Мордовия. Создано в 2014 г. |
Субъекты инновационной деятельности Республики Мордовия |
Содействие развитию инновационной экосистемы республики и прогрессу инновационных проектов |
Территория опережающего развития «Рузаевка». Решение Правительства РФ в 2017 г. |
Предприятия различных отраслей экономики |
Привлечение инвесторов, открытие новых производств и появление новых рабочих мест |
Одной из главных характеристик высокоразвитых экономик является распространение кластеров, которые, по мнению М. Портера, в условиях глобализации выходят на первое место как системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей [5].
В 2013 году было подписано соглашение о создании инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением».
Следует уточнить, что предприятия кластера выпускают свыше 30 % всей производимой в России светотехнической продукции, занимая при этом около 10 % российского рынка. В развитие кластера за 2013-2015 гг. было инвестировано 7788,8 млн. руб., из которых 14 % из федерального бюджета, 64 % – из регионального бюджета, 2 % – из бюджетов муниципальных образований и 20 % – из внебюджетных источников. Участники кластера прогнозируют рост объемов российского светотехнического рынка до 80 млрд. руб. в 2020 г. [6]. Третьим знаковым событием второго этапа стало создание в 2014 г. Агентства инновационного развития Республики Мордовия (АИР РМ).
Необходимо подчеркнуть, что Мордовия стала одним из инициаторов создания Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), которое состоялось 21 мая 2010 г. и первоначально в ее состав вошли 8 субъектов РФ (республики Татарстан и Мордовия, края Красноярский и Пермский, а также Томская, Новосибирская, Иркутская и Калужская области). Целью ее является содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. В последствии к АИРР присоединилось еще 6 субъектов РФ и теперь на их долюприходится: 18,7 % ВРП Российской Федерации; 30,5 % всей инновационной продукции страны; 27 % всех инновационных организаций; 300 объектов или почти 45 % инновационной инфраструктуры страны; более 1/4 всех затрат на технологические инновации; 15 % затрат на научные исследования и разработки; 231 млрд. руб. государственной поддержки и государственных закупок [7].
АИРР составляет рейтинги регионов для целей мониторинга и управления инновационной деятельностью, разделив все субъекты РФ на 5 групп инноваторов: сильных, средне-сильных, средних, средне-слабых и слабых. Республика Мордовия в рейтинге 2014 г. (в год создания АИР РМ) по уровню инновационного развития находилась в группе средне-сильных иннноваторов на 21-м месте среди регионов России. В 2018 г. Мордовия заняла уже 13 место (+ 7 позиций), продемонстрировав положительную динамику в инновационном развитии. Рейтинг составляется по 29 индикаторам, состоящим из 4-х групп: 1) научные исследования и разработки (9), 2) инновационная деятельность (9), 3) социально-экономические условия инновационной деятельности (5), 4) инновационная активность региона (6). По каждой из групп составляются подрейтинги, по которым республика в 2018 г. заняла: по 1 группе показателей 18 место, по 2 группе – 15 место, по 3 группе – 52 место, по 4 группе – 9 место. Как видим. Самое низкое место Мордовия занимает по социально-экономическим условиям инновационной деятельности, которые сложились исторически и для их изменения необходимы крупные инвестиции для модернизации производства, которые невозможно получить за счет внутренних источников [8].
Усилия органов государственного управления и бизнеса направлены на привлечение внешних инвесторов, включая средства федерального бюджета, и они не напрасны, о чем свидетельствует недавнее решение Правительства РФ об организации в Мордовии территории опережающего развития «Рузаевка», в соответствии с которым предполагается привлечь инвестиции в объеме более 2,5 млрд. руб. и создать 1350 новых высокопроизводительных рабочих мест. Территории опережающего социально-экономического развития имеют режим льготного налогообложения на 10 лет, с возможностью его продления еще на 5 лет, возможность привлечения от 100 до 1 000 млн. руб. под 5 % годовых сроком до 8 лет НО «Фонд развития моногородов» на новые инвестиционные проекты (например, для строительства инженерной инфраструктуры), предоставления земельного участка без торгов или по льготной ставке 0,1 % от кадастровой стоимости. Такие преференции повысят инвестиционную привлекательность Рузаевки, будут способствовать диверсификации экономики территории [9].
Таким образом, активное формирование в Республике Мордовия институтов регионального развития способствуют социально-экономическому развитию и росту качества жизни населения.
Список использованной литературы^
1. Мордовия: Стат. ежегодник./Мордовиястат. – Саранск, 2019. – 438 с.
2. Приложение к сборнику "Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/210/document/47652
3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2018 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf
4. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.riarating.ru
5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.– М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.
6. Республиканская программа поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013 – 2015 гг. Утв. распоряжением Правительства РМ 06.09.2013 г. № 551-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/430623201
7. Сайт Ассоциации инновационных регионов России. – Режим доступа: http://i-regions.org/
8. Рейтинг инновационных регионов России. Версия 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://i-regions.org/images/files/airr18.pdf
9. В Мордовии Рузаевка станет территорией опережающего развития.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/07/05/reg-pfo/v-mordovii-ruzaevka-poluchila-status-territorii-operezhaiushchego-razvitiia.html