ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Тренькина А.А. 1
1ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Стратегическое государственное управление России и всех его регионов направлено на экономическое развитие и повышение качества жизни населения и Республика Мордовия находится в этом тренде. В Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94-З) сформулирована цель – повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения. В числе главных задач определены развитие базовых секторов специализации региона и формирование условий для появления новых секторов, реформирование рынка труда и рынка образовательных услуг, развитие пространственной организации региона, сохранение демографического и социального капитала [1, с.21].

Республика Мордовия относится к регионам с индустриально-аграрным типом экономической специализации. В таблице 1 приведены основные социально-экономические показатели развития республики.

Таблица 1 – Основные социально-экономические показатели Республики Мордовия

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Численность населения на конец года, тыс. человек

808,9

807,4

808,5

805,0

795,5

Коэффициенты естественной убыли(на 1000 человек населения)

-4,3

-4,4

-4,28

-4,98

- 5,1

Коэффициенты миграционной прироста/убыли(за год на 1000 человек населения)

-9,3

-8,4

5,6

0,65

-6,8

Валовой региональный продукт (в основных ценах; млрд. руб.)

173,9

180,4

201,7

213,3

Окончание таблицы 1

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Индекс физического объема ВРП (в постоянных ценах; в % к предыдущему году

108,1

103,6

111,8

105,8

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, тыс. руб.

16,1

17,5

17,8

18,1

18,6

Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума

17,2

19,5

18,8

18,6

18,4

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

47,5

52,8

52,6

58,5

51,2

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году)

86,1

100,5

99,6

111,4

87,5

Тенденции развития экономики региона можно оценить по динамике валового регионального продукта (ВРП) и инвестиций в основной капитал. Если по объему ВРП среди субъектов РФ Мордовия занимает лишь 64 место (за 2017 г.), то по темпам роста наиболее существенный показатель (более 10 %) был достигнут в 2016 г. За 2018 г. Республика Мордовия вошла в ТОП-8 регионов, где стабильно развивалась промышленность. По этому показателю Мордовия вошла в одну группу с такими субъектами, как Вологодская область, Московская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ. Инвестиции в основной капитал за 2014-2018 гг. выросли на 3,7 млрд. руб. или на 7,8 %, однако темп их роста в динамике неустойчив. К числу важнейших проблем республики относится снижение численности населения и высокий уровень демографической нагрузки на работающее население.

За анализируемый период сокращение численности населения произошло на 18,5 тыс. человек при этом среднегодовая естественная убыль составила 3,71 тыс. человек, а миграционный прирост составил за исследуемый период 380 человек населения. Следует констатировать, что регионы конкурируют между собой за человеческий капитал и миграционный прирост свидетельствует о росте конкурентных позиций по этому показателю. Процесс миграционного роста связан с возвращением на родину жителей Мордовии. Однако эта тенденция достаточно «вялая» и связана, в большей степени, с низкими среднедушевыми денежными доходами населения, по которым Мордовия занимала в 2018 г. 82 место, а по среднемесячной номинальной заработной плате работников организаций – 74 место в России [2]. Как видно из данных таблицы 1, доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в 2018 г. практически составляет 1/5 часть населения. Можно предположить, что это является результатом того, что качество жизни населения является не главной стратегической целью республики, а средством для повышения конкурентоспособности территории.

Рейтинговое агентство РИА Рейтинг ежегодно составляет рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ, в котором по итогам 2018 г. Республика Мордовия заняла 60 место при интегральном показателе 30,176 баллов. В 2010-2017 гг. место республики колебалось от 71 место в 2011 г. (27,84 балла) до 58 в 2014 г. (34,567 баллов). В 2018 г. Мордовия находилась на 61 месте с интегральным показателем равным 29,112 [3]. По качеству жизни населения республика в 2018 г. заняла 44 место, улучшив данный показатель на 15 позиций по сравнению с 2016 г. [4].

Можно констатировать, что в республике активно реализуется политика по привлечению инвестиций, развитию инновационной деятельности, которая оказывает влияние на темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности территории. В этих целях была разработана Государственная программа научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2013-2021 годы (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 20 мая 2013 г. № 183), в которой особое место отводится функционированию институтов регионального развития. Ключевыми направлениями их деятельности являются поддержка малого и среднего предпринимательства, стимулирование развития инноваций, ликвидация технологического отставания в основных отраслях экономики. На наш взгляд, в процессе создания институтов регионального развития в Мордовии можно выделить 4 этапа: 2005-2009 гг., 2010-2014 гг., с 2015 г. по настоящее время. В республике первые институты развития были зарегистрированы в 2006 г., к ним относятся некомерческие организации «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия» и «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия», а также государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» (табл. 2). В 2009 г. были созданы автономные учреждения «Технопарк-Мордовия» и «Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия». «Технопарк-Мордовия» можно считать самым масштабным и значимым инновационным проектом Республики Мордовия, количество резидентов, специализирующихся на электронном приборостроении, волоконной оптике и оптоэлектронике, энергосберегающей светотехнике, нанотехнологиях и композитных материалах, информационных технологиях и биотехнологиях постоянно возрастает.

В последние годы во многих регионах страны одним из самых заметных институтов стали корпорации развития, которые являются региональными операторами приоритетных инвестиционных проектов и их отличительной особенностью является решение не конкретного проекта, выполняющего конкретную цель, а решение более масштабных задач. В Мордовии такая организация создана в 2013 г. Это результат второго этапа формирования институтов развития в регионе.

Таблица 2 – Институты регионального развития в Республике Мордовия

Наименование

института развития, год создания

Субъекты

деятельности

Перечень услуг,

предоставляемых субъектам деятельности

НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия». Создан в 2006 г.

Малые предприятия в научно-технической сфере, зарегистрированные в Республике Мордовия (организационные формы - ООО или ЗАО)

Поддержка венчурных инвестиций.

Финансирование проектов в области сельского хозяйства, промышленности, инноваций в научно-технической сфере.

Государственное казенное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия». Создан в 2006 г.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Консалтинг, информационная, организационная, методическая поддержка субъектов МСП

Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия». Создан в 2009 г.

Ведущие промышленные компании республики, внедряющие инновационные продукты и технологии

Формирование научно-инно-вационной инфраструктуры, стимулирование научной и инновационной деятельности

Автономное учреждение "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия". Создан в 2009 г.

Субъекты малого и среднего предпринимательства

Предоставления услуг по обеспечению доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам банков

Инновационный территориальный кластер Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением». Создан в 2013 г.

18 участников, 13 из которых промышленные предприятия -производители источников света, световых приборов, электронных компонентов и автоматизированных систем управления освещением, 2 научные организации, 1 образовательное учреждение

Удержание позиций региона на рынке традиционных источников света и осветительных приборов на их основе, освоение новых рынков инновационных продуктов, развитие кластерной структуры

ООО «Корпорация развития Республики Мордовия». Создана в 2013 г.

Субъекты хозяйственной деятельности республики

Развитие промышленных парков, привлечение инвестиций, финансирование инвестиционных проектов, развитие механизмов государственно-частного партнерства, инвестиционный маркетинг региона

Агентство инновационного развития Республики Мордовия. Создано в 2014 г.

Субъекты инновационной деятельности Республики Мордовия

Содействие развитию инновационной экосистемы республики и прогрессу инновационных проектов 

Территория опережающего развития «Рузаевка». Решение Правительства РФ в 2017 г.

Предприятия различных отраслей экономики

Привлечение инвесторов, открытие новых производств и появление новых рабочих мест

Одной из главных характеристик высокоразвитых экономик является распространение кластеров, которые, по мнению М. Портера, в условиях глобализации выходят на первое место как системы взаимосвязей форм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей [5].

В 2013 году было подписано соглашение о создании инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением».

Следует уточнить, что предприятия кластера выпускают свыше 30 % всей производимой в России светотехнической продукции, занимая при этом около 10 % российского рынка. В развитие кластера за 2013-2015 гг. было инвестировано 7788,8 млн. руб., из которых 14 % из федерального бюджета, 64 % – из регионального бюджета, 2 % – из бюджетов муниципальных образований и 20 % – из внебюджетных источников. Участники кластера прогнозируют рост объемов российского светотехнического рынка до 80 млрд. руб. в 2020 г. [6]. Третьим знаковым событием второго этапа стало создание в 2014 г. Агентства инновационного развития Республики Мордовия (АИР РМ).

Необходимо подчеркнуть, что Мордовия стала одним из инициаторов создания Ассоциации инновационных регионов России (АИРР), которое состоялось 21 мая 2010 г. и первоначально в ее состав вошли 8 субъектов РФ (республики Татарстан и Мордовия, края Красноярский и Пермский, а также Томская, Новосибирская, Иркутская и Калужская области). Целью ее является содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. В последствии к АИРР присоединилось еще 6 субъектов РФ и теперь на их долюприходится: 18,7 % ВРП Российской Федерации; 30,5 % всей инновационной продукции страны; 27 % всех инновационных организаций; 300 объектов или почти 45 % инновационной инфраструктуры страны; более 1/4 всех затрат на технологические инновации; 15 % затрат на научные исследования и разработки; 231 млрд. руб. государственной поддержки и государственных закупок [7].

АИРР составляет рейтинги регионов для целей мониторинга и управления инновационной деятельностью, разделив все субъекты РФ на 5 групп инноваторов: сильных, средне-сильных, средних, средне-слабых и слабых. Республика Мордовия в рейтинге 2014 г. (в год создания АИР РМ) по уровню инновационного развития находилась в группе средне-сильных иннноваторов на 21-м месте среди регионов России. В 2018 г. Мордовия заняла уже 13 место (+ 7 позиций), продемонстрировав положительную динамику в инновационном развитии. Рейтинг составляется по 29 индикаторам, состоящим из 4-х групп: 1) научные исследования и разработки (9), 2) инновационная деятельность (9), 3) социально-экономические условия инновационной деятельности (5), 4) инновационная активность региона (6). По каждой из групп составляются подрейтинги, по которым республика в 2018 г. заняла: по 1 группе показателей 18 место, по 2 группе – 15 место, по 3 группе – 52 место, по 4 группе – 9 место. Как видим. Самое низкое место Мордовия занимает по социально-экономическим условиям инновационной деятельности, которые сложились исторически и для их изменения необходимы крупные инвестиции для модернизации производства, которые невозможно получить за счет внутренних источников [8].

Усилия органов государственного управления и бизнеса направлены на привлечение внешних инвесторов, включая средства федерального бюджета, и они не напрасны, о чем свидетельствует недавнее решение Правительства РФ об организации в Мордовии территории опережающего развития «Рузаевка», в соответствии с которым предполагается привлечь инвестиции в объеме более 2,5 млрд. руб. и создать 1350 новых высокопроизводительных рабочих мест. Территории опережающего социально-экономического развития имеют режим льготного налогообложения на 10 лет, с возможностью его продления еще на 5 лет, возможность привлечения от 100 до 1 000 млн. руб. под 5 % годовых сроком до 8 лет НО «Фонд развития моногородов» на новые инвестиционные проекты (например, для строительства инженерной инфраструктуры), предоставления земельного участка без торгов или по льготной ставке 0,1 % от кадастровой стоимости. Такие преференции повысят инвестиционную привлекательность Рузаевки, будут способствовать диверсификации экономики территории [9].

Таким образом, активное формирование в Республике Мордовия институтов регионального развития способствуют социально-экономическому развитию и росту качества жизни населения.

Список использованной литературы^

1. Мордовия: Стат. ежегодник./Мордовиястат. – Саранск, 2019. – 438 с.

2. Приложение к сборнику "Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/210/document/47652

3. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2018 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf

4. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни – 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.riarating.ru

5. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов.– М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.

6. Республиканская программа поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013 – 2015 гг. Утв. распоряжением Правительства РМ 06.09.2013 г. № 551-р. URL: http://docs.cntd.ru/document/430623201

7. Сайт Ассоциации инновационных регионов России. – Режим доступа: http://i-regions.org/

8. Рейтинг инновационных регионов России. Версия 2018. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://i-regions.org/images/files/airr18.pdf

9. В Мордовии Рузаевка станет территорией опережающего развития.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2017/07/05/reg-pfo/v-mordovii-ruzaevka-poluchila-status-territorii-operezhaiushchego-razvitiia.html

Просмотров работы: 21