Методики работы социального педагога с детьми с синдромом дефицита внимания - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Методики работы социального педагога с детьми с синдромом дефицита внимания

Шлыков И.И. 1, Келарёва Ю.А. 1
1Шуйский филиал ИвГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одной из основных проблем современного мира является ухудшение здоровья людей - это результат негативного воздействия факторов экологии, социально-экономических и других условий, которые влияют на уровень развития каждого человека. Среди людей с расстройствами поведения выделяют определенную группу без органических повреждений головного мозга. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это относительно новый диагноз, и ставится в процессе значительных проблем в сфере внимания, и низкой регуляции поведения у детей.

Цель работы: изучить методики работы социального педагога с детьми с синдромом дефицита внимания.

Задачи:

1) дать характеристику психофизиологическим особенностям детей 7-9 лет;

2) рассмотреть понятие синдрома дефицита внимания и модели СДВГ;

3) исследовать методы комплексной диагностики синдрома дефицита внимания;

4) осуществить изучение проявления синдрома дефицита внимания на констатирующем этапе эксперимента;

5) разработать комплекс занятий на формирующем этапе эксперимента и описать результаты опытно-экспериментальной работы.

Объект исследования: дети с СДВГ.

Предмет исследования: методики работы социального педагога с детьми с синдромом дефицита внимания.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ и синтез.

Опытно-экспериментальная работа проходила с детьми 2 класса, выборка – 27 человек.

В начале экспериментальной работы было проведено эмпирическое исследование. Использованы следующие методы: индивидуальное тестирование; анкетирование для педагогов на основе фиксации форм поведения ребенка по результатам длительного наблюдения за ребенком; количественный и качественный анализ данных.

Диагностическое измерение уровня развития устойчивости и объема внимания детей младшего школьного возраста проходило с помощью методики «Корректурная проба», Б. Бурдон.

Цель методики: выявление способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания, устойчивости внимания испытуемого, умении переключаться с одной задачи на другую.

Результаты тестирования детей по методике «Корректурная проба» (Б. Бурдон) на констатирующем этапе эксперимента:

Низкий уровень – 33%; Ниже среднего – 11%; Средний уровень – 20%; Выше среднего – 15%; Высокий уровень – 21%.

Анализируя полученные результаты данной методики, было выявлено, что низкий уровень концентрации внимания у 33%.

Анкетирование «Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности», П. Бейкер, М. Алворд.

Цель: выявление детей с синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Результаты: Высокий показатель СДВГ – 43%; низкий показатель – 57%.

Согласовывая результаты тестирования с анализом анкет по критериям гиперактивности ребенка, можно отметить то, что признаки гиперактивности детей подтверждаются у 12 детей (4 девочки, 8 мальчиков).

На основании анализа проблемы коррекции синдрома дефицита внимания детей и результатов выявления детей с синдромом дефицита внимания гиперактивности был разработан и реализован комплекс занятий, направленный на коррекцию гиперактивности детей.

Целью комплекса является коррекция синдрома дефицита внимания детей, посредством кинезиологических упражнений, развивая устойчивость и концентрацию внимания, способность к саморегуляции и самоконтроля.

Задачи комплекса занятий:

обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности;

развитие произвольности внимания; логического мышления, произвольности запоминания;

развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе;

воспитание навыков вежливого поведения, умения работать в группе.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к расстройствам нервной системы. В ходе исследования было установлено, что ребенок с СДВГ не способен удерживать несколько регулятивных задач одновременно. Основные задачи для ребенка в школе: внимательно воспринимать информацию и обрабатывать ее, и при этом сидеть спокойно. Для ребенка с СДВГ все эти задачи сложные, потому что требуют концентрации, но, если ребенок в чем-то заинтересован, его вовлеченность в процесс произвольна, то есть не требует дополнительных энергетических затрат.

Просмотров работы: 89