Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одной из основных проблем современного мира является ухудшение здоровья людей - это результат негативного воздействия факторов экологии, социально-экономических и других условий, которые влияют на уровень развития каждого человека. Среди людей с расстройствами поведения выделяют определенную группу без органических повреждений головного мозга. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - это относительно новый диагноз, и ставится в процессе значительных проблем в сфере внимания, и низкой регуляции поведения у детей.
Цель работы: изучить методики работы социального педагога с детьми с синдромом дефицита внимания.
Задачи:
1) дать характеристику психофизиологическим особенностям детей 7-9 лет;
2) рассмотреть понятие синдрома дефицита внимания и модели СДВГ;
3) исследовать методы комплексной диагностики синдрома дефицита внимания;
4) осуществить изучение проявления синдрома дефицита внимания на констатирующем этапе эксперимента;
5) разработать комплекс занятий на формирующем этапе эксперимента и описать результаты опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: дети с СДВГ.
Предмет исследования: методики работы социального педагога с детьми с синдромом дефицита внимания.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, эксперимент, анализ и синтез.
Опытно-экспериментальная работа проходила с детьми 2 класса, выборка – 27 человек.
В начале экспериментальной работы было проведено эмпирическое исследование. Использованы следующие методы: индивидуальное тестирование; анкетирование для педагогов на основе фиксации форм поведения ребенка по результатам длительного наблюдения за ребенком; количественный и качественный анализ данных.
Диагностическое измерение уровня развития устойчивости и объема внимания детей младшего школьного возраста проходило с помощью методики «Корректурная проба», Б. Бурдон.
Цель методики: выявление способности школьника долго концентрироваться на выполнении одного задания, устойчивости внимания испытуемого, умении переключаться с одной задачи на другую.
Результаты тестирования детей по методике «Корректурная проба» (Б. Бурдон) на констатирующем этапе эксперимента:
Низкий уровень – 33%; Ниже среднего – 11%; Средний уровень – 20%; Выше среднего – 15%; Высокий уровень – 21%.
Анализируя полученные результаты данной методики, было выявлено, что низкий уровень концентрации внимания у 33%.
Анкетирование «Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности», П. Бейкер, М. Алворд.
Цель: выявление детей с синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
Результаты: Высокий показатель СДВГ – 43%; низкий показатель – 57%.
Согласовывая результаты тестирования с анализом анкет по критериям гиперактивности ребенка, можно отметить то, что признаки гиперактивности детей подтверждаются у 12 детей (4 девочки, 8 мальчиков).
На основании анализа проблемы коррекции синдрома дефицита внимания детей и результатов выявления детей с синдромом дефицита внимания гиперактивности был разработан и реализован комплекс занятий, направленный на коррекцию гиперактивности детей.
Целью комплекса является коррекция синдрома дефицита внимания детей, посредством кинезиологических упражнений, развивая устойчивость и концентрацию внимания, способность к саморегуляции и самоконтроля.
Задачи комплекса занятий:
обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности;
развитие произвольности внимания; логического мышления, произвольности запоминания;
развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе;
воспитание навыков вежливого поведения, умения работать в группе.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к расстройствам нервной системы. В ходе исследования было установлено, что ребенок с СДВГ не способен удерживать несколько регулятивных задач одновременно. Основные задачи для ребенка в школе: внимательно воспринимать информацию и обрабатывать ее, и при этом сидеть спокойно. Для ребенка с СДВГ все эти задачи сложные, потому что требуют концентрации, но, если ребенок в чем-то заинтересован, его вовлеченность в процесс произвольна, то есть не требует дополнительных энергетических затрат.