К вопросу о проблемах подросткового материнства - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу о проблемах подросткового материнства

Абулеева А.Р. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Материнство является основной биологической функцией женского организма, которая направлена на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение и вскармливание ребенка. Одно из самых сильных чувств, которые испытывает женщина в своей жизни, - это любовь к своему ребенку. Когда женщина становится матерью, ее взгляды на жизнь полностью меняются.

Несовершеннолетние девушки, которые ожидают ребенка, попадают в категорию раннего материнства. Подростковая беременность традиционно рассматривается как социальная проблема. Вместе с тем, в условиях демографического спада, который переживает наша страна, сохранение здоровья молодых мам и сохранение их детей являются значимыми задачами.

Систематические статистические данные о несовершеннолетних матерях отсутствуют, в демографических отчетах выделяется категория «женщины, родившие в возрасте до 20 лет». Однако, предположить рост или спад раннего материнства можно, опираясь на статистику заключения браков. В 2016 году число молодых людей, которые женились до 18 лет, составляло 705 человек, девушек – 6825. В 2017 году число девушек, которые вышли замуж, составило 5886, а в 2018 году этот показатель значительно сократился до 4593. В России в прошлом году родились пять детей, которые стали пятыми по счету для их 17-летних матерей, следует из данных Росстата. Также 919 детей появились на свет у 15-летних девушек, при этом 22 из них стали мамами уже во второй раз. Россиянки в возрасте 16 лет родили 2925 младенцев, 165 из которых стали вторыми в семье, девять − третьими, еще два ребенка − четвертыми.

Как отмечает статистика, каждый четвертый ребенок в нашей стране рождается в неполных семьях, и количество таких семей растет с ростом числа несовершеннолетних мам.

На сегодняшний день, по официальным данным, молодыми мамами становятся около 15 миллионов человек, кроме того более пяти миллионов из этого числа составляют женщины, которые избавляются от нежелательной беременности путем ее прерывания.

Материнство изучается в русле различных наук: история, культурология, медицина, физиология, социология, психология. Каждая наука изучает и определяет материнство исходя из своих целей и задач. Интерес к всестороннему изучению материнства появился сравнительно недавно. Однако, на сегодняшний день нет единого определения понятия «материнство».

В словаре русского языка С. И. Ожегова материнство определяется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребенка, так же свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми» [6].

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: обеспечение условий для развития ребенка, часть личностной сферы женщины [7, c. 84].

Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, содержание которых определяется социальными нормами и ценностями [1, c. 28].

Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, ее биологические и психологические характеристики, которые женщина имеет как бы сама по себе, как некую художественную способность, вроде врожденного таланта [8, c. 90].

Понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» на сегодняшний день идентичны. По мнению исследователей, проблема раннего материнства стала выделяться в современном мире из-за возникающих социальных стереотипов. Если в досоветское, а иногда и советское время брак девочки и рождение ее первого ребенка в 16 лет считались обычным явлением, то сегодня такое поведение считается аномалией и вопросы раннего материнства считаются дискуссионными [3, с. 31].

Кроме того, ученые связывают проблему раннего материнства с культурными традициями и стереотипами общества. Происходящие в обществе преобразования также определяют изменения в социальных институтах, в частности, таких, как институт воспитания детей, брак и семья. В связи с тем, что в современном обществе возраст начала интимных отношений постоянно снижается, многие авторы рассматривают подростковую сексуальность как социальную проблему, обусловленную рядом факторов. Во-первых, физиологическое развитие подростков на несколько лет опережает развитие психическое и социальное. Во-вторых, хоть в настоящее время подросток самостоятельно и принимает решения в сексуальном плане, но все же он не думает об ответственности, которая возникает после вступления в половую связь. Данные социологических исследований свидетельствуют о низком уровне контрацептивной культуры у подростков. Физиологические возможности материнства у девочек возникают с наступлением половой зрелости, таким образом, девушка способна быть матерью до наступления социальной зрелости.

По мнению российских социологов, ранее материнство лишает девушку-подростка права на образование, молодая мама часто сталкивается с проблемами экономического, психологического, педагогического и социального характера, у нее возникают проблемы со здоровьем. С точки зрения ученых, наблюдается так же снижение социальной мобильности, сопровождаемое изменением социального статуса юной женщины.

Отсутствие мотивов материнства, наблюдаемых в случае нежелательной и незапланированной беременности у несовершеннолетних девочек, может привести к абортам, последствия которых всегда проблематичны как с медицинской, так и с социальной точек зрения. Также отметим, что изучение общественного мнения о подростковом материнстве выявило негативное отношение к нему: ранее материнство рассматривается как разновидность девиантного поведения, социальная патология с последствиями [3, с. 102].

Анализ научной литературы позволяет выявить следующие причины феномена материнства несовершеннолетних:

моральная деградация молодежи и всего общества;

агрессивная развращающая идеология;

изнасилование;

низкий уровень сексуальной грамотности из-за отсутствия

грамотного полового воспитания;

отсутствие необходимого родительского надзора.

Д. Келли выделил три подхода к пониманию подростковой беременности и материнства:

1) Патологический подход: в соответствии с этим подходом возникновение проблемы материнства несовершеннолетних определяется душевными страданиями девочки. Раннее материнство объясняет эгоистичную мотивацию или рассматривается как реакция на опыт жестокого обращения, включая сексуальное насилие. В любом случае это явление вызывает стресс и, как правило, считается негативным событием в жизни девушки. В этом случае помощь молодой матери должна быть сведена к психотерапии, а выполнение ее родительских обязанностей должно контролироваться.

2) Традиционалистский подход. В этом случае раннее материнство рассматривается как следствие ухудшения состояния всей семьи и изменения семейных ценностей. С этой точки зрения, раннее материнство является результатом распада традиционного семейного института и следующего звена в цепи беспорядков между поколениями. Семья, а не общество, должна участвовать в профилактике беременности и половом воспитании. Иногда акцент делается на пропаганде воздержания и ограничении доступа подростков к контрацепции и абортам. Идея передачи детей от несовершеннолетних матерей к семьям благополучным поддерживается.

3) Оппозиционный подход: фокусируется не на проблеме материнства несовершеннолетних, а на несовершенстве их системы социального обеспечения и государственной поддержки. При таком подходе обращается внимание на связь раннего материнства с бедностью или расой; отстаивается многообразие форм семьи и возможность девушки решать, оставить ли ей ребенка; декларируется необходимость поддерживать юную мать в ее решении; признается необходимость борьбы с социальной изоляцией юных матерей [3, с. 103].

В качестве фактора, затрудняющего адаптацию матерей-подростков к новым условиям жизни, выделяют низкий материальный уровень. Большинство таких матерей находятся за чертой бедности. Несовершеннолетние женщины, как правило, являются социально незрелыми, не имеют образования и профессии, представлений о социальном предназначении материнства, умений и навыков воспитания ребенка. Раннее материнство и отцовство создают ситуацию, когда ребенок вряд ли может рассчитывать на полноценное воспитание. Эмоциональное состояние несовершеннолетних матерей характеризуется пониженным настроением, депрессией, склонностью ощущать себя оторванными от жизни, ранимостью и впечатлительностью, болезненным сосредоточением на своих недостатках и проблемах. Несовершеннолетние матери очень тяжело переживает сложившуюся ситуацию. Страх, сомнения, боязнь быть непонятой и отторгнутой семьей, обществом, разрыв с любимым человеком - со всем этим трудно справиться даже взрослому человеку.

Таким образом, несовершеннолетние матери в силу своих возрастных особенностей, специфического социального статуса, остроты собственных проблем (материального, психологического, жилищного, адаптационного плана), рождения ребенка и необходимости осуществления ухода за ним, рассматриваются как категория, нуждающаяся в поддержке и защите со стороны государства, социальных служб и общественных организаций [4, с. 156].

Несовершеннолетнее материнство в настоящее время рассматривается как социальная проблема. Несмотря на то, что юные родители при вступлении в брак и по достижении возраста 16 лет имеют все права, зачастую они не могут в полном объеме исполнять их в силу социальной незрелости и экономической зависимости от своих родителей и опекунов. На сегодняшний день юные мамы не определяются государством как категория социально незащищенных граждан, в связи с чем не получают дополнительных социальных льгот и пособий [2, с. 156].

Таким образом, предоставленная в данной статье статистика, рассмотренные проблемы, прежде всего, способствуют привлечению внимания к подросткам и к их среде обитания. Актуальность проблем подросткового материнства требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке несовершеннолетних матерей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты данной категории населения.

Список литературы:

Брутман, В.И. Проблема: дети, бросающие своих детей / В.И. Брутман // Вопросы психологии. −2013. − № 11. − С. 28−29.

Гончарова, В.П. Материнство в раннем репродуктивном возрасте: современные медико-демографические и социальные тенденции: дис. на соиск. канд. мед. наук / В.П. Гончарова − Курск, 2007. − 204 с.

Путинцева, Е.Л. Мотивация рождения ребенка у матерей-малолеток / Е.Л. Путинцева // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. −№ 6 (24). − С. 101−104.

Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / [Материалы конф., 26-28 нояб. 1996 г.] / Независимая ассоц. дет. психиатров и психологов и др.; Науч. ред.: Н. В. Вострокнутов и др. − М., 1996. − 184 с.

Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/demo33.xls (дата обращения:14.02.2020)

Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс], URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=13996 (дата обращения: 14.02.2020)

Филиппова, Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход / Г. Г. Филиппова // Психологический журнал. − 2004. − № 7.− С. 81−88.

Харчев, А. Г. Социалистическая революция и семья. Из рукописного наследия / А. Г. Харчев // Социологические исследования −2003.− № 9. – С. 90–95.

Просмотров работы: 378