Социально-экономическое развитие представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития. Целями социально-экономического развития регионов в настоящее время, так же являются повышение доходов, улучшение качества образования, здравоохранения, питания, снижение доли бедных, охрана окружающей среды, расширение личных свобод, выравнивание возможностей и т.д. В связи с чем, вопросы реализации социально-экономической политики постоянно изучаются и публикуются в официальных источниках. Предварительным этапом для оценки основных социально-экономических показателей развития регионов России является общая экономическая ситуация и стабильность развития экономики.1
Данные статистических исследований, свидетельствуют о том, что за последние 15 лет наблюдается положительная тенденция в выравнивании экономических показателей и в частности объема ВВП (рисунок 1).
Рисунок 1 – Динамика ВВП России за 2005 – 2019 годы
На основании данных, представленных на рисунке 2.1 следует наличие позитивных изменений в объемах ВВП России за последние 15 лет. При этом общий рост показателя за анализируемый период составил около 34%.
Наиболее стабильная динамика наблюдается в период с 2010 по 2019 год. Тенденцию изменений основного статистического показателя можно представить с использованием диаграммы 2.
Рисунок 2 – Темп роста ВВП за 2005 – 2019 годы
На основании представленных на рисунке 2.2 тенденций следует, что за последние 4 года наблюдается стабильный рост ВВП в объемах не превышающих 2% в год.
Следует отметить, что основным параметром считается не столько величина ВВП, сколько динамика роста его из года в год. Научно обосновано и в практике экономической деятельности доказано, что если рост ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильного положения и одной из точек роста развития экономики.
Именно данная ситуация, сможет обеспечить РФ наиболее выгодные позиции на мировой экономической арене. В 2018 году увеличение показателя составило около 2%, а прогнозируемый рост ВВП в 2019 году ожидался до 2,1%.
Рассматривая ВВП России необходимо четко представлять структурирование данного показателя и возможности развития отдельных отраслей и направлений деятельности.
На рисунке 3 представим отраслевую структуру ВВП в 2018 году, определив приоритеты и отрасли требующие дополнительных вложений для дальнейшего развития и функционирования.
Рисунок 3 – Структура формирования ВВП России в 2018 году
Согласно прогнозу рост ВВП России на 2019 год будет обусловлен развитием трёх структур – промышленности, инвестициям и строительству, которое впервые вошло в список выгодных сфер финансирования. Развитие строительства позволяет привлекать и другие сферы – заводы по выпуску техники и стройматериалов.
Рассматривая показатели социально-экономического развития России необходимо серьезное внимание уделять вопросам проведения сравнительного анализа, поскольку именно оценка конкурентной позиции позволяет выявить негативные моменты и определить точки роста.
Исследуя показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира следует отметить, что Росси отнесена на 15 место и граничит с такими странами как Канада и Южная Корея. Данная ситуация может рассматриваться не совсем однозначно, поскольку:
- по объему ВВП Россия достаточно близка к данным странам;
- наблюдаются различия в численности населения, Россия находится на уровне, превышающем Японию и Мексику.
Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития различных стран, представив данные в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира по состоянию на 1 декабря 2018 г. с учётом их населения
№ п/п |
Страна |
ВВП, трлн. долл. |
Численность населения, млн. чел. |
1 |
США |
20,413 |
327,631 |
2 |
Китай |
14,093 |
1430,075 |
3 |
Япония |
5,167 |
126,225 |
4 |
Германия |
4,212 |
89,792 |
5 |
Великобритания |
2,936 |
66,040 |
6 |
Франция |
2,925 |
67,348 |
7 |
Индия |
2,848 |
1370,048 |
8 |
Италия |
2,182 |
60,484 |
9 |
Бразилия |
2,139 |
210,147 |
10 |
Канада |
1,799 |
36,621 |
11 |
Россия |
1,720 |
146,880 |
12 |
Южная Корея |
1,693 |
51,446 |
13 |
Испания |
1,506 |
46,700 |
14 |
Австралия |
1,500 |
24,141 |
15 |
Мексика |
1,212 |
130,527 |
На основании данных объема ВВП можно сделать вывод о том, что несмотря на меньшую плотность населения экономическое положение отдельных стран значительно лучше, чем в России.
Исследуя показатели социально-экономического положения России необходимо рассмотреть и отдельные расчетные значения формирования социальной государственной политики страны.
Реальные денежные доходы россиян по итогам 2019 года выросли на 0,8%, следует из данных Росстата. Пиковое значение было достигнуто в третьем квартале — 3,1%, в четвертом темпы прироста показателя замедлились до 1,1%.
По данным Росстата, с учетом единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. в размере 5 тыс. рублей реальные располагаемые доходы населения в 2018 году снизились на 0,2% по сравнению с предыдущим годом (Таблица 2).
Без учета данной выплаты значение показателя увеличилось на 0,1%. В целом за 5 лет реальное падение доходов составило 10,8% от уровня 2013 года с учетом единовременной выплаты и 10,7% без ее учета.2
Таблица 2 – Динамика доходов, заработной платы, пенсий и индекса потребительских цен
(%)
Показатели |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Доходы |
Номинальные |
11,7 |
7,1 |
10,6 |
0,9 |
1,8 |
4,3 |
Реальные располагаемые |
4,0 |
-0,7 |
-3,2 |
-5,8 |
-1,6 |
0,1 |
|
Заработная плата |
Номинальная |
11,9 |
9,1 |
5,1 |
7,9 |
6,7 |
9,9 |
Реальная |
4,8 |
1,2 |
-9,0 |
0,8 |
2,9 |
6,8 |
|
Пенсия |
Номинальная |
9,7 |
8,8 |
11,2 |
3,4 |
4,0 |
3,7 |
Реальная |
2,8 |
0,9 |
-3,8 |
-3,4 |
0,3 |
0,8 |
|
Индекс потребительских цен |
В среднем за январь-декабрь |
6,8 |
7,8 |
15,5 |
7,1 |
3,7 |
2,9 |
Декабрь к декабрю |
6,5 |
11,4 |
12,9 |
5,4 |
2,5 |
4,3 |
На основании представленных показателей следует, что доходы населения наибольшими темпами возрастали в период 2018 года, однако высоко и значение индекса потребительских цен за данный период.
При номинальном росте доходов населения в 2018 году в объеме 4,3% реальные расходы возросли лишь на 0,1%
Рост номинальной заработной платы определен в пределах 9,9%, в то время как реальной 6,8% и т.д.
Однако, наблюдается некоторые различия в заявленных тенденциях показателей, что наиболее наглядно можно продемонстрировать на рисунке 4.
Рисунок 4 - Динамика доходов и заработной платы за 2016-2018 годы
Реализация социальной государственной политики имеет отражение и в формировании расходной части бюджета, поскольку социально-ориентированная экономика страны имеет четкую направленность на создание оптимальных условий развития регионов, отраслей и направлений деятельности.
На основании представленных показателей в таблице 3 следует заключить, что среди представленных показателей лишь расходы на социальную политику имеют отрицательную динамику. В то время как в общей сумме расходования средств они ежегодно превалируют.
Так по состоянию на 2017 год общая сумма расходов на социальную политику составляла около 4,99 трлн. рублей в 2019 году лишь 4,89 трлн. рублей.
Таблица 3 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год
(трлн. руб.)
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Абсолютное изменение 2019г. к 2017г., (+;-) |
Социальная политика |
4,99 |
4,58 |
4,87 |
- 0,12 |
Национальная оборона |
2,85 |
2,73 |
2,91 |
+0,06 |
Национальная экономика |
2,46 |
2,26 |
2,64 |
+0,18 |
Правоохранительная деятельность и нацбезопасность |
1,92 |
1,88 |
2,25 |
+0,33 |
Общегосударственные вопросы |
1,16 |
1,23 |
1,40 |
+0,24 |
Обслуживание государственного долга |
0,70 |
0,85 |
0,85 |
+0,15 |
Трансферты между бюджетами |
0,79 |
0,77 |
0,76 |
-0,03 |
Образование |
0,61 |
0,62 |
0,83 |
+0,22 |
Здравоохранение |
0,44 |
0,41 |
0,66 |
+0,22 |
Культура, кино |
0,09 |
0,09 |
1,13 |
+1,04 |
Охрана окружающей среды |
0,09 |
0,08 |
0,20 |
+0,11 |
Средства массовой информации |
0,08 |
0,07 |
0,08 |
- |
Физкультура и спорт |
0,09 |
0,06 |
0,06 |
-0,03 |
ЖКХ |
0,12 |
0,09 |
0,19 |
+0,07 |
Исследуя направления вложения средств в целом, значительный интерес представляет их отражение на диаграмме (рисунок 4).
Учитывая, что социальная политика занимает большую долю в структуре расходов бюджета ежегодно и относится к наиболее финансируемым статья, достаточно актуален вопрос направления вложения средств.
Рисунок 4 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2019 год
Рассмотрим структуру вложения средств бюджета РФ, имеющих назначение «Социальная политика» в таблице 4.
Таблица 4 – Состав и структура расходов бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год по направлению «Социальная политика»
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
||
Социальная политика |
4 991 986,3 |
100,00 |
4 581 795,4 |
100,00 |
4 872 765,4 |
100,00 |
|
Пенсионное обеспечение |
3 596 788,8 |
72,07 |
3 162 182,3 |
69,02 |
3 248 466,2 |
66,67 |
|
Социальное обслуживание населения |
13 329,1 |
0,27 |
17 876,8 |
0,39 |
18 313,8 |
0,38 |
|
Социальное обеспечение населения |
941 151,8 |
18,85 |
935 542,1 |
20,44 |
1 059 716,9 |
21,74 |
|
Охрана семьи и детства |
430 669,3 |
8,6 |
455 904,2 |
9,95 |
546268,5 |
11,21 |
|
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
178,1 |
0,01 |
252 ,3 |
0,01 |
|||
Другие вопросы в области социальной политики |
9 869,2 |
0,2 |
10 037 ,6 |
0,01 |
На основании данных, представленных в таблице 4 следует, что:
- за 2017 – 2019 годы кардинальных изменений в структуре расходов организации не наблюдалось;
- наибольший удельный вес в структуре расходов на социальную политику занимает пенсионное обеспечение, их доля колеблется от 72,07% до 66,67 %;
- значительную долю занимают расходы на социальное обеспечение, их размер составлял от 18,85% до 21,74%.
Невелика доля расходов по направлениям «охрана семьи и детства», «Прикладные научные исследования в области социальной политики» и «Другие вопросы в области социальной политики».
Наибольший интерес представляет динамика изменения показателей, включенных в таблицу 5.
Рисунок 5 – Динамика расходов бюджета РФ по направлению «Социальная политика» за 2018 – 2019 годы
На основании данных, представленных на рисунке 5 наглядно видно, что наименьшее значение показатели расходования средств имели в 2018 году, в 2019 году наблюдается некоторое увеличение объемов расходования средств по направлению «социальная политика», «социальное обслуживание» и «пенсионное обеспечение».
1 ВВП России в 2019 году. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/56_vvp-rossii-v-2019-godu/
2Динамика доходов населения. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/20967.pdf