Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации

Гуженко Е.Б. 1
1СИУ филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-экономическое развитие представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития. Целями социально-экономического развития регионов в настоящее время, так же являются повышение доходов, улучшение качества образования, здравоохранения, питания, снижение доли бедных, охрана окружающей среды, расширение личных свобод, выравнивание возможностей и т.д. В связи с чем, вопросы реализации социально-экономической политики постоянно изучаются и публикуются в официальных источниках. Предварительным этапом для оценки основных социально-экономических показателей развития регионов России является общая экономическая ситуация и стабильность развития экономики.1

Данные статистических исследований, свидетельствуют о том, что за последние 15 лет наблюдается положительная тенденция в выравнивании экономических показателей и в частности объема ВВП (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика ВВП России за 2005 – 2019 годы

На основании данных, представленных на рисунке 2.1 следует наличие позитивных изменений в объемах ВВП России за последние 15 лет. При этом общий рост показателя за анализируемый период составил около 34%.

Наиболее стабильная динамика наблюдается в период с 2010 по 2019 год. Тенденцию изменений основного статистического показателя можно представить с использованием диаграммы 2.

Рисунок 2 – Темп роста ВВП за 2005 – 2019 годы

На основании представленных на рисунке 2.2 тенденций следует, что за последние 4 года наблюдается стабильный рост ВВП в объемах не превышающих 2% в год.

Следует отметить, что основным параметром считается не столько величина ВВП, сколько динамика роста его из года в год. Научно обосновано и в практике экономической деятельности доказано, что если рост ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильного положения и одной из точек роста развития экономики.

Именно данная ситуация, сможет обеспечить РФ наиболее выгодные позиции на мировой экономической арене. В 2018 году увеличение показателя составило около 2%, а прогнозируемый рост ВВП в 2019 году ожидался до 2,1%.

Рассматривая ВВП России необходимо четко представлять структурирование данного показателя и возможности развития отдельных отраслей и направлений деятельности.

На рисунке 3 представим отраслевую структуру ВВП в 2018 году, определив приоритеты и отрасли требующие дополнительных вложений для дальнейшего развития и функционирования.

Рисунок 3 – Структура формирования ВВП России в 2018 году

Согласно прогнозу рост ВВП России на 2019 год будет обусловлен развитием трёх структур – промышленности, инвестициям и строительству, которое впервые вошло в список выгодных сфер финансирования. Развитие строительства позволяет привлекать и другие сферы – заводы по выпуску техники и стройматериалов.

Рассматривая показатели социально-экономического развития России необходимо серьезное внимание уделять вопросам проведения сравнительного анализа, поскольку именно оценка конкурентной позиции позволяет выявить негативные моменты и определить точки роста.

Исследуя показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира следует отметить, что Росси отнесена на 15 место и граничит с такими странами как Канада и Южная Корея. Данная ситуация может рассматриваться не совсем однозначно, поскольку:

- по объему ВВП Россия достаточно близка к данным странам;

- наблюдаются различия в численности населения, Россия находится на уровне, превышающем Японию и Мексику.

Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития различных стран, представив данные в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира по состоянию на 1 декабря 2018 г. с учётом их населения

№ п/п

Страна

ВВП, трлн. долл.

Численность населения, млн. чел.

1

США

20,413

327,631

2

Китай

14,093

1430,075

3

Япония

5,167

126,225

4

Германия

4,212

89,792

5

Великобритания

2,936

66,040

6

Франция

2,925

67,348

7

Индия

2,848

1370,048

8

Италия

2,182

60,484

9

Бразилия

2,139

210,147

10

Канада

1,799

36,621

11

Россия

1,720

146,880

12

Южная Корея

1,693

51,446

13

Испания

1,506

46,700

14

Австралия

1,500

24,141

15

Мексика

1,212

130,527

На основании данных объема ВВП можно сделать вывод о том, что несмотря на меньшую плотность населения экономическое положение отдельных стран значительно лучше, чем в России.

Исследуя показатели социально-экономического положения России необходимо рассмотреть и отдельные расчетные значения формирования социальной государственной политики страны.

Реальные денежные доходы россиян по итогам 2019 года выросли на 0,8%, следует из данных Росстата. Пиковое значение было достигнуто в третьем квартале — 3,1%, в четвертом темпы прироста показателя замедлились до 1,1%.

По данным Росстата, с учетом единовременной денежной выплаты пенсионерам в январе 2017 г. в размере 5 тыс. рублей реальные располагаемые доходы населения в 2018 году снизились на 0,2% по сравнению с предыдущим годом (Таблица 2).

Без учета данной выплаты значение показателя увеличилось на 0,1%. В целом за 5 лет реальное падение доходов составило 10,8% от уровня 2013 года с учетом единовременной выплаты и 10,7% без ее учета.2

Таблица 2 – Динамика доходов, заработной платы, пенсий и индекса потребительских цен

(%)

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Доходы

Номинальные

11,7

7,1

10,6

0,9

1,8

4,3

Реальные располагаемые

4,0

-0,7

-3,2

-5,8

-1,6

0,1

Заработная плата

Номинальная

11,9

9,1

5,1

7,9

6,7

9,9

Реальная

4,8

1,2

-9,0

0,8

2,9

6,8

Пенсия

Номинальная

9,7

8,8

11,2

3,4

4,0

3,7

Реальная

2,8

0,9

-3,8

-3,4

0,3

0,8

Индекс потребительских цен

В среднем за январь-декабрь

6,8

7,8

15,5

7,1

3,7

2,9

Декабрь к декабрю

6,5

11,4

12,9

5,4

2,5

4,3

На основании представленных показателей следует, что доходы населения наибольшими темпами возрастали в период 2018 года, однако высоко и значение индекса потребительских цен за данный период.

При номинальном росте доходов населения в 2018 году в объеме 4,3% реальные расходы возросли лишь на 0,1%

Рост номинальной заработной платы определен в пределах 9,9%, в то время как реальной 6,8% и т.д.

Однако, наблюдается некоторые различия в заявленных тенденциях показателей, что наиболее наглядно можно продемонстрировать на рисунке 4.

Рисунок 4 - Динамика доходов и заработной платы за 2016-2018 годы

Реализация социальной государственной политики имеет отражение и в формировании расходной части бюджета, поскольку социально-ориентированная экономика страны имеет четкую направленность на создание оптимальных условий развития регионов, отраслей и направлений деятельности.

На основании представленных показателей в таблице 3 следует заключить, что среди представленных показателей лишь расходы на социальную политику имеют отрицательную динамику. В то время как в общей сумме расходования средств они ежегодно превалируют.

Так по состоянию на 2017 год общая сумма расходов на социальную политику составляла около 4,99 трлн. рублей в 2019 году лишь 4,89 трлн. рублей.

Таблица 3 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год

(трлн. руб.)

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

Абсолютное изменение 2019г. к 2017г., (+;-)

Социальная политика

4,99

4,58

4,87

- 0,12

Национальная оборона

2,85

2,73

2,91

+0,06

Национальная экономика

2,46

2,26

2,64

+0,18

Правоохранительная деятельность и нацбезопасность

1,92

1,88

2,25

+0,33

Общегосударственные вопросы

1,16

1,23

1,40

+0,24

Обслуживание государственного долга

0,70

0,85

0,85

+0,15

Трансферты между бюджетами

0,79

0,77

0,76

-0,03

Образование

0,61

0,62

0,83

+0,22

Здравоохранение

0,44

0,41

0,66

+0,22

Культура, кино

0,09

0,09

1,13

+1,04

Охрана окружающей среды

0,09

0,08

0,20

+0,11

Средства массовой информации

0,08

0,07

0,08

-

Физкультура и спорт

0,09

0,06

0,06

-0,03

ЖКХ

0,12

0,09

0,19

+0,07

Исследуя направления вложения средств в целом, значительный интерес представляет их отражение на диаграмме (рисунок 4).

Учитывая, что социальная политика занимает большую долю в структуре расходов бюджета ежегодно и относится к наиболее финансируемым статья, достаточно актуален вопрос направления вложения средств.

Рисунок 4 – Расходы бюджета Российской Федерации за 2019 год

Рассмотрим структуру вложения средств бюджета РФ, имеющих назначение «Социальная политика» в таблице 4.

Таблица 4 – Состав и структура расходов бюджета Российской Федерации за 2018 – 2019 год по направлению «Социальная политика»

Показатели

2017 год

2018 год

2019 год

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Социальная политика

4 991 986,3

100,00

4 581 795,4

100,00

4 872 765,4

100,00

Пенсионное обеспечение

3 596 788,8

72,07

3 162 182,3

69,02

3 248 466,2

66,67

Социальное обслуживание населения

13 329,1

0,27

17 876,8

0,39

18 313,8

0,38

Социальное обеспечение населения

941 151,8

18,85

935 542,1

20,44

1 059 716,9

21,74

Охрана семьи и детства

430 669,3

8,6

455 904,2

9,95

546268,5

11,21

Прикладные научные исследования в области социальной политики

178,1

0,01

252 ,3

0,01

Другие вопросы в области социальной политики

9 869,2

0,2

10 037 ,6

0,01

На основании данных, представленных в таблице 4 следует, что:

- за 2017 – 2019 годы кардинальных изменений в структуре расходов организации не наблюдалось;

- наибольший удельный вес в структуре расходов на социальную политику занимает пенсионное обеспечение, их доля колеблется от 72,07% до 66,67 %;

- значительную долю занимают расходы на социальное обеспечение, их размер составлял от 18,85% до 21,74%.

Невелика доля расходов по направлениям «охрана семьи и детства», «Прикладные научные исследования в области социальной политики» и «Другие вопросы в области социальной политики».

Наибольший интерес представляет динамика изменения показателей, включенных в таблицу 5.

Рисунок 5 – Динамика расходов бюджета РФ по направлению «Социальная политика» за 2018 – 2019 годы

На основании данных, представленных на рисунке 5 наглядно видно, что наименьшее значение показатели расходования средств имели в 2018 году, в 2019 году наблюдается некоторое увеличение объемов расходования средств по направлению «социальная политика», «социальное обслуживание» и «пенсионное обеспечение».

1 ВВП России в 2019 году. – Режим доступа: http://fincan.ru/articles/56_vvp-rossii-v-2019-godu/

2Динамика доходов населения. – Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/20967.pdf

Просмотров работы: 2085