РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Базунова И.С. 1, Закурина А.В. 1, Котяшкина Е.К. 1
1ГСГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сейчас компьютеры проникли во все сферы человеческой деятельности, стали незаменимыми в жизни каждого из нас. Человек использует «мини компьютер» – мобильное устройство круглые сутки, постоянно изучает новые информационные технологии каждый день. Чем дальше развиваются технологии, тем больше и разнообразнее становятся устройства, упрощающие жизнь людей.

Незаменим компьютер в образовании, в школах сейчас есть электронные дневники, где записаны все домашние задания, оценки, программа и т.д. Современный бизнес тоже использует информационные технологии. В корпоративных базах данных, которые они могут создавать сами, они хранят всю нужную информацию, которую можно передавать дистанционно. Информационные технологии позволяют человеку получать новые знания, производить какую-либо, продукцию, летать по воздуху и даже выходить в открытый космос.

Сейчас практически любому человеку сложно представить свою жизнь без компьютера и информационных технологий. С ними появилась возможность всё хранить на электронных дисках и носителях, что просто и удобно. Большую роль в нашей жизни играет глобальная сеть интернет. С помощью интернета можно узнать много новой информации, совершить онлайн покупки, не выходя из дома, появилось намного больше возможностей, чтобы реализовать себя. Дистанционное обучение, различные онлайн курсы и так далее. Сейчас всё больше используется технологий в обучении, на уроках в школе, ученики активно пользуются электронной библиотекой, так как информационные технологии занимают важное место в интеллектуализации общества.

Большую роль в нашей жизни играют различные аппараты для лечения заболеваний, разработка которых предполагает использование информационных технологий. Очень полезны различные машины, роботы, которые используется в цехах, на заводах и фабриках, они заменяют человеческий труд, что экономит время, материальные расходы. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, индустрия отдыха и развлечений – сейчас всё это зависит от компьютера. Сейчас сложно найти какую-либо сферу, где не использовались бы информационные технологии. Благодаря компьютеру появилась возможность постоянного общения. Современные мобильные телефоны, различные социальные сети дают возможность связаться с человеком практически из любой точки, когда захочется. Большинство из нас уже не может представить себе ни одного дня без компьютерной техники. Информационные технологии позволяют общаться людям на расстоянии и обмениваться письмами, не ожидая долгих ответов.

Использование информационных технологий в сфере образования имеет свои плюсы и минусы. К достоинствам использования информационных технологий в образовании можно отнести:

1. Современные программы позволяют генерировать задачи возрастающей сложности (трудности). При должной мотивации ученик, работая с такой программой, сам будет отбирать задачи, требующие от него умственного напряжения. Таким образом, информационные технологии открывают принципиально новые горизонты в реализации данного принципа.

2. Информационные технологии, позволяющие наглядно представлять скрытые от непосредственного восприятия сущностные законы и закономерности познаваемого. Различного рода электронные визуализаторы сегодня активно используются в области физики и химии.

3. Стремление к индивидуализации обучения сталкивается со значительными трудностями в условиях классно-урочной системы организации учебного процесса, которая предполагает обучение всех одновременно по единой программе и овладение значительным объемом учебного материала. В этих условиях принцип индивидуализации обучения остается благим пожеланием, вызывающим у части учителей чувство внутреннего раздражения и неудовлетворенности. Новые информационные технологии и здесь открывают огромные возможности. Каждый может выстроить свою индивидуальную программу освоения необходимого учебного материала, располагая доступом к базам данных и к преподавателю для консультаций, осуществляя самопроверку через систему тестовых задач.

4. Добиться полноценной реализации принципа сознательности и активности можно только при условии проектирования учеником своей образовательной программы. А это возможно только благодаря современным информационным технологиям обучения.

5. Человек, получающий образование с использованием информационных технологий (электронное обучение) может присутствовать на занятии, не выходя из дома, что позволит ему сократить время поездки до учебного заведения и обратно, также он сможет присутствовать на занятии и при болезни и если ему трудно совершать поездки до учебного заведения и обратно.

6. С использованием информационных технологий нет необходимости искать нужную книгу по всему городу. Учащийся, может найти книгу в электронной библиотеке и использовать в своих целях.

7. Использование информационных технологий помогает учащемуся иметь доступ к большому потоку информации.

Отрицательные стороны:

1. Самым первым минусом использования информационных технологий в сфере образования нужно выделить то, что люди не знают, как правильно пользоваться информационными технологиями. Людям, не владеющим информационными технологиями, очень трудно научиться их правильно использовать. Поэтому многие из них просто «бросают» это дело, вместо того, чтобы попробовать научиться, они прибегают к «старым проверенным технологиям».

2. Отсутствие живого человеческого общения ученика с учителем негативно сказывается на развитии эмоциональной сферы учащегося и в итоге – на эффективности обучения. Эмоциональное одобрение учителя компьютер в принципе заменить не может.

3. Учитель, в отличие от компьютера, это личность, оказывающая системное влияние на ученика. Он является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов, и его воздействие реализуется в личном контакте, а не посредством текстов учебных заданий.

4. Учитель реализует индивидуальный подход, зависящий от самочувствия, настроения ученика, а также от конкретных обстоятельств. Учитель ставит оценку, учитывая весь комплекс факторов: способности, прилежание, динамику обучения. Система тестов всего этого не видит.

5. Традиционное образование развивает системное мышление, которое встраивает частные мыслительные операции в целостную систему знаний, в смысловую сферу личности. Компьютер же мыслит аналитически, по принципу выбора варианта из имеющихся альтернатив. Создателями тестов эти альтернативы подбираются искусственно. Для успешного ответа на тесты не надо обладать развитым мышлением: понимать юмор, метафоры, иносказания, скрытые смыслы, достаточно иметь предметные знания и механистично их применять. Однако целью образования является именно образование от слова «образ», то есть интегративное развитие способностей и личности путём освоения основ наук.

6. Нельзя забывать, что рост интеллекта происходит в процессе духовного общения между людьми. В споре рождается истина. Менее развитые могут слышать на занятии ответы своих более способных одноклассников, благодаря чему улучшается их понимание. Даже если ребёнок не выучил урок, он может услышать ответы других и восполнить пробел. Компьютер отнимает эту возможность. Фактически происходит дрейф в сторону заочного обучения на уроке. Суть урока – обучение учителем группы детей – уходит. Каждый учится сам, учитель – формальный координатор. Не думаем, что это положительно скажется на умственных способностях молодёжи.

7. Общение с компьютером даёт нагрузку на зрительный канал восприятия информации, однако у человека есть ещё и слуховой и кинестетический (через письмо) каналы. Известно также, что люди сильно различаются по тому, какой сенсорный канал у них является преобладающим: выделяются визуалы, аудиалы и кинестетики. Получается, что мы отдаём предпочтение одним, дискриминируя остальных. Когда-то левшей заставляли писать правой рукой, ничего, кроме невроза, не добиваясь. Сейчас тоже самое происходит, когда, например, аудиалов, воспринимающих информацию на слух, принуждают постоянно смотреть в монитор.

8. Несомненный плюс традиционного образования – развитие речи. Компьютер отучил детей не только писать и слушать, но и говорить. Это уже проявляется в московских вузах, когда студент, зная на экзамене ответ, стесняется говорить вслух. Слишком увлекаясь компьютеризацией, мы лишаем молодёжь возможности самовыражения, а это ведёт человека к изоляции, делает его одиноким.

Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что интенсивное внедрение информационных технологий в образование – неизбежный процесс. Именно поэтому его необходимо тщательно изучать с точки зрения тех негативных последствий, которые могут наступить ближайшей и отдаленной перспективе.

И тут возникает проблема для нас, педагогов. Многие становятся зависимыми от техники. Но каждый сам выбирает, как распоряжаться временем. Нужно научиться использовать все изобретения во благо, главное применять информационные технологии во благо человечества, ведь именно мы решаем, в какое русло направить эти возможности: на благо или во зло.

Новые возможности коммуникаций с использованием Сети меняют подходы и отношение людей к саморазвитию.

Просмотров работы: 1537