В последние десятилетия во многих ВУЗах, как в России, так и за рубежом начинает активно развиваться идея деятельности наставников в студенческой среде, основанная на принципе «равный – равному», где в качестве наставника выступает студент старших курсов.
Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт [3].
Наставник – педагог или студент старших курсов, деятельность которого способствует успешной адаптации студентов первого курса к студенческой жизни, обеспечивает единство обучения и воспитания студентов университета, усиливает влияния профессорско-преподавательского состава на формирование личности будущих специалистов [6].
Форма деятельности преподавателя, направленная на взаимодействие по оказанию помощи студенту в процессе его личностного роста, выборе способов поведения, принятии решений называется «Наставничество» [8].
Наставничество – это добровольное, безвозмездное взаимодействие опытного состоявшегося человека (наставника) с начинающим или менее опытным (наставляемый), предполагающее передачу навыков, знаний и опыта наставника [5].
Таким образом, наставник – это студент старших курсов, закрепляемый за академической группой, основная задача которого успешная адаптация членов академической группы к студенческой жизни: учебному процессу, ориентации в правах и обязанностях, культурному и физическому совершенствованию, а также помощь подопечным на протяжении периода их обучения в вузе.
Наставничество – это форма взаимодействия студента старшего курса со студентами младших курсов, которая позволяет оперативно решить ряд актуальных задач, таких, как помощь неуспевающим, поддержка студентов в процессе адаптации к новым условиям, включение их в жизнь университета.
Деятельность наставников имеет более чем вековую историю в нашей стране и берет свое начало с деятельности кураторов.
В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова термин «кураторство» обозначается одним словосочетанием - занятие куратора (1998). В том же словаре слово куратор (от лат. curator) толкуется как опекун, попечитель, «лицо, которому поручено наблюдение за кем или чем-либо» [4].
В большинстве источников началом кураторской деятельности в образовании отмечается факт подписания в 1903 году Императором Всероссийским Николаем II Инструкции для кураторов Томского технологического института, в котором описывались основные роли кураторов, его должностные и функциональные обязанности.
Потребность в лицах, которые смогли бы выполнять функции помощников, способных оказать содействие студентам в решении вопросов не только учебных на протяжении их студенческой жизни, стала причиной появления вышеупомянутого документа (Инструкции для кураторов, 1903). Кураторы избирались по одному на курс из числа профессоров и преподавателей сроком на один год. Все кураторы входили в комиссию, в рамках которой, наряду с контролирующими задачами совместно решали вопросы удовлетворения духовных и материальных потребностей студентов.
Однако, продвижение этого института, осуществлялось с трудом, с одной стороны в силу недоверия студентов кураторам, с другой – возможно, просто не хватило времени.
С приходом власти большевиков в 1917 году на смену кураторам пришли комсомольские и партийные организации в виде студкомов, советов старост, исполбюро профессий и др., которые занимались идеологическим воспитанием студентов в духе марксизма-ленинизма. Решение проблем по улучшению материального положения студентов, благоустройству учебных заведений взяло на себя государство.
С распадом СССР в 90-е годы разрушилась и система воспитания, осуществляемая комсомольскими и партийными органами. Образовательные учреждения сконцентрировались на выполнении образовательных функций, значительно снизив активность в плане воспитательной деятельности со студентами. Кураторство как институт в большинстве вузов практически прекратил свое существование и, как следствие, резко сократилось количество публикаций, посвященных проблеме кураторства.
В 2000-х годах интерес к проблемам воспитания в стране стремительно возрос. Сегодня в любой сфере трудовой деятельности более конкурентоспособным оказывается специалист, который наделен не только определенным багажом теоретических и практических знаний и умений. От гражданина и профессионала ждут стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать средства и выбирать пути развития достоинств и устранения недостатков, способность генерировать новаторские идеи и брать на себя ответственность за их реализацию. Также необходимо подчеркнуть, что в настоящее время имеются существенные различия между системами среднего и высшего образования, что увеличивает необходимость сопровождения перехода от одной ступени образования и привыкания к другой. Именно в 2000-х вновь началось активное развитие деятельности кураторов и появляется наставник [6].
Авторы статьи «Творческое, интеллектуальное и психосоциальное развитие через наставничество» П. А. Хэнсли и Дж. Л. Парсонс рассматривают деятельность наставника как межличностные отношения и отмечают, что желание стать наставником испытывает взрослый человек на стадии генеративности, характеризующейся стремлением сосредоточить «родительскую» ответственность на каком-либо субъекте, создавать значимые объекты и отношения. В то же время потребность в наставнике возникает в периоды трансформации идентичности. К сущностным характеристикам деятельности наставника авторы относят увлеченность какой-либо общей проблемой или деятельностью, «страсть», которую разделяют наставник и подопечный [8].
Н. Гехке определяет деятельность наставника как «обмен дарами». Главное, что наставник может принести в дар своему подопечному – это опыт и мудрость, которые он накапливает в течение определенного времени [2].
Определим цель деятельности наставника как адаптацию студентов первого курса к студенческой жизни и создание условий, благоприятных для становления будущего специалиста, то есть создание единого коллектива группы, формирование активной гражданской позиции и профессионально-личностных качеств будущих специалистов с предоставлением возможности для самореализации.
Обозначенная цель требует от наставника выполнения ряда важных функций. Выделяют две группы: целевые и управленческие функции. Группа целевых функций большей частью реализуется в рамках межличностного взаимодействия в системе «наставник – студент», управленческие функции осуществляются как на названном уровне, так и в системе «наставник – академическая группа».
Целевые функции.
1. Воспитательная функция предполагает формирование у студентов первого курса интереса к избранной профессии, необходимых профессиональных компетенций, потребности в здоровом образе жизни, повышение культурного уровня, актуализацию активной социальной и гражданской позиции.
2. Развивающая функция заключается в создании условий для развития личностно - и социально-значимых качеств студента его коммуникативного и творческого потенциала.
3. Формирующая функция основывается на обогащении субъективного опыта будущих педагогов практикой осуществления воспитательной работы через организацию их участия в формах коллективной организаторской деятельности: целеполагании, планировании, подготовке и проведении творческих дел, объективном анализе совместной деятельности.
4. Функция педагогического сопровождения процесса обучения студента в вузе предполагает оказание дозированной помощи студенту в решении возникающих перед ним проблем, через представление и защиту его интересов в органах управления вуза [1].
Управленческие 1. Диагностическая функция предполагает изучение интересов, возможностей, способностей студентов, оказание помощи в познании себя, осознании индивидуальных особенностей.
2. Проектировочная функция определяется осуществлением процессов целеполагания и планирования деятельности студенческой группы с учетом особенностей студентов.
3. Организационная функция предполагает развитие студенческого самоуправления через включение студентов в разнообразные виды деятельности и привлечение их к участию в совместных делах.
4. Координационная функция решает задачи регулирования взаимодействия студентов с преподавателями и службами вуза, обеспечивает информационный обмен между участниками образовательного процесса.
5. Аналитическая функция обусловлена необходимостью осуществления систематического анализа и оценки результатов образовательной деятельности студентов в целях мониторинга их роста в профессиональном и личностном плане [1].
Указанные функции предполагают следующие направления деятельности наставников:
- изучение интересов, возможностей, способностей, бытовых условий студентов, помощь студентам в познании себя, осознании индивидуальных особенностей;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям вузовского обучения;
- создание условий для проявления и развития организаторских способностей студентов, развитие студенческого самоуправления, помощь в формировании актива;
- на основе личного опыта обучение студентов коллективному целеполаганию, планированию, распределению обязанностей, организации коллективных дел, объективному анализу деятельности;
- формирование в студенческой группе сплоченного коллектива, актива группы, поддержание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, творчества и высокой дисциплины, помощь в развитии студенческого самоуправления;
- привлечение студентов к культурно-массовой, спортивно-массовой, общественной работе в вузе;
- контроль текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий и оказание помощи в организации учебного процесса;
- реализацию задачи социальной защиты студентов и формирование у них готовности к социальной самозащите [1].
Вышеназванные цель и функции, наставник реализует в процессе взаимодействия со студентами прикрепленной к нему группы на протяжении всего обучения в вузе.
Главный показатель деятельности наставника в высшем учебном заведении на первом году обучения подопечных – успешная адаптация студентов к условиям вуза.
Под адаптацией понимают приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [10].
Можно рассматривать понятие «адаптированность» как результативную сторону процесса адаптации. Тогда адаптированность студентов к обучению в вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельности студентов:
- удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;
- принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему требований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;
- способность придавать происходящему в вузе желательное для себя направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществления своих учебных и личностных стремлений и целей.
Характеристиками деятельности наставника являются его целенаправленность, взаимонаправленность, долговременность, развивающий и взаимообогащающий потенциал. К. Крам разработала периодизацию деятельности наставника и выделяет следующие ключевые этапы:
- начальный этап (initiative);
- этап развития (cultivation);
- этап отделения (separation);
- этап редефиниции (redefinition), т. е. этап приобретения нового статуса.
На основе периодизации К. Крам, выделим следующие этапы деятельности наставника:
- этап знакомства, формирования основ взаимодействия;
- этап развития деятельности, направленный на удовлетворения потребностей субъектов;
- этап достижения результатов, их осмысления и оценки;
-этап редефиниции (приобретения нового статуса).
Для каждого этапа характерна специфика трансформации ролей субъектов деятельности наставника (от начальных: «учитель – ученик», «мастер – подмастерье», до «старший и младший коллега, друг, товарищ»).
Таким образом, в ходе исследования на основе анализа деятельности наставника в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, можно сказать, что деятельность наставника – это особая форма взаимодействия студента старшего курса со студентами младших курсов, которая позволяет оперативно решить ряд актуальных задач, таких, как помощь неуспевающим, поддержка студентов в процессе адаптации к новым условиям, включение их в жизнь университета.
Наставником является студент старших курсов, закрепляемый за академической группой, основная задача которого успешная адаптация членов академической группы к студенческой жизни: учебному процессу, ориентации в правах и обязанностях, культурному и физическому совершенствованию, а также помощь подопечным на протяжении периода их обучения в вузе.
Управление деятельностью наставников будет более результативно, если будет создан комплекс мероприятий по организации работы наставников, учитывающий основные этапы организации
Библиографический список:
1 Винтин И.А. Организация воспитательной работы в вузе во внеурочное время // Педагогика. Научный журнал, 2004. №9. С.58-64.
2. Гехке Н. К определению наставничества [Электронный ресурс] URL: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350 (дата обращения: 31.10.2019)
3. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка. М.: ACT, 2010. 699 с.
4. Новейший словарь [Электронный ресурс] URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1041/самоопределение (дата обращения 28.10.2019).
5. О наставничестве // Институт [Электронный ресурс] URL: http://nastavnichestvo.su/mentoring/ (дата обращения 28.10.2019).
6. Положение о кураторе (наставнике) студенческой академической группы // Воронежский государственный педагогический университет [Электронный ресурс] URL: http://www.vspu.ac.ru/uvr/doc/Kyratory.doc.pdf (дата обращения 30.10.2019).
7. Семёнова В.Н., Федянина Н.С., Галузо Н.А.. О кураторстве: необходимость и проблемы // Успехи современной науки и образования 2016. №11. Том 6. 111 с.
8. Филатова Е.В. Организация наставничества как формы социального партнерства в области профессионального образования // Вестник КемГУКИ. 2012. №18. 198 с.
9. Хэнсли П.А., Парсон Дж. Л. Творческое, интеллектуальное и психосоциальное развитие через наставничество: отношения и этапы // Молодежь и общество [Электронный ресурс] URL: https://dx.doi.org/10.1177/0044118X93025002002 (дата обращения 30.10.2019).
10. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие - 2-е изд. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. 349 с.