СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Борисова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня Россия является одной из наиболее привлекательных стран для иностранных граждан. Планируется, что в ближайшие пять лет увеличится количество иностранных студентов в российских вузах в два раз. Статистические данные прошлых лет подтверждают данную тенденцию. Так, в 2015-2016 учебном году на территории Российской Федерации обучалось 200 тысяч иностранных студентов. В 2016-2017 году цифра выросла до 230 тысяч человек, 2017-2018 год поднял эту цифру до 256 тысяч. Сейчас же, на 2019 год, по данным министерства образования и науки, на территории России обучаются 320 тысяч иностранных студентов. Российская политика направлена на увеличение данного числа через Федеральный проект «Экспорт образования», который создает программы для поддержки иностранных студентов в российских ВУЗах.

Социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации [2, с 554].

Существует ряд проблем социальной адаптации, с которой сталкиваются иностранные студенты. Вот некоторые проблемы, которые выделяет Иванова М.И.:

- учебные трудности, связанные с языковым барьером, различием систем образования.

- новые требования по самостоятельной работе, системе оценок, организации образовательного процесса

- коммуникативные трудности, связанные с общением между иностранными студентами и преподавателями, российскими студентами [1, с 52].

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» не является исключением, в вузе обучаются более 500 иностранных студентов, более 100 человек – это студенты первых курсов, испытывающие проблемы разного характера.

Для выявления проблем социальной адаптации иностранных студентов в условиях ВУЗа, на базе университета было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 39 иностранных студента первых курсов педагогического направления подготовки. Анкета состояла из нескольких блоков: «языковая проблема», «коммуникативная проблема», «проблема обучения».

На вопрос об уровне знания русского языка, 49% респондентов ответило – «знаю, как сказать, но не могу написать», 27% – «понимаю, о чем говорят, но не знаю, как сказать», 24% – «почти не знаю русский язык».

На вопрос «часто ли у Вас возникают трудности при общении с русскоязычным населением?» 83% опрошенных дало положительный ответ.

У всех респондентов возникают трудности в обучении, связанные со знанием русского языка. Так же у 47% иностранных студентов есть трудности с самостоятельным обучением, при этом только 12% всех опрошенных студентов обращаются за помощью к преподавателям и 27% к однокурсникам, оставшееся 61% ответили, что они пытаются решить все сами.

Большая часть опрошенных редко общается с русскоговорящими студентами, 86% ответило, что предпочитает общаться со своими земляками. Все опрошенные так же ответили, что имеют знакомых среди своих соотечественников в городе и все узнают через них, не прибегая к помощи русскоговорящих студентов.

В связи сэтим можно сделать вывод, что языковой барьер создает большое препятствие в обучение иностранных студентов в ВУЗе. Незнание русского языка затормаживает этот процесс, так как студенты не сразу понимают, что от них требуется на семинарах и не успевают записывать лекционный материал, испытывая трудности в переводе языка. Студенты не могут правильно объяснить преподавателям свои мысли, затрудняясь в ответах на занятиях.

Сам процесс адаптации у студентов-первокурсников происходит в кругу соотечественников. Иностранные студенты адаптируются к новым требованиям образовательного процесса, климату и городу, не прибегая к помощи местного населения – одногруппникам, преподавателям, кураторам.

На основе анкетирования нами были разработаны рекомендации по осуществлению адаптации иностранных студентов в условиях вуза.

1. Решение языкового барьера. Иностранным студентам предоставлена возможность пройти курсы по изучению русского языка с разным уровнем подготовки. Продолжительность курсов и их частота проведения подтверждает нехватку времени для изучения. Но для того, чтобы эти курсы были эффективными, они должны проходить более 3-4 раз в неделю. Для выполнения этого условия необходимо увеличить часы, которые выделяют на курсы.

2. Повышение квалификации преподавателей, работающих с иностранными студентами. Одним из условия взаимодействия представителей вуза с иностранными студентами является знания особенностей адаптационных процессов, культуры, менталитета иностранных студентов. Прохождение подобных курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава облегчило адаптационный процесс иностранных студентов.

3. Разработка концепции плана мероприятия, социального проекта по адаптации иностранных студентов внутри вуза.

Одним из условий более эффективной адаптации иностранных студентов в вузе – это взаимодействие всех студентов, как иностранных , так и русскоговорящих. Создание совместных мероприятий иностранных и русскоговорящих студентов для стирания рамок и стереотипов между разными национальностями. Это взаимодействие включит иностранных студентов в процесс адаптации к новой социальной среде и ее ценностям.

Социальная адаптация иностранных студентов в вузе необходимый этап. Важно помочь иностранным студентам в решения проблем языкового барьера и коммуникации с русскоговорящим населением. Обмен опыта, ценностей и знаний, положительно скажется на расширении их социальных связей.

Используемая литература:

Иванова, М. И. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России : дис. ... докт.психол.наук : 19.00.05. / М.И. Иванова. - СПб., 2001. – 353с.

Холостова, Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2010. – 800с.

Просмотров работы: 37