Предложение по написанию сочинения по литературе ( с использованием живописи и музыки) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Предложение по написанию сочинения по литературе ( с использованием живописи и музыки)

Васина А.А. 1
1АНО ПО "Сергево-Посадский гуманитарный колледж"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В статье поставлен вопрос о расширении содержания литературных произведений, изучаемых в школе, на жизнь. И это можно сделать только с привлечением других видов искусств, живописи и музыки.

К примеру я хочу рассказать об уроке литературы в нашем колледже на тему « Творчест-во Н.А. Некрасова в живописи». На уроке литературе мы рассматривали интересные картины разных художников, написанные по стихотворениям Некрасова. Презентация включала картины таких художников: И.Е.Репин, А.А.Рылов, В.Г.Перов, К.А.Савицкий, В.Е, Маковский, Д.А. Шмаринов, И.М, Прянишников, А.А.Пластов, И.С.Глазунов. Сюжеты картин этих художников удивительно точно и полно передают духовное содержание стихов Некрасова. Соотнесение картин художников и литературных произведений очень углубляет художественное видение литературных образов. Например, смотря на картину И.Е.Репина «бурлаки на Волге», написанную в 1973 году, так и приходят на ум строки из стихотворения Некрасова:

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется -

То бурлаки идут бечевой!..

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля,-

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Эта картина нарисована так реалистично, что прямо перед глазами встает изображение бурлаков, которые как бы идут нам на встречу. И сразу можно прочувствовать, что на их плечах лежит нелегкий труд. Это ощущение тяжести труда переносится на зрителя. Персонажи картины не специально позировали для художника. Это просто встреченные люди, выражения лиц которых художник хорошо запомнил. И поэтому они выглядят так реалистично. Персонажи картины конкретные люди, однако вместе взятые, они показывают нам обощенный образ русского народа.

Друга картина В.Е.Маковского "Игра в бабки" тоже переносит ваше воображение к стихам Некрасова.

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей…

На картине изображена компания ребят, играющих на заднем дворе избы. Смотря на эту прелестную картину, мы можем заинтересоваться её сюжетом и гадать: победит ли мальчик?

Еще один образ детей из русского крестьянства показан на картине И.М.Прянишникова "Воробьи, ребята на изгороди", нарисованной в 1883 году. Художественное совпадение картины и стихов Некрасова опирается на одно и то же историческое время. Поэтому картина выглядит «оригинально» по отношению к стихотворению.

Все серые, карие, синие глазки -

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!

Я детского глаза люблю выраженье,

Его я узнаю всегда.

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Благодаря стихотворению Некрасова картина даже «звучит»! Каждая деталь на картине заставляет задуматься. У Прянишникова был великий дар. Он умел заставить говорить на своих полотнах каждую деталь. «Каждая из картин этого высокодаровитого художника, — писал в рецензии на выставку Михаил Салтыков-Щедрин, — представляет отрывок из действительности до такой степени трепещущий, что зритель невольно делается как бы непосредственным участником той жизни, которая воспроизводится перед ним». Прянишников часто выезжал в заштатный город Лальск Устюжского уезда Вологодской губернии для срисовок с натуры. Живописные детские образы созданные художником, можно представить себе так: крайний справа задумчиво рассматривает траву, а ближний с любопытством смотрит на зрителя.

Тему «Дети в живописи» можно расширить и включить картины других русских и зарубежных художников. И тогда уже, развивая наше воображение, идти не «от стихотворения к картине», а «от картины к стихотворению». То есть можно предложить учащимся подобрать стихотворение к картине. В таком случае художественное пространство для осмысления и «духовного путешествия» становится значительно шире. Более того, анализируя картины о детях русских художников, ученики будут видеть образы детей в различные исторические периоды. А это уже предмет истории! Картины детей зарубежных художников помогут ученикам узнать о характере, обычаях и играх детей из разных стран. И здесь выстраивается интересная межпредметная связь с дисциплиной «иностранный язык».

А теперь обратимся к музыке, которая может нас успешно сопровождать при изучении литературы, в нашей статье учащимися. В стихах С.Есенина «звучит словесная музыка»:

Грустный,

Словно музыка из сада,

Нежный,

Словно лепет звездопада,

Вечный,

Словно солнечный восход,

Кто же он,

Как не сам природа,

Юноша пришедший из народа,

И ушедший песнею в народ.

Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Мы их называем песнями и романсами, это не важно. Важно то, что они настолько лиричны по художественному настроению, настолько проникновенны, что сами ложатся на музыку. Назовем 15 стихов Есенина, которые благодаря композитору и народному артисту СССР Григорию Пономаренко стали романсами. Вот ставшие самыми популярными:

«Отговорила роща золотая»

«Не жалею, не прощу ,не плачу»

« Я по первому снегу бреду»

«Выткался над озером»

«Королева»

И многие другие.

Кроме Г. Пономаренко, на стихи Сергея Есенина писали песни-романсы А. Вертинский («В том краю, где жёлтая крапива»), В. Липатов («Письмо к матери»), Е. Попов («Над окошком месяц»), А. Покровский («Песни, песни, о чём вы кричите?»), Н. Кутузов («Берёза»), Г. Свиридов («Есть одна хорошая песня у соловушки»), Муслим Магомаев («Прощай, Баку!») и многие другие. Строки Сергея Есенина обретали своё звучание и в женском исполнении - Людмилы Зыкиной («Слышишь, мчатся сани»), Галины Ненашевой («Берёза», музыка Александра Арутюняна), Нины Пантелеевой («Не жалею, не зову, не плачу»), Ирины Понаровской («Капли»), Надежды Бабкиной («Отговорила роща золотая») и других певиц.

На уроках литературы будет равно интересно прослушать примеры, как из классической, так из современной «эстрадной» музыки. Для того. чтобы собрать такой материал потребуются сотни страниц.

Для привлечении музыки при изучении литературы подбор музыкальных произведения к литературным–не единственная дорога. Учащимся интересно будет узнать, как выдающиеся писатели и поэты воспринимали музыкальное искусство. У Льва Толского часто дома собирались профессиональные музыканты, играющие произведения Бетховена, Гайдна, Моцарта, Глюка и Глинки, Шопена. Лев Николаевич очень любил Шопена, и часто говорил что « Шопен в музыке ,то же что Пушкин в поэзии». Толстой много внимания уделял музыке в своих произведениях, через нее он мог раскрыть характер персонажей. Одна из сцен с участием Наташи Ростовой в «Войне и мире» – и на фоне этого эпизода произведения «звучит» (бесусловно в мыслях» фольклорная мелодия «русской пляски».

Если знакомить учеников с воплощениями литературных образов в живописи и музыке, Тогда выдающееся художественное влияние литературных образов и сюжетов великими художниками и музыкантами будет переходить на учеников и оно будет способствовать глубине их понимания.

Список литературы ;

Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30-33.

Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе.- 1996,№5

Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы//Уроки литературы.- 2007,№3,с. 6-10.

Лобкова Е.В. Живопись и музыка на уроках литературы// Русский язык в национальной школе. – 1990, №2, с.40-42.

Маслова А.Ю. Пейзаж как эмоционально-экспрессивная структура текста: элементы лингвистического анализ текста// Русская словесность. – 2005, № 2,с. 59-65

Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ под ред. Колокольцева Е.Н. – М., 1990.

Нагуманова С. Ф. Живопись и музыка на уроках литературы// Русский язык в национальной школе. – 1990, №2, с.23-25.

«Эстезис»(журнал о литературе). Музыка в слове. №7,2017.

Просмотров работы: 85