КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ СЕЛ БАЗАРНОСЫЗГАНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО ИТОГАМ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА РУССКИХ СЕЛ БАЗАРНОСЫЗГАНСКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО ИТОГАМ ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Новикова Е.С. 1, Аринина Н.П. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В июле 2018 года была организована фольклорно-этнографическая экспедиция по Базарносызганскому району по сбору материалов традиционной культуры. Экспедиционной группой обследованы сёла Годяйкино, Юрловка, Жуковка, Должниково, Иевлевка.

Предметом нашего интереса являлись традиционные календарные обряды данных сел, обрядовые и необрядовые традиционные песни. В результате исследования были зафиксированы аудио, видео, фото сведения, касающиеся традиционной жизни этих сел: обрядовые и праздничные традиции (локальные праздники народного календаря с подробным описанием содержания календарных праздников и обрядов Зимних Святок, Масленицы, встречи весны, крестопоклонной недели, Троицкой обрядности, Капустников, Кузьминок), традиционный костюм и различные предметы быта, традиционные песни (обрядовые и необрядовые). Стоит отметить, что в памяти информантов достаточно хорошо сохранились воспоминания о проведении праздников и обрядов и достаточно скудные сведения остались по песенному материалу.

Более подробно, хотелось бы остановиться на материале, собранном в с. Должниково где произошло знакомство с уникальными информантами Данилиной М.А. 1936 г.р., Старостиной А.Ф. 1936 г.р., Вязовой А.Е. 1934 г.р., Астафьевой Е.С. 1930 г.р., а в былые времена активными участницами обрядовых действ.

Должниково это живописное село, с богатым природным ландшафтом, гордостью которого являются многочисленные родники. В былые времена осуществлялся строгий контроль за состоянием родников, каждое лето молодые девушки занимались их очисткой «баб не допускали», если выдавался засушливый год на родниках совершались молебны «молились старые женщины», после чего приходил дождь.

По сведениям информантов, на Святки по селу ходили артели детей и молодёжи и поздравляли односельчан с праздником, при этом пели «Таусень», «Каляда-Маляда»:

«ТАусень, ТаУсень

Кишки да лепёшки,

Поросячьи ножки

В пече сидят, на вас глядят

Поесть хотят.

Подавайти коляду,

А то сиву лошадь уведу!

Не подадите ватрушки –

Расколем кадушки!»

Колядовщики заходили в избу и пели, а затем хозяева «угощали, дарили конфетков, копейку, пятачок. Нас, робятёшкав, заставляли садиться на пол и покрывали шубой – штобы куры неслись, и сажали на полушубок, штобы овцы велись».

Неоднократно вспоминали информанты о традиции ряжения на Святки «…рядились стариком, старухой, медведем (шубу наружу надевали). Сажей лицо мазали, маски делали из тыквы (очень хлопотно), надевали тряпку на лицо с дырками для глаз. Ряженые шутили, голос меняли, валяли в снегу прохожих». В Святки было принято «пугать соседей», ряженые подходили к окну, стучали и подносили тыкву, внутри которой, тлел огонь (тыкву предварительно очищали от мякоти, вырезали глаза, нос, рот), и таким образом шутили.

Молодые незамужние девушки в Святки обычногадали на замужество «ворожили, наливали в таз воды и садились на пол вокруг таза и пускали колечки – глядели, если шывырнёца, в тот год замуж выйдешь. Иной раз и парни были в избе, сидели неподалёку и наблюдали «иногда шутили и бросали што-нибудь в таз или хлопали па воде и обливали девок». Гадали при помощи курицы, в избе, на полу каждая девушка клала своё кольцо, в середине которого лежало несколько зёрен проса, ловили курицу, приносили в избу и пускали на пол, из чьего первого кольца курица клевала зерно, той и суждено было выйти замуж.

Самые маленькие дети тоже принимали участие в Святках, на Рождество пропевали, а порой и просто проговаривали «юнчика» и получали угощение от хозяев:

«Маленький юнчик,

Сядь на стульчик.

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!»

Информанты вспоминали Святки как весёлое, долгожданное, праздничное время, почитаемое всеми односельчанами.

Достаточно интересный обычай «валяние молодых» записан нами от информантов, бытовавший на масленичной неделе. Супружескую пару, которая находилась в браке первый год, было принято валять в снегу. Причем происходило это, как правило, внезапно, в любой день масленичной недели, иногда и неоднократно, любой прохожий или группа односельчан завидев идущих молодожёнов, валили с ног и катали по снегу «чтобы не протухли». В субботу жгли солому, «раскладывали кучами на дороге, в нескольких местах села и жгли». Основным увеселением на масленичной неделе было катание на лошадях.

Яркие воспоминания остались о встрече весны (22 марта). В этот день кликали жаворонков маленькие дети. С утра матери раздавали испеченных жаворонков детям, они залезали на поветь «кидаш и кликаш»

«Жаворонки,

Ноги тонки,

Прилетите к нам,

Принесите нам,

Тёпло летечко,

Нам зима-та надоела,

Всю куделю перепряла,

Веретёны перломала»

Нам удалось записать рецепт теста и способ изготовления жаворонков. Так Старостина А.Ф. и Астафьева Е.С. указывали на то, что при лепке жаворонка в одного закладывали копеечку «кому попадёт, тот щасливый». Закладывание монеты было заведено и в кресты, которые пекли из пресного теста на крестопоклонной неделе, четвертой неделе Великого поста. Старостина А.Ф. вспоминала, что в кресты ещё запекали «лучинку», которая означала болезнь. А вот, чтобы прибавить здоровья своим домочадцам в Вербное воскресенье рано утром родители будили своих детей, слегка похлёстывая освящённой вербой, и приговаривали: «Верба хлёст, бей до слёз, до красных яичков!».

При упоминании Пасхальной обрядности информанты ссылались на обычай катания яиц, это увеселение, которое бытовало у подростков и молодёжи. Яйца ходили катать в луга, на пригорок. Играющие раскладывали яйца в линию у основания пригорка, поочередно поднимались на пригорок и «выкатывали яйца». Задача играющих - выбить яйца соперников. Раньше готовились к Пасхе даже в самых бедных семьях, например, было принято сшить обновку, особенно детям, порой матери просто перелицовывали или перешивали старые вещи.О традиции христосования был отмечен такой факт: «…раньше ходили до свету в четыре утра, при огнях ходили, хозяева не спят, ждут. Пироги пекли, кулючу, яйца красили лушными перьями/ Весь день на столе кипел самовар, резали пироги, угощали всех, кто заходил в дом, вином не угощали».

Достаточно богатая была в селе Троицкая обрядность. Все информанты упоминали о проведении кумления в четверг перед Троицей. Молодые девушки свивали венки и ходили к родникам, пускали их по воде и наблюдали «чей венок с венком схлопнуца, те и кумовья. После обнимаюца и говорят: Мы с тобой кумовья теперь». Информанты указывали и напускание венков по воде на Троицу, при этом загадывали желания, смотрели, не потонул бы «помрёшь». Так же в четверг принято было завивать венки на берёзах, девушки потом садились у берёзы и ели яйца с лепёшками. Информанты указывали на то, что яйца красили в зелёный цвет и в этот день могли так же катать яйца как на Пасху. В субботу, накануне Троицы все дома в селе наряжали берёзовыми веточками. В Троицын день девушки ходили развивать венки, «ходили кругом» у берёзы, но какие при этом пели песни, уже не помнят. «На Троицу в луга ходили девки, парни, молодые мужики, бабы, песни поют во всех лугах».

В понедельник, после Троицы, на Духов день, односельчане обливали друг друга водой, делалось это всегда неожиданно, но при этом не обижались «штобы летом засухи не было и здоровье было».

Вплоть до 50-х годов 20 столетия в селе бытовали «кельи», несмотря на то, что в то время уже работал клуб. «Кельи» были в избах одиноких женщин, за «сидение в кельях» хозяйке платили дровами. В каждой «келье» собиралось по 7-10 девушек примерно одного возраста. «Сидение в кельях» было с осени, по разным воспоминаниям это было с Покрова дня или Кузьминок и всю зиму. Девушки занимались рукоделием, вязали кружева, скатерти, носки, варежки. Приходили парни, играли в карты, общались, а потом устраивали танцы и играли в «фантики». «Фантики» разновидность поцелуйной игры, заключалась в следующем, парень выходил из избы, одна из девушек по жребию прятала у себя «фантик», по определенному знаку парень заходил в избу и начинал угадывать, у кого он находится, если угадывал – целовал девушку.

На территории Ульяновской области были широко распространены «капустники» или «капустные вечера», вот и в Должниково информанты вспоминали о проведении «капустников», когда девушки ходили и помогали хозяйкам рубить капусту «за кочерыжки». Хозяйка по завершению работы собирала обед, «подавала похлёбку белёну, мятую картошку с яйцами и сметаной, пекла капустный пирог». У каждой хозяйки капусту рубили только один день.

Самым любимым праздником были Кузьминки (14 ноября). Все женщины отмечали, что это был день, который ждали с нетерпением. Вероятно, на это влияло несколько факторов, это возможность почувствовать себя хозяйками, долгожданное время начала посиделок и окончание земледельческих работ. Особенность празднования Кузьминок заключается в самостоятельном приготовлении обрядовой пищи девушками в складчину. Было принято, по договорённости собраться в «келье» или у одной из девушек, дозволялось полностью распоряжаться печью и всей кухонной утварью. Каждая приносила по горстке «пшанца», у кого было, маленькому кусочку мяса, «яичка, картошечку, хлебца… варили щи, варили кашу в чугуне, томили картошку». Старостина А.Ф. напела песню, которую исполняли на гулянии «На Кузьму, Демьяна».Девушки собирались, общались, стряпали, потом ужинали, а позже подходили и парни «играли в булалайки, пели и плясали целую ночь парни нашу похлёбку хлебали».

Анализируя полученные в результате экспедиции материалы, свидетельствуют о богатейшей традиционной культуре, талантливых информантах, которые являются носителями ценной информации. В настоящее время все сложнее сохранять наследие народной культуры, которое постепенно уходит в забвение вместе с носителями традиций. Поэтому так важно привлекать к экспедиционной деятельности молодое поколение, что позволит усилить интерес к изучению и сохранению нематериального культурного наследия и активно использовать экспедиционный материал в учебной и творческой деятельности.

Просмотров работы: 2