Средства обучения обществознанию в цифровой образовательной среде - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Средства обучения обществознанию в цифровой образовательной среде

Ванюлина Е.В. 1
1БГПУ им М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире, поглощенном глобализацией и информатизацией, дети появляются на свет уже с гаджетами в руках. И современное образование не имеет право игнорировать этот факт. Именно поэтому развитие цифровой образовательной среды является приоритетным направлением государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Под «цифровой образовательной средой», вслед за М.Э. Кушниром, будем понимать открытую «совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса». [2, с. 20] В мае 2019 года Президент РФ определил задачу создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность общего образования. На данный момент в России существует Федеральный проект по развитию ЦОС - «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который представляет единое электронное образовательное пространство России.

Использование цифровой образовательной среды должно присутствовать на всех предметах. Но, к сожалению, далеко не все учителя в состоянии грамотно использовать цифровую образовательную систему и подбирать нужные средства обучения в ЦОС. Это связано с тем, что создание цифровой образовательной среды началось сравнительно недавно, и первые значительные результаты планируются не ранее 2023 года.

Точной классификации цифровых средств обучения нет. Но в большинство классификации входят такие средства обучения как тренажёры, мультимедийный урок, виртуальная экскурсия, моделирование, игровые квесты и др.

К сожалению, далеко не все средства, названные выше, применяются в образовательном процессе. Если тренажеры, видеоуроки еще используются на уроках, то остальное – практически нет. А ведь моделирование, квесты способствуют более глубокому усвоению обучающимися материала. Особенно эти средства будут беспроигрышными на предметах, связанных с обществом, предметом которых являются социальные отношения, которые кажутся детям понятными и не стоящими внимания. А благодаря предложенным средствам у обучающихся создаются возможности воспринимать по-новому казавшиеся им очевидными факты, находить способы соединения далеких на первый взгляд вещей, устанавливать оригинальные связи между новой и старой информацией. Так, на уроках обществознания при изучении социальных отношений можно использовать средство моделирования по примеру технологии программированного обучения, где обучающимся давалось бы несколько вариантов ответа. Это поможет реализовать теоретические знания на практическом уровне. Виртуальная экскурсия, конечно, больше подходит к истории, но и на уроках обществознания можно в нескольких темам использовать данное средство. Например, при изучении культуры, посетив Третьяковскую галерею или Эрмитаж. А игровые квесты возможно применять на повторительно-обобщающих и контрольных уроках, чтобы закрепить материал и снизить психическую нагрузку у детей. С помощью данных средств обучающиеся получают возможность взаимодействовать с окружающей средой, не выходя из класса, получать представление о воображаемых объектах или отношениях в наглядном виде, что является очень эффективно, так как дети до 16 лет не воспринимают абстрактную информацию.

Более широкое применение в школе получило использование Интернет- сайтов (Российская электронная школа, Единый урок РФ, Инфоурок). Так, на сайте РЭШ есть материалы по всем школьным предметам по всем классам. Каждая тема включает материал, видеоурок, тренировочные тесты и контрольные задания разного уровня. Учителю нужно только выбрать на сайте определенный класс, тему и определенное средство, а также продумать прием работы с данным средством. Таким образом, использование цифровых средств обучения на уроке способствует разнообразию деятельности обучающихся, а, следовательно, приводит к лучшему усвоению материала.

Обществознание, как ни один из других школьных предметов, более тесно связан с жизнью ребенка, и «сухим» изложением материала здесь не обойтись. Как правило, дети положительно реагируют на использование цифровых средств обучения на уроке, так как такое средство обучения ближе к их увлечениям, и они с большим интересам вникают в тему и выполняют задания, представленные таким способом. Сопровождение изложенного в учебнике материала использованием цифровых средств обучения способствует более глубокому усвоению материала на теоретическом уровне и формированию умений применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Литература:

Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев ; под науч. ред. В. И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019 –98 с.

Несмелова М.Л. Цифровые ресурсы в обучении социально-гуманитарным предметам в школе: проблемы и перспективы / М. Несмелова // Преподавание истории в школе. – 2019. -№ 6.

Попова Н.С. Возможности интерактивных средств обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2009/Tomsk/II/II- 0-64.html/, свободный. – (дата обращения: 11.02.2020).

Просмотров работы: 146