В настоящее время наблюдается постоянно растущая потребность общества в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями [5, с. 19].
Оптимальным периодом для начала работы по формированию коммуникативных умений является школьный возраст. Между тем, современная школа с существующим в ней набором методов и форм обучения не в полной мере способствует формированию коммуникативных умений школьников. Особенно остро это проблема стоит в младшем школьном возрасте, когда закладывается фундамент будущих навыков общения подрастающего поколения [5, с.20].
Одним из коммуникативных УУД являются аргументативное умение - это освоенный субъектом способ выполнения действия приводить доказательства, доводы, факты, объяснения, примеры, для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником. Чтобы сформировать данное умение нужно использовать различные средства: технологии, методы и приемы [1, с. 22]. Кейс-ситуация является одним из эффективных средством формирования аргументативных умений, так как его основная цель - развитие у учащихся умений самостоятельно принимать решения и аргументировать их [2, с. 82].
Кейс-ситуация – это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: "начало мышления - в проблемной ситуации" (Ч.Ф.Радаева) [3].
Раскрыв сущность понятия кейс-ситуация, далее рассмотрим классификацию видов кейсов.
Крис Кристенсен в соавторстве с преподавателями Гарвардской школы по разработке и преподаванию кейс-методов, предлагает классификацию по видам кейс-ситуаций. Рассмотрим их ниже.
1. Обучающий кейс. В итоге решения данного кейса, обучающиеся высказывают свои мнения, а в конце учитель сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения обучающихся.
2. Аналитический кейс. Учащиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, основываясь на материалах готовой кейс-ситуации.
3. Эвристический кейс. Обучающиеся сами выстраивают обоснование для решения ситуации, при этом они могут не только опираться на материалы готовой ситуации, но и дополнять материал новой информацией, для обоснования собственной позиции.
4. Исследовательский кейс. Учащиеся предоставляют собственное решение. Для обоснования собственной позиции обучающиеся или дополняют готовый кейс новой информацией, или, в зависимости от решения, готовят новый кейс [3, с. 29].
Итак, обобщая вышесказанное отметим, что одним из условий применения кейс-ситуаций на уроках по окружающему миру является использование различных видов кейс-ситуаций для эффективного формирования умения обосновывать собственную позицию.
Следующим условием применения кейс-ситуаций на уроках по окружающему миру является учет принципов разработки и реализации кейсов.
По мнению М.Г. Савельевой, работа с кейсом имеет свою специфику и предполагает разнообразие подходов. Можно использовать следующие варианты проведения занятий:
1. Ситуация готовится заранее самим преподавателем, затем зачитывается часть, которая является инцидентом, а потом после завершения процесса задавания вопросов слушателями, каждая подгруппа принимает свое решение, и уже затем в открытой дискуссии обсуждаются его правильные и неправильные аспекты.
2. Преподаватель рассказывает обучаемым о технологии анализа ситуаций методом «инцидента», затем дается время 15 - 20 мин, и каждая команда отрабатывает свой вариант ситуации (взятый из книги, практической деятельности предприятий и т.п.). Когда ситуации у всех команд будут разработаны, тогда начинается процедура сбора информации: «инцидент» («случилось...»); вопросы и ответы; принятие решения; презентация решения и его анализ авторами ситуации. Затем другая команда действует в той же последовательности [4, с. 63].
Таким образом, конкретный способ создания проблемной ситуации и организация самостоятельной работы зависит от ряда факторов: степени сложности учебного материала, располагаемого времени, особенности конкретного контингента учащихся и др., поэтому выделяют два подхода в проведении занятий с кейс-ситуацией, а также ряд форм организации работы.
Не менее важным является следующее условие применения кейс-ситуаций – использование разных подходов и форм в организации работы с кейс-ситуацией на уроках по окружающему миру.
Опираясь на условия применения кейс-ситуаций на уроках по окружающему миру в процессе формирования у детей младшего школьного аргументативных умений, можем предложить макет построения кейса:
№ |
Структура |
Содержание |
1. |
Название кейса |
Название должно соотносится с самим кейсом. |
2. |
Тема урока |
На каких уроках можно использовать этот кейс |
3. |
Этап урока |
На каком этапе урока вы бы рекомендовали использовать данный кейс |
4. |
Цель |
Определите на что направлен этот кейс, цель должна быть конкретизирована и достигаема. |
5. |
Вид и форма работа |
Зависит от поставленной вами цели, выбранного этапа урока, сложности темы. При выборе вида и |
6. |
Межпредметная интеграция |
На каких уроках, помимо окружающего мира, можно работать с данным кейсом. |
7. |
Дополнительный материал |
Источники, с которыми будут работать обучающиеся для поиска ответов на вопросы |
8. |
Ситуация |
Коротко описывается событие, заканчивается проблемой. |
9. |
Комментарий к ситуации |
Дополнительное раскрытие причин проблемы. |
10. |
Вопросы для обсуждения |
Вопросы носят проблемный характер. Обучающиеся должны выбрать собственную позицию и суметь ее аргументировать. Вопросы могут начинаться так: -Почему …? -Как вы считаете…? -Объясните, как вы понимаете…? - На ваш взгляд…? - Согласны ли вы… - и др. |
11. |
Задание |
Носит творческий характер, в конце обязательно должен быть продукт: памятка, макет, книжка-малышка, стенгазета и др. |
Руководствуясь тематикой уроков по окружающему миру в 3 классе и опираясь на макет создания кейс-ситуаций, был разработан комплекс кейсов для использования на уроках и направленного на формирование умения обосновывать собственную позицию. Представим разработанный комплекс.
КЕЙС 1. «Почему нужно мыть руки», 3 класс
Данный кейс ориентирован на тему «Надежная защита организма», раздел «Мы и наше здоровье».
Рекомендуется использовать на этапе постановки проблемы урока или актуализации знаний.
Цель: Активизировать учащихся на решение проблемы, стоит ли соблюдать личную гигиену – мыть руки перед приемом пищи.
Вид кейса: обучающий.
Форма работы: парная
Межпредметная интеграция: физическая культура
Дополнительный материал: учебник по окружающему миру
Ситуация: «Перед тем, как сесть за ужин, Саша сделал ряд важных для него дел: починил велосипед, погулял с собакой. Сразу же после сделанных дел он сел за стол и начал ужинать. Уже ближе к ночи у него разболелся живот».
Комментарий ситуации: Несмотря на то, что Саша за день успел сделать многое, не забыв о запланированных делах, он совсем забыл про то, что перед ужином нужно было помыть руки.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему у Саши разболелся живот? Обоснуйте свой ответ.
2. Всегда ли нужно мыть руки перед приемом пищи? Почему?
3. Вы соблюдаете правило личной гигиены – нужно всегда мыть руки перед тем, как сесть за стол кушать? Если нет, то почему?
Кейс рассчитан на то, что в итоге обсуждения учитель сам высказывает точку зрения по поводу ситуации, походу комментируя ответы детей.
КЕЙС 2. «Почему нужно чистить зубы»
Кейс ориентирован на тему «Надежная защита организма», раздел «Мы и наше здоровье».
Рекомендуется использовать на этапе открытия нового знания или практической работы. Также этот кейс можно использовать совместно с Кейсом 1. Данные темы изучаются последовательно, поэтому использовать такой ряд кейс-ситуаций будет эффективнее.
Цель: активизировать учащихся на решение проблемы, стоит ли соблюдать личную гигиену – чистить зубы, через обсуждение и обмен мнениями.
Вид кейса: аналитический
Форма работы: групповая
Межпредметная интеграция: физическая культура
Дополнительный материал: учебник, энциклопедия, статьи на тему
Ситуация: «У Славы и Даши возник спор по поводу того, нужно ли чистить зубы. Слава утверждает, что если не чистить зубы, то ничего с ними не случится. А вот Даша говорит, что, если не чистить зубы, то они начнут болеть, может развиться кариес и другие инфекции в полости рта.»
Комментарий к ситуации: Даша не частый гость у стоматолога, в отличие от Славы. Даша посещает стоматолога по мере необходимости, в то время, как Слава уже 3 раз идет на прием к нему за этот месяц.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы думаете, кто из ребят прав? Объясните почему?
2. Сколько раз в день вы чистите зубы?
3. А сколько раз нужно чистить в день? Почему?
Задание: Составьте памятку «Как правильно чистить зубы».
Дети, помимо предложенной ситуации и комментария к ней, имеют доступ к дополнительным материалам, которые помогут в поиске ответов на поставленные вопросы и в формировании точной позиции школьника по данной теме.
КЕЙС 3. «Разнообразие веществ. Соль», 3 класс
Данный кейс можно использовать на уроке «Разнообразие веществ», раздел «Эта удивительная природа».
Этот кейс носит исследовательский характер, поэтому он рассчитан на основную часть урока – этап практической работы.
Цель: активизировать учащихся на решение проблемы, где можно встретить соль, через обсуждение и обмен мнениями.
Вид кейса: исследовательский.
Форма работы: групповая
Межпредметная интеграция: литературное чтение
Дополнительный материал: учебник, притча И.С. Тургенева «Щи», статьи из энциклопедий о веществе «соль», Интернет-ресурсы,
Ситуация: «Обедая, Ваня задумался, откуда берут соль. Но потом он вспомнил, что, когда он очень сильно ударился мизинцем, слезы хлынули рекой. Тогда он вспомнил, какие они на вкус. Соленый. Сложив дважды два, он подытожил: соль получают из слез!»
Комментарий к ситуации (к притче И.С. Тургенева «Щи»): В старину соль считалась «белым золотом». Для крестьян она была огромной ценностью, потому что покупалась за деньги, которых они не имели. Поэтому вся их пища была пресной, не соленой.
Вопросы для обсуждения:
1. Прав ли Ваня по поводу того, что соль добывают из слез? Обоснуйте свой ответ.
2. Можете ли вы с уверенностью ответить на вопрос выше? Объясните свой ответ?
3. Какие материалы помогли вам при ответе на вопрос? Почему?
Задание:
1.Опираясь на новую информацию, дополните старый кейс или же составьте новый.
Для использования предложенного комплекса кейс-ситуаций необходимо учитывать условия их применения. Например, при реализации кейс-ситуации 1 и кейс-ситуации 2, предлагается вводить из поочередно. Они носят разный характер, кейс 1 является обучающим, в то время как кейс 2 является аналитическим. Здесь применяется условие использования разных видов кейсов, для эффективного формирования умения обосновывать собственную позицию. Кейс-ситуация 3 носит исследовательский характер, поэтому рекомендуется форма самостоятельной разработки кейс-ситуации - учитель рассказывает обучающимся о технологии анализа ситуаций методом «инцидента», затем дается время 15 - 20 мин, и каждая команда отрабатывает свой вариант ситуации проведения урока с использованием данного кейса. После ученики группой представляют и анализируют свой кейс.
Таким образом, опираясь на психолого-педагогическую и методическую литературу, охарактеризовали условия применения кейс-ситуаций на уроках по окружающему миру при формировании у детей младшего школьного возраста аргументативных умений. Для этого потребовалось раскрыть сущность понятий кейс-метод и кейс-ситуация, в следствии выявили, что кейс-ситуация является средством в кейс-методе. Описаны условия применения кейс-ситуаций на уроках по окружающему миру, такие как использование различных видов кейсов, учет принципов, использование разных подходов и форм в организации работы с кейсом и соблюдение этапов работы с кейсом.
Список литературы:
Васильева, И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе [Текст] / И. Е. Васильева // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 4.- С. 19-23
Козырева, Л. Д. Метод кейс-стади и его применение в процессе обучения учащихся [Текст] / Л. Д. Козырева. - М.: «Просвещение», 2015 – С. 106.
Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие [Текст] / М. Г. Савельева. - Ижевск, УдГУ, 2013. - 94с.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – С. 256.
Попова, А. А. Универсальные учебные действия в начальном образовании [Текст] : монография / А. А. Попова, Н. Н. Титаренко, Л. Г. Махмутова. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2013. – С. 147.