Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является обеспечение высокого качества образования в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Составление рейтинга, это одно из наиболее популярных и простых способов сравнения образовательных организаций в любой ситуации, где возникает оценочное отношение к качеству деятельности объектов сравнения и наличествует конкуренция между поставщиками услуг.
Рейтинги в образовательной деятельности, в целом, используют для выделения наиболее успешных практик обучения для их дальнейшего распространения и для определения зон риска школ, отдельных районов, субъектов РФ, которые показывают устойчивые низкие результаты, так что для них необходимо проектировать программы действий, которые направлены на изменение сложившейся ситуации.
Возрастание интереса к данной проблеме характеризуется еще и тем, что в ситуации выбора важнейших направлений изменения качества российского образования нужно понимать ответственность субъектов управления на разных уровнях образования для обеспечения качества. Важность разработки инновационных моделей для оценки качества содержания образования подтверждается еще и тем, что соответствующие процедуры измерения и проверки играют особую роль как с точки зрения принятия грамотных управленческих решений, так и с точки зрения обеспечения планомерной реализации образовательных систем.
Поэтому организация мониторинга должна определяться как постоянный сбор и обработка информации, которая должна использоваться для более эффективного процесса принятия решений, повышения уровня информированности общественности, и как инструмент осуществления обратной связи для того, чтобы реализовывать проекты, для целей выработки политики о оценивании программ. Наверное, самым простым и наиболее популярным инструментом мониторинга, является рейтинг.
В данный момент, в РФ сформирована и действует единая система оценки качества образования (ЕСОКО), позволяющая проводить мониторинг знаний учащихся на различных ступенях образования, также своевременно выделять и решать проблемы системе образования в разрезе школ, предметов и регионов.
По задумке авторов, эта система позволяет полностью представлять точные данные о качестве предоставляемого образования в стране, анализировать и учитывать влияние различных факторов на итоговую деятельность школ. Данная система также позволяет проводить школам самодиагностику и выявлять проблемы, которые существуют в работе школы, а родителям получать своевременную точную информацию о качестве знаний обучающихся детей. Система оценка качества школьного образования в РФ, является многоуровневой, которая состоит из нескольких процедур. Первой, важной составляющей процедурой этой системы является результаты единого государственного экзамена, который, начиная с 2009 года является общеобязательным для всех.
На основании различных факторов, строятся рейтинги образовательных организаций, однако, при составлении данных рейтингов присутствовали недоработки, главными из них были две. Во-первых, игнорировалось то, что даже высокие показатели сдачи экзаменов не могли служить показателями эффективности работы школ, района или города, в отрыве от других важных показателей. Так как часто высокие баллы на экзаменах, это не только заслуга школы и учителей. Данный факт могут подтвердить многие семьи, которые потратили много денег на привлечение репетиторов. Это также спорно по применению к селективным школам. Данные образовательные организации всегда находятся на лидирующих местах среди школ, по результатам экзаменов, и простые школы на фоне их всегда будут казаться бледно и неуверенно, в частности если говорить о сельских или малокомплектных школах. Если и применять критерием рейтинга результаты сдачи ЕГЭ, то стоит разделять школы на группы, как указано ранее. Тогда уже можно будет выделять наилучшие практики и выделять зоны риска.
Во-вторых, не учитывается факт того, что в связи со структурными изменениями самих заданий, например, появлением базового и профильного уровня, исключение некоторых видов задания, а также ужесточением самой процедуры проведения ЕГЭ, то баллы разных годов сравнивать некорректно. Другими словами, сопоставление баллов ЕГЭ по различным годам, не может служить причиной для рассуждения об улучшении или ухудшении качества образования.
Важной проблемой на данный момент, является отсутствие на всех уровнях грамотного толкования результатов проведённых измерений. И возможным направлением в решение поставленной проблемы выше, может служить переход от рейтингов к рэнкингам, многопараметрическим сравнительным оценкам с возможностью сортировать результаты оценок по интересующим конкретного пользователя параметрам и тем самым строить множество рейтингов, а также подготовка на их основании грамотных управленческих решений по улучшению качества образования.
В общем, значимость проблематики оценки качества образования как в мировой, так и в российской повестке развития образовательных систем, несомненно, будет нарастать.
Список литературы
Авдеева, С. М. О подходах к оценке информационно-коммуникационной компетентности выпускников основной школы // Образовательная политика. – 2012. – № 4 (60). – С. 102-111.
Болотов, В. А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников / В. А. Болотов, И. А. Вальдман // Педагогика. – 2013. – № 8. – С. 15–26.
О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ / В. А. Болотов, Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов, О. Е. Рыжакова // Высшее образование в России. – 2016. – № 11 (206). – С. 5–16
Пинская, М. А. Критериальное оценивание в школе / М. А. Пинская,А. В. Иванов // Школьные технологии. – 2010. – № 3. – C. 177–184.
Поливанова, К. Н. Национальные и международные программы оценки качества образования: учеб. пособие / К. Н. Поливанова. – М.: Логос, 2010