Введение. В современном обществе наблюдается тенденция увеличения числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Этому способствуют различные факторы. Государство создает специализированные учреждения и обучает новые кадры для помощи этой категории населения. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 октября 2019 года на территории Российской федерации проживает 11 266 803 инвалида, из которых 679 867 детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Ульяновской области на 1 октября 2018 года число детей и подростков с ограниченными возможностями составило 5373, а на 1 октября 2019 года число детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья составило 5499 человек. Исходя из предложенных данных, можем сделать вывод, что число детей и подростков с ограниченными возможностями увеличивается. О необходимости исследования в этой области свидетельствуют следующие документы, в частности, Федеральный закон от 24.11.1995 г.№ 181-ФЗ (ред. 01.06.2017 г.) и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации), Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Такая категория лиц, как дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, вследствие своего заболевания и определенной изолированности, отличаются определенными особенностями: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, неразвитостью адаптационных способностей. Все это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.
Справиться с такими проблемами у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья позволяет социальная терапия, направленная на развитие личности ребенка и его социализации.
Для того, чтобы успешно адаптироваться в социальной среде дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья должны обладать социальными навыками и социальными коммуникациями. Не обладая этими простыми навыками общения, дети с ограниченными возможностями становятся изолированными в социуме, у них появляются различные страхи и комплексы, с которыми очень трудно работать.
Помочь сформировать и развить социальные навыки поможет социальная терапия. Благодаря комплексному подходу терапии возможно улучшить состояние ребенка как физическое, так и психоэмоциональное.
Понятие «социальные навыки» можно рассматривать как систему компетенций, наличие определенных знаний и необходимого опыта для результативной деятельности в заданной области. Компетентность человека имеет определенную структуру, включающую компоненты, связанные со способностью личности решать необходимые проблемы в различных областях деятельности: самостоятельно- познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, культурно- досуговой [6, с. 187].
В учебнике «Основы теории коммуникации» под редакцией М.А. Василика были определены пять групп ключевых характеристик социальных навыков, которыми должны обладать индивиды. К ним относятся: умение брать на себя ответственность, активное участие в разрешении конфликтных ситуаций позитивным путем, эффективное участие в деятельности различных сфер общества (политическая культурная и так далее), способность к познавательной деятельности [2, с. 356].
Для понимания динамики формирования развития социальных навыков у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья было проведено исследование в ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91" . На начальном этапе осуществили наблюдение за детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья в пятом, седьмом и девятом классе. Для грамотного определения психосоциального развития были разработанны критерии: учебная деятельность (правильно, поставленная речь, умение отвечать на поставленный вопрос, усердие и трудолюбие на занятиях); творческая деятельность (сосредоточенность во время выполнение определенных упражнение, развитая память, креативность и развитое воображение); взаимодействие в социуме (взаимодействие в группе, со сверстниками, взаимодействие со специалистом, взаимодействие с незнакомыми людьми, реагирование в конкретной ситуации); психо-эмоциональное состояние (повышенная агрессия, озлобленность, изолированность, замкнутость, гиперактивность или наоборот пассивность).
Исходя из результатов наблюдения, был сделан вывод, что социальные навыки недостаточно развиты у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и необходимо провести мероприятия, направленные на формирование и развитие социальных навыков.
Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Основные типы задач социальной терапии: исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта; предупреждение дисфункций; обеспечение нормального развития субъекта; самоутверждение личности субъекта.
Социальная терапия основана на признании, принятии и одобрении результатов творческой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В ОГКОУ «Школа-интернат» специалисты используют традиционные приемы:
Систематическое поощрение специалистом по социальной работе всех успехов клиента;
Определение видов деятельности, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие результаты и бать успешным;
Поддержка его инициативы в выборе видов деятельности, установление отношений с окружающими людьми.
Отказ от негативной критики в сторону действий клиента и его личности
Для развития и формирования у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социальных навыков были проведены мероприятия посредством социальной терапии. А именно за основу были взяты такие виды терапии как игровая терапия и арт-терапия. Эти категории социальной терапии направлены на улучшение памяти, развитие мышления и воображения, повышения уровня работоспособности и сконцентрированности - все это относится к социальным навыкам.
Арт-терапия в данной ситуации помогает снять напряжение и усталость, перенастроить ребенка на получение нужной информации, использовать рисование картин как лечение недуга.
Интерпретация рисунков показывает, что многие участники арт-терапевтической методики замкнуты, не уверены в себе- об этом говорят приглушенные цвета и мягкий нажим, также цветки, которые они нарисовали являются мелкими и расположены в углу листка. Некоторые рисунки характеризуют детей как сильных и ярких личностей, уверенных в себе- об этом говорят цветы, расположенные посередине листка, нажим сильный и явный, цвета яркие и кричащие.
Заключение. Развитие социальных навыков у лиц с ограниченными возможностями - одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. В соответствии с основными целями, процесс развития социальных навыков должен быть направлен на оказание помощи детям, посещающим школу-интернат; на преодоление индивидуальных проблем, связанных с умственной и физической ущербностью; направлен на индивидуальные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, их возрастные, жизненные и социальные запросы.
Восстановление способности лиц с ограниченными возможностями здоровья к социальному функционированию, независимому образу жизни призвана помочь система многопрофильных комплексных занятий по развитию социальных навыков как самостоятельная область научных и практической деятельности.
Список литературы:
1. Афанасенко, В.В. Новые технологии реабилитации детей-инвалидов / В.В. Афанасенко // Комплексная реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области: опыт, практика инновации: Сборник материалов областной научно - практической конференции, 23 декабря 2008 года, г. Самара [Электронный ресурс]. URL: https://weburok.com/ (дата обращения 20.12.2017)
2.Василик М.А. Основы теории коммуникации/М.А. Василик – М.: Речь, 2003. – 615 с.
3.Федеральный закон Российской Федерации № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. 01.06.2017 г.)
4.Федеральный закон Российской Федерации №442-ФЗ от 20.12.2013 г. «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» (ред. 21.07.2014 г.)
5.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения 25.11.2019 г.)
6.Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации / Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 824 с.