ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ

Миловидова К.А. 1, Джишкариани Т.Д. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Основной задачей семьи и школы является то, чтобы вовремя заметить способности ребёнка, а также создать все возможные условия для того, чтобы эти способности были развиты и реализованы в жизни. Можно сказать, что потребность детей в поиске различного рода исследований обусловлена биологически. Ребёнок с самого рождения является исследователем. Вечный интерес к познанию чего-то неизвестного, любознательность, жажда новых впечатлений, стремление наблюдать, экспериментировать, познавать окружающий мир – именно этими качествами можно охарактеризовать черты детского поведения [2].

Проблема развития исследовательской деятельности школьников в учебном процессе довольно актуальна в современном образовании, так как, к сожалению, современные школьники усваивают уже давно готовую, кем-то добытую истину. Следовательно, никакой исследовательской деятельности не происходит, ребенок лишь получает те знания, которые в исследовании уже не нуждаются. Им преподносят все знания уже в открытом, доступном виде, из-за этого ребенок утрачивает свою исследовательскую активность – самостоятельное достижении истины. Это приводит к печальным последствиям – потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Изучение проблемы развития исследовательской деятельности школьников в учебном процессе раскрыто в общей педагогике, возрастной педагогике. Этому вопросу уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и педагоги: И. А. Зимней, Е. А. Шашенкова, А. И. Савенков, Л.С. Выготский, М.И. Лисиной. Таким образом, главной проблемой исследования можно считать то, что же все-таки влияет на исследовательскую деятельность учащихся в учебном процессе и какую роль в этом играют взрослые и учителя [1, 2].

Поэтому целю нашего исследования является изучение особенностей и определение педагогических условий организации исследовательской деятельности учащихся в учебное время.

Рассмотрим вкратце сущность и содержание исследовательской деятельности обучающихся в учебном процессе.

Для науки главной целью является получение новых знаний, а для образования первым делом – это исследовательская деятельность – приобретение навыка исследования, как основной способ освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, самостоятельному получению, уже давно открытых в науке, знаний, которые являются новыми и особо значимыми для учащихся. [2]

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебного исследования. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Для уточнения и конкретизации понятия исследовательская деятельность нами должны быть изучены такие понятия, как «деятельность» и «исследование».

Деятельность — это процесс активного взаимодействия субъекта с миром. Обычно она направлена на познание и творческое преобразование окружающего мира, самого себя и условия своего существования.

Исследование, в отличие от стихийных форм познания окружающего мира, основано на норме деятельности – научном методе. Его осуществление предполагает осознание и фиксацию цели исследования, средств исследования (методологию, подходы, методы, методики), ориентацию исследования на воспроизводимость результата.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире – именно этим она отличается от деятельности учебной: для исследования всегда характерна некая проблема, которая нуждается в изучении и объяснении, поэтому она начинается с познавательной потребности, мотивации поиска.

С нашей точки зрения, планирование и осуществление этапов научного исследования является важной частью системной работы по приобщению ученика к науке, но не сутью данной образовательной технологии.

Под исследовательской деятельностью обычно предполагается активная познавательная позиция. Эта позиция связана с осмыслением и творческой переработкой информации, с периодическим и продолжительным внутренним поиском, действием путем «проб и ошибок», личные и личностные открытия.

Результатом исследовательской деятельности является создание новых материальных и духовных ценностей. При организации исследовательской деятельности на уроках возможны также творческие задания, например, написание исторического сочинения или эссе. Работа с «графиком изучения темы» позволяет каждому учащемуся выбрать темпы прохождения темы, изучить дополнительный материал, учащиеся знают, когда пройдет зачетный урок и это не будет для них неожиданностью. При организации обучения с применением исследовательского подхода имеет смысл регулярно проводить зачетные уроки в форме собеседования, которые позволяют осуществить разнообразные формы контроля и взаимоконтроля знаний, умений и навыков учащихся. Это дает возможность ликвидировать имеющиеся слабые места в умениях, навыках и способах познавательной деятельности. [1] При практической реализации исследовательского подхода в обучении необходимо применять разнообразные формы учебной работы.

Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно, в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Групповая учебная работа предполагает деление класса на несколько временных групп, бригад, звеньев, с учетом уровня знаний школьников в пределах изучаемого материала, их индивидуально-психологических особенностей, интересов и характера взаимоотношений в классе. Групповыми формами учебной работы могут быть оформление альбомов, рефератов, материалов к семинару, работа с историческим документом, статистическим материалом, историческим текстом с ошибками.

Фронтальная учебная работа предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися класса. Специфика фронтальной работы при исследовательском подходе в обучении состоит в постоянном сочетании воспроизведения и творчества учащихся. Целесообразно в содержание фронтальных работ включать анализ реальных жизненных ситуаций во всей их сложности и противоречивости.

С целю изучения эффективности исследовательской деятельности в учебном процессе нами был проанализирован опыт реализации данного метода на уроках истории.

Исследование было проведено в ноябре-декабре 2019 года среди обучающихся МОУ СОШ №1 г. Наволоки Кинешемского района Ивановской области. Количество и возраст выборки: в исследовании принимало участие 2 класса. 7а класс в составе 23 человек и 7б класс в составе 23 человек. Всего 46 человек. 12-13 лет.

Урок истории в 7а классе каждый урок истории проходит так, что в основном активность проявлял только учитель, ученики занимали пассивную роль. Учитель не применял исследовательский метод. Уроки в 7б классе проходили с применением исследовательской деятельности по двум направлениям:

урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: практические и лабораторные занятия; урочные проекты (по материалам источников и литературы); исторические лаборатории; уроки- семинары; уроки –конференция;

внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа; проектная работа по интересам; интеллектуальные марафоны; олимпиады.

Структура урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся:

1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся и знакомится с ними. Данный этап позволяет создать психологический микроклимата (кивок головы), пробуждение активности учащихся;

2. Актуализация знаний. Цель данного этапа:

-подготовить учащихся к самостоятельному определению темы урока, принятию целей и задач урока;

-актуализировать и закрепить опорные знания учащихся, необходимые для изучения нового

3. Целеполагание. Данный этап помогает сформулировать цели урока совместно с учащимися. Под руководством учителя определяют задачи урока.

4. Объяснение нового материала. Учитель организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, использует при этом не только учебник, но и дополнительные источники, чтобы привлечь внимание учащихся, например: презентации, иллюстрации, карточки, викторины. Отвечает на вопросы учеников.

5. Первичное закрепление. Целью данного этапа является:

-установление правильность и осознанности усвоения нового учебного материала;

-выявление пробелов в знаниях учащихся и устранение этих пробелов.

6. Закрепление и обобщение обретенных знаний. На данном этапе учитель организует дискуссия, выслушивает мнение учащихся, подводит итоги.

7. Рефлексия. На данном этапе происходит подведения итогов урока самими учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

• Мы познакомились с ...

• Мы узнали...

• Мы смогли поразмышлять...

Следовательно, благодаря этому этапу у учащихся происходит самоконтроль учебной деятельности.

8. Домашнее задание. На данном этапе учитель задает учащимся задания для их внеурочной учебно-исследовательской деятельности, а также выставляются оценки, даются сопутствующие комментарии.

Очень важно, чтобы во внеурочной учебно-исследовательской деятельности дети так же проявили свой интерес к изучению предмета, поэтому, когда учитель задавал домашнее задание, то для самостоятельного изучения детям он подбирал примеры исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории.

Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

Каждый раз во время проведения урока в 7а классе без использования исследовательских методов, все учащиеся абсолютно не были заинтересованы в процессе обучения: дети часто отвлекались на что-то более интересное, разговаривали, занимались тем, что не относилось к уроку истории. Из-за того, что в основном говорил только учитель, дети не извлекали из урока главную информацию, так как учитель не делал на этом акцент

После проведения урока в 7б классе с использованием исследовательских методов, все дети участвовали в учебной деятельности и развивали в себе исследовательские способности.

Задачи исследовательской формы обучения:

Личностные: свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

Метапредметные, регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; умение составлять (самостоятельно или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта) и др.; Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; умение составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

Коммуникативные: умение участвовать в учебном диалоге и совершенствовать самостоятельно выработанные критерии.

Рассмотрим сравнительный анализ результатов мотивации учения школьников экспериментальной группы и традиционным методом обучения.

По окончании эксперимента оба класса выполнили итоговое тестирование по всем темам, которые были пройдены за это время. Были подведены итоги того, какой из способов обучения детей (традиционный или исследовательский) более эффективный. Пройденные темы были абсолютно идентичны для обоих групп, поэтому знания, предоставленные детям, так же должны быть одного уровня. Разница лишь в том, какую методику преподавания использовал учитель. Для сравнения уровня понимания учебного материала учеников обоих классов отразили на диаграмме:

:

Мы видим, что класс, к которому применяли традиционный метод (класс 7а) обучения хуже знает, пройденный за время эксперимента, учебный материал, по сравнению с классом, в котором применялся исследовательский метод обучения (класс 7б). Этот класс лучше справился с итоговым тестом, опираясь лишь на те знания, тот материал, который был использован во время учебных занятий, это презентации, исторические ролики, различные игры на исторические темы, уроки-конференции. Все это отразилось на обучаемости детей, много информаций были найдены самими детьми, они не просто слушали, они принимали участия в поиске истины, благодаря этому материал долгое время оставался в памяти детей и они благополучно воспользовались этим на тестирование. Класс, где использовался традиционный метод обучения, не участвовал в обсуждениях новых тем, учащиеся занимали пассивную позицию. Поэтому, за время эксперимента, они запомнили только ту информацию, которую они могли услышать на уроке. И на итоговом тестировании мы в этом убедились.

По заключению нашего эксперимента, мы отметили, что оценки детей, которые занимались исследовательской деятельностью, за итоговое тестирование лучше, чем у детей, которые обучались традиционным методом: в 7а классе получили – три «5», девять «4», девять «3» и две «2», а 7б классе за семь «5», десять «4», шесть «3» и ни одной двойки.

Благодаря этому эксперименту можно утверждать, что применение исследовательской деятельности во время обучения детей на много эффективнее влияет на их заинтересованность в предметах, на их стремление учиться и саморазвиваться, быть активными участниками коллектива, нежели обычный традиционный метод обучения.

Чтобы активно и эффективно развивать исследовательскую деятельность детей во время обучения нужно предложить учителям следующие рекомендации.

Всегда ставить перед ребенком цель и задачи его дальнейшей исследовательской деятельности, он должен всегда знать, что именно ему предстоит делать (необходимо строго ограничить область исследования);

Всегда спрашивать мнение ребенка по поводу новых изученных тем, как можно чаще вести с ребенком обсуждения, спрашивать то, что ему не понятно (делать так, чтобы ребенок участвовал в своей учебной деятельности);

Каждый урок должен проходить не только в виде лекций. На уроке должны присутствовать и другие средства обучения детей, чтобы разнообразить сам процесс обучения и заинтересовать учащихся (презентации, стенды, игры, тестирование и т.д.);

Дети обязательно должны выполнять внеурочный вид исследовательской деятельности, они должны сами искать необходимую информацию, учится выбирать важное и полезное для их обучения. Учитель должен задавать детям различные доклады, сообщения, то есть те задания, которые помогут им развить их креативное мышление, самостоятельность, умение выбирать и анализировать;

Для полноценной реализации исследовательских способностей детей, учащиеся должны уметь работать в группах, сообща. Учащиеся должны вместе рассуждать на учебные темы, доказывать свою точку зрения и оспаривать чужую, приводить примеры. Дети должны научиться вести переговоры и вступать в дискуссии. Так же работа в группе может помочь ребенку лучше социализироваться, не бояться людей и всегда быть открытым в обществе.

Список использованной литературы

Артемьев Л.Н. Системный подход к научной деятельности учащихся/Л.Н. Артемьев, В.С. Кожевникова, Н.Г Капустина //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2005. - №3. – С. 52–56.

Осипова Г. И., Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. - сост.. - Волгоград: Учитель, 2007.

Просмотров работы: 43