Одним из современных направлений личностно-ориентированной педагогики является технология сотрудничества. Актуальность данной темы обусловлена тем, что технология сотрудничества с каждым годом все больше притягивает пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности.
Учебное сотрудничество отвечает новой парадигме современного образования – гуманистическому, ориентированному на личность подходу и сопоставляется с модернизацией российского образования. Оно отвечает требованиям развития личности нашего времени, связанным с увеличением значимости человеческого фактора.
Под технологией сотрудничества понимается особая форма учебного взаимодействия детей, педагога, при котором раскрывается их личностная инициатива и происходит обмен информацией. Основная идея обучения в сотрудничестве – создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся.
Анализ педагогической литературы показал, что последние годы характеризуются увеличением внимания к этой проблеме. Многие современные технологии педагогики содержат в себе принципы учебного сотрудничества. Технология сотрудничества не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями, внеся вклад в теорию и практику образования и воспитания, но также и сделала существенный, революционный вклад в развитие отечественной педагогической мысли.
Практика обнаруживает, что технологический подход к разработке иреализации образовательного процесса, выстроенного на основе системно – деятельностного подхода, соответствует требованиям ФГОС [1].
Анализируя научно-педагогическую литературу можно утверждать, что технология обучения в сотрудничестве является одной из наиболее действенных технологий образования, ориентированного на личность. На ее основе в процессе обучения создаются условия для взаимной помощи и индивидуальной поддержки, осуществления учениками учебной деятельности на том уровне, который соответствует их индивидуальным особенностям, увлечениям, опыту. Также обеспечиваются условия, необходимые для стимуляции коммуникативной и познавательной деятельности каждого ученика[2].
Также применяют следующие термины, определяющие технологию сотрудничества: «коллективно-распределённая деятельность» (В.К. Дьяченко, Л.И. Айдарова), «совместная учебная деятельность» (А.К. Маркова, В.Я. Ляудис).
Анализ литературы по исследуемой теме, позволил нам выделить основные аспекты технологии сотрудничества в процессе обучения:
Сотрудничество учащихся друг с другом (предполагает непосредственное взаимодействие учеников).
Сотрудничество с учителем (педагог занимает позицию помощника, помогая ученику самостоятельно усваивать новые знания и навыки. Этот процесс называютфасилитацией).
Сотрудничество с самим собой (предполагает умение фиксировать, оценивать, анализировать трансформации собственной точки зрения вследствие приобретения новых знаний).
Результатом такого способа организации, является не только формирование знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам, но и создание умения сотрудничать, принимать во внимание чужие цели, ощущать эмоциональное состояние участников совместного действия, проявляя при этом инициативность.
В концепции педагогики сотрудничества личность ребёнка является приоритетным субъектом, она становится целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели [5].
Педагог и ученик должны действовать вместе, быть партнерами, составляя союз старшего и младшего поколений. Основным содержанием технологии сотрудничества является отмена принуждения, как безрезультативного и негуманного средства [3].
Полноценное использование технологии сотрудничества возможно при применении разнообразных форм ее организации. Значительным условием выбора варианта сотрудничества является степень его результативности в достижении целей процесса обучения.
Как целостная система технология сотрудничества на данный момент не воплощена в конкретной модели и не имеет нормативного, исполнительного инструментария. Идеи сотрудничества вошли во многие современные педагогические технологии, создали основу «Концепции среднего образования Российской федерации». Поэтому технологию сотрудничества в процессе обучения следует рассматривать как технологию, воплощающую новое педагогическое мышление, являющуюся источником прогрессивных идей и составной частью, в определенной мере входящей во многие современные педагогические технологии [1].
Главными отличительными чертами технологии сотрудничества являются: внимание к личности человека, его индивидуальности; ориентация на сознательное формирование самостоятельного критического мышления; развитие доброго расположения к преподавателю и друг другу; воспитание навыков культурного общения; создание атмосферы равноправия и сотрудничества [4].
Для создания эффективного диалога между педагогом и учениками необходима психологическая атмосфера равенства и взаимного уважения. «Инструментом» творчества учителя становиться его личность.
С целью изучения особенностей организации технологии сотрудничества в процессе обучения, разработки системы занятий с применением технологии сотрудничества и экспериментальной оценки ее эффективности, нами было проведено эмпирическое исследование на базе 7 класса. Использовались следующие анкеты:
Анкета на выявление отношения обучающихся к применению метода обучения в сотрудничестве на уроках Истории России.
Анкета, основанная на методике оценки уровня школьной мотивации Л. Н. Лускановой.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что после проведения учебных занятий по Истории России, основанных на применении технологии сотрудничества, существенно увеличилось количество детей с очень высоким и высоким уровнем школьной мотивации и произошло уменьшение числа детей со средней мотивацией, а также выявлено полное отсутствие детей с низким уровнем школьной мотивации. Выявлено позитивное отношение учеников к применению технологии сотрудничества в процессе обучения.
На основе результатов эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации для педагогов по применению технологии сотрудничества в учебном процессе.
Основные рекомендации:
Организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах, на последующих занятиях увеличивая число детей в микро-группах.
Прежде чем переходить к групповому сотрудничеству в порядке «ученик – ученик», дети должны привыкнуть к этому общению, так как обычно более удобно они чувствуют себя в порядке «учитель – ученик».
При делении на группы педагог должен учитывать личностные и умственные особенности учащихся.
Важно, чтобы преподаватель не прерывал учащихся в процессе общения и обращал внимание только на ошибки, мешающие процессу сотрудничества.
Организация сотрудничества на уроках может помочь педагогам повысить успеваемость и научить учащихся общаться и работать друг с другом. Технология сотрудничества дает возможность создать демократическое образовательное пространство. Взаимодействие школьников разного возраста, национальности, социального положения расширяет их зону комфорта и сопутствует приобретению уверенности в общении. Вследствие чего, повышается общий уровень образования.
Литература:
Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогика сотрудничества: конспект лекций. – Казанский (Приволжский) Федеральный университет. – 2014.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - Спб. : КАРО, 2008. – 368 с.
Мандель, Б.Р. Методика преподавания педагогики в современном высшем учебном заведении / Б.Р. Мандель. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 403 с.
Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технология / А.А. Остапенко. - М. : Нар. образ., НИИ шк. техн., 2005. – 384 с.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. – М. : НИИ шк. техн. 2005. – 288 с.