ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА

Князев Р.А. 1
1Шуйский филиал «Ивановского государственного университета»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время всё чаще можем сталкиваться с такой актуальной проблемой как недостаточная воспитанность и необразованность старших подростков в области этических знаний. В большей степени это происходит потому, что в современном образовании роли воспитания учащихся отводится недостаточное место. В это приводит к возрастанию среди старших подростков такого негативного явления как «педагогическая запущенность».

Педагогическая запущенность – это нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях. Проявляется сниженными интеллектуальными способностями, узким кругозором, инфантилизмом, эмоциональной неуравновешенностью, трудностями социализации, аморальными поступками [1,4].

Сегодня подобное явления часто можем наблюдать в школах, в повседневной жизни при общении и взаимодействии с детьми возраста 11-15 лет. Следует отметить, что у старших подростков всё чаще наблюдается снижение потребности к образованию, культуры поведения в обществе. Статистика показывает, что постоянно растёт количество детей, имеющих определённые отклонения от общепринятых норм поведения. В этой ситуации задача для педагогов заключается скорректировать процесс воспитания как во время занятий, так и во неурочное время, проводя специальные дополнительные занятия. Помочь обучающимся спланировать и стремиться работать над  собственным совершенствованием.

Для решении проблемы педагогической запущенности, а главное выяснить как наиболее эффективно и своевременно распознать признаки этого явления и разработать план мероприятий по борьбе с ним.

Черты педагогической запущенности могут проявляться по-разному. Они могут быть сразу отчётливо заметны, а могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Дети в этом возрасте переживают весьма сложный период в своей жизни, который характерен многими изменениями в подростке. В этот момент педагогу важно заметить эти изменения адаптироваться к изменившимся условиям что бы не допускать педагогических ошибок [2].

Педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями социальной ситуации их развития. Она развивается под воздействием определенных факторов, которые затормаживают психическое развитие личности и препятствуют раскрытию задатков ребёнка. К таким факторам можно отнести биологические, психологические и социальные явления, происходившие с ним. Важно помнить, что педагогически запущенный подросток является физически и психологически здоровым. При профилактике и коррекции — это явления необходимо учитывать, что к каждому конкретному случаю должен применятся индивидуальный подход к каждому ребёнку [3].

Для выявления и содействия решению проблемы педагогической запущенности среди старших подростков был организован педагогический эксперимент  (сроки проведения – октябрь- декабрь 2019 года) на базе  МБОУ лицей, г. Пучеж, Ивановской области. Количество выборки  14 учеников 8 класса (14-15 лет, старшие подростки).

Была подобрана диагностическая методика «Наблюдение за поведением». Она позволяет диагностировать уровень сформированности нравственного поведения ребенка.

Анализируя результаты проведенной методики, обнаружили, что 40% обучающихся имеют низкий уровень навыков культурного поведения. Обучающиеся не выполняли в полной мере поручения и задачи поставленные педагогом; они не всегда бережно относится к вещам. Было замечено как некоторые ребята рисуют на партах, за которыми они сидят. У ребят отсутствовал интерес к учебным заданиям и материалу, который излагал учитель на уроке, в связи с этим у ребят наблюдалось некое отставание по учёбе. Они часто пренебрегали требованиями, которые выдвигал им учитель. В общении со взрослыми и сверстниками вели себя непринужденно, иногда можно было слышать ненормативную лексику, когда ребята разговаривали между собой в при неформальном общении.  Не умеют конструктивно решать конфликты; часто не учитывают интересы сверстников. Зачастую конфликты решались не путём диалога, а показом силы. В действиях таких ребят было замечено некая неорганизованность, они не могли договариваться о совместных действиях.

Так же 35% обучающихся обладают средним навыком культурного поведения. Обучающиеся доводят начатое дело до конца, бережно относятся вещам. Обучающийся уже осознанно интересуются чем-то новым в материале, который преподаёт им учитель, они более активны на учебных занятиях. В процессе общения со взрослыми основываются на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но также не всегда проявляют такое общение со сверстниками, можно было иногда слышать ненормативную лексику. Обучающиеся более самостоятельны. У них имеется неплохой запас слов, что помогает им в выражении своих мыслей и эмоций. Они всегда старается соблюдать требования учителя. Ребята пытаются решить конфликт, выслушав мнение другого, но иногда продолжают настаивать на собственном, зачастую не правильном мнении. Помогают другим по просьбе учителя, не проявляя самостоятельной инициативы.

Лишь 25% обучающихся обладают высоким уровнем культурного поведения. Обучающиеся доводят начатое дело до конца, бережно относится к вещам. У обучающихся присутствует тяга к интересным, содержательным занятиям, просят учителя рассказать дополнительно то что не имеется в учебниках и программе. Они дорожат собственным временем и временем окружающих их людей. Они в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, используют нормативную лексику в общение со сверстниками и взрослыми. С ответственностью относятся к требованиям и просьбам учителя. Помогают сверстникам и учителю если необходима помощь.

Анализ полученных результатов можно прийти к выводу что у 75% класса наблюдается в разной мере педагогическая запущенность.Для решения проблемы мы разработали систему внеурочных занятий, направленных на коррекцию педагогической запущенности у обучающихся. Занятия проводились после уроков, для решения проблемы нами были составлены разные по форме и содержанию материала уроки. Система занятий нацелена на повышение личностных качеств обучающихся, их уровня воспитанности и культуры поведения в обществе, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, знакомство с историей своей страны и привитие у подростков любви к природе собственной Родины.

С планом проведения классных часов можно ознакомиться в Таблице 1

Таблица 1

Название занятия

Формы и методы организации

1

«Культура общения в обществе»

Беседа-обсуждение

2

«Что такое милосердие?»

Тематическое занятие

3

«Зачем человеку быть честным?»

Проблемно-ценностная дискуссия

4

«День народного единства»

Занятие с викториной

5

«Курение – враг нашего здоровья»

Беседа

6

«Дом в котором мы живём»

Экскурсия в краеведческий музей

7

«Поведение в общественных местах»

Имитационная игра

8

«Битва за Москву» - как быть патриотм?

Занятие в группах

9

«Конфликты и способы их разрешения»

Занятие с элементами тренинга

10

«Память героев Отечества»

Занятие с викториной

После проведения системы классных часов мы сравнили результаты до начала проведения системывнеурочных занятийи результаты после её проведения.

Мы можем наблюдать, что процент педагогической запущенности снизился. Так подростков с низким уровнем навыков культурного поведения снизился почти в 2 раза, с 40% до 21 %, подростков с средним уровнем навыков культурного поведения увеличился на 7%, с 35% до 42%. Это связанно с тем что в результате проведения системы классных часов удалось понизить уровень педагогической запущенности у учеников, скорректировать их поведение и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, улучшить показатели успеваемости. Так же видно, что увеличился высокий уровень навыков культурного поведения на 12%, с 25% до 37%. Все эти показатели говорят о результативности.

Исходя из проведённой нами системы классных часов можно составить рекомендации по профилактике и коррекции педагогической запущенности:

1) Индивидуальная работа с педагогически запущенным учеником невозможна без изучения его личности и условий его воспитания.

2) Подбирайте разные формы занятий с детьми.

3) Найдите у ребёнка увлечение, особенность где он себя проявляет и попытайтесь через неё начать с ним взаимодействовать.

4) Будьте общительны с детьми, уважайте их мнение.

5) Проявляйте добродушный тон при общении с детьми.

Проводя исследование среди старших подростков нами был организован педагогический эксперимент в ходе, которого предстояло выявить и скорректировать проблему педагогической запущенности. Анализируя результаты проведенной методики выяснилось, что у 75% подростков присутствует в разной степени признаки педагогической запущенности. Для коррекции этого явления нами был разработана система классных занятий, направленная на снижение уровня педагогической запущенности. В системе присутствовали разные формы занятия, что помогало лучше взаимодействовать с детьми. На основании Сравнительного анализа начальных и конечных результатов педагогического эксперимента можно прийти к выводу что выбранная нами система классных занятий работает эффективно, в результате чего подростки стали более культурными и воспитанными в поведении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

Список используемой литературы

  1. Башкова А. Ю., Данилова М. В. Анализ программ коррекции педагогически запущенных подростков // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 457-459. — URL https://moluch.ru/archive/50/6411/
  2. Невский И. В. Ранняя диагностика и профилактика педагогически запущенных детей / И. В. Невский, Р. В. Овчарова. — Курган.: Наука, 2001. — 280 с.
  3. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 200 – 124 с.
  4. Чернов И. В. Проблема педагогической запущенности в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 770-772. — URL https://moluch.ru/archive/105/24873/

 

Просмотров работы: 133