Воспитание – важная часть целостного педагогического процесса. Этот процесс организуется в различных социальных институтах, в том числе образовательных. Воспитательный процесс может быть эффективным и малоэффективным. Как раз для достижения наилучшего результата в воспитательной деятельности используются игровые технологии. Ведь игры воспринимаются детьми намного легче, способствуют развитию творческих способностей, совершенствованию внимания и мышления. Игра способна привлечь интерес детей к предмету, способствовать их социальной адаптации, помочь в освоении новых социальных ролей. При применении в процессе воспитания игровых технологий дети проявляют большую активность, увлеченность. Недостаточное использование игровых элементов в процессе воспитания может замедлять развитие умственной деятельности и восприятие изучаемого материала. В связи с этим целю нашего исследования является изучить особенности игровых технологий в воспитательном процессе современной школы и экспериментально доказать их эффективность.
Раскроем сущность понятия «игровые технологии» в педагогической науке. Игровые технологии – это современные педагогические технологии, основанные на активизации деятельности учащихся. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. По определению, игра – вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [11]. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие ученые занимались разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого.
В педагогической науке феномен игры рассматривается как способ организации воспитания и обучения, как компонент педагогической культуры. Изучаются формы и способы оптимизации игровой деятельности современного поколения.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности [2].
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции как: развлекательная (предоставляет удовольствие, вызывает интерес); коммуникативная (развивает навыки общения с другими); функция самореализации; игротерапевтическая (преодоление различных трудностей);диагностическая (выявление отклонений от нормального поведения); коррекции (внесение позитивных изменений); социализации (включение в систему общественных отношений).
Концепция детского воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую ребенку свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Именно в игре происходит становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование трудовой и учебной деятельности[1, 2].
Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.
Использование игровых технологий в воспитании учащихся обусловлено множеством факторов. Прежде всего, это огромный воспитательный потенциал игры. Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психологические процессы. Игра синтезирует познавательную, трудовую и творческую активность ребенка.
Особенность игровых технологий в среднем школьном возрасте, используемых педагогом в образовательном процессе, заключается в том, что игры подростков нацелены на самоутверждении в обществе, развитие коммуникативных навыков.
Игровые технологии в среднем старшем школьном возрасте имеют следующие цели: мотивация учащихся на обучение, побуждение интереса к теме учебного занятия; развитие у подростков коммуникативных навыков, их социализация и самореализация в обществе, развитие самоконтроля; осуществление диагностики возможных отклонений в развитии и проведение своевременных коррекционных мероприятий[1].
С целю изучения эффективности игровых технологий в процессе воспитания в школе нами был организован педагогический эксперимент. Исследование осуществлялось в несколько этапов: 1) подготовительный, 2) исследовательский, 3) заключительный. Базой исследования была выбрана МКОУ Палехская СШ, п. Палех, Ивановская область. В исследовании принимало участие 19 подростков в возрасте 13 – 14 лет (11 девочек и 7 мальчиков). На формирующем этапе эксперимента были использованы следующие игровые технологии:
Методика 1. Воспитательная игра «Дипломатия». Цель – познакомить детей с навыком дипломатии.
Ход игровой технологии. Предположим, между вами завязался интересный разговор, но одному из беседующих нужно прервать беседу, так как, допустим, он опаздывает на встречу, а другому хочется продолжить интересное общение. Как быть? Попробуем разыграть эту ситуацию по ролям. Детей следует разделить по тройкам. Один в тройке - судья или супервизор - то есть беспристрастный наблюдатель. Двое других - собеседники, один из которых хочет деликатно выйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать для себя что-то важное. Супервизор будет оценивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение рамок вежливости в разговоре. Итак, по сигналу руководителя собеседники начинают беседу, интересную для обоих, но после второго сигнала начинается поединок, который будет оцениваться третьим участником - супервизором. Обменяемся впечатлениями и подведем итоги первого раунда. Пора поменяться ролями. Пусть каждый в тройке использует на себе все три роли.
Методика 2. Воспитательная игра «Будьте добры!». Цель – указать учащимся на обилие вежливых слов в языке.
Ход игровой технологии. Сначала предлагаем ребятам вспомнить вежливые слова, обращения и обороты, которые им известны. Их существует большое множество, так что каждый без труда припомнит общеизвестные, такие как "спасибо", "пожалуйста", "будьте добры", "уважаемый сударь" и другие. А может быть придут в голову старинные слова, которые сейчас мало кто употребляет. Для игры всем нужно сесть в круг. По сигналу руководителя по очереди дети называют вежливые слова по одному. Повторять уже сказанные слова нельзя. Тот, кто не может вспомнить ничего нового — выбывает из игры. В конце игры останутся несколько победителей (5-6), которые и прослывут отныне великими знатоками вежливых обращений.
Сегодня одной из наиболее важных форм организации воспитательной работы с учащимися считается классный час. Поэтому организация такого рода игровых технологий в условиях классных часов, думаем будет эффективным.
Классный час – это форма общения между учителем и учениками. На сегодняшний день он проводится в каждой школе. Занятие внесено в учебное расписание и проводится, как говорилось выше, раз в неделю. Длительность его составляет 40 – 45 минут.
Отметим результаты эксперимента и сформулируем рекомендации по применению игровых технологий в процессе воспитания.
Анализ результатов проведенных методик: Методика 1. Воспитательная игра «Дипломатия». В процессе игры дети пытались как можно корректнее избежать конфликтной ситуации, вежливо отговориться от собеседника. Иногда случались трудности из-за нехватки у детей культурных фраз и выражений, способных помочь в такой ситуации. В случаях затруднений у детей, привлекалась помощь руководителя игры. Игра закончилась выявлением самого дипломатичного игрока, который лучше и быстрее всех смог выйти из установленной игрой проблемы. В ходе игры учащиеся узнали новые способы и приемы дипломатии, которые помогут им в дальнейшем избежать похожих ситуаций в реальной жизни.
Методика 2. Воспитательная игра «Будьте добры!». В ходе игры ребята говорили, и тем самым напоминали друг другу, вежливые слова и фразы. Как оказалось, дети владели лишь небольшим запасом нужных примеров. Так же, как и в первой игре, были определены победители. В конце игры ребятам были зачитаны новые для них вежливые слова, которые они с интересом слушали и повторяли.
Таким образом, проведя данные игры, мы решили ряд задач, указанных в нашем исследовании: дети были ознакомлены с искусством дипломатии, которая их очень заинтересовала; на примере конкретной ситуации ребята попробовали свои силы в новом навыке; благодаря проведенным играм, словарный запас детей пополнился новыми культурными словами и выражениями, укрепились нравственные навыки поведения.
Рекомендации по применению игровых технологий в процессе воспитания:
в применяемых игровых технологиях ребенок должен сталкиваться с ситуациями выбора, которые помогут проявить его индивидуальность;
игры, рассчитанные на ознакомление детей с чем-то новым или плохо изученным должны быть максимально доступны и понятны учащимся;
игровые технологии должны применяться в соответствии с возрастом школьников;
игры должны способствовать улучшению отношений учащихся и ни в коем случае не должны послужить началом конфликта игроков;
воспитательные игры должны способствовать развитию у ребят навыков культурного поведения и общения, а также жизненно полезных навыков;
следует чередовать различные виды игровых технологий для повышения интереса к ним детей;
важно четко выделять цель игры;
стараться подбирать игры в соответствии с интересами школьников.
Литература
Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – с. 140-146.
Джишкариани Т.Д. Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников: учебное пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 100 с