К вопросу о повышении доходов компании от сдачи локомотивов в аренду - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

К вопросу о повышении доходов компании от сдачи локомотивов в аренду

Буинцева Ю.М. 1, Дрозд В.В. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К вопросу о повышении доходов компании от сдачи локомотивов в аренду

Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительством РФ и ФАС неоднократно рассматривался вопрос о либерализации рынка локомотивной тяги ОАО "РЖД". По оценкам экспертов ежегодный доход ОАО "РЖД" может сократиться до 20 млрд. руб.[ https://www.dp.ru/a/2017/02/02/RZHD_gotovitsja_peredat_lo] [1]

Объект исследования – подсобно-вспомогательная деятельность Восточно-Сибирской дирекции тяги. Цель исследования – разработка мероприятий, способствующих повышению доходов региональной дирекции от сдачи локомотивов в аренду. Предмет исследования – механизм формирования доходов региональной дирекции от сдачи локомотивов в аренду.

В ОАО "РЖД" можно разделить услуги, предоставляемые сторонним клиентам на железнодорожных путях общего и необщего пользования. [2]

Аренда локомотивов у ОАО «РЖД» на путях общего пользования в основном осуществляется для перевозки основных видов грузов по тарифу через центр фирменного транспортного обслуживания, пассажиров в дальнем следовании и пригородном сообщении, а также для различных видов ремонта, модернизации и строительства. Основным заказчиком работ при ремонте выступает ОАО «РЖД», вид работ зависит от целей и источника финансирования. Строительно-ремонтная организация, беря локомотив в аренду у ОАО «РЖД», сумму расходов на аренду включает в стоимость строительно-монтажных работ, которые в готовом продукте предъявляются ОАО «РЖД». Согласно телеграмме ОАО «РЖД» №98 от 12.01.2009 г. для предоставления сторонним организациям, выполняющие в качестве подрядчиков работы по содержанию, обслуживанию, модернизации или ремонту сооружений или устройств железных дорог, а также проведений испытаний подвижного состава на путях общего пользования, стоимость услуги определяется на основе расчётных калькуляций, исходя из фактических расходов на содержание локомотивов ОАО «РЖД» с учётом рентабельности 0,1%.

Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. [2]

Протоколом Правления ОАО «РЖД» утверждены ставки аренды использования маневровых и магистральных локомотивов на железнодорожных путях необщего пользования. Для Восточно-Сибирской железой дороги – это локомотив серии ТЭМ2 – 29 тыс. руб./сут.; ВЛ80 – 50 тыс. руб./сут. без учета топлива и электроэнергии на тягу и услуг локомотивных бригад по управлению подвижным составом.

По причине того, что работы на путях необщего пользования осуществляются для нужд частных собственников третьих лиц право выбора способа аренды локомотивов остаётся за собственником путей необщего пользования.

Порядок передачи локомотива сторонним собственникам следующий.

Потенциальный контрагент направляет обращение в Восточно-Сибирскую дирекцию тяги по средствам электронной, факсимильной связи. В обращении указывается: полное наименование заявителя, его местонахождение, юридический и почтовый адреса; наименование владельца железнодорожных путей необщего пользования; планируемые характер и участок работы арендуемых локомотивов на путях необщего пользования; серии и количество локомотивов, в аренде которых заинтересован заявитель; планируемые сроки аренды локомотивов; необходимость экипировки локомотивов дизельным топливом, моторным маслом, водой и песком и предоставления услуг локомотивной бригады для эксплуатации арендованных локомотивов.

Порядок предоставления локомотивов ОАО "РЖД" в аренду для эксплуатации на железнодорожных путях необщего пользования определен Распоряжением ОАО "РЖД" №2655р от 10.11.2015 г. [3]

Принятие решение о передаче локомотива в аренду. Отдел эксплуатации локомотивов и организации работы локомотивных бригад, исходя из технической возможности, подбирает локомотив: год постройки, инвентарный номер, вид и дата следующего планового ремонта. Специалист сектора договорно-правовой работы формирует письмо-обращение с указанием необходимых (полных) данных для принятия решения. Письмо-обращение направляется в адрес Заместителя генерального директора ОАО «РЖД» - начальника Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» (или лица его замещающего) для принятия решения о передачи локомотива ОАО «РЖД» в аренду. Решение оформляется телеграфным указанием, которое подлежит согласованию с Дирекцией управления движением.

Телеграфное указание направляется в адрес Восточно-Сибирской дирекции тяги (ВСТ), Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), Центральной дирекции управления движением (ЦД).

Решение о том, какой именно локомотив будет сдаваться в аренду принимается, исходя из следующих условий: фактическое наличие в эксплуатационных локомотивных депо локомотивов, не задействованных в основной эксплуатационной деятельности ОАО «РЖД»; территориальное расположение контрагента к эксплуатационному локомотивному депо; участок проведения работ; тип техники и род запланированной работы; весовая норма для участка проведения работ.

Среднее время от подачи заявки на аренду локомотива до двухстороннего подписания двухстороннего договора при аренде свыше одного месяца составляет 38 дней., меньше одного месяца - 16 дней.

В таблице 1 представлены факторы, влияющие на решение арендатора по аренде локомотива в трёх вариантах: приобретение собственного локомотива, аренда ОАО «РЖД», аренда у сторонней компании, отличной от ОАО «РЖД».

Таблица 1

Решение арендатора по заключению договора аренды локомотива

Факторы, влияющие на решение

Купить собственный локомотив

Взять в аренду у ОАО "РЖД"

Взять в аренду у сторонней компании, отличной от ОАО "РЖД"

Аренда на краткосрочный период времени

Не выгодно

Выгодно

Выгодно

Аренда на длительный срок

Выгодно

Выгодно

Выгодно

Техническая возможность, наличие парка на определённом участке

Есть

Может не быть с меньшей вероятностью

Может не быть с большей вероятностью

Период оформления документов

Готов сразу к работе

От момента подачи заявки до выдачи локомотива в аренду 38 дней (подбор локомотива 2 дн., телеграмма в ОАО "РЖД" - 1 дн., получение телеграммы из ОАО "РЖД" - 14-21 дн., согласование договора на ВСЖД 14 дн.), в случае аренды сроком до 1 месяца - 16 дн.

При наличии технической возможности подписание документов до трех дней

Реклама

Нет

Не осуществляется

Есть

Система скидок

Нет

Не осуществляется

Есть

Монопольная составляющая

Нет

Нет, но большой парк локомотивов, ТЭМ2 – 101 ед. на ВСЖД

Нет

Как видно из таблицы 1 решение арендатора по аренде локомотива может варьироваться в зависимости от ситуации. Рассмотрим в таблице 2 один из ключевых факторов по принятию решения – ценовой.

Таблица 2

Прибыль, получаемая от сдачи в аренду локомотива серии ТЭМ2

Вид расходов\ Вариант решения

1.Приобретение нового локомотива ТЭМ18ДМ

2. Приобретение б/у ТЭМ2

3. Приобретение б/у ТЭМ2 без СР и КР

4. ТЭМ2 ОАО "РЖД" (фактические расходы)

Расходы на ремонт

12025,96

12025,96

7231,44

7231,44

Сервисное обслуживание согласно ставки ООО «ЛокоТех-Сервис» 301,31 руб./час.

7 231,44

7 231,44

7 231,44

7 231,44

Средний ремонт 9 млн.руб./8 лет

3 082,19

3 082,19

 

 

Капитальный ремонт 10 млн.руб./16 лет

1 712,33

1 712,33

 

 

1. Расходы по амортизации в сутки, первоначальная стоимость 44,5 млн. руб., срок эксплуатации 18 лет

6773,21

 

 

 

2. Расходы по амортизации в сутки, первоначальная стоимость 8 млн. руб., срок эксплуатации 18 лет

 

1217,66

 

 

3. Расходы по амортизации в сутки, первоначальная стоимость 8 млн. руб., срок эксплуатации 8 лет

 

 

2739,73

 

4. Расходы по амортизации в сутки, первоначальная стоимость 4,5 млн. руб., срок эксплуатации 8 лет

 

 

 

1541,10

1. Страхование на 44,5 млн. руб.

24,38

 

 

 

2. Страхование на 8 млн. руб.

 

4,38

 

 

3. Страхование на 8 млн. руб.

 

 

4,38

 

4. Страхование на 4,5 млн. руб.

 

 

 

2,47

Итого себестоимость без топлива

18 823,56

13 248,00

9 975,55

7 231,44

Ставка аренды ТЭМ2 по протоколу №49 [3]

29 000

29 000

29 000

29 000

Прибыль+накладные в сутки, руб.

10 176

15 752

19 024

21 768

Рентабельность, %

54

119

191

301

Прибыль+накладные в месяц, руб.

305 293

472 560

570 734

653 057

Прибыль+накладные в год, руб.

3 714 402

5 749 480

6 943 924

7 945 524

Таким образом, исходя из данных таблицы 2 в условиях первого варианта мы приобретаем новый локомотив, получение прибыли в сумме 3,7 млн. руб. в год. Во втором – сторонний собственник приобретает подержанный локомотив, средняя рыночная стоимость 8 млн. руб., согласно данных интернет, прибыль с накладными составит 5,8 млн. руб. в год. В третьем варианте исключены расходы на средний и капитальный ремонт, в остальном условия аналогичны второму варианту, прибыль 7 млн. руб. в год. Для четвёртого варианта оценен парк локомотивов Восточно-Сибирской дирекции тяги, который на ноябрь 2019 г. составляет 101 ед. локомотивов серии ТЭМ2, средний возраст локомотивов 39,5 лет, средняя остаточная стоимость 2,2 млн. руб., средняя первоначальная стоимость 4,5 млн. руб., парк не ремонтируется в объёме среднего и капитального ремонта, локомотивы списываются в металлолом. При данных условиях прибыль с накладными составит 8 млн. руб. в год. Таким образом, наибольшая эффективность с точки зрения рентабельности и получения прибыли - четвертый вариант. Руководству компании необходимо рекомендовать сдачу в аренду данных локомотивов, а не списание в металлолом.

Ценовая политика в части стоимости дизельного топлива. Для компаний сторонних собственников локомотивов стоимость дизельного топлива для своих локомотивов составляет 100% от рыночной стоимости. Стоимость 1 тонны дизельного топлива для арендаторов локомотивов ОАО «РЖД», рассчитанная на основании нормативных документов и рентабельности ОАО "РЖД" - 140% от рыночной.

Для дополнительного анализ рынка сторонних собственников заключён договор между ОАО «РЖД» и консалтинговой компанией PriciwaterhouseCoopers (далее PWC). Компания не проводит анализ рынка в части загруженности подъездных путей, открытия новых горнодобывающих предприятий, ценообразования, экономистами депо собирается бухгалтерская информация по объёмам аренды и получаемой прибыли. Так, например, компания ООО «Ангара», владелец путей необщего пользования и многолетний арендатор маневровых серий локомотивов ОАО «РЖД» на ВСЖД, принимает решение о покупке собственного подвижного состава после повышения ставки за аренду в декабре 2016 г. с 14292 руб./сут. за 1 локомотив до 29000 руб./сут. Единовременный рост ставки составил 203%, при этом ставка не пересматривалась в течение 7 лет. В феврале 2019 г. ООО «Ангара» окончательно расторгает договора с ОАО «РЖД» по аренде локомотивов и заключает на обслуживание и ремонт собственных локомотивов. Компания PWC после получения данных о суммах прибыли от аренды локомотивов на путях общего пользования в рекомендациях ОАО "РЖД" предлагает вернуть арендатора ООО «Ангара».

На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что текущая политика ОАО "РЖД" в части ценообразования повлечёт за собой первоначально полную потерю рынка на путях необщего пользования, а в последствии и общего пользования. В таблице 3 представлены предложения по увеличению доходов компании ОАО «РЖД» от предоставления локомотивов в аренду.

Таблица 3

Предложения по увеличению прибыли компании от аренды локомотивов на путях необщего пользования

Проблема

Предложение

- единая ценовая политика: ставка 29 тыс. руб. для всех локомотивов серии ТЭМ2 независимо от того, где арендуют локомотив

- пересмотр калькуляций по группам локомотивов и конкурентному спросу на конкретных подъездных путях Иркутской области и республики Бурятия

- отсутствие мотивации. Рентабельность до налогообложения на уровне Восточно-Сибирской дирекции тяги по бизнес-блоку "Аренда локомотивов кроме дальнего и пригородного сообщения" за 2018 г. 343%. Премиальный мотивационный фонд ПВД сотрудников Восточно-Сибирской дирекции тяги по итогам работы за 2018 г. 1,2% от прибыли.

- установить премиальный процент не ниже 20% от получаемой прибыли;

- разработать адресное премиальное положение, по сотрудникам, непосредственно связанным с подсобно-вспомогательной деятельностью;

- установить мотивационную премию за привлечение новых клиентов, ведение клиентов на длительные сроки более года

- несоответствие штатного расписания объёмам выполняемой работы: выручка от аренды движимого имущества за 2018 год в Восточно-Сибирской дирекции тяги в 14 раз больше, чем в Западно-Сибирской дирекции тяги

- пересмотреть штатное расписание;

- разрешить привлекать дополнительных сотрудников по срочным трудовым договорам на рост объёма работ

- отсутствие анализа рынка предоставляемых услуг по аренде локомотивов

- провести анализ производственных, горнодобывающих предприятий, загруженности путей необщего пользования

- отсутствие рекламы предоставляемых услуг

- проведение рекламной компании с целью привлечения дополнительных клиентов;

- создание сайта, реклама в соцсетях

- длительное заключение договора до 38 дней

- пересмотреть порядок документооборота, снизить количество дней заключения договора

- отсутствие гибкости в политике работы с клиентами

- повышение уровня клиентоориентированности

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ОАО «РЖД» обладает ресурсной базой, позволяющей получать дополнительные доходы от сдачи в аренду локомотивов сторонним собственникам при условии гибкой ценовой политики.

Список использованной литературы:

https://www.dp.ru/a/2017/02/02/RZHD_gotovitsja_peredat_lo

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации";

Распоряжение ОАО "РЖД" №2655р от 10.11.2015 г.

Просмотров работы: 111