В современной России активно реализуются инклюзивные практики. Особое внимание уделяется обучающимися с особыми, ограниченными возможностями здоровья, одной из таких категорий являются дети с нарушением слуха. Младшие школьники с нарушением слуха, как правило, нелегко справляются с учебной нагрузкой, склонны к быстрой утомляемости, отсутствию мотивации, неумению сосредотачиваться. Поэтому очень важно педагогу заинтересовать каждого ребёнка и установить положительный эмоциональный контакт.
Для детей младшего школьного возраста игра остаётся важным видом деятельности и главным звеном перехода к школьному обучению, поэтому она является незаменимым методом коррекционно-развивающей работы. В настоящее время дидактическая игра считается достаточно высокоэффективной в занятиях со слабослышащими детьми младшего школьного возраста [1].
Важной составляющей дидактической игры остаётся учебная деятельность, которая тесно соприкасается с игровой, тем самым образуя совместную учебно-игровую деятельность. Правильно подобранные дидактические игры вызывают у слабослышащих детей эмоциональное насыщение, удовлетворение, радость, а также становятся толчком к умственному развитию и нравственному росту [2].
Дидактическая игра имеет свою структуру, которая включает следующие составляющие:
Обучающая задача – ознакомление, изучение, повторение или закрепление каких-либо знаний, умений и навыков (например, развитие слухового восприятия);
Игровая деятельность – совокупность действий игры (например, найти лишний предмет на картинке, соотнести картинки и слова). Данная составляющая может меняться согласно изменениям обучающей задачи и выбранной тематики. Особенностью является постоянное усложнение необходимых действий в игре в соответствии с развитием детей (добавление количества картинок, слов, условий);
Правила – созданы для организации действий и поведения.
Между этими составляющими имеется тесная взаимосвязь, которая позволяет детям в процессе игровой деятельности освоить те или иные знания и навыки, а также подкрепить уже имеющиеся.
Основные положения использования дидактических игр для младших школьников с нарушением слуха во внеурочной деятельности были выдвинуты Е.Г. Речицкой. Главной в работах автора выступает идея о том, что увлекательная форма таких игр позволяет повышать уровень мотивации слабослышащих детей к приобретению новых знаний, одновременно закрепляя знания, полученные ранее [3].
При планировании и реализации занятий с использованием дидактических игр со слабослышащими детьми младшего школьного возраста допустимо применение различных форм, видов и типов игр, а также изменение правил, условий и целей проведения игр в зависимости от степени развития детей и задачи проводимого занятия.
Дидактическая игра необходима для всестороннего развития слабослышащих детей, т.к. во время занятия дети получают новый опыт в доступной для них форме. В связи недостаточно развитым слуховым восприятием для слабослышащих детей существенную роль играют зрительные ощущения и восприятия. Поэтому необходимо чётко проговаривать все слова и правила, а при необходимости повторять их. В работе со слабослышащими детьми следует обращать особое внимание на артикуляцию и жесты, чтобы дети правильно понимали то, что хочет донести педагог. Также следует заранее подготовить наглядный материал для детей: он должен быть доступным и изображать реально существующие вещи.
Помимо зрительного восприятия большое значение имеют осязательные и двигательные ощущения. Использование осязательных ощущений способствует созданию целостного образа предмета, так как зрительное восприятие слабослышащих детей чаще всего является фрагментарным.
Перед проведением занятия со слабослышащими детьми с использованием метода дидактической игры необходимо убедиться, что дети имеют представление о предметах и явлениях, составляющих содержание игры. В данной ситуации игра будет формировать познавательную деятельность детей, развивать навыки суждения, побуждать к умозаключениям и умению применять полученные знания в различных условиях и обстоятельствах.
Занятие с применением дидактической игры должно быть не слишком продолжительным по времени, чтобы дети не успели утомиться. Необходимо постоянно подкреплять интерес детей к новым познавательным играм, вызывать желание участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также с педагогом.
Существует три основных вида дидактической игры: игры с предметами, настольные, словесные.
В играх с предметами используются реальные объекты, вещи, игрушки. Преимущество данного вида игры в том, что ребёнок имеет возможность познакомиться с реальным предметом – увидеть его, форму, цвет, размер. Также ребёнок может почувствовать материал, из которого сделан данный предмет, почувствовать его форму и размер. К данному виду игр можно отнести такие задания, как – найти игрушки, сделанные из одного материала; выстроить последовательность по размеру от наименьшей игрушки к наибольшей или наоборот и т.д.
К настольным играм можно отнести: домино, лото, парные карточки, четвёртый лишний, лишний звук, мозаика. Словесные игры основаны на словах и действиях участников. Такие игры содействуют развитию творческого мышления детей, познанию окружающего мира и обогащению словарного запаса. Для проведения таких игр может быть выбрана любая тематика, интересная и подходящая для данного возраста детей. Этот вид игр очень прост в применении, так как обычно не предполагает наличия наглядных пособий и материалов и может использоваться практически в любой ситуации – во время прогулки или поездки, на занятиях с педагогом, а также без участия взрослых. К таким играм можно отнести: разбор по слогам, потерянный звук, цепочка и т.д.
Практически каждая дидактическая игра выполняет как минимум три функции: развивающую, воспитывающую и обучающую [4]. Но следует заметить, что игра, как метод коррекционно-развивающей работы, осуществляет также коммуникативную, релаксационную и коррекционную функции.
Развивающая функция предполагает развитие психических функций, а также навыков самоконтроля, самооценки и рефлексии. Воспитывающая функция обращена на умственное, эстетическое и физическое воспитание. Обучающая функция предполагает получение и закрепление умений, знаний и навыков. Коммуникативная позволяет научиться работать в паре или в группе. Подразумевает сотрудничество или соперничество между детьми, а также развитие умения договариваться. Релаксационная функция нацелена на стабилизацию эмоционального состояния. Коррекционная функция направлена на развитие и совершенствование слухового восприятия, а также на отработку чёткой, правильной речи слабослышащего ребёнка.
Функции дидактической игры определяют значимость применения её в коррекционно-развивающей работе со слабослышащими детьми младшего школьного возраста.
Таким образом, дидактическая игра является неотъемлемой частью работы педагога-психолога с младшими школьниками с нарушением слуха. Такая игра развивает у детей волевые качества, творческое воображение, умение подчиняться правилам и учитывать интересы группы. Дидактическая игра способствует речевому и умственному развитию, формированию нравственных представлений, развитию коммуникативных навыков, а также трудовому и физическому воспитанию обучающихся.
Список использованных источников:
Головчиц Л.А. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. М. ООО УМИЦ «ГРАФ ПРЕСС». 2003.160 с.
Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: исследования и практика : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (с междунар. участием), Казань, 23 апр. 2013 г. / под общ. ред. А. И. Ахметзяновой. Казань, 2013. 230 с
Сурдопедагогика : учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / [И. Г. Багрова [и др.] ; под ред. Е. Г. Речицкой. М. : ВЛАДОС, 2014. 655 с.
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. [Текст] / И.С. Гринченко – М., 2012.- 254с.