Использование иллюстративных материалов в изучении вопросов культурологи в курсе обществознания - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Использование иллюстративных материалов в изучении вопросов культурологи в курсе обществознания

Макшанова А.А. 1
1БГПУ им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Культурология является одной из самых молодых гуманитарных наук, она появилась примерно в XX веке и включает в себя как социальную, так и духовную сферы общества [2]. Эта наука отделилась от философии и социологии, но при этом очень тесно с ней связана, ее главные задачи это: – всестороннее исследование феномена культуры, ее основных характеристик и структуры; – обобщение происходящих в культуре процессов, выделение и обоснование важнейших тенденций ее развития; – описание и сопоставление различных типов культур, выявление общих черт для определения исторических типов культуры, выделение типологических характеристик, определение общих признаков и особенностей для различных типов культуры; – создание категориального аппарата науки; – создание методологической базы для прикладных исследований в области культуры; – разработка фундаментальных проблем [6]. Современная педагогика постоянно развивается и пополняется новыми технологиями, методами обучения. Ввиду того, что появляются новые отрасли и дисциплины в учебном процессе, то нужно постоянно менять структуру преподавания, чтобы добиться эффективных результатов. Исходя из того, что многие темы из курса обществознания прямо или косвенно относятся к области культурологии, то можно сделать вывод о ее значимости в рамках этой дисциплины. Значение культурологии в курсе обществознания велико, так как культура присутствует практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Она способствует формированию мировоззрения, пониманию ценностей, привитию норм морали. Обществознание, как главная гуманитарная дисциплина в образовательных учреждениях, помимо изучения политических и экономических аспектов, воспитывает в ученике, в первую очередь, человека, а без культурологии сделать это невозможно.

Вопросы культурологии не могут изучаться без использования наглядных методов. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств (ИКТ). Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т. п. Такая методика обучения способствует развитию эстетического восприятия, а также помогает лучше комплектовать полученные знания, так как задействуются и зрительные и слуховой органы.

Интересный вариант работы с художественными произведениями был рассмотрен болгарскими методистами в учебнике истории. Они предлагают следующий план анализа картины:

Вопросы, связанные с представлением произведения.

• Какое событие или явление изображено? К чему оно относится (к политическому событию, к историческому деятелю, к военной операции, к повседневной жизни)?

• Когда создано это произведение? Каковы прямые или косвенные сведения о времени, стиле, месте публикации изображения?

• Каково место действия, изображенного на картине (поле битвы, город и т.п.)?

• Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

• Где опубликовано изображение – в официальных или оппозиционных источниках?

Вопросы, связанные с описанием изображения.

• Как расположены фигуры — поодиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно?

• Какие художественные средства использованы автором для своего произведения: цвета, символы?

Вопросы, связанные с толкованием изображения как свидетельства эпохи:

• Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи: чем примечательно время создания этой картины?

• Объективно ли это изображение? Достаточно ли полно отражено на нем событие?

• Какова общественная позиция автора картины, он поддерживает или не одобряет изображенное им событие/явление?

• В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение?

При изучении вопрос культурологии в курсе обществознания можно использовать различные репродукции, пользуясь схемами вопросов, описанные выше. (Приложение 1)

На уроках обществознания сегодня все чаще стали применяться и такие виды изобразительной наглядности, как фотографии, плакаты, карикатуры. Эта наглядность также может стать для учащихся источником их исследовательской деятельности.

Так, например, возможно организовать изучение фотографии, предложив учащимся (по группам) описать фотографию, но глазами представителей разных социальных групп или политических партий. Эффективен будет и методический прием озвучивания фотографий. Например, в парах учащиеся должны придумать и разыграть возможный диалог по той или иной фотографии опять же между разноплановыми представителями. Такой метод мы рассматриваем в изучении темы «Этносоциальные конфликты, пути их разрешения» (Приложение 2).

Методика работы с карикатурой в обучении обществознанию разработана пока еще недостаточно. Но уже сегодня мы можем говорить о некоторых интересных методических подходах. Например, первый методический прием достаточно традиционен, но интересен: он ориентирован на узнавание ситуации, приведшей к появлению карикатуры. Учащимся предъявляются карикатуры, связанные с темой «Социальные ценности (Приложение 3) и задание и вопросы к ней.

Рассмотрите карикатуры:

1. Из-за какой зависимости происходит изменение ценностей?

2. Как можно это изменить?

3. Приведите примеры современных ценностей у людей.

Очень ценным для уроков обществознания средством наглядности является плакат. Этот источник знаний также можно использовать для организации исследовательской деятельности школьников. Реализации этой цели может способствовать разработанный болгарским методистом Р. Кушевой план анализа плакатов «Искусство, его основные функции» (Приложение 4):

1. Назовите и датируйте событие, которому посвящен данный плакат.

2. Какой аудитории он предназначен?

3. Кто из персонажей здесь представлен и с какой целью?

4. Какая символика использована на плакате?

5. Чье это «послание»? Легко ли «прочитать» его?

Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

1. Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

2. Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

3. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

4. Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

5. Детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

6. Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

7. Привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве [10].

Таким образом, для качественного изучения вопросов культурологии нужно обязательно учитывать эти критерии, а также понимать, что одно лишь использование иллюстраций не будет результативным. Иллюстрации помогают детям с развитым визуальным восприятием лучше запоминать изучаемый материал, а остальные обучающиеся формируют свое эстетическое восприятие, умение описывать, работать со схемами, диаграммами, и совершенствуют навык анализа, так как при использовании картин происходит сопоставление текста и иллюстрации, а значит учащиеся должны обсуждать с учителем как они связаны. Если правильно использовать наглядные средства обучения, то можно добиться заметных успехов, которые выражаются не только в привлечении учащихся к учебной деятельности, но и к повышенному усвоению информации. Ученик, в целом, учиться думать, рассуждать, строить свою речь, формировать наглядно-образное мышление. Также применение наглядности способствует формированию правильного представления об окружающей в повседневной жизни действительности.

Литература

Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. и практикум для акад. бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. — Москва: Юрайт, 2016. — 274 с.

Бенин, В.Л. Культурологическое знание: статус и значение [Текст] / В.Л. Бенин // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – №3. – С. 44-52.

Боголюбов, Л.Н. Методика преподавания обществознания в школе [Текст] : учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.Н. Боголюбов. – Москва: ВЛАДОС, 2002. – 304с.

Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10 и 11 классы [Текст] : В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 160 с.

Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10 и 11 классы [Текст] : В 2 ч. / Л.Н. Боголюбов. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – Ч.2. – 192 с.

Боголюбов, Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики [Текст] / Л.Н. Боголюбов. – Санкт-Петербург: Нестор-История, 2013. - 256 с

Иванова, А.Ю. Изобразительные наглядные средства обучения на уроках истории и обществознания [Текст] / А.Ю. Иванова // Педагогическая газета. – 2012. – № 4. – С. 17-24.

Лазебникова, А.Ю. Актуальные вопросы модернизации предмета «Обществознание» [Текст] : материалы VI Международной науч.-практ. Конф. «Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития», г. Москва, 18 мая 2017 г. / ФГАОУ ДПО АПК и ППРО. – Москва, 2017. – 2022 с.

Левит, С.Я. Культурология. ХХ век: Энциклопедия [Текст] : в 2 т. / С.Я. Левит и др. – Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. – 447 с. – 1 т.

Никифоров, Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения [Текст] / Д.Н. Никифоров, С.Ф. Скляренко. – Москва: Просвещение, 1998. – 175 с.

Приложение 1

Использование репродукции в изучении темы «Мировые религии»

Г. Семирадский «Христос у Марфы и Марии» (1887 г)

Жан-Леон Жаром интерьер в мечети (1870 г)

Приложение 2

Фотографии на тему «Этносоциальные конфликты, пути их разрешения»

Приложение 3

Карикатуры на тему «Социальные ценности»

Приложение 4

Советские плакаты на тему «Искусство, его основные функции»

Просмотров работы: 59