Инновационные формы реализации познавательно-исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Инновационные формы реализации познавательно-исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

Сыроватская Т.А. 1, Червенко Е.В. 1
1Белгородский госсударственный национальный иссследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дети дошкольного возраста по своей природе – исследователи. Они проявляют неподдельный интерес ко всему, что их окружает. Еще в младенческом возрасте дети начинают экспериментировать доступными им средствами (пробуют на вкус, разбирают игрушки, бросают). Для формирования интереса к исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, педагогам необходимо использовать инновационные формы и методы, одним из которых могут стать опытно-экспериментальная деятельность. Дети, лишенные возможности экспериментировать получают психическую травму, которая в последующем выражается в нежелании самостоятельного изучения образовательных программ, страхе сделать ошибку при формировании предположений и умозаключений.

В статье представлены вопросы рассмотрения инновационных форм реализации исследовательской деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Preschool children are researchers by nature. They show a genuine interest in everything that surrounds them. Even in infancy, children begin to experiment with the means available to them (taste, disassemble toys, throw). To generate interest in research activities in pre-school educational institutions, teachers need to use innovative forms and methods, one of which can be experimental activities. Children deprived of the opportunity to experiment get a mental trauma, which is later expressed in the reluctance to study educational programs independently, the fear of making a mistake in forming assumptions and conclusions.

The article presents the issues of consideration of innovative forms of research activities in the conditions of pre-school educational organizations.

Ключевые слова: познавательное развитие, исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, занимательная физика.

Современное общество стоит на пороге глобальных перемен, которые коснулись как систему всего образования, так и дошкольного образования в частности. Требования, которые устанавливают новые Национальные проекты, диктуют необходимость в применение инновационных форм организации всего образовательного процесса. В контексте поставленных задач педагогам дошкольного образования необходимо так организовывать образовательный процесс, чтобы дошкольники проявляли инициативность, самостоятельность, заинтересованность в получении новых знаний. Одним из инновационных методов организации исследовательской деятельности могут стать занятия по занимательной физике, которые включают в себя опытно-экспериментальную деятельность.

Изучение опыта организации исследовательской деятельности посредством занятий по занимательной физике было предметом нашего изучения. В статье проводится анализ практической работы воспитателя Червенко Е.В. по организации занятий по занимательной физике в старшей группе № 4 детского сада №33 «Снежанка»Старооскольского городского округа Белгородской области.

Изучение данных опыта работы по организации исследовательской деятельности старших дошкольников показало, что в ДОУ используются различные средства для развития интереса к познавательно-исследовательской деятельности. Инновационным направлением развития познавательного интереса к исследовательской деятельности является занятия по занимательной физике.

При изучении опыта работы по организации исследовательской деятельности в детском саду, нами было выявлено что, в ДОУ используются различные формы и методы, такие как: организованная образовательная деятельность, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке, а также опытная и экспериментальная деятельность в рамках занятий по занимательной физике. В качестве реализации исследовательской деятельности используются следующие методы:

1. Наглядные: наблюдения, рассматривание дидактических картинок, демонстрация моделей.

2. Словесные: рассказ воспитателя о закон природы, о свойствах изучаемого объекта; беседа, чтение художественной литературы.

3. Практические: дидактические и подвижные игры, моделирование, трудовые действия, опыты и эксперименты.

При изучении методических разработок в методическом кабинете, рабочей программы ДОУ, годовых планов, было выявлено что для ознакомления с элементарными физическими явлениями в практике ДОУ активно используется поисково-познавательная работа, опытно-экспериментальная деятельность, которая представлена не только в виде процесса усвоения готовых знаний, умений, навыков, а, главным образом, совокупностью мер направленных на поиск и приобретение знаний дошкольниками самостоятельного или под руководством взрослого. Данный вид деятельности реализуется в рамках занятий по занимательной физике.

Поисково-познавательная деятельность дошкольников представлена в форме экспериментальных действий, направленных на поиск и решение поставленных задач. В процессе такой деятельности дети проводят элементарные эксперименты с объектами живой и неживой природы с целью выявления их скрытых связей с явлениями природы. В ДОУ организуется и экспериментальная деятельность. Данный вид деятельности представлен в виде несложного, доступного для понимания дошкольников экспериментирования с объектами живой и неживой природы. В процессе экспериментальной деятельности дошкольники получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, получают практический опыт в установлении причинно - следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет им не только расширить свой кругозор знаний, но и упорядочивать свои представления о картине мира. В процессе ознакомления с законами живой и неживой природы, у дошкольников формируется умение анализировать и сравнивать происходящие явления; понимать, почему и как они протекают; устанавливать простейшие причинно-следственные связи между несколькими явлениями, растет интерес ребенка к окружающему миру, развивается его любознательность, связная речь, логическое мышление.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

1.Предметно-исследовательская: самостоятельная или совместная с педагогом деятельность дошкольников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях различных материалов (камень, дерево, бумага, пластмасса, краски), живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года.

2.Познавательно-практическая: стихийная или специально- организованная педагогом деятельность дошкольников по получению информации экспериментальным путём. Реализуется в опытах и экспериментах.

3.Учебно-познавательная: реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

4.Поисково-исследовательская: совместная работа воспитателя и детей по решению поставленных вопросов. Реализуется посредством эвристических бесед («Зачем поливать цветы?», «Почему пожелтели листья?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами). Данный вид деятельности реализуется воспитанниками и самостоятельно при усвоении и применению приобретённых в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков.

Итак, анализ практической работы воспитателя Червенко Е.В. показал, что занятия по занимательной физике являются одним из инновационных методов реализации задач, направленных на развитие интересов дошкольников к исследовательской деятельности, так как:

При организации опытно-экспериментальной деятельности в рамках занятий по занимательной физике происходит формирование логического мышления (дети-дошкольники учатся самостоятельно строить логические цепочки, формировать выводы).

Опытно - экспериментальная деятельность является одной из наиболее успешных форм организации исследовательской деятельности, так как при ее проведении дошкольники получают настоящий восторг от новых открытий, сделанных ими самостоятельно или при помощи взрослого.

Формируются доброжелательные, партнерские отношения в коллективе группы.

У дошкольников появляется интерес узнать как можно больше об изучаемых объектах или явлениях.

Библиографический список:

Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий. -2006. -С. 51-58.

Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук.- М.: МГУ. -2001. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar.

Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Просмотров работы: 18