Проблема преодоления негативных последствий эстрадного волнения – одна их важнейших в музыкально-исполнительской деятельности. Эстрадное волнение испытывают в той или иной мере почти все, а его интенсивность и направленность имеют большое влияние на результаты деятельности. Больше всего этому явлению подвержены именно музыканты, так как музыка – искусство чисто временное, и ошибку, совершенную во время исполнения, исправить нельзя, поскольку момент уже ушел, и музыкальный образ в результате ошибки частично искажен. Боязнь совершить такую необратимую ошибку создает панический страх у исполнителей – это и есть эстрадное волнение в его негативной форме.
Исследований, посвященных эстрадному волнению музыкантов-исполнителей, крайне мало. Крупнейшим из них на сегодняшний день является труд В. Ю. Григорьева «Исполнитель и эстрада». Некоторые аспекты данной проблемы затронуты в исследованиях Л. Л. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, А. Е. Орентлихерман, В. И. Петрушина, Е. Н. Федорович. Весь остальной материал, касающийся эстрадного волнения, рассредоточен по монографическим исследованиям искусства отдельных музыкантов, мемуарам, интервью, статьям (Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, С. М. Майкапар, Я. И. Мильштейн, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин и др.).
Итак, цель психологической подготовки музыканта состоит в том, чтобы научить его в моменты наивысшего эмоционального напряжения во время выступления сохранить полный контроль за своими действиями, сознательно управлять приобретёнными навыками, с максимальной полнотой раскрыть свой исполнительский дар. Поэтому, далее рассмотрим психотехнические методы, способствующие корректировать эстрадное волнение: аутогенная тренировка, идеомоторная подготовка и ролевая установка.
Аутогенная тренировка – создание человеком внутри себя психического состояния, которое ему необходимо в данный момент. В основе аутогенной тренировки лежит принцип тренировки нервных процессов возбуждения и торможения, приводящих к активизации и повышению способности саморегуляции. Когда человек произвольно расслабит при помощи определенных образных представлений все мышцы тела, (например – мысленно представляет себе, что он лежит в теплой ванне или под приятно согревающими лучами солнца, вызывая при этом в себе ощущения тепла и глубокого покоя), то кора головного мозга при этом входит рефлекторно в тормозное состояние. (При полном и глубоком расслаблении это промежуточное состояние между сном и бодрствованием называется в физиологии «Фазовым состоянием».) В это время способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличивается. Приведем один из возможных текстов аутогенной тренировки при перевозбуждении. Положение тела – лежа, или сидя, в позе кучера, голова свободно опущена, руки в локтях опираются на колени. «Я отдыхаю. Освобождаюсь от всякого напряжения. Расслабляюсь. Чувствуя себя свободно и легко. Я спокоен. Освобождаюсь от скованности и от напряжения. Все тело расслаблено. Мне легко и приятно». В состоянии глубокого мышечного расслабления, вызванного аутогенной тренировкой необходимо с помощью образных представлений научиться вызывать в себе эстрадное волнение и побеждать его. То есть, вторая часть состоит из тех слов, которыми Вы хотите «зарядить» ученика – это так называемая «Формула цели». Нужно с максимальной яркостью представить мельчайшие детали обстановки – свет, инструмент на котором придется играть, шум зала или напряженную тишину, царящую на экзамене.
Представив подобную картину, музыкант ощутимо чувствует знакомое эстрадное волнение. В это время надо быстро внушить себе ощущение собранности, подъема и полностью переключиться на мысленное исполнение своего произведения. Сделать это нужно так, чтобы полностью забыть про воображаемый зал, публику или комиссию. Таким навыком можно достигнуть высокой адаптации к психогенным факторам эстрадного выступления. После достаточного количества подобных мысленных выступлений реальное выступление принесет гораздо меньше ненужных треволнений, и музыкант выступит на уровне своих действительных возможностей, говоря словами К.С. Станиславского «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным». Недостатком этого метода является то, что требуется значительное время для его осуществления. Около ¼ тренирующихся прерывают преждевременно тренировку или потому, что им не удаётся сосредоточить внимание на её выполнении, или вследствии скептического отношения к ней и скрытого сопротивления, или в результате недостатка выдержки к длительному волевому усилию. Дети до 10 лет не могут освоить эту методику.
В состоянии мышечного расслабления очень большие возможности раскрываются перед идеомоторной подготовкой, то есть мысленным выполнением движений. Известный советский психолог А. Пуни указывает, что «Представление движений не только сопровождается вегетативными, мышечными, биоэлектрическими и другими реакциями, но и выполняет специфическую функцию, которая выражается в тренирующем эффекте».
Собственно речь идет о том самом приеме, которым пользовался И. Гофман, когда у него под рукой не было инструмента. Проверить может ли ученик сыграть пьесу мысленно, несложно. Ученик играет пьесу на инструменте в заданном темпе. Через несколько тактов педагог подает заранее условный знак, скажем, хлопок в ладоши, и ученик продолжает дальше играть мысленно. Затем снова хлопок, и снова игра на инструменте. Так чередуя игру реальную и мысленную, сыграть всю пьесу. Если ученик после мысленно сыгранного отрывка вступил на инструменте с той же доли, что и педагог, значит он играл мысленно верно. Возможно, конечно, небольшие расхождение в 2-3 доли. Это не означает, что ученик ошибся – он мог чуть замедлить темп. Однако в классе могут оказаться ученики, которым не под силу сыграть пьесу без нот и без инструмента. Это чаще всего обучающиеся с неразвитым внутренним слухом и низким интеллектуальным уровнем. Таким можно предложить механический приём: расчленив пьесу пометить каждый отрывок цифрой и спрашивать с любой цифры без нот – «вразбивку». Ученик, умеющий сыграть всю пьесу мысленно чувствует себя на эстраде гораздо спокойнее тех, кто учит механически.
Непосредственно к аутогенной и идеомоторной тренировке прилегает так называемая «ролевая установка». Смысл «ролевой» подготовки состоит в том, что человек, чрезмерно волнующийся перед выступлением, вопреки своему состоянию начинает играть роль хорошего исполнителя, который уверен в себе и ничего не боится. Если робкий, неуверенный в себе музыкант будет во время аутогенной тренировки внушать себе: «Я первоклассный исполнитель, у меня свободные и непринужденные движения, мне нравиться играть при большем стечении публики. Я получаю огромное наслаждение от своей игры во время выступления» и т.д., то наверняка он в большей мере избавится от гнетущего чувства своей уязвимости на эстраде. Однако, при этом обязательное условие должно быть таким: музыкант в момент начала игры уже должен полностью сосредоточиться на исполняемой музыке. Другими словами «ролевая подготовка» действительна лишь на предконцертном этапе. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.
Процесс психологической подготовки, впрочем, и сама игра на музыкальном инструменте, требует от исполнителя большой физической выносливости. Поэтому физический тренаж музыканта является неотъемлемой частью тонизирования организма. В первую очередь, музыкант должен обладать тренированным сердцем и дыханием, чтобы в предконцертный период сердце могло без труда перенести повышенную гормональную стимуляцию, чтобы не возникли сердечная слабость и недостаточность. Хорошее средство для тренировки сердца и дыхания – бег на длинные дистанции. Бегать можно не обязательно на стадионе или в лесу, а также и на улице. Преодоление иронических взглядов прохожих и знакомых также входит в психологическую подготовку для устранения робости и застенчивости. Или выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и начинать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на эстраду. Преодолеть его поможет данное упражнение. Из других видов спорта рекомендуется плавание. Вода весьма благоприятно действует на центральную нервную систему, одновременно и успокаивая её и тонизируя.
В заключении следует отметить, что изолировать тренировку (виды которой описаны в рекомендациях) от общей работы музыканта над произведением нельзя: ведь у исполнителя с первого момента разбора (и даже отбора!) сочинения есть внутренняя установка на его публичное исполнение с другой стороны, творческий поиск, техническая шлифовка ни на миг не должны прекращаться и при непосредственной подготовки к эстрадному выступлению.