Развитие муниципального образования – это комплексный процесс изменений экономической, социальной, экологической, политической и духовной сфер, приводящих к качественным преобразованиям и в конечном счете к изменениям условий жизни человека. Основным компонентом социально-экономического развития территории являются воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.
Основной целью сбалансированного развития муниципальных образований является уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения муниципальных образований Республики Мордовия.
Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач (рисунок 1).
Рисунок 1 – Основные задачи сбалансированного развития муниципальных образований
Одной из основных задач сбалансированного развития муниципального образования выступает повышения уровня социального развития территории, с целью повышения качества жизни местного населения.
Поэтому есть все основания полагать, что существующая в большинстве случаев организация управления социальной сферой муниципальных образований страдает рядом недостатков, к важнейшим из которых (помимо отсутствия четкого концептуального видения социальной проблематики и путей ее разрешения) могут быть отнесены[2]:
- недостаточная координация деятельности смежных комитетов социальной сферы и пересечение базовых функций, отсутствие концентрации ответственности и контроля исполнения и, как следствие, распыление и нерациональное в ряде случаев использование материальных и финансовых ресурсов;
- фактический отказ от функции целеполагания, долгосрочного планирования и прогнозирования в сфере муниципальной социальной политики и деятельности по развитию социальной сферы на стратегическом уровне управления;
- недостаточное организационное подкрепление программно-целевого подхода в решении проблем развития и функционирования социальной сферы муниципального образования как единого целого, стратегической задачей которого является повышение качества жизни населения; и др.
Таким образом, должна формироваться и система приоритетов социального развития муниципальных образований. Ориентирами развития социальной сферы муниципальных образований в этих условиях являются [3]:
- нормализация и улучшение демографической ситуации, преодоление депопуляционных тенденций;
- реализация нового подхода к охране здоровья, переход от концепции «совершенствования медицинского обслуживания населения» к концепции «расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения»;
- переориентация местной социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;
- активизация социальной политики, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни населения;
- обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала муниципального образования;
- интенсификация развития культурно-образовательного потенциала муниципального образования на основе использования духовных традиций и наиболее эффективных современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;
- формирование и развитие инновационно-творческого потенциала населения, создание условий для проявления массовых культурных, образовательных и других социальных инициатив, включение людей в систему местного самоуправления;
- существенное улучшение и развитие муниципальной социальной инфраструктуры
- разработка системы социальных нормативов и стандартов социальной сферы [5].
Последняя целевая установка является во многом не только важнейшей, аккумулирующей в себе текущие цели и задачи формирования действенной социальной политики на современном этапе, но и по существу исходной, если принять во внимание содержание ключевых проблем в области социального развития на нынешнем этапе реформирования экономики и общества.
Учитывая объективные особенности развития муниципальных территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, требуется рациональные направления совершенствования государственного регулирования социального развития муниципальных образований Республики Мордовия.
Рисунок 2 – Основные цели
Достижение поставленных целей возможно через реализацию совокупности задач (рисунок 3).
Поставленные задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития местных территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских территорий[4].
Рисунок 3 – Основные задачи
Для решения указанных задач предусматриваются:
- предоставление приоритетной государственной поддержки для развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Мордовия;
- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
- снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья «под ключ», развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
- формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Акмалова А. А. Муниципальное управление : учеб. пособие / А. А. Акмалова. – М. : Изд-во РАГС, 2009. – 242 с.
Бухарова Е. Б. Региональная социально-экономическая система : территориальное планирование и управление развитием (на примере Красноярского края) : Монография / Е. Б. Бухарова, В. Г. Безгачев, В. В. Желиховская, Е. В. Зандер, Е. В. Инюхина, А. И. Пыжев, Ю. И. Старцева, Д. Х. Шалахина. – Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2009. – 199 с.
Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы : учебное пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов на Дону : МарТ, 2001. – 402 с.
Костарев А.В. Особенности формирования и развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования в связи с переходом к рыночным отношениям : Брошюра / А. В. Костарев. – Пермь : Изд-во НИИУМС, 2003. – 215 с.
Орешин В. П. Инфраструктура в системе планового управления региональной экономикой / В. П. Орешин. – М. : Изд-во Московского Университета, 1985. – 84 с.