ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сорокина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО Национальный исследовательский мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие муниципального образования – это комплексный процесс изменений экономической, социальной, экологической, политической и духовной сфер, приводящих к качественным преобразованиям и в конечном счете к изменениям условий жизни человека. Основным компонентом социально-экономи­чес­кого развития территории являются воспроизводство самого человека и создание всей инфраструктуры его жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

Основной целью сбалансированного развития муниципальных образований является уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения муниципальных образований Республики Мордовия.

Достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные задачи сбалансированного развития муниципальных образований

Одной из основных задач сбалансированного развития муниципального образования выступает повышения уровня социального развития территории, с целью повышения качества жизни местного населения.

Поэтому есть все основания полагать, что существующая в большинстве случаев организация управления социальной сферой муниципальных образований страдает рядом недостатков, к важнейшим из которых (помимо отсутствия четкого концептуального видения социальной проблематики и путей ее разрешения) могут быть отнесены[2]:

- недостаточная координация деятельности смежных комитетов социальной сферы и пересечение базовых функций, отсутствие концентрации ответственности и контроля исполнения и, как следствие, распыление и нерациональное в ряде случаев использование материальных и финансовых ресурсов;

- фактический отказ от функции целеполагания, долгосрочного планирования и прогнозирования в сфере муниципальной социальной политики и деятельности по развитию социальной сферы на стратегическом уровне управления;

- недостаточное организационное подкрепление программно-целевого подхода в решении проблем развития и функционирования социальной сферы муниципального образования как единого целого, стратегической задачей которого является повышение качества жизни населения; и др.

Таким образом, должна формироваться и система приоритетов социального развития муниципальных образований. Ориентирами развития социальной сферы муниципальных образований в этих условиях являются [3]:

- нормализация и улучшение демографической ситуации, преодоление депопуляционных тенденций;

- реализация нового подхода к охране здоровья, переход от концепции «совершенствования медицинского обслуживания населения» к концепции «расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения»;

- переориентация местной социальной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи;

- активизация социальной политики, переход к адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни населения;

- обеспечение эффективной, рациональной и свободно избранной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала муниципального образования;

- интенсификация развития культурно-образовательного потенциала муниципального образования на основе использования духовных традиций и наиболее эффективных современных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий;

- формирование и развитие инновационно-творческого потенциала населения, создание условий для проявления массовых культурных, образовательных и других социальных инициатив, включение людей в систему местного самоуправления;

- существенное улучшение и развитие муниципальной социальной инфраструктуры

- разработка системы социальных нормативов и стандартов социальной сферы [5].

Последняя целевая установка является во многом не только важнейшей, аккумулирующей в себе текущие цели и задачи формирования действенной социальной политики на современном этапе, но и по существу исходной, если принять во внимание содержание ключевых проблем в области социального развития на нынешнем этапе реформирования экономики и общества.

Учитывая объективные особенности развития муниципальных территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, требуется рациональные направления совершенствования государственного регулирования социального развития муниципальных образований Республики Мордовия.

Рисунок 2 – Основные цели

Достижение поставленных целей возможно через реализацию совокупности задач (рисунок 3).

Поставленные задачи должны решаться путем формирования условий для самодостаточного развития местных территорий, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских территорий[4].

Рисунок 3 – Основные задачи

Для решения указанных задач предусматриваются:

- предоставление приоритетной государственной поддержки для развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности Республики Мордовия;

- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;

- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных и жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

- снижение стоимости сельского жилищного строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья «под ключ», развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;

- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, а также для функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;

- формирование правового и методического обеспечения социального развития села.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Акмалова А. А. Муниципальное управление : учеб. пособие / А. А. Акмалова. – М. : Изд-во РАГС, 2009. – 242 с.

Бухарова Е. Б. Региональная социально-экономическая система : территориальное планирование и управление развитием (на примере Красноярского края) : Монография / Е. Б. Бухарова, В. Г. Безгачев, В. В. Желиховская, Е. В. Зандер, Е. В. Инюхина, А. И. Пыжев, Ю. И. Старцева, Д. Х. Шалахина. – Красноярск : Сибирский федеральный ун-т, 2009. – 199 с. 

Игнатов В. Г. Экономика социальной сферы : учебное пособие / В. Г. Игнатов. – Ростов на Дону : МарТ, 2001. – 402 с.

Костарев А.В. Особенности формирования и развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования в связи с переходом к рыночным отношениям : Брошюра / А. В. Костарев. – Пермь : Изд-во НИИУМС, 2003. – 215 с.

Орешин В. П. Инфраструктура в системе планового управления региональной экономикой / В. П. Орешин. – М. : Изд-во Московского Университета, 1985. – 84 с.

Просмотров работы: 5