ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ (НА ПРИМЕРЕ ОГБПОУ «УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА») - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ (НА ПРИМЕРЕ ОГБПОУ «УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА»)

Абашкина М.С. 1, Аринина Н.П. 1, Дикарева Т.А. 1, Шахмуратова А.Н. 1
1ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искуства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наши дни волонтёрство в сфере культуры стало востребованным направлением. Это подтверждают и данные социальных опросов, и статистика волонтерских конкурсов: например, исследования НИУ ВШЭ показали, что 65% россиян считают добровольчество в сфере культуры важной деятельностью, а на Всероссийский конкурс «Доброволец России» в этом году был подан 1331 проект в сфере культуры.

Можно выделить несколько обширных направлений культурного волонтерства: волонтерство в учреждениях культуры и на крупных событиях, организация мероприятий в сфере популяризации культуры и искусства и туристических маршрутов, восстановление объектов культурного наследия, арт-терапия и другие творческие социальные проекты.

Следует отметить, что с 1 мая 2018 года на территории страны действует Федеральный Закон №15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)». Закон определяет основные понятия, правовые условия осуществления добровольческой деятельности, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, формы поддержки добровольческих инициатив [1].

По отчёту Агентства стратегических инициатив, опубликованному на сайте 12 сентября 2019 года в соответствии с поручением Президента на 85% в регионах Российской Федерации внедрён Стандарт поддержки добровольчества [2]. Ульяновская область и ещё 35 регионов России реализовали все 9 шагов стандарта в срок до 1 сентября 2019 г.

Вместе с тем, на местах в точках приложения добровольческих инициатив продолжается обсуждение и идет процесс формирования общественного мнения по отношению к субъектам добровольческой деятельности и к самой безвозмездной работе. Отнюдь не риторическими, а требующими практического решения остаются вопросы: кого считать добровольцем (волонтёром); есть ли различия в понятиях доброволец и волонтёр; перестает ли добрый поступок быть таковым, если о нем становится известно; требует ли работа волонтёров оценки и поддержки, и в какой мере и т.д.

Таким образом в обществе в настоящее время происходит активный процесс интеграции нового, набирающего силу, «игрока» на арене современных социальных процессов.

Активным участником эволюционных преобразований в развитии добровольческих инициатив в Ульяновской области является Колледж культуры и искусства.

С 2014 года в Ульяновском колледже культуры и искусства в рамках культурного волонтёрства реализуется социально-значимый проект «Подари улыбку детям».

Цель проекта: организация и проведение досуговых мероприятий силами студентов творческих специальностей для детей, находящихся в детских домах, детей и взрослых долговременно пребывающих в больницах, геронтологических центрах. В рамках проекта с 2014 по 2019 год было организовано 65 мероприятий, из которых 42 стали социально-значимыми, осуществлялись с выездами в учреждения социального обслуживания Ульяновской области. За 5 лет участниками проекта стали около 3000 человек. В колледже регулярно проводятся обучающие занятия для волонтёров, специализирующихся на различных видах добровольческой активности. Преемственность поколений волонтёров позволяет накапливать опыт и создавать методическую базу для проведения различных форм мероприятий. Команды студентов-волонтёров в рамках проекта регулярно организует благотворительные акции, недели добра, проводит театрализованные и игровые программы, шоу-представления, развлечения, конкурсы с элементами арт- и смехотерапии, праздники, а также обучающие мастер-классы для детей, пожилых людей, инвалидов, ветеранов, людей, относящихся к категории «дети войны». Реализация социально-значимого проекта «Подари улыбку детям» встречает позитивный социальный резонанс и всегда положительные отзывы его участников.

Активное участие волонтёры принимают в мероприятиях по профилактике негативных проявлений в подростковой среде и пропаганде здорового образа жизни. Наши волонтеры участвуют в областных акциях «Скажи жизни-ДА!», «Мы за здоровый образ жизни!», акциях, приуроченных ко Дню борьбы со СПИДом, Всемирному дню борьбы с туберкулезом и др.

В качестве ивент-волонтёров студенты колледжа являются обязательными участниками таких знаковых ежегодных событий культурной жизни региона, как Международный культурный форум, Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Народной артистки СССР В. М. Леонтьевой «От всей души», Международный музыкальный фестиваль «Мир, Эпоха, Имена», Всероссийский Гончаровский праздник «Обломовский фестиваль», областной агитпоезд «За здоровый образ и жизни и здоровую, счастливую семью» и другие. В сентябре 2019 года студенты-волонтёры хореографической специальности участвовали в церемонии открытия I Всемирного фестиваля боевых искусств «Тафиса».

24 сентября 2019 года, в рамках Национального проекта «Культура» и регионального проекта «Творческие люди» по решению Правительства Ульяновской области колледж культуры и искусства стал Региональным координатором общественного движения «Волонтёры культуры» и центром реализации областных проектов «Арт-волонтёрство», «Волонтёры наследия», «Архивное волонтёрство».

Для осуществления системной работы в реализации добровольческих программ каждому участнику процесса необходимо понимать и оценивать с различных субъектных позиций смыслы добровольческой деятельности. На наш взгляд, сегодня смыслы могут быть представлены следующими основными целями и стремлениями.

На государственном уровне: содействие решению общественных проблем;вовлечение молодёжи в социально-полезную деятельность;наращивание социального капитала в обществе;распространение практик социальной сплочённости, консолидации общественных сил; создание в обществе атмосферы безопасности, взаимной поддержки.

На уровне образовательной организации это повышение качества жизни обучающихся и преподавателей; повышение доверия к школе среди обучающихся и родителей; формирование общекультурных компетенций, профессиональных компетенций (для предпрофильных программ); профилактика негативных проявлений среди молодёжи; возможность достойно представить образовательную организацию, участие в научных конференциях.

На личностном уровне это развитие социально-психологических, профессиональных компетенций; личностное, профессиональное самоопределение; осознание себя частью референтной группы; общественное признание; расширение круга общения; структурирование времени интересной и полезной деятельностью; возможность осуществлять позитивные преобразования в обществе.

Список использованных источников:

Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р, http://static.government.ru/media/files/e6LFLgABRP4MyQ8mW7HClCGR8esYBYgq.pdf.

Отчёт РАНО «Агентство стратегических инициатив по проведению новых проектов» о реализации Стандартов развития добровольчества в регинах, https://asi.ru/news/110505/.

Просмотров работы: 2