НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

НОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА, НЕДОСТАТКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анаскин А.П. 1
1НИ МГУ им. Н.П. Огарева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Выбор оптимальной системы государственного управления в настоящее время является актуальной проблемой как в России, так и во всем мире. Это обусловлено рядом причин, оказавших большое влияние на социальную и политическую сферы, а также глубинными общественными сдвигами: формированием структур постиндустриального общества, развитием глобализационных процессов и гражданского общества [4]. Не менее важной задачей является непосредственная реализация принципов, заложенных в системе государственного управления.

Концепция нового государственного управления (New public management), сформировавшаяся в 80-90-е годы XX в., в современном мире является одной из самых влиятельных в теории и практике управления [1]. Данная концепция основана на принципах менеджмента в сфере бизнеса и адаптирована под цели государственного управления. Результативность деятельности госслужащих в NPM определяется, в первую очередь, качеством оказываемых ими услуг, а не затратами, с помощью которых были реализованы поставленные задачи. Причем, большее внимание уделяется «зарабатыванию» денег нежели их растрачиванию [4].

Новое государственное управление предполагает конкуренцию между поставщиками услуг населению. Потребители при этом активно вовлечены в механизм совершенствования данных услуг. Большое значение приобретают механизмы обратной связи граждан, которые позволяют выявить определенные недостатки.

Стоит отметить то, что данная концепция также предусматривает такие основополагающие принципы как децентрализация и прозрачность. Принцип децентрализации предполагает делегирование полномочий и ответственности нижним уровням управления [1]. Прозрачность в государственном управлении необходима для повышения доверия населения к власти. Очень важно, чтобы граждане имели оптимальный доступ к информации.

NPM провозглашает переход к постбюрократическому, менеджериальному миру. Государство представлено как служащий, основной функцией которого является производство общественно значимых услуг [4].

Тем не менее, многие исследователи критикуют концепцию нового государственного управления. По их мнению, государству, в отличие от рынка, не столь присуща конкуренция, поскольку оно ориентировано на удовлетворение коллективных интересов. Предоставление услуг обусловлено не столько экономическими, сколько социальными и политическими основаниями и причинами. Именно поэтому государство не может организовать производство и продажу государственных услуг по рыночным правилам [4].

Такие ценности, как справедливость и равенство граждан, занимают важное место в политике любого государства и вынуждают предоставлять услуги на основе социальной значимости, а не на принципах эффективности или максимизации каких-либо показателей.

Другой недостаток нового менеджеризма – злоупотребление инициативой государственными служащими, распространение коррупции. Особенно ярко это проявляется в тех странах, где отсутствует должный уровень административной культуры [6].

Таким образом, NPM не позволяет решить все существующие проблемы в государственном управлении, однако успешно сочетает взаимовлияние теории и практики. Научное сообщество может воздействовать на практику через свои рекомендации, а практика, в свою очередь, непосредственно воздействует на теорию, преподнося ей факты из сферы государственного управления: эффективность какого-либо элемента реформы, проблемы его реализации и т.п. [3].

Несмотря на то, что концепция нового государственного управления зародилась в развитых странах, в настоящее время она стремительно распространяется по всему миру. Многие инструменты NPM можно обнаружить и в государственном управлении Российской Федерации, но далеко не все из них реализованы в полной мере в ходе административной реформы. Например, такие принципы как децентрализация, разделение политики и администрирования практически не получили своего распространения. Число чиновников увеличилось по сравнению с началом 2010-х гг., в следствие чего не удалось сократить бюджетные расходы на содержание государственного аппарата [3].

Впрочем, нельзя не упомянуть и некоторые успехи административной реформы. В частности, взаимодействие с потребителями услуг действительно улучшилось за счет введения многофункциональных центров [3]. Услуги предоставляются с минимальными затратами времени заявителей, а работа МФЦ организована в максимально удобном режиме.

Информационные технологии как часть нового государственного управления также были довольно успешно задействованы в Российской Федерации. Например, стоит отметить внедрение концепции электронного правительства, которое включает в себя следующие системы [2]:

Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА);

Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);

Интернет-портал «Ваш контроль».

ЕПГУ позволяет гражданам воспользоваться государственными и муниципальными услугами в режиме онлайн, а также получить необходимую им информацию. Также пользователи данного портала могут оставить отзыв о качестве предоставленных им услуг в электронной форме, что значительно ускоряет механизм обратной связи.

Преимущества ЕСИА и СМЭВ заключаются в использования общих информационных ресурсов, единой базы документов граждан.

Портал «Ваш контроль» создан для сбора оценок граждан в отношении качества оказания государственных и муниципальных услуг. Согласно статистике, представленной на данном портале, населением РФ было оставлено 486,4 млн. оценок. Удовлетворенность качеством государственных и муниципальных услуг составила 96,6%.

Также, рассматривая внедрение принципов NPM, отдельное внимание нужно обратить на понятия «стратегический анализ» и «стратегический прогноз», которые закреплены в Федеральном законе «О государственном стратегическом планировании» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. Данный закон направлен на формирование современной системы государственного стратегического планирования, что является одним из критериев нового менеджеризма. Система стратегического управления в настоящее время играет ключевую роль в повышении эффективности работы государственных служащих, поскольку она решает задачу мотивации госслужащих к достижению поставленных целей и определяет степень их ответственности.

Система показателей результативности деятельности органов местного самоуправления и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ также закреплены в нормативно-правовых актах (указы Президента РФ № 607 от 28.04.2008 и № 825 от 28.06.2007 соответственно). Однако, по мнению некоторых исследователей, оценка эффективности госслужащих все же носит лишь формальный характер и требуется её доработка [5].

Таким образом, наиболее успешной чертой NPM, появившейся в ходе административной реформы, можно назвать упрощение предоставления услуг населению. Тем не менее, как и в ряде других развивающихся стран, в России возникли проблемы с реализацией данной концепции. Многие элементы реформы не смогли получить значительного распространения из-за ряда причин, часть нововведений оказалась формальностью и не привнесла заметных улучшений.

Для успешной реализации новшеств требуется их адаптация к политическим и социально-экономическим условиям нашей страны [5]. Необходимо учитывать уровень развития институтов гражданского общества, степень вовлеченности граждан в политические процессы [6].

Список литературы

Государственная политика и управление: учебник: в 2 ч. /Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин [и др.]; под ред. Л.В. Сморгунова. – Ч. 1: Концепции и проблемы государственной политики и управления. – М.: РОССПЭН, 2006. – 381 с.

Дубровский Д.Н. Структура механизмов электронного правительства России / Д.Н. Дубровский // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 80-83.

Капогузов Е.А. Новый государственный менеджмент: теоретическая основа и проблема импорта в России / Е.А. Капогузов // Национальные приоритеты России. – 2012. – №2 (7). – С. 47-53.

Красильников Д.Г., Сивинцева О.В., Троицкая Е.А. Современные западные управленческие модели: синтез New Public Management и Good Governance / Д.Г. Красильников, О.В. Сивинцева., Е.А. Троицкая // ARS ADMINISTRANDI. – 2014. – №2. – С. 45-62.

Майоров В.И. Административная реформа в России: совершенствование государственного управления на основе концепции Нового государственного менеджмента / В.И. Майоров // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – №3(41) – С. 109-116.

Оболонский А.В. На пути к новой модели бюрократии. Запад и Россия Статья 1. Страны разные – вектор общий / А.В. Оболонский // Общественные науки и современность. – 2011. – №5. – С. 66-77.

Просмотров работы: 1953