В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы [1].
В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка (взрослого) от природы, которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов, районов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак».
Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно, т.к. ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы [3, с. 13].
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей [3].
Одним из эффективных форм работы, по нашему мнению, будут являться экскурсии. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы Нюрбинского улуса.
На экскурсиях в природе дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, развитию познавательного интереса к природе Нюрбинского улуса.
Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу.
Таблица 1.
Тематический план экологических экскурсий
При планировании экскурсии необходимо первоначально определить цель экскурсии, затем выделить отдельные вопросы, составить план экскурсии, продумать методы работы с детьми, необходимые пособия и экскурсионного оборудования. Любая экскурсия должна предусматривать три этапа: вступительную беседу, основную часть и заключительную беседу. Экскурсии по ознакомлению детей с природой своего улуса целесообразно проводить в одни и те же места в разные сезоны года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Таким образом, эффективность проведения экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Список литературы 1.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст]/Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой -М.: Мозаика-Синтез, 2010.-304с. 2. Рыжова Н.А. Наш дом – природа [Текст]. М., 2005. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]:[принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. N 1155.]. – Москва, 2013 |