ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ НЮРБИНСКОГО УЛУСА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ НЮРБИНСКОГО УЛУСА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

Саввинова Т.Е. 1, Николаева Л.В. 1
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова Якутск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы [1].

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка (взрослого) от природы, которая проявляется в разных формах. Быстрый рост городов, районов привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы дома и в детском саду, «воспитывают» электронных зверушек вместо кошек и собак».

Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Психологи отмечают, что в лесу, на лугу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Именно такое восприятие эффективно, т.к. ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы [3, с. 13].

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе родного края. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей [3].

Одним из эффективных форм работы, по нашему мнению, будут являться экскурсии. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы Нюрбинского улуса.

На экскурсиях в природе дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, развитию познавательного интереса к природе Нюрбинского улуса.

Высоко ценила экскурсии в природу Е. И. Тихеева, внесшая серьезный вклад в разработку методики их проведения. Ее основ­ное требование — сделать содержание экскурсии интересным для каждого ребенка, ибо «точность наблюдения и глубина восприятия пропорциональны интересу.

Таблица 1.

Тематический план экологических экскурсий

Наименование игры

Цель

Предварительная работа

Осень

Экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

Развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы Углублять и систематизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.

- Беседа «Животный и растительный мир в природе родного края»

-Составление маршрута, времени

- Наблюдения на прогулке

- Беседа по ТБ

- Подготовка детей, родителей

- Дидактические игры с экологическим образованием.

- Сбор материала

Зима

Виртуальная экскурсия «В царство Ус эьэ»

Уточнять и расширять знание о характерных признаках зимы, умение находить и узнавать зимующих птиц в природе. Упражнять в различении деревьев по расположению ветвей и оставшимся семенам и плодам. Дать знание о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Воспитывать эстетическое видение природы родного края, стремление беречь ее.

Беседа «Признаки холодной зимы»

Подготовить слайдовую презентацию «Зимний пейзаж»

Рассматривание картин

Чтение рассказа «Зимовьё зверей».

Весна

Экскурсия на опушку леса

Продолжать знакомить с растениями своего улуса. Обратить внимание детей на особенности строения подснежников и других первоцветов. Воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа «Животный и растительный мир в природе родного края»

Составление маршрута, времени

Наблюдения на прогулке

Беседа по ТБ

Подготовка детей, родителей

Лето

Экскурсия «Путешествие в летний парк»

Продолжать учить детей видеть изменения, которые происходят в природе с наступлением лета, выявлять причины этих изменений, закрепить название некоторых растений (лекарственные).

Формировать познавательный интерес к изучению природы своего улуса.

Беседа «Животный и растительный мир в природе родного края»

Составление маршрута, времени

Наблюдения на прогулке

Беседа по ТБ

Подготовка детей, родителей

Сбор материала

Экскурсия на луг «Летящие насекомые»

Обратить внимание детей на обилие насекомых на лугу, выявить причины их появления, познакомиться с биологическими особенностями строения, приносимой пользой, значением для природы.

Воспитывать у детей бережное отношение к представителям живой природы.

Беседа «Насекомые»

Рассматривание иллюстраций насекомых

Составление маршрута, времени

Наблюдения на прогулке

Беседа по ТБ

Подготовка детей, родителей

Сбор материала

При планировании экскурсии необходимо первоначально определить цель экскурсии, затем выделить отдельные вопросы, составить план экскурсии, продумать методы работы с детьми, необходимые пособия и экскурсионного оборудования. Любая экскурсия должна предусматривать три этапа: вступительную беседу, основную часть и заключительную беседу.

Экскурсии по ознакомлению детей с природой своего улуса целесообразно проводить в одни и те же места в разные сезоны года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.

Таким образом, эффективность проведения экскурсии зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.

Список литературы

1.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования[Текст]/Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой -М.: Мозаика-Синтез, 2010.-304с.

2. Рыжова Н.А. Наш дом – природа [Текст]. М., 2005.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]:[принят Прав. РФ 17 окт. 2013г. N 1155.]. – Москва, 2013

Просмотров работы: 5