Введение
В своей работе я раскрыла проблемы современной многодетной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.
Актуальность исследования состоит в том, что многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник.
Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации считается при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации – пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.
При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъективность.
Степень разработанности. Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше – около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более – превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.
С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны.
Проблема исследования. Как применить технологии в социальной работе с многодетными семьями?
Цель исследования теоретически обосновать и разработать технологии в социально-педагогической работе с многодетной семьей, с помощью которой изучается специфика этой категории семьи.
Задачи исследования:
раскрыть теоретический анализ современного состояния проблемы многодетной семьи.
охарактеризовать особенности и условия организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
проанализировать особенности организации социальной работы с многодетными семьями, относящимися к группе риска.
разработать педагогические рекомендаций по организации социальной работы с многодетной семьей.
Объект исследования: современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
Предмет исследования: технологии социальной работы с многодетной семьей.
Гипотеза исследования. Технологии социальной работы с многодетными семьями будут сформированы, если будут теоретически обоснованы, разработаны, а также реализованы рекомендации.
Методы исследования:
Теоретические:
- анализ литературных источников;
- сравнение;
- обобщение.
Эмпирические:
- наблюдение;
- анкетирование.
Теоретическая значимость исследования: заключается в раскрытии сущности понятия «Семья как социальный институт» а также характеристике особенностей технологии социальной работы с многодетными семьями.
Практическая значимость исследования: заключается в разработанных рекомендациях оптимального блока рабочих документов и комплекса условий социальной работы с многодетной семьей ,осуществлению оперативного анализа состояния дел относительно конкретной многодетной семьи или совокупности семей с целью современного оказания им необходимой социальной помощи и поддержки, социальными педагогами и социальными работниками.
База исследования : Ульяновская область, Новомалыклинский р-н,
с. Елховый Куст, ул. Центральная д.29. Елховокустинская СОШ.
Апробация. Материалы исследования были переданы в Елховокустинскую СОШ.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы сущности социальных проблем современной семьи
Сущность и взаимосвязь понятий «Семья как социальный институт»
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления и удочерения, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.
Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию. Общество накладывает на семью несколько важнейших функций:
репродуктивная – основная социальная функция (семью принято считать идеальным местом для рождения ребенка);
воспитательно-педагогическая – удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству/ отцовству;
социализация личности ребенка – усвоение им норм и правил человеческих отношений, приспособление к жизни (как и в отношении репродуктивной функции, семья – лучшее место для социализации ребенка);
хозяйственно-бытовая – состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья;
рекреативная (восстановительная) – организация досуга и отдыха, направлена на сохранение и восстановление здоровья каждого члена семьи как целостной структуры;
сексуально-эмоциональная (гедонистическая) – обучение на примере родителей правильному сексуальному поведению, эмоциям, проявлениям любви и ласки [15].
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь многодетным, малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3 [16].
Нуклеарная семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с детьми). Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных смей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).
Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей [17].
Семьи могут различаться по наличию и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей в Российской Федерации имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Многодетных семей (имеющих трех детей и более, а в ряде территорий – пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры: Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года были установлены льготы для этой категории семей:
- скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
- бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет;
- бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения детских занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
- один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок;
- обеспечение на льготных основаниях садово-огородными участками в размере не менее 0,15 га на семью;
-содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
- льготы родителям в трудоустройстве (возможность работы в условиях применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.п.);
- необходимая помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры [1].
Всероссийское социологическое исследование по теме «Механизм социальной защиты многодетных семей» проводилось в Москве и девяти других регионах – от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, зарегистрированные в органах территориального управления, имеющие трех и более детей до восемнадцати лет. Применялись методы анкетирования, клинического интервью и наблюдения, а также анализ статистических данных и работ других авторов[14].
Почти половина семей, обследованных нами, имеет 3-х детей (48,9%), каждая пятая – 4-х детей (19,1%), примерно столько же семей с 5-ю детьми (19,4%). Естественно, число семей, имеющих шесть, а также семь и более детей, гораздо меньше: 5,4 и 7,2% соответственно. Преобладают среди многодетных семьи нуклеарные (81,4%) и полные (86%).
Данные о числе детей в полных и неполных семьях опровергают существующий предрассудок обыденного сознания, что многодетность укрепляет семью. Никакое количество детей не гарантирует семью от распада. Более того, в определенных случаях многодетность, вероятно, может послужить дестабилизирующим обстоятельством: процент неполных семей с 6-тью детьми более чем двукратно превышает долю таких же полных семей. С другой стороны, можно выдвинуть предположение, что в ряде случаев решаются на многодетность только те семьи, которые испытывают уверенность в своей прочности. Однако это относится лишь к семьям с «сознательной» многодетностью.
Семьи, в которых дети от одного отца, и те, в которых имели место повторные браки, составляют соответственно 81,1 и 18,9%. Известно, что женщине с ребенком, тем более с несколькими детьми, разведенной, матери-одиночке или вдове труднее вступить в брак, что постоянно увеличивает долю неполных семей в обществе. Однако такие семьи, в которых растут дети от разных отцов, будучи формально полными, имеют, тем не менее, свои особенности, проявляя определенное сходство с неполными семьями, работники социальных служб считают такую категорию достаточно трудной и конфликтогенной.
Среди всего массива исследованных семей 3,9% имеют детей-инвалидов. Причем дети-инвалиды имеются в 3,5% полных семей и в 6% неполных. В качестве одного из объяснений такой разницы можно предположить, что семьи с детьми-инвалидами потенциально более неустойчивы, мужчина не выдерживает дополнительных трудностей, связанных с больным ребенком, и уходят из семьи.
Более высокая многодетность семей с детьми от разных отцов инициирует более высокий уровень инвалидности детей в этих семьях. Наше исследование подтвердило закономерность: после рождения третьего или четвертого ребенка риск появления врожденного дефекта или приобретения серьезного заболевания возрастает. Отмечены матери семейств, которые к тридцати годам уже имеют шестерых детей.
Причины, определяющие многодетность семей:
- сознательная многодетность;
- сознательная многодетность по религиозным убеждениям;
- сознательная многодетность в связи с национальными традициями;
- многодетность в связи с повторными браками родителей;
- случайная многодетность в семьях с положительной направленностью
- многодетность в связи с низким интеллектуально-психическим уровнем, алкоголизмом, асоциальным образом жизни родителей.
В семьях, которые сознательно, целенаправленно многодетны под влиянием национальных традиций или религиозных взглядах, отчетливо выражена малообеспеченность, теснота в жилище, загруженность родителей.
Исследования показали, что многодетная семья отличается от других типов не только социальной незащищенностью и возросшей экономической нагрузкой. Она, прежде всего, - социально-педагогический феномен. Она реагирует на социальные изменения нетипично и обостренно. При благоприятных и критических условиях многодетная семья дает полярные результаты формирования и развития личности: во-первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию тендерных различий, она формирует традиционные и здоровые отношения типа «мужчина и женщина», «отцы и дети», однако при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье проявляются отклонения от нравственных норм. Во-вторых, именно в многодетной семье складывается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев и традиций. Своеобразно объяснение причин многодетности в семьях, имеющих родителей-инвалидов. Они совсем не упоминают проблем контрацепции. На любовь друг к другу и детям в качестве мотива указывают 53,4% опрошенных. То есть для большинства родителей-инвалидов их многодетность желанна.
Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видят конкурентов при распределении социально помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.
В первую тройку трудностей, выделяемых респондентами, входит абсолютный и относительный недостаток одежды и обуви, трудности с их приобретением. Поскольку эти товары играют важную роль в престижной самопрезентации индивида, отсутствие признанной обществом «униформы» серьезно осложняет жизнь. Индивид в поношенном костюме не получит кредит в банке, хорошую работу и т.д. Для детей и подростков несоответствие стандарту «фирменного» молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетной семьи ощущают чувство неловкости, неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень расстройства, тревожности и подозрительности.
Из проведенного анализа социально-экономического положения многодетных семей следует вывод, что они типологически различны. Из общей массы можно выделить, условно говоря, «здоровое ядро», а также аномальные, «проблемные» семьи, в которых степень социальных рисков возрастает по разным позициям. К таким аномальным семьям относятся в первую очередь те, которые имеют в своем составе инвалидов-детей или родителей, неполные семьи и «частично неполные», то есть те, в которых после повторного брака матери воспитываются дети от разных отцов. В семьях с четырьмя и более детьми больше социально-экономических трудностей, хуже жилищные условия, ниже доход, более скромное образование у родителей, беднее и «ограниченнее» жизнь. Заметно ухудшение здоровья у детей из таких семей, с превышением менее многодетных по инвалидности почти в полтора раза.
Данные результаты еще раз заставляют задуматься о целесообразности стимулирования многодетности сверх определенного предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла еще в разряд «проблемных».
1.2 Особенности социальных проблем современной семьи
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».
Социально-экономическиепроблемы.
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в ней. Например, среди многодетных неполных семей с 3 и более детей доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.
Низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми.
Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим – это тупиковый путь. В настоящее время большая часть помощи многодетным осуществляется государством.
Для решения социально-экономических проблем предлагаются следующие варианты.
1. Возможность дополнительной работы на своем или другом предприятии, организации. Неполные семьи, как и семьи с детьми от разных отцов, более решительно отвергают возможность дополнительного заработка, причем если первое понятно (одинокая мать чаще всего и так сверхзанята, для дополнительного заработка у нее нет сил и возможностей), то второе трудно объяснимо.
2. Возможность создания семейных ферм, малых предприятий. Для большинства это явно не магистральный путь развития.
3. Привлечение детей к внедомашнему труду в форме продажи газет, мытья машин и т.д. Предложение довольно острое, вызывающее ряд возражений по соображениям безопасности, неоднозначных моральных последствий. Родители детей-инвалидов значительно энергичнее протестуют против такой деятельности, зато родители-инвалиды протестуют против детского бизнеса не слишком решительно, а приветствуют его энергичнее всех.
4. Увеличение пособий, компенсационных выплат государства на детей. Тут со стороны многодетных семей было проявлено полное единодушие.
5. Желательность банковского жилищного и потребительского кредитования с учетом типа и размера семьи. Потребительское, в первую очередь жилищное, кредитование широко распространено в странах с высокоразвитой экономикой. В системах социальной помощи ряда государств формой поддержки семьи выступает льготное потребительское кредитование семей с детьми. В этом предложении зафиксирована идея, популярная как среди самих многодетных, так и у ряда общественных организаций: государство поощряет многодетность, выдавая долгосрочные потребительские и жилищные кредиты и погашая часть их при рождении каждого следующего ребенка. Эта идея исходит из представления о необходимости недифференцированной поддержки рождаемости, вне зависимости от социальной, физической, психической, интеллектуальной полноценности детей.
К сожалению, все исследования показывают, что «рожать за деньги» будут в первую очередь именно представители асоциальных многодетных семей.
Материнский (семейный) капитал. Конечно, с введением такой поддержки, многие семьи, даже не задумываясь, рожали второго ребенка. 2007-2010 года даже называли «период Вaby-бума». Однако, со временем, люди стали понимать, что родить ребенка и получить сертификат – не так уж и сложно, а вот «поднимать», обеспечивать и воспитывать детей – ответственность и труд на всю жизнь. Безусловно, с начала 2018 года большинство вышеописанных проблем были решены, однако же, предыдущие 2-3 года проблема стояла очень остро.
Другой причиной, по которой материнский сертификат перестал быть столь привлекательным для молодых семей, является ограниченность в его использовании. Как и любая мера государственной поддержки, программа семейного капитала носит целевой характер. Как было регламентировано изначально, средства материнского капитала можно направить:
-На улучшение жилищных условий, в том числе на строительство жилого дома (с обязательным выделением долей детям);
-На образование детей;
-На пенсию матери;
6. Расширение льгот многодетным, включая проезд на транспорте, бытовые и коммунальные услуги, оплату образования или предоставление возможностей бесплатного образования, помощь в организации летнего отдыха детей и т.д., а также расширение выдачи продовольственных и промышленных товаров.
Социально-бытовые проблемы.
К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.
Социально-психологические проблемы.
Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее – брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
Как показывает анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению, решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:
1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
2) социально-правовая работа и социальная педагогика.
Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Проблемы стабильности современной семьи.
Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
Проблемы семейного воспитания.
В данной группе проблемы семьи могут рассматривать состояние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
Проблемы семей «группы риска».
Факторы, обусловливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию[4,с.101].
Выводы по первой главе
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Итак, большинство многодетных видят возможности повышения уровня своей жизни, прежде всего, на пути расширения государственных выплат и льгот.
Значительная часть многодетных семей (объективно более слабых, чем другие многодетные) не просто нуждаются в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное обеспечение: отягощенность их социальными проблемами столь велика, а трудовой потенциал не столь значителен, что надежда на самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе. Государственные пособия таким семьям должны устанавливать хотя бы на уровне физиологического минимума. Все дополнительные источники дохода – как местные пособия и благотворительные вознаграждения, так и возможности заработка.
В тоже время немалый потенциал самих семей, в том числе многодетных, мог бы использоваться более систематически, комплексно и последовательно. Эти семьи обладают возможностью не только заработать дополнительные средства сверх пособий, выделяемых государством, но и стать экономически самостоятельными, полностью обеспечив свои потребности на основе самозанятости и малого предпринимательства.
Наряду с обеспечением реальной социальной поддержки в форме пособий необходимо развертывание иных форм помощи семьям, нуждающимся в трудных социально-экономических условиях, - направленных на расширение самозанятости, частичной или полной самообеспеченности. И лишь по мере успешности таких действий возможно поэтапное сокращение помощи государства в зависимости от величины душевого дохода семьи.
Помимо экономических проблем, у многодетных семей имеются трудности, в решении которых могут помочь социальные работники разных специальностей, вооруженные соответствующими социальными технологиями. Помощь должна оказываться в первую очередь детям из таких семей, которые испытывают повышенные трудности в школе и вообще в коммуникациях. Одновременно родителям (и, вероятно, потенциальным родителям) всех типов семей необходимо доводить информацию об особенностях ответственности семьи в самых разных конкретных ситуациях.