Актуальность. Мини-футбол за последние годы прочно вошел в спортивную жизнь российского народа. Безусловно, это объективный процесс, так как «мини» – это все тот же всеми любимый футбол, только в миниатюре. Безусловно, прогресс мини-футбола наблюдается ежегодно, но проблем в его развитии еще немало, одна из которых – поднятие качества учебно-тренировочного процесса, повышение профессионального мастерства тренеров-преподавателей детских спортивных школ и спортивных клубов. Эта тенденция обусловлена самой спецификой «мини» с каждым сезоном предъявляющей все более и более высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности мини-футболистов, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.
Исключительное в этом смысле значение имеет подготовка вратарей, играющих в силу особенностей правил мини-футбола особую роль в командах. Практика современного отечественного мини-футбола показывает, что подготовка вратарей является серьёзной проблемой как на уровне спортивных школ и любительских команд, так и на уровне профессиональных клубов. Не случайно сегодня сборные команды России и отечественные профессиональные клубы-участники официальных международных соревнований, испытывают острый дефицит футболистов этого амплуа и вынуждены прибегать к помощи легионеров.
Объект: процесс технико-тактической подготовки вратарей.
Предмет: содержательные аспекты технико-тактической подготовки вратаря подросткового возраста в мини футболе.
Рассматривая игру в мини-футбол, мы отмечаем, что исключительное в этом смысле значение имеет подготовка вратарей, играющих в силу особенностей правил мини-футбола особую роль в командах. Практика современного отечественного мини-футбола показывает, что подготовка вратарей является серьёзной проблемой как на уровне спортивных школ и любительских команд, так и на уровне профессиональных клубов.
В возрасте 15-16 лет по существу завершается интенсивное функциональное развитие центральной нервной системы. Вместе с тем наблюдается повышенная возбудимость мозга, неуравновешенность нервных процессов, быстрая утомляемость нервных клеток и поэтому часто кажущуюся немотивированной быстрая смена настроений и поведения. Все это свидетельствует, с одной стороны, о безусловном положительном влиянии двигательной деятельности на развитие юных футболистов 15-16 лет. Техника игры вратаря является, пожалуй, самым главным и самым сложным компонентом в его подготовке. Чтобы овладеть в совершенстве всеми вратарскими техническими приемами, нужны многократные повторения этих приемов, которые сочетаются с самыми различными положениями тела вратаря, его ног и рук.
Вратарь, владеющий всем техническим арсеналом, естественно, добивается легкости и чистоты в исполнении каждого из технических приемов. В процессе тренировки вратарь не должен отдавать предпочтение каким-то одним техническим приемам, особенно если они даются ему легко.
Одна из форм внеурочной деятельности является тренировочный процесс. Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обуславливают необходимую для их реализации программу подготовки. Планируя подготовку команды, тренер должен выделить раздел подготовки вратаря, отдельно обозначив направленность и средства. Подготовка вратаря должна отличаться от подготовки полевых игроков, являясь одновременно частью учебно-тренировочного процесса команды.
На базе в МАОУ СОШ № 168 г. Екатеринбурга было проведено исследование, направленное на выявление технико-тактической подготовленности вратарей в мини-футболе.
Занятия в секции мини-футбола проходили 2 раза в неделю по 1часу 30 минут, в спортивном зале школы, занятия проводил тренер-практикант Столяров А.А. по программе дополнительного образования, автора Чиликова И.Н. и дополнительно давал задания для подготовки занимающихся претендующих на роль вратаря, упражнения, которые входят в представленный автором сборник. Занятия в секции мини футболом длились две недели. Исследование проходило после применения упражнений, представленных в сборнике. Затем мы повторно провели тестирование технико-тактической подготовленности занимающихся, претендующих на роль вратаря. В исследовании принимали участие занимающиеся в секции футбола 1 год, в тестировании приняли участие те же 4 человека (юноши подросткового возраста).
Для определения уровня технико-тактической подготовленности были использованы тесты:
1. Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой.
Высота прыжка определяется разницей между высотой подвешенного мяча и высотой вытянутой руки (кисть сжата в кулак). На каждую высоту дается три попытки. Учитывается лучший результат.
2. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов) – выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площади. По коридору шириной в 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Дается три попытки. Учитывается лучший результат.
3. Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) выполняется по коридору ширенной 3 м.
Нормативы для определения уровня технико-тактической подготовленности по каждому тесту представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Нормативы для определения уровня технико-тактической подготовленности
Тест 1 - Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой |
||
55 |
50 |
45 |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Тест 2 - Удар по мячу ногой с рук на дальность выполняется с разбега (4 шага), не выходя из пределов штрафной площади |
||
40 |
35 |
30 |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Тест 3 - Вбрасывание мяча рукой на дальность (4 шага с разбега) |
||
35 |
30 |
25 |
Высокий |
Средний |
Низкий |
В следующей таблице представлены результаты тестирования до применения избранных упражнений по тесту № 1.
Таблица 2 – Исходные данные по тесту № 1
№ п/п |
Имя |
Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой |
Уровни |
1 |
Михаил |
50 |
Средний |
2 |
Андрей |
45 |
Низкий |
3 |
Сергей |
45 |
Низкий |
4 |
Игнат |
47 |
Низкий |
После использования избранных упражнений мы получили следующие результаты по тесту №1 (табл. 3).
Таблица 3 - Результаты тестирования (тест 1) после избранных упражнений
№ п/п |
Имя |
Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой |
Уровни |
1. |
Михаил |
55 |
высокий |
2. |
Андрей |
48 |
Средний |
3. |
Сергей |
50 |
Средний |
4. |
Игнат |
50 |
Средний |
Результаты тестирования по тесту № 2 представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 - Результаты тестирования (тест 2) в начале исследования
№ п/п |
Имя |
Удар по мячу ногой с рук на дальность выполняется с разбега (4 шага), не выходя из пределов штрафной площади |
Уровни |
1. |
Михаил |
26 |
Низкий |
2. |
Андрей |
30 |
Низкий |
3. |
Сергей |
33 |
Низкий |
4. |
Игнат |
26 |
Низкий |
Таблица 5 - Результаты тестирования (тест 2) в конце исследования
№ п/п |
Имя |
Удар по мячу ногой с рук на дальность выполняется с разбега (4 шага), не выходя из пределов штрафной площади |
Уровни |
1. |
Михаил |
38 |
Средний |
2. |
Андрей |
37 |
Средний |
3 |
Сергей |
37 |
Средний |
4. |
Игнат |
38 |
Средний |
Аналогично мы сравнили результаты по третьему тесту (табл. 6 и 7).
Таблица 6 - Результаты тестирования (тест 3) в начале исследования
№ п/п |
Имя |
Вбрасывание мяча рукой на дальность (4 шага с разбега) |
Уровни |
1. |
Михаил |
23 |
Низкий |
2. |
Андрей |
29 |
Средний |
3. |
Сергей |
26 |
Низкий |
4. |
Игнат |
32 |
средний |
Таблица 7 - Результаты тестирования (тест 3) в конце исследования
№ п/п |
Имя |
Вбрасывание мяча рукой на дальность (4 шага с разбега) |
Уровни |
1. |
Михаил |
32 |
Средний |
2. |
Андрей |
31 |
Средний |
3. |
Сергей |
30 |
Средний |
4. |
Игнат |
35 |
Высокий |
Проведя повторное исследование, после применения упражнений для подготовки вратарей, мы обратили внимание, что показатели улучшились, в основном они средние, но появился по 1 и 3 тестам и высокий уровень. В дальнейшем следует продолжить работу над развитием технико-тактической подготовленности с целью развития внимания. Рекомендовано проводить тестирование уровня подготовки вратарей, чтобы определить наиболее подготовленного, так как положительный исход игры на 50 процентов зависит от игры вратаря. В дальнейшем следует продолжить работу над развитием концентрации внимания вратаря во время игры.