ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЕЙ В МИНИ-ФУТБОЛЕ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЕЙ В МИНИ-ФУТБОЛЕ

Столяров А.А. 1, Семёнова Г.И. 1
1УрФУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Мини-футбол за последние годы прочно вошел в спортивную жизнь российского народа. Безусловно, это объективный процесс, так как «мини» – это все тот же всеми любимый футбол, только в миниатюре. Безусловно, прогресс мини-футбола наблюдается ежегодно, но проблем в его развитии еще немало, одна из которых – поднятие качества учебно-тренировочного процесса, повышение профессионального мастерства тренеров-преподавателей детских спортивных школ и спортивных клубов. Эта тенденция обусловлена самой спецификой «мини» с каждым сезоном предъявляющей все более и более высокие требования к двигательной и функциональной подготовленности мини-футболистов, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.

Исключительное в этом смысле значение имеет подготовка вратарей, играющих в силу особенностей правил мини-футбола особую роль в командах. Практика современного отечественного мини-футбола показывает, что подготовка вратарей является серьёзной проблемой как на уровне спортивных школ и любительских команд, так и на уровне профессиональных клубов. Не случайно сегодня сборные команды России и отечественные профессиональные клубы-участники официальных международных соревнований, испытывают острый дефицит футболистов этого амплуа и вынуждены прибегать к помощи легионеров.

Объект: процесс технико-тактической подготовки вратарей.

Предмет: содержательные аспекты технико-тактической подготовки вратаря подросткового возраста в мини футболе.

Рассматривая игру в мини-футбол, мы отмечаем, что исключительное в этом смысле значение имеет подготовка вратарей, играющих в силу особенностей правил мини-футбола особую роль в командах. Практика современного отечественного мини-футбола показывает, что подготовка вратарей является серьёзной проблемой как на уровне спортивных школ и любительских команд, так и на уровне профессиональных клубов.

В возрасте 15-16 лет по существу завершается интенсивное функциональное развитие центральной нервной системы. Вместе с тем наблюдается повышенная возбудимость мозга, неуравновешенность нервных процессов, быстрая утомляемость нервных клеток и поэтому часто кажущуюся немотивированной быстрая смена настроений и поведения. Все это свидетельствует, с одной стороны, о безусловном положительном влиянии двигательной деятельности на развитие юных футболистов 15-16 лет. Техника игры вратаря является, пожалуй, самым главным и самым сложным компонентом в его подготовке. Чтобы овладеть в совершенстве всеми вратарскими техническими приемами, нужны многократные повторения этих приемов, которые сочетаются с самыми различными положениями тела вратаря, его ног и рук.

Вратарь, владеющий всем техническим арсеналом, естественно, добивается легкости и чистоты в исполнении каждого из технических приемов. В процессе тренировки вратарь не должен отдавать предпочтение каким-то одним техническим приемам, особенно если они даются ему легко.

Одна из форм внеурочной деятельности является тренировочный процесс. Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обуславливают необходимую для их реализации программу подготовки. Планируя подготовку команды, тренер должен выделить раздел подготовки вратаря, отдельно обозначив направленность и средства. Подготовка вратаря должна отличаться от подготовки полевых игроков, являясь одновременно частью учебно-тренировочного процесса команды.

На базе в МАОУ СОШ № 168 г. Екатеринбурга было проведено исследование, направленное на выявление технико-тактической подготовленности вратарей в мини-футболе.

Занятия в секции мини-футбола проходили 2 раза в неделю по 1часу 30 минут, в спортивном зале школы, занятия проводил тренер-практикант Столяров А.А. по программе дополнительного образования, автора Чиликова И.Н. и дополнительно давал задания для подготовки занимающихся претендующих на роль вратаря, упражнения, которые входят в представленный автором сборник. Занятия в секции мини футболом длились две недели. Исследование проходило после применения упражнений, представленных в сборнике. Затем мы повторно провели тестирование технико-тактической подготовленности занимающихся, претендующих на роль вратаря. В исследовании принимали участие занимающиеся в секции футбола 1 год, в тестировании приняли участие те же 4 человека (юноши подросткового возраста).

Для определения уровня технико-тактической подготовленности были использованы тесты:

1. Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой.

Высота прыжка определяется разницей между высотой подвешенного мяча и высотой вытянутой руки (кисть сжата в кулак). На каждую высоту дается три попытки. Учитывается лучший результат.

2. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов) – выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площади. По коридору шириной в 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Дается три попытки. Учитывается лучший результат.

3. Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) выполняется по коридору ширенной 3 м.

Нормативы для определения уровня технико-тактической подготовленности по каждому тесту представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Нормативы для определения уровня технико-тактической подготовленности

Тест 1 - Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой

55

50

45

Высокий

Средний

Низкий

Тест 2 - Удар по мячу ногой с рук на дальность выполняется с разбега (4 шага), не выходя из пределов штрафной площади

40

35

30

Высокий

Средний

Низкий

Тест 3 - Вбрасывание мяча рукой на дальность (4 шага с разбега)

35

30

25

Высокий

Средний

Низкий

В следующей таблице представлены результаты тестирования до применения избранных упражнений по тесту № 1.

Таблица 2 – Исходные данные по тесту № 1

п/п

Имя

Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой

Уровни

1

Михаил

50

Средний

2

Андрей

45

Низкий

3

Сергей

45

Низкий

4

Игнат

47

Низкий

После использования избранных упражнений мы получили следующие результаты по тесту №1 (табл. 3).

Таблица 3 - Результаты тестирования (тест 1) после избранных упражнений

п/п

Имя

Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой

Уровни

1.

Михаил

55

высокий

2.

Андрей

48

Средний

3.

Сергей

50

Средний

4.

Игнат

50

Средний

Результаты тестирования по тесту № 2 представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4 - Результаты тестирования (тест 2) в начале исследования

п/п

Имя

Удар по мячу ногой с рук на дальность выполняется с разбега (4 шага), не выходя из пределов штрафной площади

Уровни

1.

Михаил

26

Низкий

2.

Андрей

30

Низкий

3.

Сергей

33

Низкий

4.

Игнат

26

Низкий

Таблица 5 - Результаты тестирования (тест 2) в конце исследования

п/п

Имя

Удар по мячу ногой с рук на дальность выполняется с разбега (4 шага), не выходя из пределов штрафной площади

Уровни

1.

Михаил

38

Средний

2.

Андрей

37

Средний

3

Сергей

37

Средний

4.

Игнат

38

Средний

Аналогично мы сравнили результаты по третьему тесту (табл. 6 и 7).

Таблица 6 - Результаты тестирования (тест 3) в начале исследования

п/п

Имя

Вбрасывание мяча рукой на дальность

(4 шага с разбега)

Уровни

1.

Михаил

23

Низкий

2.

Андрей

29

Средний

3.

Сергей

26

Низкий

4.

Игнат

32

средний

Таблица 7 - Результаты тестирования (тест 3) в конце исследования

п/п

Имя

Вбрасывание мяча рукой на дальность

(4 шага с разбега)

Уровни

1.

Михаил

32

Средний

2.

Андрей

31

Средний

3.

Сергей

30

Средний

4.

Игнат

35

Высокий

Проведя повторное исследование, после применения упражнений для подготовки вратарей, мы обратили внимание, что показатели улучшились, в основном они средние, но появился по 1 и 3 тестам и высокий уровень. В дальнейшем следует продолжить работу над развитием технико-тактической подготовленности с целью развития внимания. Рекомендовано проводить тестирование уровня подготовки вратарей, чтобы определить наиболее подготовленного, так как положительный исход игры на 50 процентов зависит от игры вратаря. В дальнейшем следует продолжить работу над развитием концентрации внимания вратаря во время игры.

Просмотров работы: 87