Творческая деятельность – один из аспектов успешной социокультурной реабилитации инвалидов - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Творческая деятельность – один из аспектов успешной социокультурной реабилитации инвалидов

Павлова А.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема социальной реабилитации инвалидов в обществе является актуальной в современном социуме. Дополнительную остроту и важность в данном вопросе приносят изменения в подходах к людям с ограниченными возможностями здоровья. Процесс реабилитации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества изучается на современном этапе развития социальной работы. Реабилитационные процессы определяют эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами.

В конвенции о правах инвалидов инвалидность рассматривается как взаимодействие между состоянием данного индивидуума (например, находящегося в инвалидной коляске или страдающего нарушениями зрения) и факторами среды его обитания (например, негативного отношения или недоступности зданий), которые вместе приводят к инвалидности и отрицательно влияют на участие индивида в жизни общества [1].

По мнению Е.Н. Приступы, социальная реабилитация инвалидов рассматривается как система мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса. Если вовремя не проводить мероприятия социальной реабилитации для нуждающихся инвалидов, то происходит разрушение их привычной системы социальных связей и отношений, социальной ориентации, утрата первичного социального статуса.

Одним из видов социальной реабилитации инвалидов является социо-культурная реабилитация, которая рассматривается как целостный комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях, реализации культурных интересов и запросов, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости [4, с. 61].

Так же социо-культурную реабилитацию можно определить как процесс приобщения лиц с ограниченными возможностями к достояниям духовной и материальной культуры, а также реализации ими собственного интеллектуального, творческого потенциала.

Следует отметить, что в России средства культуры стали использоваться в работе с инвалидами с начала 70-х годов прошлого века, однако формы и методы работы разрабатывались, в основном, специалистами-практиками, делавшими акцент на досуговом эффекте такой работы без учета ее реабилитационного воздействия. В результате сложилась ситуация, когда при множестве используемых на практике технологий реабилитации научное обоснование их эффективности практически не было обеспечено. В настоящее время стала очевидной необходимость ресурсного обеспечения такой деятельности в аспекте ее применения в социокультурной реабилитации [3, с. 67].

На ряду с тем, что социальный опыт, связанный с инвалидностью, на сегодняшний день недостаточно сформирован, нарушается гармония отношений инвалидов с окружающей средой. Из этого следует, что имеется необходимость формирования нового актуального опыта, во многом отличного от прежнего. Основная цель социокультурной реабилитации – создание путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счёт развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации [4, с. 65]. Социокультурная реабилитация позволяет связывать приобретаемые знания и навыки с определенными составляющими формами жизнедеятельности: жизнеобеспечением, социальной коммуникацией, рекреацией и социализацией [7, с. 64].

Проблемы инвалидности и способы их преодоления рассмотрены учеными и специалистами Холостовой Е.И., ДементьевойН.Ф., Нестерова Г.Ф., Волкова А.Н.,Нагорновой Т.А., Шапкиной Н.В., Плоховой И.А., Бибиковой Н.В. и др.

По мнению Нагорновой А.Ю., низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде [4, с. 7].

Жизнь человека невозможна без непредвиденных изменений. К сожалению, эти изменения невозможно предугадать и заранее подготовиться к адаптации в новых условиях. Поэтому для каждого индивида важно быть готовым к критическим периодам, поворотным моментам, сознательному пересмотру своей жизненной позиции в новых обстоятельствах. Это необходимо для подготовки к полноценной, активной реабилитации, которая приведет к положительному результату. Как показывает практика, инвалиды находятся во власти тех или иных обстоятельств, которые кардинально меняют их физическое и психологическое состояние и не позволяют личности раскрыть свой потенциал в полной мере. Физические и психические изменения ярко выражены у них в нарушении памяти, внимания, эмоциональной сферы. Они подозрительны, недоверчивы, нетерпимы и обидчивы. У инвалидов много проблем, таких как: одиночество, конфликты, трудности в общении с окружающими, заниженная самооценка, невостребованность, отчужденность, социальная уязвимость. Им необходима социальная поддержка, моральная помощь, развитие творческого потенциала, осознание своих возможностей, соучастие других людей [5, с. 118].

Поэтому лица данной категории особо нуждаются в чётко спланированной и научно-обоснованной системе социально-педагогических и психологических мер, направленных на формирование у них самостоятельности суждений и действий, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно-нравственного облика, умения рационально организовать свой досуг. Подготовив человека с ограниченными возможностями для участия в досуге, можно помочь ему адаптироваться в общественной жизни. Проблема адаптации инвалидов в социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных действенных технологий социальной реабилитации.

Однако, по мнению Кисилевой Е.Г. и Красильникова Ю.Д., огромные возможности социокультурных технологий в социальной реабилитации инвалидов реализуются далеко не в полном объеме. В большинстве реабилитационных центров и учреждений культуры их использование практически не выходит за рамки тех занятий, которые ведутся со здоровыми детьми [2, с. 458]. При этом существует большое количество разнообразных форм и методов социокультурной реабилитации. Одним из таких является творческая деятельность.

Огромным стимулом для развития личности и для позитивных изменений в образе жизни является творческая деятельность. Для людей с особыми потребностями это еще и возможность заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым.

Ошибочно полагать, что если человек имеет какие-либо ограничения в физическом или психическом состоянии, то он не способен участвовать в творчестве и делать успехи в этой области. Мировая практика показала, что инвалидность не является помехой в реализации творческих способностей. Известные мировые художники (Мариуш Кедзерский, Стивен Уилтшир, Айрис Грейс Хэлмшоу, Питер Лонгстаф, Пол Смит, Хуанг Гофу, Даг Джексон  и др.), имеющие различные виды ограничений жизнедеятельности, являются как примером силы воли и целеустремленности, так и доказательством, что творческая деятельность помогла им наладить социальные связи и сформировать свой социальный опыт.

Творчество, как показывает опыт, – одно из наиболее привлекательных и эффективных направлений реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Именно творчество, являясь великолепным стимулом, позволяет повысить самооценку и развить физические и умственные способности, положительно влияет на становление личности и социализацию индивидуума. Причем уровень, которого достигают в творчестве многие люди, благодаря своей силе воли, неунывающему и оптимистическому отношению к себе и своей жизни. Занятия творчеством дают возможность даже самому слабому по состоянию здоровья человеку поверить в свои силы, свои способности, суметь сделать чудо своими руками [6].

Творческая деятельность имеет огромный потенциал положительного воздействия на реабилитацию инвалидов. Главная задача этого реабилитационного направления деятельности – приобщение инвалидов к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. Именно развитие своих творческих талантов и организация рационального досуга позволяют достичь успехов в реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что творческая деятельность является одним из эффективных методов социо-культурной реабилитации и дает возможность для достижения высокого уровня социальной жизни инвалидов.

Список литературы

Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.10.2018).

Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Ю.Д. Красильников, Т.Г. Киселева – М.: МГУКИ, 2004. – С. 539.

Ломакин, В.И. Социокультурная реабилитация инвалидов / В.И. Ломакин, Л.П. Храпылина, B.C. Шипулина. – М., 2002. – С. 144.

Нагорнова А.Ю. Теория и технология культурно-досуговой деятельности с инвалидами / А.Ю. Нагорнова, Т.А. Макарова. –Saarbrücken: LAPLambert Academic Publishing, 2015. – С. 89.

Работник социальной службы: журнал. – М.: Социальное обслуживание. – 2019. – № 6.

Тагирова Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maam.ru (дата обращения: 31.01.2020)

Хаидов, С.К. Социокультурные основы реабилитации инвалидов: учебное пособие. / С.К. Хаидов. – Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. – 133 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rucont.ru/efd/338179 (дата обращения: 27.01.2020).

Просмотров работы: 149