ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Пшеничная Н.Д. 1, Саданова В.Н. 1
1НГГТИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время изучение психологии человека весьма популярно, т.к. жизнь человека представляет собой непрерывную серию разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень баланса психики с окружающей средой. Психические состояния являются реактивными явлениями, они находятся под воздействием внешних или внутренних факторов. Однако у всех психических состояний есть свои особенности – они представляют собой современную модификацию психики человека.По Н. Д. Левитову, психическое состояние — это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности» Н. Левитов провел черту между психическим состоянием человека и функциональным состоянием организма. В отличие от функциональных состояний тела, психические состояния человека в определенной степени отражают реальную жизненную и рабочую ситуацию и положение человека, а также объединяют психические процессы и личностные качества - мотивационную и эмоционально-волевую сферу.

На сегодняшний день опыт в изучении психических состояний с различных сторон подхода достаточно высок.

Аналитический подход – рассматривает только отдельные классы (функциональные, личностные и эмоциональные), и это негативно влияет на всецелое представление о психических состояниях человека и на раскрытие общих закономерностей их формирования;

Динамический подход – позволяет рассматривать проявление психических состояний и изменение их самим человеком;

Экопсихологический подход – позволяет изучать переживания и поведения человека в определенной ситуации;

Ситуационный подход – позволяет определиться во временных рамках исследуемой ситуации;

Системный подход – психические состояния рассматриваются как большая система – психика.

Ряд закономерностей в этих подходах позволяет характеризовать состояния субъекта, характеризовать особенности этих состояний, оценить их.

Самая первая попытка классификации психических состояний личности принадлежала Н.Д. Левитову (1964). В основе классификации состояний лежит распределение состояний по аналогии с классификацией психических процессов. Ученый утверждает, что любой признак может служить основанием для классификации психических состояний человека. Но в тоже время он говорит, что нет «чистых» состояний, однако не всегда удается определить доминирование одного компонента.

По его мнению, основными классами состояний являются следующие:

1. Состояния личные и ситуативные.

Первое выражает индивидуальные психические состояния человека, и к ним относятся: 1)оптимальные и кризисные состояния, 2)пограничные состояния, 3)психические состояния нарушенного сознания;

второе - состояния, которые вызывают у человека реакцию, нехарактерную для него (аффект), они характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются на: 1)общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида; 2)состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения; 3)конфликтные психические состояния.

2. Состояния глубокие и поверхностные, в зависимости от силы их влияния на человека.

3. Состояния, которые положительно или отрицательно влияют на человека (апатия, вдохновение).

4. Состояния долгосрочные и краткосрочные.

5. Состояния более или менее сознательные (отвлечение внимания, решительность).

По мнению Ильина, состояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживания), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение). В любом психофизиологическом состоянии должны быть представлены все уровни, и только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, мы можем заключить, что у человека есть состояние. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые отдельно, не могут надежно дифференцировать одно состояние от другого, поскольку, например, увеличение частоты сердечных сокращений или уменьшение времени реакции может наблюдаться в различных условиях.

Анализ существующих классификаций психических состояний показывает, что выбор характеристик и компонентов состояния как основы для классификации не позволяет систематизировать психические состояния в соответствии с методическими требованиями. Типы состояний делятся в соответствии с каким-либо одним компонентом (продолжительность, психическое напряжение, эмоциональность). В этом состояния одного и того же вида попадают в разные классы (например, состояние стресса может быть коротким и длинным, оптимальным и отрицательным и т. д.). Критерии, традиционно выбранные для классификации (продолжительность, значение для деятельности, уровень напряженности, доминирование в любой сфере и т. д.) состояние невозможно объединить в систему непересекающихся классов. Вследствие этого, необходимо искать другие основания для классификации психических состояний.

С этим основанием было проведено исследование на выявление психического состояния человека. В исследовании принимали участие учащиеся школы № 59 в станице Отрадная в количестве 20 человек.

Испытуемые проходили онлайн тест на выявление психического состояния личности по Джерсайлду. Всего у 34% слабо выражено чувство одиночества. Почти у половины испытуемых (около 50%) сильно выражено ощущение бессмысленности существования. Половой конфликт не развит. Враждебный конфликт выражен умеренно и составляет 30%. Также умеренно выражено расхождение между реальным и идеальным «Я» - это около 25%. У 20 человек сильно выражена свобода воли и безнадежность и это составляет около 40%. Чувство неприкаянности, бездомность выражено слабо и составляет 12% всех испытуемых. Полученные результаты показали, что учащиеся мало подвержены негативным внутренним состояниям.

Саморегуляция психических состояний проявляется в самоуправлении их функциональной организации в соответствии с целями и требованиями психологической активности личности.

Своим состоянием (в т.ч. психическим) человек во многом обязан всему человечеству. Психическое состояние представляет собой сложнейший многообразный психологический феномен. Оно является достаточно стойким психическим явлением, повышающим или понижающим психологическую активность, а также используемым человеком как внутреннее условие самоорганизации в процессе его жизнедеятельности.

Отсюда, под психическим состоянием понимается «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражения предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Рассматривая природу психического состояния, мы обращаем внимание на то, что всякому психическому акту человека обязательно соответствует некое внутреннее образование. В связи с этим можно согласиться с В.И. Дружининым, который отметил, что „'любая система, обладающая психикой, представлена своим внутренним состоянием...“ (1994, с. 29).

Поскольку психическое состояние является внутренним образованием, оно является психофизиологическим свойством, характеризующим человека в конкретных условиях жизненных ситуаций.

Сказанное можно сформулировать иначе: состояние представляет собой также совокупность внутренних ресурсов психики, необходимых для протекания естественных процессов.

Список литературы

П23 Певнева, А.Н. Психические состояния личности: практическое руководство / А.Н. Певнева; М-во образования РБ, Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2011. – 48 с.

«Психология: учебник (2‑е издание)»: Издательство Проспект; 2005

Е63 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999 – 624 с.

П86 Психология психических состояний: сб. статей / под ред. А.О. Прохорова, А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. – Вып. 11. – 274 с.

И46 Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 412 с. : ил. – 26 усл. печ. л.

Л68 Ловягина А.Е. Психические состояния человека: учеб. пособие. – СПб: СПбГУ, 2014. – 120 с.

Просмотров работы: 136