Начиная с рождения, ребенок начинает формироваться как личность, проходя процесс социализации в обществе. Первоначально огромную роль в этом процессе играет семья, сверстники, но наиболее системное и последовательное влияние на духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школьные годы, ведь развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Ребенок, начав осознавать себя как личность, ищет образцы для подражания. И именно школе необходимо умело вплетать в образовательный и воспитательный процесс эталоны поведения, показывать обучающимся достойных личностей, с которых необходимо брать пример в жизни. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. К сожалению, в воспитательном процессе до сих пор небольшое внимание уделяется педагогической значимости идеала.
Воспитание всегда ориентировано на достижение определённого идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [2], воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Одной из важных целей современного отечественного образования и при этом приоритетной задачей общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Именно сегодня, определяя современный национальный воспитательный идеал нужно в полной мере учитывать преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, которые определены в соответствии с действующим законодательством РФ; внешние и внутренние вызовы, которые стоят перед Россией.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, которые хранятся в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаются из поколения в поколение и обеспечивают успешное развитие страны в современных условиях. Можно выделить следующие традиционные источники нравственности - Россия, многонациональный народ РФ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество [1, с. 5, 4].
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Для образования и воспитания обучающихся разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты [2]. В ФГОС введен воспитательный компонент, в котором представлен ориентир на формирование личности выпускника — «портрет выпускника школы». Через все школьное образование, от 1 к 11 классу «красной нитью» проходят такие качества выпускника, как любовь к Родине, прививание традиционных ценностей, воспитание социально ответственной личности, уважающей других людей. Воспитательный компонент введен и в Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)[3].
Воспитательный процесс - это часть педагогического процесса. Цель современного воспитания - культуроемкое развитие человека, приучение его к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Культура личности, человека, его способности, самоопределение, саморазвитие, самореализация – все это составляет содержание воспитания. Для реализации педагогических задач используют различные формы и методы внеурочной воспитательной работы. В зависимости от поставленных задач различают следующие формы внеурочной воспитательной работы: традиционные; дискуссионные; национально-обрядовые; телевизионные; коллективно-творческие дела; нестандартные; импровизации. Выделяют следующие методы воспитания: методы убеждений, методы упражнений, методы оценки и самооценки.
Основным направлениям и ценностной основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является духовно-нравственное развитие личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся невозможно представить отдельно от организации внеурочной деятельности (план внеурочной деятельности). Для формирования Портрета выпускника и реализации воспитательного идеала важны и иные направления воспитания.
Для анализа реализации идеала в воспитательном процессе мы изучали внеурочную деятельность МОУ «Начальная школа № 18» и ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат».
ВМОУ «Начальная школа № 18» организованы следующие виды внеурочной деятельности [1, 2]: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение, проблемно-ценностное общение); художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая деятельность в соответствии с содержанием рабочей программы по внеурочной деятельности; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; проектная деятельность (является составляющей любого направления).
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется в следующих формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проектная и исследовательская деятельность, викторины, музыкальные праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела и др.
Методы организации социально значимой деятельности младших школьников: их добровольное и посильное участие в мероприятиях школы; включение в работу по социальному проектированию и реализации социальных проектов.
Результаты воспитания распределяются по трём уровням. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Программа развития областного государственного казенного общеобразовательного учреждения «Шуйская коррекционная школа-интернат» на 2016-2021 годы «Приведение образовательного пространства ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат» в соответствие с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [3]. В программе предусмотрено проведение воспитательной работы с обучающимися.
В школе-интернате создана система воспитательной работы, целью которой является создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
В соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [4], программа духовно-нравственного развития является важной составляющей адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушением интеллекта и призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Для реализации задач воспитательной системы выбраны следующие направления: гражданско-патриотическое воспитание; интеллектуальное; культурно-просветительское и эстетическое; нравственно-правовое; физкультурно-оздоровительное и спортивное; работа с трудными подростками; работа с семьей. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки, секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры (сюжетно-ролевые, деловые и т. п), туристические походы и т. д.Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых) с участием различных организаций. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников также распределяются по трем уровням.
Сравнив внеурочную деятельность МОУ «Начальная школа № 18» и ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»,можно отметить, что в современной школе на практике формируется личность обучающегося в воспитательном процессе с использованием идеальных образцов поведения, при этом для воспитания обучающихся применяются практически одинаковые виды внеурочной деятельности. Формы проведения занятий, предусмотренные в рамках внеурочной деятельности, также одинаковы.
В связи с интеллектуальными нарушениями, степень усвоения ценностей как основы поведения у обучающихся снижается и основной целью внеурочной деятельности является социальная интеграция обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) путем организации и проведения мероприятий (воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых), в которых предусмотрена совместная деятельность обучающихся разных детей (с ограничениями здоровья и без таковых) с участием различных организаций.
В качестве рекомендации следует отметить, что учитель, особенно начальных классов, зачастую становится для школьника первым человеком извне, который оказывает на становление личности существенное влияние. И именно учитель может стать тем примером, жизненным образцом поведения для обучающегося. Поэтому никогда нельзя забывать о том, что какие бы формы воспитательной работы в школе не применялись, личный пример учителя является, пожалуй, самым действенным в становлении и социализации обучающихся.
Литература
Данилюк, А.Я., Кондаков, A. М., Тишков, B. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. – 26 с.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 12, 22.03.2010.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)". [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru
Джишкариани Т.Д. Практикум по духовно-нравственному воспитанию школьников: учебное пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование/ Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2017. – 100 с