Имеющиеся отклонения у детей ОНР, влияют и на определенные трудности их социальной адаптации, являются причиной нарушений взаимодействия ребенка с социальной средой. Однако в условиях современной системы дошкольного образования, главной задачей является получение образовательного и социального опыта, развитие социальных отношений детей вместе со сверстниками.
Поэтому проблема организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие социальных отношений детей дошкольного возраста с ОНР является одной из основных целей дошкольного образования детей в ДОУ.
Под коррекционно-педагогической работой понимается способ коррекционного воздействия на ребенка с ОНР, обеспечивающий создание условий для развития социальных отношений детей, принятия ими оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию социальных отношений детей дошкольного возраста с ОНР – это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырех функций: диагностики проблемы развития социальных отношений; информации о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения о содержании коррекционно-педагогической работы и выработке плана ее решения; реализация коррекционно-педагогической работы и оценка ее результативности [3].
Некоторые исследователи под коррекционно-педагогической работой понимают такое взаимодействие педагога и ребенка дошкольного возраста с ОНР, которое направленно на разрешение его проблем в общем процессе социализации и такое взаимодействие, которое направлено на развитие социальных отношений дошкольников с ОНР.
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками с ОНР может трактоваться как помощь ребенку в развитии и формировании поля его социального развития, работа по развитию социальных отношений детей.
Ряд исследователей в коррекционно-развивающей работе, направленной на социальное развитие ребенка считают важным положение о том, что носителем социальных проблем развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.
Л.М. Шипицына [4] подразумевает под коррекционно-педагогической работой по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР комплексный метод коррекционного воздействия на ребенка, в основе которого лежит единство четырех функций:
- диагностики существа возникшей проблемы в развитии социальных отношений дошкольников с ОНР;
- информации о путях возможного коррекционно-развивающего решения проблемы развития социальных отношений;
- консультации на этапе принятия решения и выработки содержания коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений детей с ОНР;
- реализация и проверка эффективности коррекционно-педагогической помощи при организации развития социальных отношений детей дошкольного возраста.
Основными принципами при организации работы по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР являются:
- рекомендательный характер советов по развитию социальных отношений;
- приоритет интересов дошкольников в процессе коррекционно-педагогической работы, «на стороне ребенка»;
- непрерывность коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР;
- мультидисциплинарность (комплексный подход) при реализации коррекционной работы по развитию социальных отношений дошкольников;
- стремление к автономизации [5].
По мнению Грачевой И.А. и Маландиной С.С. [2], дифференциация социального и индивидуального в развитии личности приводит к необходимости вычленения в педагогическом процессе коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР (помощи в социализации). Предметом коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих развитию социальных отношений и мешающих самостоятельно достигать желаемых результатов в общении и социальном взаимодействии. Ключевое слово теории коррекционной работы – проблема развития социальных отношений дошкольников с ОНР.
Основными принципами обеспечения эффективности коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР считает следующие:
- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности;
- вера в эти возможности;
-ориентация на способности детей самостоятельно преодолевать трудности в развитии социальных отношений;
- совместность, сотрудничество, содействие;
- конфденциальность (анонимность);
- доброжелательность и безоценочность;
- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
- реализация принципа «не навреди»;
- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату коррекционной работы [5].
Для теории коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР очень важным является разграничение методов не только коррекции, но и предупреждения проблемы.
Барышникова Н.А. процесс коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР представляет через проведение диагностики сути проблемы, информационного поиска методов и специалистов, в обсуждении возможных вариантов решения проблемы развития социальных отношений и оказания помощи по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР [1].
Основными этапами процесса коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР считаются:
1.Диагностический этап коррекционно-педагогической работы.
2.Поисковый этап в коррекционно-педагогической работе по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР.
3.Консультативно-проективный этап коррекционно-педагогической работы.
4.Деятельностный этап коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений дошкольников с ОНР.
5.Рефлексивный этап.
Таким образом, под коррекционно-педагогической работой по развитию социальных отношений детей дошкольного возраста с ОНР понимают определенную форму организации коррекционного воздействия, а развитие личности ребенка в рамках социальной адаптации к условиям социального взаимодействия является главной целью в организации коррекционно-педагогической работы по развитию социальных отношений детей дошкольного возраста с ОНР.
Список литературы:
Барышникова Н.А. Структура модели образовательного процесса для детей с трудностями социальной адаптации. // Инновации в российском образовании: психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонением в развитии. – М., 2001. – С. 90-93.
Грачева И.А., Маландина С.С. Интеграция дошкольников с патологией речи в образовательном учреждении как оптимальное условие для развития личности. – М., 2010.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников. - СПб., 2004.
Шипицына Л.М., Хилько А.А. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб., 2008.
Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 2011. - №1. - С. 74-79.