Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Республики Мордовия - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Республики Мордовия

Чернавина Г.Н. 1
1Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,,г. Саранск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мониторинг социально-экономического развития на субрегиональном уровне является необходимым инструментом выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в процессе управления региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Без реальной и объективной оценки существующих тенденций и явлений невозможно выработать рациональные управленческие решения, достоверно прогнозировать основные процессы развития муниципальных социально-экономических систем.

В рамках системы муниципального мониторинга можно решать следующие задачи:

оценивать эффективность проводимой социально-экономической политики и деятельность органов регионального управления и местного самоуправления как по муниципалитету, так и по субъекту РФ в целом;

оценивать системные риски на муниципальной территории, возникающие под воздействием демографических процессов и структурных сдвигах в реальном секторе экономики;

решать практические задачи, связанные с пространственным развитием территории в разрезе отдельных населенных пунктов, сокращая их неравенство в социальном и экономическом состоянии;

проводить анализ и прогноз социальных, экономических, инновационных и институциональных процессов, а также изменений инвестиционной активности под воздействием указанных процессов.

В целях выявления причинно-следственных связей отдельных элементов муниципальной системы Д.И. Милованов предлагает общую конструкцию аналитической системы показателей социально-экономического развития муниципального образования (МО), включающую такие блоки: ресурсы (факторы развития) – эффективность использования ресурсов – результаты развития[1].

По этой конструкции Т.В. Черновой предложен качественный и количественный состав показателей (табл. 1), ориентированный на обеспечение системного описания динамики развития МО и возможности получения комплексной (интегральной) оценки их социально-экономического положения для проведения сравнительного анализа [2].

Таблица 3 – Система статистических показателей для комплексной оценки социально-экономического положения муниципального образования [2, С. 93]

Блок

показателей

Группа показателей

Система статистических показателей

муниципального образования

Ресурсы

(факторы

развития)

Демографические

Численность населения; число рожденных; число умерших; миграция; прирост (убыль) населения

Трудовые

Экономически активное население; число занятых; безработные

Производственные

Основные фонды; число предприятий и организаций; инвестиции в основной капитал

Эффективность использования ресурсов

Показатели производства и реализации товаров, работ, услуг

Отгружено товаров собственного производства; оборот организаций; оборот розничной торговли и общественного питания; объем платных услуг населения

Финансовое состояние

Прибыль и убытки предприятий и организаций; дебиторская и кредиторская задолженность; число убыточных предприятий

Показатели

развития

Уровень и качество

жизни

Заработная плата; среднедушевые доходы населения; ввод в действие жилых домов; состояние окружающей среды; число преступлений; образование

В Республике Мордовия система местного самоуправления по состоянию на 01.01.2019 г. представлена 1 городским округом, 22 муниципальными районами, включающими 16 городских и 309 сельских поселений. За 2014-2018 гг. она изменилась за счет сокращения численности сельских поселений на 9,1 %, что произошло как за счет сокращения численности населения республики, так и изменения системы расселения. Численность городского населения возросла на 9,1 тыс. человек, а сельского – сократилась на 22,5 тыс. человек. В республике только один крупный город – столица Саранск с числом жителей 318,6 тыс. человек (против 302,3 тыс. в 2014 г.). При неизменном количестве городов, шесть из них относятся к малым (с населением до 50 тыс. жителей), их средняя численность составляет 15,8 тыс. человек и она уменьшилась за анализируемый период на 5,2 %. Численность населения в 13 поселках городского типа сократилась на 2,1 %, что привело к уменьшению средней людности с 7122 до 6970 человек. Изменяется и система сельского расселения. Так, при сокращении за 2014-2018 гг. численности сельского населения на 7,2 %, населенных пунктов с жителями стало 1146 (на 23 меньше) и средняя людность уменьшилась на 5,2 % [3].

Таблица 2 – Показатели социально-экономического состояния муниципальных образований Республики Мордовия (2018 г.)

Городской округ (ГО), муниципальные районы

Числен-

ность постоян-ного населе-

ния, тыс. чел

Коэффици-

ент общего прироста,

были (-)

(в расчете на 1000 человек)

Число субъектов МСП в расчете на 10 тыс. чел.

В расчете на 1 жителя, тыс. руб.

Среднеме-

сячная заработная плата работников организа-

ций,

тыс. руб.

Объем отгружен-

ных товаров, работ, услуг промыш-

ленности

Продукция сельского хозяйства, млн. руб.

Инвестиции

в основной капитал

ГО Саранск

348,1

-1,3

349

220,3

8,3

58,8

31,2

Муниципальные районы:

             

Ардатовский

24,9

-23,0

156

51,8

8,6

11,9

22,7

Атюрьевский

7,8

-56,5

166

1,2

101,9

2,1

19,6

Атяшевский

17,0

-22,1

198

473,5

207,8

27,8

26,1

Большеберезниковский

12,3

-19,1

147

32,6

60,1

12,9

19,6

Большеигнатовский

6,8

-31,4

193

1,0

144,2

8,4

18,6

Дубенский

11,5

-30,4

201

33,8

154,1

46,8

22,3

Ельниковский

9,6

-30,4

183

 

88,9

20,5

21,2

Зубово-Полянский

54,6

-11,6

125

73,2

24,7

24,0

21,3

Инсарский

12,0

-31,0

171

243,3

11737

68,8

22,0

Ичалковский

18,1

-20,8

168

241,8

156,8

46,5

25,1

Кадошкинский

6,7

-27,2

213

206,8

143,1

4,9

23,7

Ковылкинский

37,7

-29,3

201

140,0

120,8

229,5

24,3

Кочкуровский

9,8

-12,3

158

 

152,2

17,8

22,3

Краснослободский

22,9

-14,5

216

3,5

105,2

24,8

24,1

Лямбирский

34,1

-7,7

204

 

334,5

32,6

30,8

Ромодановский

19,4

-11,0

210

166,2

9,6

15,6

26,1

Рузаевский

62,8

-18,4

210

375,9

54,8

8,9

30,8

Старошайговский

11,7

-33,2

186

 

170,5

11,5

22,5

Темниковский

13,7

-38,7

209

2,9

80,1

4,1

22,3

Теньгушевский

10,1

-29,3

130

1,0

93,8

7,1

23,3

Торбеевский

18,6

-14,8

157

560,3

57,5

1556,8

28,5

Чамзинский

29,9

-13,1

215

999,7

440,1

65,0

29,4

Комплексный анализ социально-экономического развития МО республики свидетельствует о существенных различиях между ними по большинству показателей, о чем свидетельствуют данные таблицы 2. Из всех муниципальных образований выделяется городской округ Саранск представляющий собой индустриальный центр, в котором сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, учреждения образования, здравоохранения, культуры, органов государственной власти региона. Для корректности выводов, проведем сравнение муниципальных районов по приведенным статистическим показателям, дифференциация которых достаточно велика:

по территории от 613 км2 в Кадошкинском районе до 2711 км2 в Зубово-Полянском районе (в 4,4 раза);

по численности населения от 6,8 тыс. человек в Кадошкинском районе до 62,8 тыс. человек в Рузаевском районе (в 9,2 раза);

по плотности населения от 6,9 человека на 1 кв2 в Темниковском районе до 55,6 человека на 1 кв2 в Рузаевском районе(в 8,1 раз);

по общему коэффициенту прироста, убыли (-) в расчете на 1000 человек от -7,7 ‰ в Лямбирском районе до -56,5 ‰ в Атюрьевском районе (в 7,3 раза);

по среднемесячной номинальной начисленной зарплате работников организаций от 18,6 тыс. руб. в Большеигнатовском районе до 30,8 тыс. руб. в Лямбирском районе (в 1,7 раза);

по продукции сельского хозяйства в расчете на 1 жителя от 8,6 тыс. руб в Ардатовском районе до 440,1 тыс. руб. в Чамзинском районе (в 51,2 раза)

по инвестиционной привлекательности (объему инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя) от 2,1 тыс. руб. в Атюрьевском районе до 1556,8 тыс. руб. в Торбеевском районе (в 741,3 раз).

Столь существенные различия между муниципальными образованиями в социально-экономических показателях должны учитываться в разработке и реализации социально-экономической политики Мордовии через систему мероприятий по выравниванию исторически сложившихся диспропорций. Повышению эффективности муниципального управления может способствовать мониторинг пространственного развития, реально оценивающий неравенство экономического и социального развития отдельных поселений и населенных пунктов подведомственной территории. Для этого к числу показателей социально-экономического развития должны учитываться индикаторы сужения экономического пространства, такие как прирост (сокращение) населенных пунктов, населения, числа предприятий в муниципалитете и др. Кроме того, в зависимости от остроты конкретных проблем в муниципальных образованиях необходимо устанавливать индивидуальные ключевые показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления, оценивающих динамику их нивелирования.

Список использованной литературы

Милованов Д.И. Методы статистической оценки уровня развития муниципальных образований / Д.И. Милованов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы междунар. науч. конфер. ч.1. Тольятти : Волжский университет им. В.Н. Татищева. 2004. С. 276-279.

Чернова Т.В. Подходы к статистической оценке социально-экономического положения муниципальных образований // Учет и статистика. 2010. № 4 (20). С. 92-96.

Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2019. 438 с.

Просмотров работы: 23