Мониторинг социально-экономического развития на субрегиональном уровне является необходимым инструментом выявления и своевременного реагирования на проблемы, возникающие в процессе управления региональных и муниципальных органов исполнительной власти. Без реальной и объективной оценки существующих тенденций и явлений невозможно выработать рациональные управленческие решения, достоверно прогнозировать основные процессы развития муниципальных социально-экономических систем.
В рамках системы муниципального мониторинга можно решать следующие задачи:
оценивать эффективность проводимой социально-экономической политики и деятельность органов регионального управления и местного самоуправления как по муниципалитету, так и по субъекту РФ в целом;
оценивать системные риски на муниципальной территории, возникающие под воздействием демографических процессов и структурных сдвигах в реальном секторе экономики;
решать практические задачи, связанные с пространственным развитием территории в разрезе отдельных населенных пунктов, сокращая их неравенство в социальном и экономическом состоянии;
проводить анализ и прогноз социальных, экономических, инновационных и институциональных процессов, а также изменений инвестиционной активности под воздействием указанных процессов.
В целях выявления причинно-следственных связей отдельных элементов муниципальной системы Д.И. Милованов предлагает общую конструкцию аналитической системы показателей социально-экономического развития муниципального образования (МО), включающую такие блоки: ресурсы (факторы развития) – эффективность использования ресурсов – результаты развития[1].
По этой конструкции Т.В. Черновой предложен качественный и количественный состав показателей (табл. 1), ориентированный на обеспечение системного описания динамики развития МО и возможности получения комплексной (интегральной) оценки их социально-экономического положения для проведения сравнительного анализа [2].
Таблица 3 – Система статистических показателей для комплексной оценки социально-экономического положения муниципального образования [2, С. 93]
Блок показателей |
Группа показателей |
Система статистических показателей муниципального образования |
Ресурсы (факторы развития) |
Демографические |
Численность населения; число рожденных; число умерших; миграция; прирост (убыль) населения |
Трудовые |
Экономически активное население; число занятых; безработные |
|
Производственные |
Основные фонды; число предприятий и организаций; инвестиции в основной капитал |
|
Эффективность использования ресурсов |
Показатели производства и реализации товаров, работ, услуг |
Отгружено товаров собственного производства; оборот организаций; оборот розничной торговли и общественного питания; объем платных услуг населения |
Финансовое состояние |
Прибыль и убытки предприятий и организаций; дебиторская и кредиторская задолженность; число убыточных предприятий |
|
Показатели развития |
Уровень и качество жизни |
Заработная плата; среднедушевые доходы населения; ввод в действие жилых домов; состояние окружающей среды; число преступлений; образование |
В Республике Мордовия система местного самоуправления по состоянию на 01.01.2019 г. представлена 1 городским округом, 22 муниципальными районами, включающими 16 городских и 309 сельских поселений. За 2014-2018 гг. она изменилась за счет сокращения численности сельских поселений на 9,1 %, что произошло как за счет сокращения численности населения республики, так и изменения системы расселения. Численность городского населения возросла на 9,1 тыс. человек, а сельского – сократилась на 22,5 тыс. человек. В республике только один крупный город – столица Саранск с числом жителей 318,6 тыс. человек (против 302,3 тыс. в 2014 г.). При неизменном количестве городов, шесть из них относятся к малым (с населением до 50 тыс. жителей), их средняя численность составляет 15,8 тыс. человек и она уменьшилась за анализируемый период на 5,2 %. Численность населения в 13 поселках городского типа сократилась на 2,1 %, что привело к уменьшению средней людности с 7122 до 6970 человек. Изменяется и система сельского расселения. Так, при сокращении за 2014-2018 гг. численности сельского населения на 7,2 %, населенных пунктов с жителями стало 1146 (на 23 меньше) и средняя людность уменьшилась на 5,2 % [3].
Таблица 2 – Показатели социально-экономического состояния муниципальных образований Республики Мордовия (2018 г.)
Городской округ (ГО), муниципальные районы |
Числен- ность постоян-ного населе- ния, тыс. чел |
Коэффици- ент общего прироста, были (-) (в расчете на 1000 человек) |
Число субъектов МСП в расчете на 10 тыс. чел. |
В расчете на 1 жителя, тыс. руб. |
Среднеме- сячная заработная плата работников организа- ций, тыс. руб. |
||
Объем отгружен- ных товаров, работ, услуг промыш- ленности |
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. |
Инвестиции в основной капитал |
|||||
ГО Саранск |
348,1 |
-1,3 |
349 |
220,3 |
8,3 |
58,8 |
31,2 |
Муниципальные районы: |
|||||||
Ардатовский |
24,9 |
-23,0 |
156 |
51,8 |
8,6 |
11,9 |
22,7 |
Атюрьевский |
7,8 |
-56,5 |
166 |
1,2 |
101,9 |
2,1 |
19,6 |
Атяшевский |
17,0 |
-22,1 |
198 |
473,5 |
207,8 |
27,8 |
26,1 |
Большеберезниковский |
12,3 |
-19,1 |
147 |
32,6 |
60,1 |
12,9 |
19,6 |
Большеигнатовский |
6,8 |
-31,4 |
193 |
1,0 |
144,2 |
8,4 |
18,6 |
Дубенский |
11,5 |
-30,4 |
201 |
33,8 |
154,1 |
46,8 |
22,3 |
Ельниковский |
9,6 |
-30,4 |
183 |
88,9 |
20,5 |
21,2 |
|
Зубово-Полянский |
54,6 |
-11,6 |
125 |
73,2 |
24,7 |
24,0 |
21,3 |
Инсарский |
12,0 |
-31,0 |
171 |
243,3 |
11737 |
68,8 |
22,0 |
Ичалковский |
18,1 |
-20,8 |
168 |
241,8 |
156,8 |
46,5 |
25,1 |
Кадошкинский |
6,7 |
-27,2 |
213 |
206,8 |
143,1 |
4,9 |
23,7 |
Ковылкинский |
37,7 |
-29,3 |
201 |
140,0 |
120,8 |
229,5 |
24,3 |
Кочкуровский |
9,8 |
-12,3 |
158 |
152,2 |
17,8 |
22,3 |
|
Краснослободский |
22,9 |
-14,5 |
216 |
3,5 |
105,2 |
24,8 |
24,1 |
Лямбирский |
34,1 |
-7,7 |
204 |
334,5 |
32,6 |
30,8 |
|
Ромодановский |
19,4 |
-11,0 |
210 |
166,2 |
9,6 |
15,6 |
26,1 |
Рузаевский |
62,8 |
-18,4 |
210 |
375,9 |
54,8 |
8,9 |
30,8 |
Старошайговский |
11,7 |
-33,2 |
186 |
170,5 |
11,5 |
22,5 |
|
Темниковский |
13,7 |
-38,7 |
209 |
2,9 |
80,1 |
4,1 |
22,3 |
Теньгушевский |
10,1 |
-29,3 |
130 |
1,0 |
93,8 |
7,1 |
23,3 |
Торбеевский |
18,6 |
-14,8 |
157 |
560,3 |
57,5 |
1556,8 |
28,5 |
Чамзинский |
29,9 |
-13,1 |
215 |
999,7 |
440,1 |
65,0 |
29,4 |
Комплексный анализ социально-экономического развития МО республики свидетельствует о существенных различиях между ними по большинству показателей, о чем свидетельствуют данные таблицы 2. Из всех муниципальных образований выделяется городской округ Саранск представляющий собой индустриальный центр, в котором сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, учреждения образования, здравоохранения, культуры, органов государственной власти региона. Для корректности выводов, проведем сравнение муниципальных районов по приведенным статистическим показателям, дифференциация которых достаточно велика:
по территории от 613 км2 в Кадошкинском районе до 2711 км2 в Зубово-Полянском районе (в 4,4 раза);
по численности населения от 6,8 тыс. человек в Кадошкинском районе до 62,8 тыс. человек в Рузаевском районе (в 9,2 раза);
по плотности населения от 6,9 человека на 1 кв2 в Темниковском районе до 55,6 человека на 1 кв2 в Рузаевском районе(в 8,1 раз);
по общему коэффициенту прироста, убыли (-) в расчете на 1000 человек от -7,7 ‰ в Лямбирском районе до -56,5 ‰ в Атюрьевском районе (в 7,3 раза);
по среднемесячной номинальной начисленной зарплате работников организаций от 18,6 тыс. руб. в Большеигнатовском районе до 30,8 тыс. руб. в Лямбирском районе (в 1,7 раза);
по продукции сельского хозяйства в расчете на 1 жителя от 8,6 тыс. руб в Ардатовском районе до 440,1 тыс. руб. в Чамзинском районе (в 51,2 раза)
по инвестиционной привлекательности (объему инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя) от 2,1 тыс. руб. в Атюрьевском районе до 1556,8 тыс. руб. в Торбеевском районе (в 741,3 раз).
Столь существенные различия между муниципальными образованиями в социально-экономических показателях должны учитываться в разработке и реализации социально-экономической политики Мордовии через систему мероприятий по выравниванию исторически сложившихся диспропорций. Повышению эффективности муниципального управления может способствовать мониторинг пространственного развития, реально оценивающий неравенство экономического и социального развития отдельных поселений и населенных пунктов подведомственной территории. Для этого к числу показателей социально-экономического развития должны учитываться индикаторы сужения экономического пространства, такие как прирост (сокращение) населенных пунктов, населения, числа предприятий в муниципалитете и др. Кроме того, в зависимости от остроты конкретных проблем в муниципальных образованиях необходимо устанавливать индивидуальные ключевые показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления, оценивающих динамику их нивелирования.
Список использованной литературы
Милованов Д.И. Методы статистической оценки уровня развития муниципальных образований / Д.И. Милованов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы междунар. науч. конфер. ч.1. Тольятти : Волжский университет им. В.Н. Татищева. 2004. С. 276-279.
Чернова Т.В. Подходы к статистической оценке социально-экономического положения муниципальных образований // Учет и статистика. 2010. № 4 (20). С. 92-96.
Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2019. 438 с.