ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Спорт, особенно профессиональный, не может существовать без конфликтов между спортсменами, тренерами, спортивными организациями и болельщиками. В современном мире проблема влияния конфликтов в сфере физической культуры и спорта на процесс обучения и взаимоотношения субъектов этого процесса имеет огромное значение. В связи с конфликтными взаимоотношениями тренера и спортсмена происходит снижение продуктивности тренировочного процесса и, как следствие, снижение результатов на соревнованиях. Именно поэтому так необходимо уметь найти выход из проблемных ситуаций в спорте.

Спорт, обладающий огромным зарядом эмоций и нервного напряжения, способен оказывать на людей как положительное, так и отрицательное воздействие. Поэтому минимизация негативных всплесков и недопущение разрастания негативных проявлений – задача чрезвычайно важная и практически значимая [1].

Исследование уровня конфликтности было проведено методом опроса, в котором принимали участие 20 студентов-спортсменов одной академической группы. Студентам было необходимо ответить на 30 вопросов, связанных с определением их поведения в конфликтных ситуациях. Полученные данные были проанализированы и систематизированы в таблицы в виде процентных показателей в соответствии с 5-ю шкалами по тесту Томаса: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление. В ходе исследования студенты-спортсмены были разделены на две группы: спортсмены, занимающиеся командными видами спорта (футболом, баскетболом, спортивным туризмом, волейболом, гандболом и др.) и индивидуальными (спортивной и художественной гимнастикой, скалолазанием, лыжными гонками, пауэрлифтингом и др.).

Результаты исследования показали, что средние проценты по шкалам в индивидуальных и коллективных видах спорта не значительно отличаются друг о друга.

Несмотря на небольшие изменения значений, в ходе исследования компонент «соперничество» стал на 2% выше у представителей индивидуальных видов спорта. Точно так же, как показатель сотрудничества стал на 2% выше у группы, занимающейся командными видами спорта.

Если же говорить о представителях индивидуальных и командных видов спорта в целом, то можно сделать вывод о благоприятном климате в группе студентов-спортсменов. Основаниями для данного вывода являются показатели соперничества, имеющие значения ниже среднего: 40% и 38%, что говорит о невысоком уровне агрессивности и конфликтности в группе. Процент сотрудничества, наоборот, выше среднего, он равен 54% у представителей индивидуальных видов спорта и 56% – у спортсменов, занимающихся командными видами спорта. Данные показатели ведут к хорошей работоспособности в связи с умением сотрудничать с людьми. Компонент компромиссного стиля разрешения конфликтов является наиболее распространенным среди занимающихся, он равен 57%, что еще раз подчеркивает наличие спокойной атмосферы в группе. Также по результатам опроса, у шкалы «избегания» более высокий процент в командных видах спорта: 53%. Скорее всего, это связано с тем, что спортсмены стремятся сохранить хорошие взаимоотношения в команде. У компонента «приспособление», наоборот, более высокий показатель в индивидуальных видах спорта: 52%. Вероятно, это говорит о том, что спортсмены не склонны к сотрудничеству и совместному обсуждению проблем, так как им проще приспособиться к идеям других.

В заключение проведенного исследования можно отметить, что у студентов-спортсменов индивидуальных и командных видов спорта был выявлен уровень конфликтности, который показал преобладание сотрудничества над соперничеством, а также высокий уровень компромисса. У представителей командных видов спорта наиболее высокие значения показали такие компоненты, как: сотрудничество и избегание. А у представителей индивидуальных видов спорта – соперничество и приспособление.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галкин В.В. Источники и виды конфликтов в физической культуре и спорте [Электронный ресурс]: режим доступа: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management/sources/ – (дата обращения: 09.02.20)

2. Тест Томаса - типы поведения в [Электронный ресурс]: режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/test-tomasa---tipy-povedeniya-v-konflikte – (дата обращения: 10.02.20)

Просмотров работы: 10