ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Максимова А.Д. 1, Яковлева С.С. 1
1ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Патриотическая направленность воспитания раскрывается в системе российского образования в обязательных требованиях к дошкольному образованию, выдвигаемых федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), в образовательных программах дошкольного образования. «Область социально-коммуникативного развития ФГОС ДО направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Образовательная область познавательного развития предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира» [1].

Проектный метод в воспитательно-образовательном процессе ДОО носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Для воспитателей мы предлагали некоторые темы, раскрытие которых влияет на формирование компонентов патриотизма у детей дошкольного возраста, а также к развитию патриотического сознания родителей. Например, «Гордость России» (города России, писатели, ученые, природа, спорт, народы России и пр.). Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности.

В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности. Затем приступают к разработке совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?». Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Одной форм образовательной деятельности по патриотическому воспитанию детей является проектная деятельность. Ее мы рассматриваем в рамках педагогического сопровождения родителей, потому что проведение этого вида деятельности у дошкольников подразумевает непосредственное участие родителей. В своем исследовании мы использовали информационно-творческие проекты такие как, «Один день жизни охотника-оленевода», «Традиционная одежда эвенков», «Эвенкийский язык», «Эвенки», «Бакалдын», «Национальные блюда эвенков» «Киргизский и якутский язык», «Киргизские игры», «Армянская кухня и якутская кухня», «Армянский костюм» и др. Приведем пример проектной деятельности, которой мы занимались в г. Нюрба. С целью сбора информации, её анализа и представления для широкой аудитории, привлечения интереса к родному краю детям и родителям предлагались темы для исследований, такие как «Музей дружбы народов им. К.Д. Уткина», «Ими гордится Нюрбинская земля», «История Ньырбакаан» и др. [2].

В результате сбора статистических данных МБДОУ «ЦРР – детский сад № 9 «Аленушка» городского округа «город Нюрба» Республики Саха (Якутия), по результатам опросов общественного мнения, обобщения высказываний различных авторов, изучению публикаций в СМИ планировалась совместная творческая деятельность, связанная с получением обратной связи: фотовыставка «Это наш город», выставка рисунков, выставка макетов «Будущее Нюрбы» и др. [3].

По завершению формирующего эксперимента для проверки эффективности исследовательской программы были проведены контрольные срезы по определению уровня сформированности компонентов патриотизма у испытуемых. Обработка результатов констатирующего этапа показывает, что в начале у детей экспериментальной и контрольной групп был выражен низкий уровень сформированности компонентов патриотизма, а по итогам формирующего эксперимента прослеживается тенденция к росту числа детей с высоким уровнем.

Литература:

1. Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с.

2. Максимова А.Д. Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине / А.Д. Максимова, С.С. Яковлева // Педагогика. Образование. Практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной юбилею кандидата педагогических наук, доцента А.В. Оконешниковой. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – С. 58-61.

3. Яковлева С.С., Николаева Л.В. Восприятие художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в поликультурной среде // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6 – С.239-246; URL: [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=27341 (дата обращения: 04.04.2018).

Просмотров работы: 10