В современных условиях актуализируется проблема овладения правовой культурой будущими специалистами социальной сферы, так как сущность их деятельности связана с вопросами реализации и защиты прав человека. Социальный работник должен квалифицированно решать профессиональные задачи социально-правовой поддержки, оказывать социально-правовые услуги, принимать решения, касающиеся судеб клиентов, осуществлять выбор применяемых социальных технологий на правовой основе.
Правовая культура социального работника - это составляющая профессиональной культуры, определяющая правовую ориентацию личности в контексте профессиональной деятельности. Она является личностно-профессиональной характеристикой, отражающей способность решать на основе ценностей, знаний, опыта деятельности социально-правовые проблемы клиентов, в соответствии с: правовым статусом и профессиональными обязанностями специалиста, охранительно-защитной и превентивно-профилактической направленностью; с приоритетом прав человека и выражением интересов государственной правовой идеологии в профессиональной деятельности; с деонтологией социальной работы, этическими принципами и Этическим кодексом социального работника; с нормативными рамками технологической деятельности, социальными стандартами.
Функциями правовой культуры социального работника являются: гуманистическая, информационно-поддерживающая, охранно-защитная, превентивно-профилактическая, коммуникативно-посредническая, оценочно-регулятивная, функция социализации, интеграционная, проектно-прогностическая.
Достижение высокого уровня правовой культуры специалистом социальной работы - это основа его личностно-профессионального роста, это обязательное условие развития профессии.
Формирование правовой культуры является важным направлением подготовки будущего социального работника.
Исследование взаимосвязи правовой культуры и других социальных явлений, форм ее проявления помогает раскрыть шире систему правовой культуры, относя к ней комплекс материальных и духовных явлений, которые прямо или косвенно отражаются в различных сторонах государственно-правовой общественной жизни.
Обобщая данные компоненты, можно выделить структуру правовой культуры, в ней обязательно наличие таких элементов как правовое сознание, право, правоотношения, законность, правопорядок, наличие правовых институтов, нормативно-правовых актов и фундаментальной юридической науки. С учетом указанных компонентов правовой культуры, она характеризуется как совокупность тех элементов, которые помогают реализовать социально правильную ориентацию людей в конкретно-историческом обществе.
Правовая культура является особым социальным явлением, воспринимающимся в качественном правовом состояние и личности и общества. В целом, правовая культура определяется в качестве совокупности всех ценностей, которые созданы человеком в правовой сфере.
Отечественная юриспруденция понимает правовую культуру в широком и узком смыслах. Широкий смысл в себя включает все правовые явления и институты, т.е. правовая культура связывается с правовой системой.
В узком смысле, понимание данного феномена связывается с характеристикой правовой деятельности, обусловливающей качество правовой жизни. Правовая культура не может быть представлена без субъекта правовых отношений – человека и его деятельности, в отсутствии прогрессивной направленности данной деятельности и мышления.
Она выступает в качестве социального явления, которое имеет ярко выраженную цель, охватывает важнейшие ценностные компоненты правовой реальности в ее фактическое функционирование и развитие.
Правовая культура в обществе выполняет несколько функций: в сфере познания сущности права; как регулятор общественных отношений; аксиологическая, т.е. ценностная; коммуникативная; прогнозирующая. Наиболее часто в структуре правовой культуры выделяют несколько составляющих: знание о праве, отношение к нему, навыки правового поведения. То есть, человек, который обладает высокой правовой культурой, должен понимать законодательство, иметь позитивное правосознание, которое основано на уважении права, при необходимости уметь его реализовать правильно, в том числе в конфликтных ситуациях.
Данное явление тесно связано с уровнем нравственного сознания, взглядами и представлениями о праве, которые передаются из поколения в поколение, их развитие происходит в процессе воспитания, обучения, в семье. Правовую культуру необходимо рассматривать не как простое явление или отношение к праву, а как, прежде всего, уважительное отношение к нормам права. Основной задачей культуры является формирование отношений с окружающим миром и людьми.
Данное явление характеризует в узком смысле систему нормативных отношений, возникающих между людьми и организациями, они сформированы в процессе социального взаимодействия и регулируются фиксированными правилами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством. В широком смысле данное явление рассматривается в качестве совокупности правовых явлений, знаний, убеждений, а также установок личности, их реализация происходит в процессе общения, труда, выбора определенных моделей поведения, а также отношения к ценностям общества.
Специализированные уровни правовой культуры характеризуется такими явлениями, как право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляция правовых отношений.
Также сюда относятся мораль, нравственность. Данное явление также характеризует взаимоотношения между людьми и их группами, а кроме того влияние права на различные стороны общественной жизни.
Ученые выделяют в рамках правовой культуры четыре основных уровней, именуемых состояниями: идеологические, характеризующие правовые идеи; нормативные, характеризующие правовые нормы; поведенческие, характеризующие правовые поступки; объективированные, характеризующие правовые учреждения, которые закрепляют результаты правовой деятельности.
С указанных позиций правовая культура общества выступает в качестве разновидности общественной культуры, которая отражает определенный уровень или степень правосознания, законности, вопросов совершенствования законодательства и юридической практики, с учетом охвата всех ценностей, которые были созданы людьми в сфере права. Определяя правовую культуру личности, необходимо учитывать важные компоненты правовой культуры общества, а также зависимой от него величины, которые отражают степень и характер прогрессивного развития общества, а также результат правомерной деятельности индивида.
Разрешение данных вопросов, во многом, зависит от образованности человека и его правовой информированности. При помощи правовой культуры происходит массовое развитие правосознания, рост зрелой правовой активности отдельных граждан, что приводит к достаточно положительным результатам в рамках цивилизованного государства.
Правовая компетентность социального работника предполагает:
- умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;
- способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;
- определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;
- умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;
- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем.
Деятельностный компонент правовой компетентности социального работника позволяет:
- использовать определенный перечень нормативно-правовых документов применительно к возникшей социально-правовой ситуации, делать на него ссылки;
- детально регламентировать права граждан всех возрастных категорий;
- решать проблемные профессионально – правовые задачи и прогнозировать последствия своих действий, проецировать будущую профессиональную деятельность;
- владеть юридическими терминами, необходимыми для профессиональной деятельности социальным работникам;
- оценивать эффективность социально-правовой помощи нуждающимся; грамотно планировать и строить взаимодействие с лицами, организациями,
- оказывать содействие в социально-правовой помощи клиенту;
- находить, отбирать и использовать информацию, необходимую в социально-правовой деятельности; организовывать и своевременно информировать клиентов о текущих и новых нормативных актах по их социальному обеспечению и обслуживанию;
- вести работу по правовому просвещению родителей, детей, педагогов, общественности;
- использовать и составлять необходимые нормативно-правовые документы;
- оказывать помощь в составлении и написании заявлений, жалоб, обращений, ходатайств в различные структуры по конкретной проблеме;
- выступать в различных инстанциях, защищая права клиента;
- ориентироваться в правовой базе и отслеживать ее изменения, анализировать законодательно-нормативные акты, правовые прецеденты и др.
Литература:
Гарашкин Н.А.Принципы формирования правовой культуры будущего социального работника в вузовской подготовке [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-pravovoy-kultury-buduschego-sotsialnogo-rabotnika-v-vuzovskoy-podgotovke
Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: Учеб. пособие для ВУЗов. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Книжный мир, 2018. – 356 с.
Мельников В.П. История социальной работы в России: Учебное пособие / В.П.Мельников, Е.И. Холостова. 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2016. – 356 с.
Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы. - М.: Социум, 2015. – 350 с.
Пантелеева, Т.С. Правовые основы социальной работы. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, МГСУ, 2015. – 269 с.
Рабочая книга социолога. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Наука, 2016. – 299 с.
Сафронова, В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2016. – 356 с.
Социальная защита населения: Опыт организационно-административной работы. Учебное пособие Текст. / под ред. B.C. Кукушина. - М.: МарТ, 2016. – 652 с.
Социальная работа Текст. / под ред. Курбатова В.И. - Ростов н/Д.: Феникс, 2018. – 562 с.