В Российской Федерации регионы отличаются друг от друга экономическими, социальными и культурными показателями, что непосредственно оказывает влияние как на психическое, так и на социальное становление личности, в случае нарушения или искажения данных процессов начинает приобретать отклоняющийся характер.
Взрослый человек более устойчивый к различным факторам, что нельзя сказать о детях. Именно поэтому такое явление как девиантное поведение подростков не является редким феноменом. Так на портале правовой статистике отражено, что в течение 2019 года было зафиксировано более 37 тыс. несовершеннолетних, совершивших противоправных деяний различного рода и разной тяжести. Подобные ситуации не должны оставаться без внимания потому, что это может привести к распаду общества в целом, именно поэтому вопрос профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является актуальным.
Девиатное поведение имеет свои особенности и специфику, что дает ученым возможность для выделения данной темы в отдельный психологический блок, в данном направлении работали такие отечественные и зарубежные исследователи как М.А. Ковальчук, Е.В. Гребенкин, И.В. Зубков, В.Т. Кондрашенко, Ю.А. Клейберг, Л.Б. Шнейдер. О профилактике подобного поведения говорили С.А. Беличева, С.И., Е.В. Змановская, В.Д. Гатальский и другие.
Настоящая работа направлена на то, чтобы теоретически обосновать профилактику как технологию работы с девиантным поведением несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.
Понимание девиантного поведения берет свое начало от латинского слова, означающего «отклонение». Общепринято, что отклонение происходит от норм, правил и других установок, существующих в каждом конкретном обществе [1, с.43].
Современные ученые трактуют девиатное поведение как несоответствие человеческих поступков, видов деятельности, действий, стереотипов, ожиданий, правил поведения, ценностям и установкам [5, с.18]. Также кроме понятия «девиантное поведение» многие исследователи используют термин «отклоняющееся поведение».
Л.А. Ральникова выделяет две группы девиантного поведения, в основу разделения входит зависимость от факторов развития: в первую группу входит девиантное поведение и его признаки проявления, которые вызванны наличием психических патологий в личности ребенка, во вторую входят отклонения от социальных норм общества и проявляются в виде наркомании, пьянства, таксикомании, проституции, а также в виде проступков и преступлений [8].
Исходя из того, на кого больше оказывает влияние отклоняющееся поведение и его последствия, Е.В. Змановская разделяет на следующие виды:
При деструктивном поведении последствия оказывают вред только самой личности.
При асоциальном поведении воздействие происходит и на саму личность и на окружающих ее людей (наркомания, пьянство, суицид и пр.).
При противоправном поведении воздействие оказывается на все общество и выражается в виде преступлений [7].
Как и было сказано ранее, на становление поведения человека оказывает влияние большое количество факторов, так Р. Мертон делит их на три группы и называет причины возникновения отклоняющегося поведения [4, с.13]:
Биологические факторы подразумевают наличие у ребенка физических особенностей или отклонений.
Психические факторы включают в себя комплексы, конфликты, качество и возможность удовлетворения потребностей и т.д.
Социологические факторы отражают состояние общества в целом, включая его систему ценностей, норм, гарантирующих порядок и целостность его существования.
П.Д. Павленок выделяет главную цель по работе с девиантным поведением подростков, которая знаменуется тем, что такого рода работа должна создать условия для достижения позитивных поведенческих изменений личности, которые будут способствовать становлению социально-ценностных ориентации [5, с.85].
Девиантное поведение оказывает воздействие не только на самого человека, но и на его окружение и общество в целом. Именно поэтому необходимо предпринимать меры по предотвращению и минимизированию негативных влияний. Такого эффекта возможно достичь благодаря профилактике. Она предполагает использование всех социальных, правовых, психологических, педагогических, юридических механизмов с целью пресечения и преодоления негативных и разрушающих явлений. Поскольку объектом профилактических действий является несовершеннолетний ребенок, то действия будут еще предполагать защиту и обеспечение его прав [3, с.27].
Эффективность работы с девиантными подростками будет выше при следующих условиях [2, с.20]:
Во-первых, если деятельность будет осуществляться со всеми окружающими людьми подростка, включая его самого, его семью, учебных и других коллективов, и остальным окружением.
Во-вторых, если будет интеграция индивидуального и группового подхода, каждый из которых имеет свои особенности, а значит будут по-разному влиять на личность ребенка.
Такую интеграцию стараются достичь в условиях реабилитационных центров, которые выполняет такие функции как социальная помощь и реабилитация, профилактика и предоставление временного жилья, при этом работа идет сразу по нескольким выше перечисленным направлениям.
Сами реабилитационные центры представляют собой специализированные государственные учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетним в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации [6].
В реабилитационных учреждениях профилактика направлена на то, чтобы [9]:
вскрыть способы удовлетворения потребностей, освоенные к этому моменту несовершеннолетними;
в процессе планирования будущего найти возможные девиации в потребностях и способах их удовлетворения;
оказать педагогическое воздействие по устранению девиантных способов удовлетворения потребностей, организовав усвоение социально приемлемых способов деятельности.
В результате анализа литературы, важно отметить, что девиантное поведение несовершеннолетнего может повлечь негативные последствия и повлиять как на него самого, так и на его окружение, под воздействием таких последствий происходят еще более негативные явления, вплоть до разрушения личностных компонентов человека. Специалисты проводят профилактику данного феномена, включая процесс ограждения ребенка от привычной среды, благодаря помещению его в реабилитационный центр, в котором созданы специальные благоприятные условия для развития и становления личности.
Список литературы
Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость (Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи): учебное пособие / И.В. Бестужев-Лада. - М.: Политиздат, 2008. - 143 с.
Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы: учебное пособие / С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. - М.: КНОРУС. 2016. - 216 с.
Каминер, А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: учебник для вузов / А.М. Каминер, Е.А. Майорова. - М.: АПКиППРО, 2011. - 83 с.
Мертон, Р. Социальная структура и аномия: хрестоматия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) Перевод с французского Е.А. Самарской. Редактор перевода М.Н. Грецкий: Р. Мертон. - М.: Прогресс, 1966 - 313 с.
Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРО-М, 2014. - 185 с.
Коломасова, Е. Н. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как субъект социальной защиты детей / Е.Н. Коломасова, Д.А. Мусалеева // Вестник МГУ. - 2012. №1. - [Интернет-ресурсы]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-reabilitatsionnyy-tsentr-dlya-nesovershennoletnih-kak-subekt-sotsialnoy-zaschity-detey (дата обращения: 28.01.2020).
Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект // Инновационная наука. - 2017. - №3-1. - [Интернет-ресурсы]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-sotsiokulturnyy-aspekt (дата обращения: 23.01.2020).
Ральникова, Л. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления / Л.А. Ральникова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - №3. - [Интернет-ресурсы]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-prichiny-i-proyavleniya (дата обращения: 23.09.2019).
Соловьянюк-Кротова, В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников / В.Г. Соловьянюк-Кротова // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 2 - [Интернет-ресурсы]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Solovianiuk-Krotova/(дата обращения: 24.01.2020).