МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Танакова Ю.С. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы.Исследованию причин возникновения, последствий и профилактики стрессовых состояний, во всех сферах жизнедеятельности человека, в последние десятилетия, уделяется значительное внимание.Если ранее, стресс считалсяпроблемой взрослых, то в настоящее время онполучил распространение и среди детей, так как,стрессовые явления стали негативными спутниками учебной деятельности. В школьной психологиипоявился такой термин как «школьный стресс».Поэтому, для освоения учебной программы в соответствии с требованиями ФГОС, становится актуальным использование антистрессовых методикв сфере образования. Особенное значение имеет преодоление стрессов, возникающих в жизни школьника, в период адаптации, то есть, в первые годы обучения, так как, на детей данного возраста влияет значительное количество стрессовых факторов несформированность основных психических функций, резкое изменение привычного режима дня, изменение окружения, появление новых обязанностей и т.д., что приводит к появлениюу ребенка переживаний и как следствие, эмоциональному неблагополучию, связанному со школой, а затем к соматическому ослаблению и развитию неврозов. В связи с этим перед современной системой образования встает такая важная задача, как оптимизация учебновоспитательного процесса, с применением новых антистрессовых методов обучения и методик снижения детской тревожности, с целью формирования личности ребенка, сохранив его уникальность, психическое и физическое здоровье. А для этого педагог должен обладать определенной базой знаний в области детской психологии и уменийприменять их на практике.Следовательно, проблема школьного стресса, в жизни младших школьников,накладывающего отпечаток как на состояние психического и физического здоровья, так и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.

Проблема стресса и детской тревожности, традиционно исследуется общей и детской психологией, ей посвящены работы таких ученых как: Н.И. Чуприковой, Т.А.Ратановой, С.И.Прежесецкой,О.В. Нестеровой. Однако в последнее время, значительное внимание ей стала уделять и научная педагогика, можно выделить такие работы как: диссертационное исследование А.Ф. Морозовой «Педагогическая поддержка учащихся как условие предупреждения рисков школьной тревожности в отечественном и зарубежном опыте», 2008г.[15],а также работы О.С.Анисимова, Н.Ю.Синягиной и других.

Цельработы: изучить роль стресса в жизни ребенка младшего школьного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть психолого-педагогические понятие и сущность стресса;

3. Рассмотреть причины возникновения стрессов у детей младшего школьного возраста;

3. Охарактеризовать формы и методы профилактики стрессов у учащихся младших классов.

4. Рассмотреть методы диагностики уровня тревожности у детей младшего школьного возраста;

5. Разработать комплекс мероприятий направленных на профилактику стрессовых состояний.

Объект исследования: учебно–воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: значение ипрофилактика стресса в жизни учащихся начальных классов.

Научно-теоретическую основу исследования составили:

– исследования педагогов и психологов: Л.С. Выготский, О.В. Давыдова, А.Ф. Морозовой, Н.В. Бордовской и др.

– работы практикующих педагогов и психологов, представленные на педагогических порталах и электронных журналах в сети интернет.

Использованы следующие методы исследования: анализ психолого–педагогической и методической литературы по вопросам; метод сравнения, изучение и обобщение педагогического опыта в исследуемой области.

Практическая значимость исследования: выполнена опытно– практическая работа, результатом которой являются:

– методические рекомендации по организации работы антистрессовой профилактики в начальной школе.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемой литературы. Первая глава посвящена исследованию теоретических основ –особенностей стрессовых состояний у детей. Вторая – практической работе.

Глава 1. Особенности стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста

Стресс: понятие, сущность

Слово «стресс», в буквальном переводе с английского означает «давление, напряжение». «Стресс», как научный термин, и как объект научного познаниявпервые появился вначале XX века.Канадский физиолог Ганс Селье, в работе «Стресс без дистресса», данным термином обозначил неспецифические реакции организма, проявляемые в ответ на какое-либо сверхсильное воздействие. Теория Селье состоит из следующих основных положений: Все биологические организмы обладают врожденными механизмами поддержания внутреннего равновесия – гомеостазом. Стрессоры, под которыми понимаются внешние разрушители, способны воздействовать на эторавновесие, нарушая его,а организм, в свою очередь,в ответ на воздействие, реагирует неспецифической защитной реакцией.Таким образом, развиваетсястрессовое состояние, проходящее в несколько стадий:

1) Стадия тревоги, в процессе которой происходит мобилизациявнутренних резервов и защитных механизмов организма, что приводит к разрушению большинства стрессов.

2) Стадия сопротивляемости, характеризуется устойчивым поддержанием достигнутого адаптационного уровня.

3)Если же стрессор не разрушается на предыдущем этапе, а продолжает свое действие,то и организм, в свою очередь не прекращает сопротивление, при этом, расходуя адаптационныерезервы, и наступает стадияистощения[22; 52].

Так как, в процессе стресса сопротивляемость организма,как правило, снижается, а организм имеет ограниченные адаптационные резервы, их исчерпание может явиться необратимым, что ведет к потере здоровья и быстрому старению[21; 172].

В современной психологии под стрессом понимается состояние человека в экстремальных условиях, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческомуровнях. Экстремальные условия создаются вследствие агрессивного воздействия внешней среды способного вызывать нарушения адаптации организма[26; 139].Факторами возникновения таких условий–стресс-факторами, являютсясильные физические и нервно-психические нагрузки– тяжёлая работа, интеллектуальное перенапряжение, охлаждение и перегрев,недостаток кислорода, гипогликемия, болезни, недосыпания,воздействия шума,испуг, переживания, гнев и т.д.При этом повреждающее воздействие стресс-факторов обусловлено не столько им самим, а сколько реакцией человека на него– его личным отношением к происходящему, психофизиологическими особенностями.

В психологии существует две основные классификации стрессов. Согласно классификации, предложенной основоположником учения о стрессе Г. Салье, выделяется два вида стресса –эустресс и дистресс.

–Эустрессимеет положительное воздействие на физическое и психическое состояние человека, так как мобилизует и активизирует его внутренние резервы, чем благотворно влияет на протекание психических и физиологических функций. Как правило, эустресс кратковременен и сопровождается расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и дает ощущение подъема энергии. Школьники очень часто испытывают эустресс во время проведения контрольных работ, экзаменов, выступлений на школьных концертах и т.д.

–Дистресс – разрушителен, так как, дезорганизует поведение человека и осложняет протекание психофизиологических функций. Он может давать ощущение подъема внутренних сил, носохраняясь на протяжении длительного времени, в период которого происходит мобилизация и расходование всехслоёв адаптационных резервов способенспровоцировать соматическую или психическую болезнь[8; 45].

В современной психологии, классификация стрессов также проводится в зависимости от этиологии стресс–фактора, согласно которой выделяются такие виды стрессов как:

1) Физиологический стресс, является ответной реакцией на негативное воздействие на биологическое составляющее организма человека, как правило, вследствие физического переутомления, недосыпания, недоедания, боли и т.д.

2) Психологическийстресс, проявляется в виде системной психологической реакции на ситуацию, вызванную воздействием на психику человека. Может быть спровоцирован неблагоприятными отношениями с окружающими, неуверенностью, низкой самооценкой или напротив, чувством недооценённостиокружающими и т.п.

3) Эмоциональный стрессочень часто в литературе онотожествляется с психологическим стрессом, под единым названием «психо–эмоциональный». Однако большинство исследователей полагают, что происхождение и протекание данных стрессов различно. Так как, во-первых психологический стресс, хотя и носит некоторую эмоциональную этиологию, но вызван исключительно негативнымифакторами и имеет отрицательные последствия, тогда как эмоциональный стресс, случается из-за излишне сильных чувств,как страха, так и радостии часто имеет положительные последствия. А во-вторых, в основе психологического стресса лежит более широкий круг реакций, чем только эмоции[23; 150].

4) Информационный стресс,фактором возникновения, которогоявляется, обладание как слишком большого, так ислишком малого объёма информации. Так как, излишнее обладание информацией (особенно негативной) заставляет человека переживать, а её отсутствие – строить догадки о возможном исходе дела, что держит в напряжении. Школьники такой стресс часто испытывают при ожидании результатов экзамена или контрольной работы.

5) Профессиональный стресс, к которому чаще всего,относят и школьный (учебный) стресс,развивается в ходе профессиональной (учебной) деятельности, вследствие неуверенности или повышенной ответственности. Для данных стрессовых ситуаций характерна такая черта как, появление острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к человеку работа или учеба и его возможностями. Такой конфликт может возникнуть в результате роста предъявляемых требований, а также из-за снижения возможностей по их выполнению [12; 145].Наличие такого дисбаланса определяет широкий спектр негативных проявлений стресса, как в снижение эффективности учёбы, так и в появлении нарушений физического и психического здоровья[12; 2],[14; 14].

Внешне стресс может иметь проявленияразличного характера[23; 18], [24; 140]:

Физиологические проявления: головная боль, гипертензии, резкие изменения массы тела, расстройства сна и аппетита.

Проявления эмоциональной сферы: раздражительность, агрессивность, тревожность, плаксивость и т.д.

Поведенческие проявления: конфликтность, невнимательность, безразличие.

Интеллектуальные изменения: ухудшение памяти и внимания, нерешительность.

Подводя итоги можно прийти к выводу, что стресс - это состояние психического и физического напряжения, возникающее у человека под влиянием воздействийвнешней среды (стрессовых ситуаций) физического, психического, эмоционального характера, являющееся ответом организма на условия и требования, выдвигаемые внешней средой к личности, сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики, способное нанести необратимый вред психическому и физическому здоровью.

Стресс – неизбежный спутник любого современного человека, во всех сферах его жизнедеятельности и исключить его практически невозможно. Стресс, безусловно, явление весьма опасное, однако не стоит считать его исключительно негативным. Лёгкий стресс (эустресс по Г. Салье), как уже отмечалось выше, является средством активизации физической иинтеллектуальной деятельности, то есть,механизмом, содействующим успешной деятельности в сложных или непривычных условиях. Но,в то же время, он оказывает положительное влияние лишь до тех пор, пока не превысил определенного критического уровня [12; 146].Если же стресс становится затяжным, он явно способен нанести вред. Так как, психические и физиологические особенности организма каждого человека индивидуальны, следовательно,и стрессовые факторы оказываютна них различное влияние, в зависимости от стрессоустойчивости,то есть, способности мобилизоваться в критической ситуации, что определяет, будет ли это состояние положительно влиять на деятельность или способно дезорганизовать, вызвать ступор.Для защитыот негативных стрессовых последствий, необходимо уметь им управлять и своевременно предотвращать, снимая напряжение. Так как дети младшего школьного возраста составляют особую группу риска, подверженных «школьному стрессу», при этом не умеющих самостоятельно с ним справляться, педагоги и школьные психологи обязаны знать психические особенности детей,уметь распознавать признаки и симптомыстресса у учащихся.

1.2Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников.

Младшие школьники – это дети 611 лет.Для детей исследуемого возраста, на фоне активного психофизиологического развития, обеспечивающего возможность обучения в школе, характерны признаки[9]:

активное развитие познавательных потребностей и словесно-логического мышления, совершенствование работы головного мозга и нервной системы;

неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

нервно-психическая ранимость;

неспособность к длительному сосредоточению внимания на одном предмете или теме, повышенная возбудимость и эмоциональность. При этом эмоциональная сфера характеризуется: отзывчивостью на окружающую его действительность и на происходящие события; непосредственностью и откровенностью; готовностью к восприятию страха; высокой эмоциональной неустойчивостью, а порой повышенной мнительностью. Изменение условий жизни, связанные с поступлением в школу, а также школьные нагрузки, являются неизбежными стрессовыми факторами. Механизм развития детского стресса заключается встолкновении с новой для него ситуацией, а в связи с отсутствием опыта он не способен с ней бороться. Усугубляет же эту ситуацию зачастую – высокий уровень зависимости от взрослых – родителей, учителей, а соответственно страх перед ними.

Анализ основных причин стресса детей младшего школьного возраста, приводимых в литературе по детской психологии, позволяет их разделить на две группы: стрессы, связанные с проблемами в семье и стрессы, связанные со школьной жизнью. Причины стрессов первой группы, изучаются детскими и семейными психологами уже достаточно давно, они многообразны и специфичны – это сложные отношения между родителями, развод, смерть одного из родителей, рождение второго ребенка в семье, бытовые сложности, применение родителями неадекватных методов воспитания и т.д. Школьные же стресс-факторы, условно можно разделить на:

факторы межличностных отношений, к которым относятся такие как отсутствие взаимопонимания, со сверстниками и педагогом, в том числе, страх перед учителем, конфликты с одноклассниками, невозможность установить дружеские отношения, что приводит к замкнутости, чувству одиночества и незащищенности и глубоким внутренним переживаниям;

учебные факторы это многочисленные факторы, связанные с процессом обучения боязнь получить низкую оценку,оказаться хуже всех, страх перед контрольными и экзаменами, усталость от высоких нагрузок и т.п.

При этом семейные факторы стрессов и школьные не изолированы. Они тесно взаимосвязаны, и оказывая сильное влияние, отягощают протекание стресса, а порой и детерминируют друг друга. Так, семейные проблемы, могут напрямую сказаться на успеваемости в школе, а неудовлетворительная оценка вызвать семейный скандал и наказание, и последующий за ним страх снова получить плохую оценку.

Наиболее очевидными проявлениями стресса у детей являются страхи и тревожность.Тревожность – это реакция организма на стрессчувство, которое появляется, когда ребёнок сомневается, что он способен справиться с чем-либо, а невозможность контролировать ситуацию заставляет переживать и бояться.В психологии под термином «тревожность» понимается «…эмоциональное состояние и склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных реакций»[3; 75].Иными словами – это эмоциональный дискомфорт, связанный с ожиданием чего-то негативного, некой грозящей опасности. Наличие некоторого уровня тревожности является обязательнойестественной особенностью личности. Однако каждому индивидуприсущ свой уровень «полезной тревожности» [16; 39].Полезная тревожность поддерживает тонус, является некоторым источником энергии, регулирует чувство ответственности. Однако, повышенный уровень тревожности признак наличияпсихологического неблагополучия.

В психологии выделяют два вида тревожности:

1) тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность), например, перед первым школьным днем, перед экзаменом и т.п.;

2)тревожность как индивидуальная психологическая особенность человека (личностная тревожность)[17; 97].

Детские психологи в качестве важных аспектов детской тревожности выделяют:

Чувство тревожности у детей младшего школьного возраста очень часто необоснованно и не мотивировано и на самом деле не являются серьезной проблемой, например, опасения перед первым школьным днем, перед спортивным состязанием, однако, если случаи такой тревожности часто возникают, они могут привести к затяжному стрессу, поэтому не стоит их игнорировать.

Ребёнок, испытывающий тревожность, может ожидать, плохого исходане веря в собственные возможности (задания на контрольной работе будут сложнее, я не справлюсь и получу двойку).

Тревожность, может быть связана с чем-то конкретным, например, с математикой или иметь неопределенный характер, связанный со школьной жизнью в целом.

В современной психологической доктрине, принято считать, что тревожность это переживание неопределённой угрозы, очень часто воображаемого характера, когда ребенок порой не в состоянии объяснить, чего же он опасается и почему. Однако тревожность предшествует другому стрессовому признаку страху, возникающему, когда объект опасений уже осознан и конкретизирован. В школьной психологии укоренились термины «школьные фобии» страх перед посещением школы, страхи, связанные со школой – страх неправильного ответа, плохой оценки, страх необъективной оценки, страх быть не принятым одноклассниками и т.д.

Причинами возникновения школьных страхов у учащихся начальной школы могут явиться:

– характер самой системы школьного обучения (изменение режима, появление определенных обязанностейи т.д.);

–изменение стиля общения педагога и ученика (в детском саду общение с воспитателем было более «домашним», привычным, в школе же общение более «взрослое» официальное, порой фактором стресса является, то, что ребенка начинают называть по фамилии, а не по имени, как он привык);

– личностные особенности ребёнка (особенности его эмоционального реагирования, неадаптированностьдетей не посещавших детский сад и др.)[7; 2].

И.В. Дубровина выделяет два вида школьных страхов, испытываемых детьми при поступлении в школу – биологические и социальные. Также она отмечает их динамичность и связанные с ней особенности:

1) Наиболее сильные страхи переживаются первоклассниками, при этом, биологические страхи превалируют и представляют собой реальную или воображаемую угрозу и ассоциируются с самой школой, конкретным человеком (учитель, старшеклассник и т.п.). Социальные страхи основаны на возможности отторжения школьным социумом, если ты будешь плохо учиться, опоздаешь в школу и т.д.

2) По мере взросления и адаптации к новым условиям, биологические страхи имеют тенденцию к снижению, а социальные к усилению.

3) Наиболее сильный страх на протяжении всего периода обучения в младших классах страх быть наказанным [20; 6].

Очень часто дети, все свои школьные проблемы, страхи и тревоги держат в себе, поэтому важно их выявить, не упустив момент развития затяжного стресса, способного спровоцировать невротические расстройства. Симптомы школьного стресса проявляются не только в поведении, но и в общем состоянии ребёнка:

–Физиологические проявления – бессонница, быстрая утомляемость, частые психосоматические заболевания.

– Эмоциональные – раздражительность, повышенная тревожность, заниженная самооценка и др.

– Поведенческие – агрессивность или плаксивость, страхи.

–Познавательные – отсутствие интереса к учёбе, снижение интеллектуальной деятельности[18; 72].

Причины развития стресса, как уже отмечалось, разнообразны, однако, порой она кроетсяв работе педагога, когда самтого не желая и не осознавая, учительпровоцирует его развитие уученика, требуя поведения и высокого уровня успеваемости, игнорируя индивидуальные и возрастные особенности.Непосильность соответствия таким требованиям становится причиной развития негативных психических состояний учащихся.

1.3 Методы профилактики стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста

Вопрос профилактики и коррекциистрессовых состояний у школьниковв настоящее время оченьактуален.Проблемы причин возникновения психологического неблагополучия, а также поиск путей решения, являются объектом внимания многих педагогов и психологов: проблемыустойчивости эмоционального состояния в школьной жизни углублённо изучены в исследованиях таких отечественных психологов, как Б.А.Вяткин, А.И.Захаров, В.Р.Кисловская, Н.Д.Левитов, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханин. Психолого–педагогический аспектпричин, порождающих риски развития тревожности, а также поиска эффективных путей её педагогического предупреждения отражены в работах Б.И.Кочубей, A.В.Микляева, Е.В.Новикова, П.В.Румянцева и др.Идеи необходимости психологической поддержки личностиребенкаобоснованы К.Н.Вентцелем, К.Д.Ушинским, П.Д.Юркевичем, О.С. Анисимовым, Л.Н.Антоновой, А.А.Деркач, И.Н. Семеновым, Н.Ю.Синягиной и др.

Для использования и разработки программ сохранения и укрепления здоровья учащихся, школам предложены авторские программы психологического сопровождения учебного процесса. Наиболее популярными являются:

1) Программа «Жизненные навыки»– задумана как сквозной курс, рассчитанный на обучение детей с первого по одиннадцатый класс, творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством С.В. Кривцовой. Данная программа предусматривает осуществление психологической безопасности учащихся, в том числе, профилактику личностных расстройств у учащихся младших классов; развитие самостоятельности и повышение самоценности личности; коррекцию неадаптивного поведения[13].

2) Программа «Тропинка к своему Я» О. Хухлаевой для учащихся 1–4 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с целью психологического сопровождения учебной деятельности, направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, развитие интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, обучению способам преодоления трудностей, формированию коммуникативных навыков, умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Комплексное использование, программы способствует повышению ресурсов психологического противостояния негативным факторам окружающей ребенка реальности и созданию условий для полноценного развития личности ребёнка, успешной адаптации в школе[15].

Психологами – педагогамиразрабатывается и предлагается к использованию в учебном процессемероприятиянаправленные на снижение уровня тревожности, школьных страхов и иных предупредительных методов, развития стресса. Однакопроведение антистрессовой профилактики не должна заключаться в деятельности исключительно психолога – это непрерывная и всеобъемлющая работа, проводимая в процессе всей учебно-воспитательной работы и педагогами и родителями.

Анализнаучной литературы, а также опыт практикующих детских психологов и педагогов, позволяет сделать вывод, что наиболее эффективные методы профилактики антистрессовых состояний условно можно разделить по направлению работы на:

–диагностические;

– коррекционные;

– предупредительные;

по субъектам реализации,на:

–мероприятия проводимые психологами;

– мероприятия, проводимые педагогами;

– мероприятия, проводимые родителями.

Рассмотрим основные методы.

1) Метод тестирования – один из основных и в настоящее время обязательных, методов исследования уровня стрессовых состояний ребенка. При помощи данного метода проводится диагностика уровня тревожности, наличия страхов. Для данных целей, в начальной школе, обычно используется тест школьной тревожности Филлипса, позволяющийизучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, а такжепроизвести оценку эмоциональных особенностей отношений ребенка с одноклассниками и педагогами. Показатели теста дают представление как об эмоциональном состоянии ребенка в целом (общая тревожность), так и о частных ее проявлениях. Также при помощи тестирования проводится исследование на выявление у детей наличия и характера страхов, связанных со школой. Проектный тест тревожности личности Кондаша–А.М. Прихожана, позволяет выявить причины стресса.В начальной школе, особенно среди первоклассников, перспективно использовать метод А.И. Захарова «Мои страхи», разработанный для детей дошкольного возраста, но дающий адекватные результаты и при обследовании детей младшего школьного возраста. Суть метода заключается, в рисовании детьми цветными карандашами на школьные темы, беседе о страхах и ответах на вопросник. Тест на исследования страхов М.А. Панфиловой – это модифицированный метод А. И. Захарова предполагающий выявление и уточнение преобладающих видов страхов.Аналогично работает и тестЦТО (цветовой тест отношения), позволяющий выяснить отношение ребенка к учителям, предметам. Детский вариант многофакторного личностного опросника Р.Кеттела, фильм–тест по методике Жиля Реме – способствуют установить проблемы и их причины в отношениях со сверстниками. Данные методы позволяют выявить уровень тревожности, причины и характер страхов, эмоциональные особенности, уровень стрессоустойчивости ребенка и в дальнейшем определить и рекомендовать методы работы, индивидуальный подход в обучении и т.д[19].

2) Метод анкетирования. Как правило, применяется при поступлении в школу, предполагает проведение анкетирования родителей на выявление характера, уровня эмоциональности и иных психических особенностей детей. В дальнейшем, могут проводиться анкетирования, на тему испытывает ли Ваш ребенок стресс.

3) Метод беседы – проводится педагогом-психологомкак с родителями, на тему стресса и профилактики, в том числе, содержащие инструкции по наблюдению за состоянием ребенка и рекомендации по антистрессовой профилактике, а также педагога и родителей с детьми. Такая беседа должна иметь позитивный характер, иметь цель снизить уровень тревожности, и страхов, подбодрить ребенка, повысить его самооценку.

4) Метод наблюдения, заключается в повседневном наблюдении за состоянием и поведением детей, выявлении признаков стресса, повышения тревожности. Наблюдение проводится в первую очередь родителями, однако, педагог также должен быть внимателен и при первых же тревожных признаках сообщить родителям и школьному психологу.

5) Применение в учебной деятельности методов психологической разгрузки и снятия напряжения, таких как:

–ролевые игры, используемые при изучении материала;

– перерывы в занятиях на выполнение физических упражнений и дыхательной гимнастики, психогимнастики, музыкотерапию, упражнений на релаксацию;

–цветотерапия– окружающая обстановка школьного кабинета и детской комнаты дома не должны содержать агрессивных, напрягающих тонов.

– проведение занятий способами:«Комнаты психомоторной коррекции»,«Пертра», «Кубиками Никитина»–комплекты игрового и учебного оборудования, предназначенного для организации развивающего и коррекционного обучения.

В общении с детьми младшего школьного возраста следует проявлять лояльность, мягкость и понимание. Непрерывность обучения, как бы она не была желательна для педагога и родителей, отнюдь не укрепит детского здоровья, да и вряд ли будет иметь успех. Поэтому, необходимо время на отдых. Не следует усаживать ребенка за уроки сразу после возвращения домой – необходимо дать время на отдых и игры.

6) Индивидуальный подход в предъявлении требований к ребенку, в зависимости от его личных особенностей. Не следует осуждать и выговаривать ему за плохие оценки, тем более публично. Оцениваться должна работа, а не личность. В данном случае, необходимо, выявить причины, снизить требования, дать ребенку возможность повысить самооценку, а соответственно и его возможности. Проявление сочувствия и понимания к его неудачам, как в учете, так и к коммуникативным проблемам, лучше дадут понять, что он со своей проблемой не один на один, его готовы понять и помочь.

7) Если же ситуация усугубляется, целесообразной будет консультация у психолога.

Педагогически грамотная позитивная политика в учебной деятельности способна повышать сопротивляемость детских организмов стрессам и снижать их негативные последствия. Учитель начальных классов должен знать основные причины развития стресса, уметь избегать развития стрессовых ситуаций, активно внедрять в свою деятельность антистрессовые методы работы. А самое главное, он сам не должен являться стрессором для ребенка.

Выводы по 1главе

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы.

Под стрессом принято понимать состояние психического и физического напряжения, возникающее у человека под влиянием воздействий внешних факторов, физического, психического, эмоционального характера, являющееся ответной реакцией организма на изменяющиеся условия и предъявляемые требования, выдвигаемые внешней средой к личности, сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Стресс может иметь как положительное воздействие, в виде мобилизации и концентрации внутренних возможностей и направлении их на решение задачи (легких кратковременный стресс или эустресс), так и негативное – причинить необратимый вред психическому и физическому здоровью (дистресс).

Стрессам подвержены не только взрослые, но и дети, а дети начального школьного возраста, особенно, так как, их психика не сформирована, эмоциональное состояние не стабильно, и они еще не обладают достаточным жизненным опытом для борьбы со стрессом. При этом, изменение условий жизни, в связи с поступлением в школу, сами по себе являются стрессовыми факторами.

Наиболее очевидными проявлениями стресса у детей являются страхи и тревожность. Для исключения и снижения развития тяжелых стрессовых состояний у детей, необходима антистрессовая профилактика, заключающаяся в диагностировании, применении методов снижения уровня тревожности и развития страхов, консультациях психолога.

Глава 2. Экспериментально-практическая часть, направленная на изучение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

2.1 Диагностика стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста

Диагностическая работа, в настоящее время, сталаобязательным звеном работы педагогической деятельности, проводимой с целью получения информации о протекании и результатах учебно– воспитательного процесса,позволяющей провести анализ и раскрыть тенденции развития ребенка, выявить динамику, проблемы и причины их возникновения, а также накопить статистические данные. Исследование психического состояния учащихся не является исключением, при этом, такая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение школьника на протяжении всего периода обучения для определения индивидуальных особенностей и склонностей,потенциальных возможностей, выявление причин и механизмов появляющихся психологических проблем, одной из которых является стресс.

Психолого-педагогическая диагностика в школе преследует решение следующих задач:

–составление общего социально-психологического портрета школьника, содержащего его личные психологические особенности, в том числе способность к стрессоустойчивости;

– определение методов и форм оказания помощи, детям, испытывающим психологический дискомфорт;

– выбор индивидуальных и групповых методов, средств учебно–воспитательной работы в соответствии с присущимиребенку (детям) особенностям.

Из форм организации такой диагностической работы выделяют следующие:

1) Комплексное (фронтальное) психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели, представляющее собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выявить детей с высокой стрессоустойчивостью «стрессовоблагополучных», и низкой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, страхами и т.д. «стрессовонеблагополучных» - составляющих группу риска. Основными способами получения информации при комплексном обследовании младших школьников являются:опросы педагогов и родителей;наблюдение за школьниками;психологическое обследование – тестирование, анкетирование, опросы;анализ классных журналов, ученических тетрадей и материалов предыдущих обследований.

2)Углубленное диагностическое обследование используется при выявлении при первичной диагностике сложных случаев – высокого уровня тревожности, наличия страхов, способных спровоцировать нервное расстройствои включает применение индивидуальных формметодов работы с ребенком.

3) Оперативное диагностическое обследование применяется при необходимости срочного получения информации, для чего используются экспресс - методики, анкеты, беседы, опросы и т.д[2].

Проведение психодиагностического исследования, является основной задачей школьного психолога, однако, педагоги также должны знать методы проведения диагностических процедур и уметь интерпретировать полученные данные. Это необходимо, во-первых, чтобы оказывать оперативную помощь психологу в сборе информации; во вторых, именно педагоги внедряют в учебно-воспитательную работу методы психологической разгрузки и им необходимо установить их результативность; в третьих, в стране существует масса школ, особенно в сельской удаленной местности, в штате которых, просто нет психолога, и вся психодиагностическая работа ложится на плечи учителя.

Одним из методов любого диагностического исследования являетсяэксперимент, сущность которого заключается в специальной организации деятельности с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез. Если гипотеза, или предложение находит своё подтверждение, исследователь делает соответствующие выводы. Если же нет, то ищет иные пути решения.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды-этапы эксперимента: констатирующий, созидательно– преобразующий (практический) и контрольный[4; 98].В своей совокупности они являются единой диагностической работой.В школе такая диагностическая работа, обычно, проводится для выяснения успешности усвоения учебного материала и выявления имеющихся проблем, эффективности применяемых методик обучения. При исследовании стрессовых состояний трехэтапный эксперимент также применим. Констатирующийэксперимент, проводимый в начале исследования,позволяет зарегистрировать первоначальные данныеострессовом состоянии ребенка, уровне общей тревожности в классе и т.д. При помощи различных методов, исследоваться могут какие-то конкретные характеристики:уровень и виды тревожности, страхи, эмоциональное состояние, так и несколько взаимосвязанных характеристик или уровень стрессоустойчивости. Также экспериментальным путем может исследоваться уровень стресса, например, перед экзаменом или иной ответственной работой. Созидательно-преобразующий этап представляет собой комплекс мероприятий, направленных на профилактику возникновения стрессовых состояний, снижение напряжения, тревожности, нейтрализации школьных фобий и т.д.Контрольный этап даёт представление об успешности или не успешности проводимой антистрессовой программы.

Методы исследования экспериментатор определяет самостоятельно, на основе рекомендованных методик, адаптированных в конкретной школе, к возрасту, ситуации, исследуемых, поставленных задач и имеющихся проблем. Обследования могут проводиться в виде групповых обследований (тестовые) и индивидуальных. Как правило, индивидуальные проводятся выборочно, с детьми, тестовые результаты которых вызвали какие-либо сомнения.

Для изучения стрессовых состояний у учащихся начальной школы, обычно применяются такие методики обследования как:

1) Опросник Филлипса, используемый для изучения характера и уровня школьной тревожностиу младших школьников, с целью изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 55 вопросов, такого характера:

–Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

–Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

–Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

–Снится ли тебе временами, что учитель сердится от того, что ты не знаешь урок?и т.д.,которые могут зачитываться школьникам или предлагаться в письменном виде. На которые требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Данный метод позволят получить результаты по таким факторам как: уровень общей тревожности в классе, переживания социального стресса, потребность в достижении успеха и переживание невозможности достижения, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

2) «Шкала тревожности» Кондаша, в адаптации А.М. Прихожана. При помощи данной методики можно выявить следующие виды тревожности: школьная, самооценочная и межличностная. Сам тест представляет собой перечень ситуаций, таких как:

– ответ у доски;

– пойти в дом к незнакомым людям;

– участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах;

– разговаривать с директором школы;

– учитель смотрит по журналу, кого бы спросить;

– тебя критикуют, в чем-то упрекают;

– после контрольной называют отметки;

– на тебя не обращают внимание и др.

Учащемуся необходимо выбрать один из четырех ответов: ситуация совершенно не кажется неприятной (0 баллов); ситуация немного волнует, беспокоит (1 балл); ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ее лучше избежать (2 балла); ситуация очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх (3 балла); ситуация крайне неприятна, ее нельзя перенести, она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх (4 балла).

3) Метод неоконченных предложений, позволяющий диагностировать наличие «школьных стрессов» в различных сферах общения и деятельности школьника. Детям предлагается окончить предложения:

Когда я думаю о школе…

Когда я иду в школу…

Когда звенит звонок…

Когда я вижу учителя…и т.п.

Анализ детских ответов позволяет выявить школьные фобии и уровень тревожности в отношении той или иной школьной ситуации.

4) Проективная методика рисунка В.К.Лосевой,Г.Т. Хоментаускас «Моя семья» - с целью определения уровня эмоционального благополучия или психологического дискомфорта в семье;особенностей внутрисемейных отношений и эмоционального самочувствия ребенка; субъективное отражение своего психического состояния в семье и др. заключается в анализе детских рисунков, выполненных по заданию: отсутствие или присутствие на рисунках кого-либо из членов семьи, размеры и расположение фигур.

5) Методы анализа рисунков, А. И. Захароваи М.А. Панфиловой – способствующие выявлению и уточнению преобладающих видов школьных фобий, установить уровень тревожности, причины и характер страхов, эмоциональные особенности, уровень стрессоустойчивости ребенка и в дальнейшем определить методы дальнейшей работы, индивидуальный подход в обучении.

6) Проективная методика и «Я в школе» Л.И. Божович, также является адаптацией рисуночных методик Г.Т. Хоментаускаси А. И. Захарова, позволяющей определить проблемы взаимоотношений с одноклассниками, эмоционального благополучия ребенка.

7) Так как, дети данной возрастной группы еще не всегда способны объективно ответить на все необходимые вопросы, то для адекватности оценки состояния ребенка, его стрессоустойчивости обязательно используется анкетирование родителей.

Каждая из приведённых методик имеет свои правила интерпретации, критерии и систему оценок стрессовых состояний, предлагаемые их авторами.

По методике Филлипсазначения показателей тревожности, превышающие 50%, говорят о повышенной тревожности, а 75 % - о высокой тревожности ребенка, в итоге, выделяют три уровня развития стрессовых состояний по каждому из факторов, их анализ в совокупности позволяет сделать в вывод об общем состоянии ребёнка,например,

Таблица 1

Уровни тревожности

Уровень

Показатели критерия отнесения

Высокий

Ребенок находится в постоянном напряжении: высокий уровень тревожности и страхов, угрожающих здоровью.

Повышенный

Ребенок довольно напряжен и тревожен, но пытается справляться с ситуацией самостоятельно. Состояние пока не критично, но ребенок нуждается в психоэмоциональной разгрузке.

Нормальный

Ребенок легко справляется с проблемами. К трудностям относится рассудительно, справляется самостоятельно. Умеет снимать напряжение.Стрессоустойчив.

Шкала Кондаша предусматривает пять уровней тревожности по все трем видам тревожности:

Таблица 2

Уровни тревожности по методу Кардаша

Уровни тревожности

Виды тревожности

Общая

Самооценочная

Школьная

Межличностная

Нормальная

       

Несколько повышенная

       

Высокая

       

Очень высокая

       

Чрезмерное спокойствие

       

В качестве примера,нами был проведена экспериментальная работа, направленная на изучение стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста по методуФиллипса, так как, данная методика позволяет выявить достаточно широкий спектр проблем, а содержание теста адаптировано к восприятию детьми изучаемой возрастной группы.Анализ полученных результатов приведены в параграфе 2.3. В обследовании принимали учащиеся 2-го класса, в количестве 8 человек.

2.2. Система упражнений, направленная на профилактику стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста

Второй практический этап имеет цель профилактики и коррекции нарушений психологического здоровья детей. Нами предлагается комплекс упражнений, направленных на снятие психического напряжения у учащихся 1–2 классов.

Работу по профилактике развития стрессовых ситуаций, рекомендуется проводить в трёх направлениях:снятие мышечного напряжения; обучение ребенка управлению собой в сложных для него его ситуациях; повышение самооценки.В работе необходимо придерживаться следующих правил: упражнения и игры не должны содержать элементы состязательности;избегать сравнениядетей друг с другом;хвалить всех детей одновременно;обращаться к ребенку по имени.

Цель: Психологическая поддержка детей.

Задачи:снятие психоэмоционального напряжения, мышечной скованности; предупреждение развития стрессовых состояний; устранить имеющиеся страхи; повысить уверенность в себе, снизить тревожность.

Содержание комплекса представлено в таблице 3:

Таблица 3

Комплекс антистрессовых упражнений

№ п/п

Цель упражнения

Содержание

Решаемые задачи

1

2

3

4

1

Снятие мышечного напряжения

1) Упражнения для снятия усталости мышц:

«Стряхиваем воду с пальцев»:

Руки согнуты в локтях ладони вниз, кисти расслаблены -
быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

«Лимон»:

Опустить руки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Руку медленно сжать как можно сильнее в кулак. Затем бросить «лимон» и расслабить руку.

«Потягушки»:

Заложить руки за голову и, откинувшись на стуле, потянуться, сделав несколько глубоких вдохов и выдохов

2) Упражнение для глаз:

Крепко зажмуриться и широко открыть глаза 5–6 раз подряд с интервалом в 30 секунд.

Быстро моргать в течение 1–2 минуты.

3) Самомассаж. Массируется пальцамиобласть лба и задняя поверхность шеи.
4) Дыхательные упражнения:

Вдохнуть, медленно выдохнуть, затем также медленно сделатьглубокий вдох.
Задержать дыхание на четыре секунды,
медленно выдохнуть и медленно сделать глубокий вдох.
5) «Ленивая кошечка»

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

5)Игра «Насос и мяч» - один играющий изображает надувной мяч, другой насосом надувает мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, мышцы расслаблены. По мере надувания «мяча», он постепенно выпрямляется, напрягается. «Мяч» надут. Шланг насоса выдёргивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело обмякает.

Снимается физическое напряжение, улучшается сон, настроение, повышается работоспособность, снижаются явления гипоксии.

Продолжение таблицы 3

Комплекс антистрессовых упражнений

1

2

3

4

2

Снятие психо-эмоционального напряжения, обучение управлению эмоциями

1) Расслабление через зрительные представления:

Предложить детям закрыть глаза и представить, что, вы нежитесь на пушистом облачке; качаетесь на волнах,
лежите на нагретом песке.

2) Игра «Лицо загорает». Предложить детям представить, что они сидят на улице под солнцем: Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать зубы и губы. Летит жучок, собирается сесть кому – на язык. Крепко закрыть рот. Жучок улетел – слегка открыть рот, облегчённо выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела – расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях – двигать бровями вверх-вниз. Бабоч улетела совсем – спать хочется,

3) Игра «Смешинка».

Ведущий. Сегодня мы будем веселиться. Просто так. Хочется нам – и веселимся. Садитесь на стульчики и настраивайтесь смеяться. Просто смешно, и всё тут. Я помогу вам. Пальчик покажу. Улыбаемся. Смеёмся. Сначала тихонько, потом громче. Ой, смешинка в рот попала. Хохочем во всё горло!

4) Игра «Шалуны»

Учитель предлагает детям по сигналу пошалить: бегать, прыгать, смеяться ит.д. По второму сигналу все шалости должны прекратиться.

Снимается эмоционально-психическое напряжение и усталость,улучшается настроение, повышается работоспособность, снижается уровень агрессии.

3

Снятие тревожности и страхов

1) Беседы с детьми о тревогах, неприятностях, которые они испытывают, во время которых, постараться выяснить, чего дети опасаются больше всего в школьной жизни, какие переживания испытывают. Объяснить, что их опасения напрасны преувеличены.

2) Совместное чтение рассказов и сказок на школьные темы с хорошим концом.

3)Упражнение «Приятное воспоминание».
Детям предлагается вспомнить ситуации, когда им было хорошо, спокойно и чувства которые они при этом испытывали. Дать на это упражнение от 5 до 10 минут.

Снижает уровень тревожности и страхов. Способствует установлению доверительных отношений между детьми и между детьми и педагогом.

Продолжение таблицы 3

Комплекс антистрессовых упражнений

1

2

3

4

3

Снятие тревожности и страхов

4)Игра «Гусеница» - игра учит доверию и взаимопомощи.

Дети выстраиваются в цепочку, руки кладутся на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажимается воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до мяча нельзя. Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, дети должны пройти по определенному маршруту. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

5) Игра «Смена ритмов» - способствует тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее напряжение.

Педагог начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре,.. Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно ведущий, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

 

4.

Повышение самооценки

1) Беседы на тему – какими дети себя представляют, об уверенности в своих силах и возможностях.

2) Чтение рассказов, на данную проблематику: Д. Соколов «Смелый мальчик и тетушка ночь», Т. Холкина «Как Андрюша гостей встречал», и т.д.

3) Дискуссия на тему «Самое-самое» - дает понятие о самоценности человеческого «Я».
Педагог предлагает записать в тетради, что самое ценное в жизни. Затем дети зачитывают, а педагог записывает ценности на доске. Затем каждый пункт обсуждается.
Нужно подвести детей к тому, что самое важное и ценное в жизни человека - это сам человек. Каждый человек неповторим и представляет ценность и необходимо любить не только кого-то, но и самих себя.

4) Упражнение «Неоконченные предложения»- развивает рефлексию
Детям предлагаются устно или письменноокончить предложения: «Я люблю», «Меня любят», «Я забочусь», «Обо мне заботятся», «Я верю…», «В меня верят…».

Повышает самооценку и уверенность в себе, способствует установлению коммуникативных отношений.

Окончание таблицы 3

Комплекс антистрессовых упражнений

1

2

3

4

4

Повышение самооценки

5) Игра «Волшебный стул» - способствует повышению самооценки, улучшению взаимоотношений между детьми.

Предварительно необходимо узнать значение имени каждого ребенка. Изготовить корону и «Волшебный стул»- обязательно высокий. Педагог проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей, участвующих в игре. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

 

2.3 Анализ эффективности системы упражнений, направленных на профилактику стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста

Результаты констатирующего эксперимента, выполненного по методике Филипса, приведены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты констатирующего эксперимента

Имя испытуемого

Факторы тревожности

Общий результат

Общая тревожность в школе

Переживания социального страха

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Аня Р.

22,8

53,6

31,7

35,1

35,3

0

0

73

31,43

Дина Ш.

36,4

51,4

30,3

33,5

49,4

40

20

50,5

38,9

Ира К.

71,7

58,9

33,3

83,3

87,8

60

50

75

65

Олег Н.

73,9

63,4

48,9

85

87,1

50

50

75

66,6

Оля П.

23,6

51,4

28,4

35

33,3

0

0

37,5

26,15

Рома С.

53,9

49,9

49,8

35,5

75,7

50

60

75

56,2

Саша Г.

49,8

51

45,1

45

75

40

50

61

52,1

Ян Е.

23,1

33,3

33,1

43

50

33

20

41

34,6

Общее среднее по каждому фактору

44,4

51.6

37,6

50

61,7

34,1

31,2

61

46

Анализполученный данных, позволяет сделать вывод, совокупный средний результат по всем испытуемым по всем факторам находится в пределах нормы, но он очень близок к повышенному. 50% испытуемых показали общий средний результат уровня тревожности в пределах нормы и у 50% - отмечается повышенная тревожность. Среди отдельных факторов,наибольший уровень тревожности отмечается по факторам страха ситуации проверки знаний; страха проблем в отношениях с учителямии страх самовыражения (у двух детей Ира К. и Олег Н.) показатели по данным факторам высокие). Также у этих ребят достаточно высокие показатели общей тревожности в школе.Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что большинство испытуемых довольно напряжены и тревожны, хотя и пытаются справляться с ситуацией, но все же испытывают психологически дискомфорт. Особенную тревогу вызывают проблемы самовыражения и проверки знаний, соответственно, дети не уверены в себе и нуждаются в психоэмоциональной разгрузке.

После проведения комплекса занятий по профилактике стрессов, был проведен повторный, контрольный эксперимент, результаты которого приведены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты контрольного эксперимента

Имя испытуемого

Факторы тревожности

Общий результат

Общая тревожность в школе

Переживания социального страха

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Аня Р.

20,6

49,9

31,7

30,1

35,3

0

0

60

28,45

Дина Ш.

35,4

50,3

30,3

33,5

49,4

40

20

50

38,4

Ира К.

65,8

54,9

32,3

75,3

71,3

53

50

63

58,2

Олег Н.

68,3

59,1

47,9

73

79,0

50

50

67

61,7

Оля П.

23,6

49,4

28,4

35

33,3

0

0

35,5

25,6

Рома С.

51,9

47,8

46,8

35,5

69,7

50

50

67

52,3

Саша Г.

47,8

49

45,1

45

69

40

50

60

50,7

Ян Е.

23,1

33,3

33,1

43

50

33

20

41

34,5

Общее среднее по фактору

37,4

43.6

36,9

46,3

48,1

33,25

30

55,4

43,7

Наглядно проследить динамические изменения можно на представленной ниже диаграмме. Факторы тревожности в диаграмме, приведены в последовательности, согласно таблице.

Рис. 1 – Динамические изменения данных констатирующего и контрольного эксперимента

Проанализировав данные показателей можно прийти к выводу, что наиболее выражена положительная динамика по таким факторам как: проверка знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность в школе. У Иры К. и Олега Н. личные показатели по данным факторам еще достаточно высокие, но тем ни менее, отмечается заметное снижение. С данными детьми, кроме групповых занятий, также необходимо проводить индивидуальные занятия с психологом.

Незначительные положительные изменения по факторам: фрустрация потребностей и страх несоответствия ожидания окружающим. Однако, исходное состояние тревожности по данным факторам не вызывало опасений.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа занятий по снижению стрессовых состояний показала положительный результат.

Выводы по 2главе:

Обязательным элементом педагогической деятельности является психолого– педагогическая диагностика, решающая задачи, составление общего социально-психологического портрета школьника, определение методов и форм оказания помощи, выбор индивидуальных и групповых методов, средств учебно– воспитательной работы в соответствии с особенностями ребёнка.

Наиболее часто используемым методом диагностики является эксперимент. Нами был проведенатрехэтапная экспериментальная диагностика стрессовых состояний у учащихся второго класса в составе 8 человек.

На первом этапе (констатирующий эксперимент), было установлено состояние уровня и характера школьной тревожности по методу Филлипса, который показал, что у 50% исследуемых по таким факторам школьной тревожности как: проверка знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность в школе – уровень тревожности повышен.

На втором этапе (практическом) –проведена работа по профилактике развития стрессовых ситуаций и снижения школьной тревожности, с применением специально разработанной системы упражнений и игр.

На третьем контрольном – проведено повторное тестирование исследуемых по методике Филлипса, с целью установить динамику уровня тревожности. Результаты анализа данных эксперимента дали положительный результат.

Заключение

Стресс – одна из самых острых проблем нашего времени, касающаяся и школьной жизни современного ребенка. Стресс, в современной психологи, понимается как состояние психического и физического напряжения, возникающее у человека под влиянием воздействий внешних факторов, физического, психического, эмоционального характера, являющееся ответной реакцией организма на изменяющиеся условия и предъявляемые требования, выдвигаемые внешней средой к личности, сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.В представленной работе нами была сделана попытка рассмотреть влияние стресса на детей младшего школьной возраста, причины его возникновения, последствия, а также методы борьбы со стрессовыми явлениями. По итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

По силе и продолжительности воздействия принято различать два вида стресса эустрее и дистресс. Эустресс стресс, обычноимеет положительное –мобилизующее и концентрирующее воздействие, способствующее решению задач. Дистрессдлителен и мощен по силе напряжения - способен причинить необратимый вред психическому и физическому здоровью.

Школьная жизнь неизбежно сопряжена с возникновением стрессовых ситуаций. Причиной стресса является и сама школьная, новая для младшеклассников жизнь и напряжённость учебного процесса. Наиболее очевидными проявлениями стресса у детей являются страхи и тревожность. Для исключения и снижения развития тяжелых стрессовых состояний, необходимо проведение антистрессовой профилактики, включающую в себя:диагностирование стресса, применение методов снижения уровня тревожности и развития страхов.

Психолого-педагогическое диагностирование, является первым и важным элементом учебного процесса.

В ходе подготовки работы нами был проведен трехэтапная экспериментальная диагностика стрессовых состояний у учащихся второго класса в составе 8 человек.

На первом этапе (констатирующий эксперимент), было установлено состояние уровня и характера школьной тревожности по методу Филлипса, который показал, что у 50% исследуемых по таким факторам школьной тревожности как: проверка знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, общая тревожность в школе – уровень тревожности повышен.

На втором этапе (практическом) – проведена работа по профилактике развития стрессовых ситуаций и снижения школьной тревожности, с применением специально разработанной системы упражнений и игр.

На третьем контрольном – проведено повторное тестирование исследуемых по методике Филипса, с целью установить динамику уровня тревожности. Результаты анализа данных эксперимента дали положительный результат. Соответственно, нами сделан вывод, что систематическое применение упражнений на снятие физического, эмоционального напряжения, повышение уровня самооценки, способствует снижению уровня тревожности и страхов, соответственно является надежным и необходимым методом профилактики школьных стрессов.

Список используемой литературы

1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения[Текст] / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Санкт-Петербург.: Питер, 2013. – 624 c.

2. Бондаренко, Ю.Т. Психологическая диагностика в школе. Мультиурок [Электронный ресурс] / Ю.Т. Бондаренко.– Режим доступа: https://doc4web.ru/ (посещение14.04.2019г.)

3. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст]/ С.Ю. Головин.– Минск.: Харвест, 2005. –975 с.

4. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие [Текст] / под ред.В.И. Журавлёва. – Москва.: Просвещение, 1988. – 237 с.

5. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров) [Текст] / Б.С. Волков. – Москва.: КноРус, 2018. – 140 c.

6. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие [Текст]/ О.О. Гонина. – Москва.: Флинта, 2016. – 272 c.

7. Дубов, И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности педагога на учащихся[Текст] // Вопросы психологии. 1990, №5. –С. 21

8. Иванова, В.Э. Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] /В.Э. Иванова. – Режим доступа: https://nsportal.ru/(посещение от 15.04.2018г)

9. Ильина, Л.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная сеть работников образования[Электронный ресурс] / Л.А. Ильина.– Режим доступа:https://nsportal.ru/(посещение от 15.04.2018г)

10.Китаев–Смык, Л.А. Психология стресса[Текст] / Л.А. Китаев–Смык. – Москва.: Наука, 1983. – 356 с.

11. Кокс,Т. Стресс [Текст] / Т. Кокс – Москва.: Медицина, 1981. – 213 с.

12. Котик, М.А. Психология и безопасность[Текст]/ М.А. Котик. –Таллин: Валгус, 1989 – 448 с.

13. Кривцова, С.В.Жизненныенавыки. [Текст] / С.В.Кривцова, Д.В.Рязанова, О.И.Еронова; под ред.С.В.Кривцовой. – Москва.: Генезис, 2012.–336 с.

14. Леонова, А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса[Текст] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2000. – № 3. – С. 4–22.

15. МорозоваА.Ф. Педагогическая поддержка учащихся как условие предупреждения рисков школьной тревожности в отечественном и зарубежном опыте [Текст]/ А.Ф. Морозова. –диссертация на соискание уч.ст. канд. пед. Наук. –Казань. – 2008г. –248с.

16. Ольшанский, Д. В. Страх[Текст] // Диалог №5 – 1991. –С.234

17. Прихожан, А. М.Психология тревожности[Текст] / А.М. Прихожан. – Санкт-Петербург.: Питер, 2009. – 192 с.

18. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И. В. Дубровиной. Москва.: Просвещение, 1991.– 307 с.

19. Рогозина, И.Г. Тест школьной тревожности Филипса.Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / И.Г. Рогозина. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ (посещение 27.04.2019г)

20.Руководство практического психолога[Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва.: Просвещение,2000. – 30с.

21. Соломахо,Э.П., Климачева, Е.В. Стресс и стрессоустойчивое поведение [Текст] // Лесной вестник№ 4–2003г. –С. 172

22. Селье, Г. Стресс без дистресса[Текст] / Г. Селье. - Москва.: Прогресс, 1979. – 124 с.

23. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова– Москва.: Педагогика, 1975. – 318 с.

24. Франкенхойзер, М. Некоторые аспекты исследований в физиологической психологии // Эмоциональный стресс [Текст] / Под ред. Л. Леви. Ленинград.: Медицина, 1970. –365 с.

25.Хухлаева, О.В.ТропинкаксвоемуЯ: уроки психологии в начальнойшколе(1–4) / О.В. Хухлавева. –Москва.:«Генезис», 2006 г. – 201с.

26. Юнусова, С.Г., РозентальА.Н., Балтина Т.В. Стресс. Биологический ипсихологические аспекты[Текст] // Учебные записки Казанского университета. Том 150, кн. 3 Гуманитарные науки № 5 –2008 г., С. 139

Приложение

Приложение 1

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Тест опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания.

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

15. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

16. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

17. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

18. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

19. Похож ли ты на своих одноклассников?

20. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты это сделал ?

21. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

22. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос у доски?

23. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

24. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

25. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

26. Боишься ли ты временами вступать в спор?

27. Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

28. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

29. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

30. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой? 31. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

32. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо*?

33. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

34. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

35. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

36. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

37. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

38. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

39. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

40. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

41. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?

42. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

43. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?

44. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты; что вот-вот расплачешься?

45. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

46. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

47. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

48. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

49. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

50. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

51. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

52. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

53. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

54. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

55. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Просмотров работы: 1612