ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Суздалева М.Д. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы. Когда мы говорим младший школьник, то в это понятие включаем ребенка 6-11 лет, на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность – учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на весь его психологический облик, на все его поведение. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Поведение приобретает черты произвольности, намеренности, осмысленности, способности следовать определенным правилам, нормам поведения. Новое для ребенка положение в обществе – положение человека, который занят общественно важной и оцениваемой обществом деятельностью, т.е. учением, - влечет за собой перемены в отношениях с другими детьми, со взрослыми, в том, как ребенок оценивает себя и других.Формируемое мировоззрение ребенка, складывается круг моральных, идейных представлений и понятий. Обогащается мир его чувств, эстетических переживаний, шире становятся увлечения трудовые, художественные, спортивные. То есть, как особо подчеркивал Л.С. Выготский, личность не является врожденной, она возникает в результате культурного и социального развития.

Проблема развития личности детей младшего школьного возрастадавно находится в центре внимания у многих педагогов и психологов. Ей посвятили труды такие ученые как: Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова. Идеи влияния системы образования на развитие личности ребенка отражены и в исследованиях С.Ф. Арслановой, С.А. Ганиной.

Таким образом рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь вся жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является.

Цель работы – теоретически обосновать и апробировать систему упражнений, направленных на формирование личности детей младшего школьного возраста.

Объект исследования – процесс формирования и развития личности.

Предмет исследования – формирование и развитие личности детей младшего школьного возраста средствами системы упражнений во внеурочной деятельности

Задачи:

Рассмотреть психолого-педагогические особенности младших школьников

Рассмотреть и проанализировать программы, направленные на формирование и развитие личности младших школьников

Исследовать особенности формирования личности у младших школьников

Теоретической основой исследования являются работы: Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, С. Л.Рубинштейна, В.В.Давыдова и других.

Работа состоит из введения, двух глав, шести подглав, выводов по каждой главе, заключения и списка литературы.

При написании курсовой работы использовались учебники по возрастной психологии, статьи периодических изданий, посвященные теме исследования; учебные пособия, посвященные теме исследования.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МАОУ СОШ 19. В эксперименте участвовали учащиеся 2 В класса в количестве 17 человек.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования и развитиядетей мледшегошколного возраста

1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Проблема формирования личности и развития ребенка являетсяодной из наиболее значимых тем исследования,для представителей как практической, так и теоретической педагогики и педагогической психологии, в задачи которых входит выявление наиболее эффективных условий развития, формирования и социализации личности. В основе успешного решения данных задач лежит учет психологических особенностей детей определенной возрастной группы, при выстраивании учебно-воспитательной работы.

В отечественной педагогике возрастной период укладывающийся в понятие «младший школьный возраст»соответствует 6-11 годам. Это особенный период, так как, именно в этом возрастезакладывается фундамент будущего нравственного поведения, усвоение основных моральных норм, формируется направленность личности, проявляются склонности и таланты, а соответственно ипотребности в их развитии. Повышенная чувствительность детей данного возраста определяет большие потенциальные возможности их разностороннего развития, а правильный педагогический подход будет способствовать раскрытию ребенка и развитию гармонично развитой личности.

В педагогике и психологии существует несколько теорий факторов, определяющихпсихическое развитие детей в различные возрастные периоды. Например, согласно теории З.Фрейда развитие личности объясняется действием биологических факторов и опытом семейного общения. При этом выделяется пять стадий психического развития, на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела.Возраст 6 - 12 лет соответствует латентной стадии.[19; 84]

В современной педагогической психологии наибольшую популярность завоевали теории Л.С. Выготского и Жана Пеже.

В основе периодизации Л.С.Выготского лежит утверждение, что психическое развитие ребенка напрямую зависит от ведущей деятельности возрастной группы, которая и имеет решающее значение – игра, учебная деятельность и т.д. Однако, со сменой возрастной группы виды деятельности, считающиеся основными в предыдущей группе, не исчезают – они продолжают существовать параллельно, но ужкне являются главными определяющими для психического развития. Так, для младшего школьного возраста основной деятельностью является учебная, но игровая деятельность, преобладавшая в дошкольном возрасте, еще продолжает занимать в жизни ребенка значимое место.[7; 175]

Когнитивная теория Жана Пиаже, выстроена на том, что человек, в своем умственном развитии проходит четыре основных периода:

- сенсомоторный или чувственно-двигательный - от рождения до двух лет;

- дооперативный от двух до семи лет;

- период конкретного мышления - семь - одиннадцать лет

- период формально-логического (абстрактного) мышления от одиннадцати до восемнадцати лет.[ 25; 100]

Таким образом,младший школьный возраст по Пиаже – это третий период активного умственного развития или возраст преобладания учебной деятельности согласно теории Выготского. Каждому возрастному периоду свойственны свои особенности, обусловленные физиологией организма и нервной деятельности. Для детей исследуемого возраста, на фоне продолжающегося физического и психофизиологического развития, обеспечивающего возможность обучения в школе, характерны следующие позитивные и негативные признаки: с одной стороны - активноеразвитие познавательных потребностей и словесно-логического мышления, совершенствование работы головного мозга и нервной системы, с другой - характерны также и неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;нервно-психическая ранимость;неспособность к длительному сосредоточению внимания на одном предмете или теме, повышенная возбудимость и эмоциональность. [11]

Поступление в школу вносит значительные изменения в жизнь ребенка, так какв этот период происходит ломкаего жизненных стереотипов- от режима дня до значимости его социальной роли. Теперь ему вменяется исполнение общественно важных обязанностей, за которые он получает оценку, что требует концентрации усилий, организованности, внимания, ответственности и т.д. В его жизни появляются новые социальные связи – «ребенок – учитель», «ребенок-одноклассник».Таким образом, он попадает в новый для него мир и оказывается в достаточно сложной ситуации, требующей помощи в адаптации для дальнейшего успешного формирования личностных качеств и постижения учебного процесса, с использованием профессиональногопедагогического подхода.

Для правильного построения педагогического процесса необходимо учитывать особенности развития психических процессов детей, данной возрастной группы, определяющие познавательные процессы:[5; 19]

Особенности восприятия. В школу дети приходят с достаточно хорошо развитыми простыми видами восприятия: величина, форма, цвет. Однакопроцесс восприятияпока определяется особенностями самого предмета: обращают внимание не на главное, а на то, что бросается в глаза – яркий цвет, необычная форма и т.д., а также отличается слабо развитой способностью к дифференцированностисходных предметов и объектов, поэтому необходимо обращать их внимание на детали. Постепенно происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному наблюдению за объектом и к концу возраста формируется синтезирующее и дифференцирующее восприятие.

Внимание у младших школьниковпока преобладает непроизвольное и удерживание его возможно благодаря волевым усилиям, высокой мотивации и заинтересованностью. В среднем, в таком возрасте дети могут удерживать внимании на одном предмете в течение 10-20 минут. Постепенно оно активизируется, но в основном остается нестабильным до конца возрастного периода. Поэтому рекомендуется развивать внимание в направлении от  концентрации к самоорганизации и распределению и периодическому переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня.

Произвольная памятьв начале периода еще недостаточно хорошо развита, находится в состоянии формирования,запоминается в основном материал, представляющий для них интерес. Быстрота и точность запоминания напрямую зависят от эмоций и отношений к запоминаемому. Но, уже отмечается связь памяти и мышления и хорошо развитая механическая память. Постепенно, в процессе учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная, которые к концу периода сформировываются окончательно.

Мыслительная деятельность детей имеет особое значение, так как именно она является основой интеллектуального и социального развития человека. Процесс формирования мышления у детейданного периода переживает переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Логические рассуждения базируются на конкретном наглядном материале. Впоследствии, в ходе учебной деятельности и усвоения научных понятий развивается и теоретическое мышление. К концу периода уже отмечаются четкие индивидуальные отличия в мыслительной деятельности детей – выделяются «мыслители», «практики» и «художники».[26]Слабая сформированность мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными или ошибочными, серьезно осложняет процесс обучения и снижает его эффективность.

Основное направление в развитии воображения характеризуется переходом к более реальному и полному отражению действительности на основе соответствующих знаний и представлений. Если у первоклассников воображение опирается преимущественно на конкретные знакомые предметы, то со временем развивается и продуктивное представление, с опорой на образы-представления, формируемые на основе словесного описания; воображение становится процессом управляемым, а создаваемые образы имеют более тесную связь с задачами деятельности.

Речь опосредует развитие всех вышеперечисленных познавательных процессов и играет важную роль в решении учебных и воспитательныхзадач. Уровень развития речи определяет потребность в общении и познании.

Активно развивается в этот период и самооценка, зависящая в основном от успехов в учебной деятельности и часто можно наблюдать неадекватно заниженную или завышенную самооценку, отсутствие критичности к себе или повышенную требовательность к окружающим по отношению к собственной личности, что впоследствии может привести к значительным проблемам в виде многочисленных комплексов и неоправданных ожиданий.

Что касается установления социальных связей, то в данном возрасте дети очень общительны и открыты для возникновения дружеских взаимоотношений со сверстниками, уже обладают достаточным опытом общения и готовы к развитию социальных связей как со взрослыми (ученик-учитель), так и с другими детьми на новом уровне (друг, одноклассник, приятель, класс).

Таким образом, младший школьный возраст - это период активных изменений и преобразований, являющийся наиболее оптимальным для начала формирования личностных характеристик, мотивов обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; усвоения социальных норм, нравственного развития;становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности детей младшего школьного возраста

Понятие «личность» весьма многогранно, и в различных науках ему даетсясвое определение, так в философии, под личностю понимается человек - индивид как субъект социальных отношений, обладающий совокупностью свойств, присущих только ему, составляющих его индивидуальность;[2; 145] в психологии – это устойчивая система социальных черт, характеризующая индивида как члена общества.[12;800]Несмотря на специфические различия в определениях, обобщив их, можно прийти к выводу, что личность –есть конкретный человек в совокупности принадлежащих ему свойств, качеств, черт, характеризующих его индивидуальность. Качества и черты человека, составляющие его личность делятся на две категории – врожденные (природные данные человека) и приобретенные – те, которые он приобрел в процессе социализации Процесс приобретениячеловеком качеств и дальнейшее их совершенствование – является процессом формирования и развития личности, который, продоолжается на протяждении всей его жизни.При этом, биологические данные человека, такие как, темперамент, нервно-психические особенности, интеллект, таланты и склонностии т.д., являются внутренними факторами и основой формирования личности,а качества преобретенные в процессе воспитания, обучения, общения – самосознание, самооценка, моральные принципы, интеллектуальное развитие и т.д. - внешними.Таким образом, в своей свовкупности они образуют две стороны формирования личности – биологическую и социальную. Однако личность должна не просто сформироваться, но и развиваться. Педагогика под развитиемпонимает процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности и человека. То есть, предполагается, что личностные качества, с возрастом и преобретаемымсоциальнгым опытом, должны претерпевать положительные качественные изменения.В психологии в структуре личности человека принято выделять четыре уровня [13; 56]:

- низший уровень- половые, возрастные и врождённые свойства психики;

- второй уровень - индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, восприятия, которые зависят как от врождённых факторов, так и от их развития;

- третий уровень - индивидуальный опыткждого, содержащий приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Формируется данный уровень в течение жизни и носит социальный характер.

- высший уровень – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера и явялется наиболее социально обусловленным, формируемым под воздействием воспитания, отражающим идеологию социума.

В своей совокупности, они составляют общий уровень развития личности.

Биологические качества ребенка имеют немаловажное значение  как фактор развития личности, от темперамента, интеллектуальных задатков зависит многое. Однако определяющим фактором все же является целенаправленное воздействие имеющее определенные педагогические цели – воспитание, так как:

- оно создает условия для развития личности ребенка;

- это процесс целенаправленный, четко организованный имеющий определенные цели и научные методы воздействия;

- осуществляется педагогами-профессионалами и родителями, заинтересованными в развитии ребенка;

- нежелательное или позитивное влияние нейтрализуется или усиливается воспитанием[22; 8-14].

Процесс формирования личности ребенка начинается с его рождения, а на младший школьный возрастприходится наиболее интенсивное личностное развитие. В начальных классах в результате педагогического воздействия происходит становление таких позитивных качеств, как самостоятельность, инициативность, ответственность, способность к самоконтролю, выявление данных к какой-либо деятельности, формируются представление об идеалах и др.В развитии личносных качеств учащихся начальных классов можно выделить три основных фазы:

- адаптация – усвоение новых для него норм, правил поведения, обязанностей и т.д.;

- индивидуализация – поиск средств и способов для проявления своей индивидуализации;

- интеграция – ощущение себя членом коллектива (класса).

Главной задачей, педагога и родителей является организация деятельности ребенка,имеющей направленность на формирование личностных качеств, которые способстовали бы его интеллектуальному, нравственному и физическому развитию, то есть, формированию гармонично развитой личности.

Проблема формирования личностив детском возрасте, изучается психологией и педагогикой уже давно и нашла свое отражение в трудах многих авторов-представителей данных наук. Так, например, многие труды известных психологовС.Л. Рубинштейна [24; 236-250],А.Н. Леонтьева, Е.О. Смирновой, посвящены изучению проблемы самосознания детей старшего дошкольного и начального школьного возраста. В.С. Мухину[19]занимали проблемы синтезивности моральных норм и развития этнического самосознания детей младшего школьного возраста. Многие аспекты самопознания и личностной рефлексии младших школьников отражены в работах В.В. Давыдова [9; 69]. А.И. Липкина и В.Н. Шашок в своих трудах освещают закономерности динамики детской самооценки и причин влияющих на нее.[16] А.И. Чернышева раскрывает особенности характера детей младшего школьного возраста.[28]

Обобщая данные их исследований. Можно прийти к выводу, о том, что личности учащихся младших классов свойственные следующие характеристики:

Самосознание. В начале обучения в школе, для ребенка огромное значение приобретают мотивы установления и сохранения положительных отношений с другими детьми, дружеских отношений, и соответственно, большинство детей стараются «быть как все», особо не выделяясь, и не стараясь занять лидирующих позиций. Однако, уже к окончанию второго класса, положение меняется и возрастает стремление проявить и закрепить свою индивидуальность.[9; 69]

Морально-этическое и эмоциональное развитие. Уже с шети лет дети точно и дифференцированно понимают нормы поведения дома и в общественных местах, умеют сдерживать свои эмоции. Получают развитие и высшие чувства: эстетические, моральные-нравственные (сочувствие, негодование от ощущения, несправедливости). Формирование данных качеств происходит в основном через подражание идеалам (родителям, книжным и киногероям и т.д.). Однако, пока морально-нравственные требования весьма лояльны, так они вполне могут простить своему идеалу и нехороший поступок и отказать в сочувствии отрицательному герою если ему плохо, так как один «хороший», а другой «плохой». Разрушение же идеальных образов, воспринимается весьма трагично.

Самооценка начальных школьников, как правило, находится в прямой зависимости от успеваемости и от предъявляемых к ним требований со стороны родителей и педагогов. Школьная оценка, по своей сути, является оценкой личности в целом определяющей социальный статус ребенка. Таку отличников складывается завышенная самооценка, ауплохо успевающих учеников неудачи и,соответственно, низкие оценки постепенно снижают уверенность в себе.[16;118]Дети с более сильным характером, со временем стараются утвердиться за счет использования имеющихся у них талантов – спорте, музыке и т.д. Однако порой, компенсация уходит в негативное русло - самоутверждаясь дети могут преобретать агрессивные черты и становятся «местным хулиганом» и «бедой класса».

Соверменная педагогика и детская психология утверждает, что целенаправленный педагогический процесс формирования и развития личности ребенка, а особенно младших школьников, должен выстраиваться строго с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В педагогической теории сформулирован ряд принципов формирования и развития личности школьника:

1) Принцип активности. Реализация данного принципа предполагает не просто пассивное усвоение ребенком той или иной нормы на функционально-ролевом уровне (например моральной), а активное οʙладение ею, врезультате чего, она становится стереотипом поведения.

2) Принцип деятельности. Развитие личности может происходить только в ходе деятельности (учебной, игровой, воспитательной, познавательной и т.д.), но она должна быть обязательно социально - значимой, интересной для детей,динамичной, эмоционально-насыщенной.

3) Принцип коллективности. Ребенок, с приходом в школу стал членом коллектива и он должен и обязан учитывать не только свои интересы и желания, но и интересы своих одноклассников, учиться переживать за них, радоваться их удачам.[3; 204]

4) Принцип индивидуализации и дифференцированного подхода.Одни из наиболее полпулярных в современной педагогике принципов, согласно которому, в учебной и воспитательной деятельности следует учитывать индивидуально-психологические особенности (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.) учащихся, выяснять, отличительные черты и способности каждого из учеников и выстраивать педагогический процесс в соответствии с этими особенностями. [4;213]

Организация педагогами учебно-воспитательного процессадолжна соответствовать следующим правилам:

1) Предоставлениеучащимся возможности свободы выбора действий – что способствует формированию самостоятельности, осознанию личной ответственности за принимаемое решение, развитию самостоятельного логического мышления;

2) Предоставление возможности смены социальной позиции в учебном процессе;

3) Побуждение учащихся ставить себя на место другого, что способствует развитию морально-нравственных качеств. [10;208].

1.3. Анализ программ направленных на формирование и развитие личности младших школьников

Федеральный государсвенный образовательный стандарт Российской Федерации ориентирует образовательные организации на духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие разносторонней личности. При этом,воспитательный процесс выделяетсяв качестве самостоятельного раздела образования, призванного обеспечить развитие личности обучающегося на духовно-нравственных началах. [6; 178-182] В настоящее время, в соотвествии с требованиями ФГОС НОО, школам рекомендован к применению для организации учебной и воспитательной работы с младшими школьниками, достаточно обширный набор учебно-методических комплектов, в том числе, рассматривающих вопрос и личностного развития. Рассмотрим наиболее популярные в школах программы.

«Начальная школа XXI века» - представляет собой учебно-методический комплект (УМК) для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана группой ученых-педагогов подруководствомВиноградовой Н.Ф., на основе положений теорий Л.С. Выготского и научных идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, концепции перспективной начальной школы. Основными принципами УМК «Начальная школа 21 века» являются:

- Личностно-ориентированное обучение, предполагающее поддержку индивидуальности ребенка; создание возможностей каждому ребенку работать в свойственном для него темпе; создание условий для реализации творческих возможностей.

- Природосообразность обучения - соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей данного возраста; создание условий для роста потенциала, и успешного развития детей.

- Принцип педоцентризма предполагает, что содержание обучения, должно соответствовать актуальным потребностям детей младшего школьного возраста, уровняю их развития, имеющимся знаниям, умениям и т.д., с учетом необходимости социализации ребенка.

- Организация процесса обучения в форме учебного диалога, что обеспечивает демократический стиль взаимоотношений педагога и ученика.

- Преемственность и перспективность обучения.

Одним из главных достоинств УМК «Начальной школы ХХI века» в формировании и развитии личностных качеств ребенка, является, то, что она предусматривает реализациюправа ребенка на индивидуальность так как, средства обучения содержат материал, позволяющий учителю учитывать темп и успешность обучения каждого, а также уровень его общего развития, давая возможность детям работать в соответствии с уровнем его развития и интересами.Так, в учебниках предусмотрено дополнительное учебное содержание, например, «Для тех, кто хорошо читает», «Путешествие в прошлое», «Этот удивительный мир» и т.д., что определило позицию авторов программы в создании новых подходов к дифференциаальному обучению: целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях разноуровневого класса, что позволяет педагогу отойти от ориентированности на «среднего» ученика и проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения каждого школьника индивидуально.  Особое внимание уделяется созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения, развитию учебной инициативы и самостоятельности. 

Представлена в УМК и система работы учителя выявлению и устранению причин трудностей, в обучении и развитии младших школьников. Для этого разработана система диагностики учащихся каждого класса, позволяющая учителю прослеживать как успешность усвоения знаний, так и динамику развития ребенка.[17 ], [24]

Образовательная система «Школа 2100» - построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов и объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Научные руководители программы - А. А. Леонтьев и Д.И. Фельдштейн.

Система разработана на основе психолого-дидактических принципов развивающего обучения:

- личностно ориентированных принципов: адаптивности, развития, психологической комфортности;

- культурно ориентированных принципов: принцип картины мира, целостности, систематичностисодержания образования, принцип смыслового отношения к миру, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;

- деятельностно ориентированные принципы: принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества и т.д.

Данная праограмма также содержит технологиюдиалогического обучения, позволяющую заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия», что создает возможность реализации эффективного развития интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Воспитательная деятельность предполает выстраивание на принципах: социальной активности; социального творчества; взаимодействия личности и коллектива; развивающего воспитания; мотивированности; индивидуализации; целостности воспитательного процесса; единства воспитательной среды; опоры на ведущую деятельность, что должно обеспечивать формирование разносторонне развитой личности, на морально-нравственных началах. [18]

Учебно-методический комплект «Школа России» - созданный под руководством ПлешаковаА. Аодна из самых распространенных и востребованных программ обучения в начальных классах.Внедрен в педагогической деятелности с 2001г. и хорошо зарекомендовал себя. Основная идея программы - создается в России и для России и призвана стать школой духовно-нравственного развития.

Программа предполагает следующие цели:

- создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;

- освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;

- формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;

- формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Построена на принципах:

- приоритет воспитания в образовательном процессе;

- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Основной особенностью методов и форм, используемых программой, является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности учащихся, что предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.Такой подход способствует развитию естественной мотивации учения, успешномуразвивитию способности ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. [22]

Таким образом, можно сказать, что существующие на сегодняшний день, образовательные программы, рекомендованные к применению в школах Российской Федерации предусматривают построение образовательного процесса с учетом индивидуальности ребенка и обязательного развития личностных качеств.

Выводы по первой главе

Младший школьный возраст - это период активных изменений и преобразований, являющийся наиболее оптимальным для формирования у ребенка положительных качеств, обуславливающих его дальнейшее морально-нравственное, интеллектуальное и творческое развитие. Федеральный государсвенный образовательный стандарт начального образования Российской Федерации выделяетвоспитательный процесс в качестве самостоятельного раздела образования, призванного обеспечить разностороннее развитие личности обучающегося на духовно-нравственных началах. То есть, воспитательный процесс должен являться сопровождением всей педагогогической деятельности - быть ее обязательным компонентом. Следовательно, применяемые образовательные программы и учебная деятельность должны учитывать и выстраиваться с учетом возможности реализации данного требования, а это значит:

- необходимо учитывать особенности развития психических процессов детей младшего школьного возраста, определяющие познавательные процессы;

- организация учебной деятельности ребенка должна быть направлена на формирование личностных качеств, которые способстовали бы его интеллектуальному, нравственному и физическому развитию.

Анализ применяемых в школах Российской Федерации образовательных программ, позволяет сделать вывод, что все они предусматривают построение образовательного процесса с учетом индивидуальности ребенка и обязательного развития личностных качеств.

Глава 2. Экспериментально-практическая часть, направленная на формирование и развитие личности детей младшего школьного возраста

2.1. Диагностика уровней развития личности

Неотъемлемой частью любой педагогической работы, является педагогическая диагностика. Диагностика – это способ получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса. В отличие от обычной проверки знаний, в виде проверочных и контрольных работ, она позволяет проведестианализ и раскрыть тенденции развития учащихся, выявить динамику, проблемы и причины их возникновения, а также накопить статистические данные.

Диагностика уровня развития личности ребенка в начальной школе является обязательной и состоит из трех этапов:

1) Прогностическая диагностика проводится в начале учебного года –включает в себя изучение личностных характеристик ребенка и уровень общего развития;

2) Текущая диагностика – заключается в изучении динамики личностного развития,взаимоотношений в коллективе, может проводиться периодически в течение учебного года;

3) Итоговая диагностика, проводимая в конце года.

Диагностика уровня развития личности учащихся может проводиться по таким параметрам как:

-общий уровень интеллектуального развития;

- уровень самооценки в соотношении с ценностными ориентациями, сформированность морально-нравственных установок;

- уровень самосознания и т.д.

Одним из методов диагностического исследования является педагогический эксперимент, сущность которогозаключается в специальной организации педагогической деятельности педагога и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез. Если гипотеза, или предложение находит своё подтверждение, педагог-исследователь делает соответствующие выводы. Если же нет, то ищет пути решения.

Главное достоинство педагогического эксперимента состоит в том, что при его помощи возможно сделать надёжные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления, научно объяснить причины и разработать прогнозы дальнейшей деятельности. В зависимости от целевых установок различают следующие виды-этапы эксперимента: констатирующий, созидательно-преобразующий (формирующий) и контрольный.[8; 99]В своей совокуности они являются единой диагностической работой.

Констатирующийэксперимент проводится в начале исследования и имеет своей задачей регистрацию первоначальных данных данных об уровне развития личности ребенка.

Исследоваться могут какие-то конкретные личностные характеристики:морально-нравственные;уровень интеллектуального развития;уровень самооценки;ценностные ориентации;лидерские качества;самостоятельность;индивидуальные свойства (память, воображение,эмоциональность и т.д.); мотивации,так и несколько взаимосвязанных характеристик.

Как правило, выделяют три уровня развития, пример приведен в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Уровни развития личности и их критерии

Уровень

Показатели критерия отнесения

1

2

Высокий

У детей хорошо развиты составляющие личностных характеристик: интеллектуальность, самооценка, ценностные ориентации и т.д., либо имеются незначительные отклонения, морально-нравственные представления правильные.

Средний

Личностные характеристики развиты неплохо, но дети не всегда самостоятельны в своих суждениях, отмечается занижение или завышение самооценки и т.д.

Низкий

Личностные характеристики сформированы слабо, отмечаются заметные деформации морально-нравственных установок, интеллектуальное развитие не соответствует возрасту, резкое несоответствие самооценки и ценностных ориентаций.

Методы исследования и критерии оценивания экспериментатор определяет самостоятельно, в зависимости от возраста обследуемых и предмета исследования, на основе методик, рекомендованных педагогическими программами. Обследования могут проводиться в виде групповых (тестовые) и индивидуальных (беседа, выполнение индивидуалных заданий). Как правило, индивидуальные обследования проводятся выборочно, с детьми, тестовые результаты которых вызвали какие-либо сомнения.

Для своего эксперимента мы выбрали исследование уровня сформированности таких личностных характеристик: коммуникативность, морально-нравственое развитие, самооценка. В обследовании принимали учащиеся 2-го В класса МАОУ СОШ 19, в количестве 17 человек. В ходе исследования детям предлагалось пройти тестирование:

- психологический тест на выявление уровня самооценки «Лесенка»:Учащемуся дается макет или рисунок лесенки, предлагается представь, что на этой лесенке выстроились все ученики класса: на нижней ступеньке стоят самые низкие дети, на верхней -самые высокие, остальные - на средних ступеньках.Необходимо отметь крестиком ступеньку, на которой он можешь находиться согласно своему росту. Затем предлагается подумать, на какую ступеньку его поставила бы учительница.

- исследование уровня сформированности нравственной сферы при помощи опроса на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто такой лживый»? «Каким ты видишь себя» и методики «Закончи историю», детям читается рассказ-ситуация из школьной жизни. Задается вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом (или не справедливом) поступке ты можешь рассказать сам?» и др.

- тесты на сформированность коммуникативных умений:

а) по методике Г.А. Цукерман – детям предлагается небольшая ситуативная история спора, проиллюстрированная картинкой, ребенок должен высказать свое мнение, по предмету спора, обосновать его с учетом различных позиций.

б) тест на сформированность умений распознавать эмоции человека – учащемуся предлагается подобрать картинки с изображением той или иной эмоции человека.

в)тест на распознавание дружеского взаимодействия: детям показывают картинки, на которых все дети играют вместе, все дети играют, кроме одного или все дети улыбаются, а один грустит и т.д. детям предлагается описать, что происходит на картинке и свое отношение к происходящему.

Для оценки уровня сформированности личности разрабатывается система оценок, в зависимости от избранных для диагностирования методик. На основании чего делается вывод об уровне развития той или иной личностной сферы.

Нами разработана трехбалльная система оценок:

- ребенок правильно и уверенно ответил на все вопросы, обосновал свое мнение – 3 балла;

- ребенок отвечает правильно, но затрудняется в обоснованиях своего мнения, неуверен - 2 балла;

- ребенок затрудняется в ответах – 1 балл.

В тесте лесенка система оценок следующая:

- ребенок ставит себя на верние ступени – уровень самооценки высокий (3балла);

- в середине лестницы или чуть ниже – средний (2 балла);

- нижние ступени – низкий (1 балл).

Примерные системы баллов приведены в таблицах 2.2 и 2.3.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента приведены в разделе 2.3.

Таблица 2.2

Соотношение баллов и критериев оценивания уровня развитии личности

Количество баллов

Критерии оценки

1

2

1 балл

Представления о нравственности сформированы неправильно, морально-нравственная сфера личности деформирована;

2 балла

Представления сформированы правильно, но не вполне четкие;

3 балла

Полное и четкое представление о нравственности. Морально-нравственная сфера сформирована правлиьно.

Таблица 2.3

Соотношение оценки и уровня развития личности

Количество баллов

Уровень развития личности

1

2

3 балла

Высокий уровень

2 балла

Средний уровень

1 балл

Низкий уровень

2.2. Формирование уровней развития личности. Система упражнений

Второйэтап - формирующий представляет собой педагогический процесс, направленный на развитие личности учащихся, с применением специально-разработанных форм и методов.

Формы и методы применяемые для развития личности детей отличаются своим разнообразием и всегда могут успешно сочетаться друг с другом:

Метод беседы – в школе он становится одним из основных, и удобен тем, что проводить беседы можно на любые темы, например, на этические темы, о милосердии, с обсуждением прочитанного рассказа или сказки;

Метод объяснения;

Выполнение упражнений;

Игра;

Тренинги;

Экскурсии

Упражнения

Совместное чтение и другие.

Использовать методы, направленные на формирование той или иной личностной сферы лучше всего комплексно. Примером может служить, разработанный нами комплекс занятий для учащихся 1-2 классов, приведенный в таблице 2.4, направленных на формирование и равитие коммуникативных личностных качеств (способности к установлению доверительных и дружеских отношений, этических, морально-нравственных чувств, управления эмоциями) и индивидуализирующих свойств (формирование Я-образа, самооценки, самоконтроля). Выбор данных свойств и возрастной группы обусловлен тем, что 1-2 класс является периодом адаптации школьника, в котором ребенку необходимо: войти в коллектив, для чего необходимо сформировать навыки межличностного общения на новом уровне - установить дружеские и товарищеские отношения, научиться управлять эмоциями, при этом не потеряв свою индивидуальность, сформировать адекватную самооценку, и обрести независимости и самостоятельности, что явится залогом дальнейшего успешного личностного роста. В подготовке учебно-воспитательного материала использовались методики Лопатиной А.А., Скребцовой М.В.[17], а также практикующих педагогов, представленный в интернет-сети[29], [30].

Таблица 2. 4

Комплекс мероприятий на развитие личностных качеств младших школьников (для 2 класса)

п/п

Тема

Информационная часть

Цели и задачи

1

2

3

6

1

Развитие дружеских чувств, доверитель-

ного и вниматель-

ного отношения друг к другу

1) Беседа на тему доверия дружбы, товарищества, доверия. Чем отличаются эти понятия друг от друга, почему доруг другу нужно помогать и доверять.

2) Упражнение: «Слепой и поводырь»

Описание: Один ученик с завязанными глазами, другой его ведет. Смысл, чтобы первый не боялся, что он может запнуться, удариться, т. е. он должен полностью довериться поводырю.

Упражнение « объявление в газету»

Описание: На листах бумаги участникам нужно написать объявление в газету под названием «Ищу друга», где указывается несколько качеств, которые, что бы присутствовали у друга, объявления не подписываются. Затем учитель перемешивает и раздает участникам обратно. Упражнение дает понять детям, какие качества ценят в друге.

3) Игры: Игра «Ау»Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Игра «Клубочек»Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

Игра «Найди друга»Одной половине играющих завязывают глаза, дают возможность походить по комнате и предлагают найти и узнать друга (ребенка). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, играющие меняются местами.

Формируются коммуникативные способности личности, способность к установлению доверительных отношений; умению дружить и уважать товарищей.

Продолжение таблицы 2.4

1

2

3

6

2

Я-образ, самосозна-

ние и индивиду-

альность

1) Беседа на тему об индивидуальности каждого человека.

2) Упражнения: «Опиши себя», «Опиши друга», «Опиши соседа» - дети должны описать внешний вид, характер и особенности себя, друга, соседа, чем они отличаются от других

Упражнение «Расскажи, что ты умеешь делать лучше всего»

3) Практическая игра “Встаньте те, кто...”.

Ребята сидят в кругу. В центре - Ведущий, количество

стульев меньше на 1, чем участников. Ведущий говорит: «Встаньте, кто...» и называет какое- либо качество, например кто, считает себя добрым, умным справедливым, красивым, терпеливым, сильным и так далее.Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим по новым признаком.

Формируются, Я-образ представления о себе и собственной индивидуальности, умение поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают насособенными, не похожими на других

3

Морально-нравствен-ное воспитание

1) Чтение срассказов и сказок с обсуждением: В. Осеев «просто старушка» и др.

2) Этические беседы: «Что такое «Добро и зло», «Добрые и недобрые дела», «Правила культуры поведения», «Школьный этикет»

3) Игра «Паутинка».

Цели:

– показать, как чувствует себя человек, являющийся объектом насмешек;

– дать ребятам возможность научиться оказывать поддержку человеку, чувствующему себя униженным.

Ход игры:

– У меня в руках клубочек плохих поступков и сейчас мы будем совершать их по отношению к своему однокласснику. Каждый называет плохой поступок, который когда-либо совершал.

(педагог опутывает нитями из клубка выбранного ученика. Потом спрашивает, как он себя чувствует, и какие чувства при этом возникали у одноклассников.)

Обсуждение:

– Ребята вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас.
– Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение? (Сказать хорошее доброе слово – комплимент.)

Игра «Комплименты»

Цели:

– создание доброжелательной атмосферы;

Воспитание нравственных качеств и этического сознания;

Продолжение таблицы 2.4

1

2

3

6

3

 

– повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.

(Ребята делают друг другу комплименты, пожимая руку.)

Обсуждение:

– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?

 

4

Управлениеэмоциями

1) Беседы на тему: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как и зачем ими управлять», «Как наши эмоции влияют на окружающих»

2) Упражнение «Назови эмоцию», Упражнение «Назови эмоцию», «Собери эмоцию» по картинкам.

3) Игра: «Наоборот»

Ведущий кидает мяч и называет эмоциональное состояние, учащийся должен назвать противоположное:
веселый — грустный
бодрый — усталый 
довольный — сердитый 
спокойный — взволнованный 
смелый — трусливый 
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный

Игра: «Угадай эмоцию» - педагог говорит фразу, а дети дожны угадать какой эмоции она принадлежит, например, Я злой и страшный серый волк! (Злость).

Зачем ты меня толкнул? (Обида).

Формирование знания детей об эмоциях человека и важности их в жизни.

5

Самооценкаи самокон-троль

1) Беседы на тему «Как мы себя оцениваем свои возможности», «Уверенность в себе», «Как важно рассчитывать свои силы и возможности»

2) Упражнение «Похвалилки».

Дети получают карточки, где зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие. Дети по кругу должны озвучить свою карточку. Например: «Однажды я (дальше читает, что написано в карточке) быстро выполнил задание».

- А теперь, каждый сам попробует себе придумать или вспомнить какое-то одобряемое действие. Дети, по кругу передавая мяч, озвучивают окончание предложения: «Однажды я…».

Упражнение «Дополни предложение».

Цели: повышение самооценки ребенка, развитие сообразительности, находчивости.

Психолог предлагает поочередно каждому дополнить предложение: «Я самый (самая)…», называя о себе что-то хорошее. Выигрывает тот, кто придумает о себе больше хороших слов, отвечать надо в течение произносимого вслух психологом счета: 1 – 2 – 3.

3) Игра: «Я на троне». В центре помещения ставят стул – «трон». Поочередно дети садятся на него и становятся

Формирование адекватной самооценки и самоконтроля

Окончание таблицы 2.4

1

2

3

6

5

 

«королем». Отдают приказания в течение 5 минут, а «свита» их выполняет.

Игра: «Копилка достижений». В красивую коробку или вазу каждый день нужно класть листочек с описанием успешно выполненного дела. Со временем копилка потяжелеет, а ребенок будет гордиться своими достижениями.

 

2.3. Анализ результатов исследования

Важным этапом педагогической диагностики является анализ результатов исследования.Анализ проводится как по количественным, так и по качественным показателям. Так, количественный показатель дает представление о том у скольки учащихся имеются проблемы с развитием каких-либо свойств личностной сферы. Качественный же – насколько глубока деформация или насколько хорошо сформирована личность учащихся и какие конкретно обнаружены проблемы и их причины. Тщательный, научно-обоснованный анализ поможет правильно выстроить дальнейшую педагогическую коррекционную работу.

Результаты проведенных нами констатирующего экспериментаи контрольного экспериента, проведнного после формирующего этапа, приведены и в таблицах 2.5., 26. А сравнительный анализ изменений в диаграмме.

Таблица 2.5. - Результаты констатирующего эксперимента

№ п/п

Имя учащегося

Характе-

ристика

Балл

Уровень развития

Характе-

ристика

Балл

Уровень развития

Характе-

ристика

Балл

Уровень развития

1

Аня С.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Высокий

2

Андрей К.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Высокий

3

Алеся П.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

2

Средний

4

Даша Н.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

1

Низкий

Нравстенность

2

Средний

5

Денис Г.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

2

Средний

6

Ира Т.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

2

Средний

7

Иван С.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

1

Низкий

Нравстенность

1

Низкий

8

Катя Н.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Высокий

9

Кирилл Е.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

2

Средний

10

Лена О.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

2

Средний

11

Лена Г.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

1

Низкий

Нравстенность

2

Средний

12

Маша У.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

1

Низкий

Нравстенность

1

Низкий

13

Олег Х.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

1

Низкий

Нравстенность

3

Высокий

14

Оля З.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

2

Средний

15

Петя К.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

1

Низкий

Нравстенность

2

Средний

16

Роман Н.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

3

Высокий

17

Яна Э.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

2

Средний

18

Средняя по классу

Самооценка

1,8

Ниже среднего

Коммуникативность

1,9

Ниже

среднего

Нравстенность

2

Средний

Таблица 2.6. - Результаты контрольного эксперимента

№ п/п

Имя учащегося

Характе-

ристика

Балл

Уровень развития

Характе-

ристика

Балл

Уровень развития

Характе-

ристика

Балл

Уровень развития

1

Аня С.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Высокий

2

Андрей К.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Высокий

3

Алеся П.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

3

Средний

4

Даша Н.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Низкий

Нравстенность

2

Средний

5

Денис Г.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Средний

6

Ира Т.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

3

Средний

Нравстенность

3

Средний

7

Иван С.

Самооценка

2

Низкий

Коммуникативность

2

Низкий

Нравстенность

2

Низкий

8

Катя Н.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Высокий

9

Кирилл Е.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

3

Средний

Нравстенность

3

Средний

10

Лена О.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

2

Средний

11

Лена Г.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Низкий

Нравстенность

2

Средний

12

Маша У.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Низкий

Нравстенность

2

Низкий

13

Олег Х.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

2

Низкий

Нравстенность

3

Высокий

14

Оля З.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

3

Высокий

Нравстенность

3

Средний

15

Петя К.

Самооценка

1

Низкий

Коммуникативность

1

Низкий

Нравстенность

2

Средний

16

Роман Н.

Самооценка

2

Средний

Коммуникативность

2

Средний

Нравстенность

3

Высокий

17

Яна Э.

Самооценка

3

Высокий

Коммуникативность

3

Средний

Нравстенность

3

Средний

18

Средняя по классу

Самооценка

2,1

Средняя

Коммуникативность

2,4

Средняя

Нравстенность

2,6

Средний

Рисунок 1. Динамика изменений средних показателей после проведения комплекса мероприятий по развитию личности.

Проанализируем приведенные в таблицах 2.5. результаты исследования уровня самооценки, на момент проведения констатирующего эксперимента, показали, что самооценка 50% учащихся соответствовала среднему уровню, лишь у трех учеников (15%) – высокий уровень, у шести (35%) – низкий. Средний уровень самооценки учащихся класса–ниже среднего. Таким образом, очевидно, что дети оценивают себя в основном адекватно, но имеются и проблемы –учащихся имеющих заниженную самооценку довольно много, они чувствуют неуверенность в себе, что сказывается на успеваемости и взаимоотношениях со сверсниками. Дети, с высокой самооценкой – это лидеры класса, успешные в учебе, активные в общественной жизни класса, по-этому,их самооценка не является завышенной.

Согласно данным исследования уровня коммуникативности у 35% (6 человек) учащихся уровень развития коммуникативных качеств средний, у шести учиков 5 (30%) – высокий уровень, у 6 (35%) – низкий уровень. Уровень развития коммуникативностипо классу – ниже среднего.Следовательно, несмотря на то, что дети обучаются уже второй год, в даной сфере также отмечается наличие проблем – достаточно много детей не могут влиться в коллектив, не имеют друзей и приятелей в классе,плохо знакомы с понятиями дружеских отношений, товарищества,боятся проявить первыми дружеские чувства, так как, опасаются, что будут отторгнуты и откликнуться на предагаемую им дружбу, не активны. При этомнаблюдается взаимозависимость низкой самооценки и коммуникативности, так как, у четырех детей обнаружены проблемы развития обоих качеств, что является закономерным.

Результаты исследования морально-нравственных характеристик показали, что у 55 % (10 человек) учащихся уровень развития данных качеств средний, у пяти учиков (37%) – высокий уровень, у 2 (11%) ребят – низкий уровень. Средний уровень по классу – соответствует среднему уровню развития.

Таким образом констатирующий экспермент выявил наличие некоторых проблем развития личностных качествэкапериментируемых, требующих решения.

Результаты контрольного эксперимента, проведенного после формирующего, показали положительную динамику развития. Особенно заметно улучшились показатели таких личных качеств как коммуникативное и морально-нравственное развитие. Однако, пока есть дети с показателями низкой самооценки – 2 ученика (Лена О. и Петя К) и коммуникативным развитием – (Петя К.).

Предложено с этими ребятами продолжить занятия, побеседовать с родителями, консультация психолога.

Выводы по второй главе:

Важной частью любой педагогической работы, является педагогическая диагностика, как способо получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса.

Диагностика уровня развития личности учащихся проводится по таким параметрам как: общий общий уровень интеллектуального развития, уровень самооценки в соотношении с ценностными ориентациями, морально-нравственные установки, Я-концепции и индивидуальности и т.д.

Основным методом диагностического исследования являтся педагогический эксперимент, сущность которогозаключается в специальной организации педагогической деятельности педагога и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез. Если гипотеза, или предложение находит своё подтверждение, педагог-исследователь делает соответствующие выводы. Если же нет, то ищет пути решения.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды-этапы эксперимента: констатирующий, созидательно-преобразующий (формирующий) и контрольный. Исследование провиодится при помощи специально разработанных методик: тестирования, беседы и т.д.

Результатом эксперимента должны стать показатели уровня развития объекта исследования – развития личности ребенка - высокий, средний и низкий.

Формирование личностных качеств ребенка происходит в ходе учебной и воспитательной работы с помощью специально разработанного учебно-воспитательного комплекса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие личности - процесс, подчиненный определенным объективным закономерностям и очень подвержено влиянию извне. За личностью всегда остается выбор, так как,каждый имеет право на поступок и обязанность нести ответственность за него. Перед педагогами и родителями лежит важная задача, еще в детском возрасте научить выбирать верный путь, то есть, становиться личностью.

В данной работе нами была сделана попытка:

- Осветить теоретические аспекты психолого-педагогических особенностей формирования и развития личности детей младшего школьного возраста;

- А также выполнить практическую работу по разработке комплекса воспитательно-учебных мероприятий, направленных на формирование личностных качеств детей младшего школьного возраста.

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

Личностью является любой человек в совокупности принадлежащих ему свойств, качеств, черт, характеризующих его индивидуальность. В процессестановления личности, у человека формируется и развивается собственная природа, обретается круг значимых ценностей, тем самым проявляя свою индивидуальность.

Дети младшего школьного возраста - это категория учащихся, отличающаяся многочисленными особенностями, связанными с несовершенством психического развития. В этом периода они переживают активные изменения, в том числе связанные с формированиемличностных качеств.

Обеспеченье разностороннее развитие личности учащихся на духовно-нравственных началах, согласно положениям ФГОС НОО, является важной задачей школы и обязательным разделом образования. В виду чего, все применяемые в школах Российской Федерации образовательные программы, должны предусматривать построение образовательного процесса с учетом индивидуальности ребенка и обязательного развития личностных качеств как в ходе учебного процесса, а также в процессе целенаправленного воспитательного воздействия во внеклассной работе.

Важной частью любой педагогической работы, является педагогическая диагностика, которая является способом получения информации о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса.

Диагностика уровня развития личности учащихся проводится по таким параметрам как: общий общий уровень интеллектуального развития, уровень самооценки в соотношении с ценностными ориентациями, морально-нравственные установки, Я-концепции и индивидуальности и т.д.

Основным методом диагностического исследования являтся педагогический эксперимент, сущность которого заключается в специальной организации педагогической деятельности педагога и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений или гипотез. Если гипотеза, или предложение находит своё подтверждение, педагог-исследователь делает соответствующие выводы. Если же нет, то ищет пути решения.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды-этапы эксперимента: констатирующий, созидательно-преобразующий (формирующий) и контрольный. Исследование провиодится при помощи специально разработанных методик: тестирования, беседы и т.д.

Результатом эксперимента должны стать показатели уровня развития объекта исследования – развития личности ребенка - высокий, средний и низкий.

Формирование личностных качеств ребенка происходит в ходе учебной и воспитательной работы с помощью специально разработанного учебно-воспитательного комплекса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования[Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013.

2. Абушенко, В. Л. Личность. Новейший философский словарь [Текст]/ Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896с.

3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Тест]/ Ш. А.Амонашвили. – Минск.: Издательство «Университетское», 1980. - с.237

4. Белухин, Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики [Текст]/ Д. А. Белухин - М.: «Новая школа», 1996. - 320с.

5. Блонский, П.П.Психология младшего школьника: избр. труды[Текст] /П.П.Блонский– Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с.

6. Востриков, А.А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового обращзовательного стандарта общего образования [Текст]// Вестник ТГПУ 2011 № 13 С. 178-182.

7. Выготский, Л.С.Психология развития человека [Текст] /Л.С. Выготский— М.: «Эксмо», 2005. — 1136 с.

8. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. Пособие[Текст] / под ред.В.И. Журавлёва. - М.: Просвещение, 1988.– 237с.

9. Давыдов, В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст]// Возрастная и педагогическая психология. - 2005. - №4. - С.69

10. Евдокимов, К.В., Беркин, Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России [Текст]// Инновации в образовании. - 2004. - № 4.-С.213.

11. Ильина, Л.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная сеть работников образования[Электронный ресурс] / Л.А. Ильина .- Режим доступа: https://nsportal.ru/(посещение от25.02.2018г)

12. Кон, И. С. Личность // Большой энциклопедический словарь[Текст] / ред. А.М. Прохоров – СПб.: Норинт -2002. – 1446.

13. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учител[Текст] / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1989.-256с.

14. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие[Текст] / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 c.

15. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата[Текст] / И.Ю. Кулагина. – Люберцы.: Юрайт, 2016. - 291 c.

16. Липкина, А.И. Самооценка школьника [Текст]/ А.И. Липкина - М.: Просвещение, 1976. -120 с.

17. Лопатина, А.А., Скребцова М.В. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах [Текст] /А.А Лопатина, М.В. Скребцова– М.: Амрита-Русь, 2007. – 304 с.

18. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 3. период дошкольного и младшего школьного возраста) [Текст]/ Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2017. - 155 c.

19. Мухина, В.С. Возрастная психология. - 4-е изд., / В.С. Мухина - М.: Academia, 1999. - 456 с.

20. Особенности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой,Гвашева Ф.Р.- Сочи.: «Сочинский центр равития образования», 2007 г., 72с.

21. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа[Текст]/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

22. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания [Текст]. – М.: Новая школа, 1996.– 160с.

23. Программа начального общего образования УМК «Школа России»[Текст]/Под ред. кандидата педагогических наук А.А. Плешакова. - М.: ВЛАДОС. - 188с.

24. Рубинштейн, С. Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Основы общей психологии: В 2 т. [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1992. –720с.

25. Семаго, Н. Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст [Текст] /Н. Семаго, М. Семаго– СПб.: Речь, 2010. – 385.

26. Семенчук, Л.А. Возрастная психология: учебно-методический материал. [Электронный ресурс] /Л.А.Семенчук, А.И. Янчий.- Режим доступа: https://ebooks.grsu.by(запрос от 25.02.2019)

27. УМК «Начальная школа ХХI века»[Текст]/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2001г.- 118с.

28. Чернышева, Н.С. Характер младшего школьника [Текст]/ Н.С. Чернышева -М.:Флинта, 2006. - 306 с.

29. Глобус 24. Мир образования / [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://globuss24.ru/ (последнее посещение 1.03.2019г)

30. Социальная сеть работников образования/nsportal [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://nsportal.ru/(последнее посещение 1.03.2019г)

Просмотров работы: 1454