ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чернядева К.И. 1, Никольская О.Л. 2
1Томский государственный педагогический университет
2Томский государственный педагогический университет, Сибирский государственный медицинский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема формирования ход потребности сохранения здоровья школьников в ход процессе ход обучения в ход общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического уход развития ход общества третьего тысячелетия. Период младшего школьного возраста – ход один из главных этапов становления здоровья, а также физического и ход психического статуса, на базе которого закладываются ход основы здорового ход образа жизни. Ведущая деятельность младших школьников – учеба. Так как нагрузки на детский ход организм в этом возрасте ход огромны, необходимо максимально ход оптимизировать учебный ход процесс. Основными условиями успешной учебы является высокая уход работоспособность и здоровье школьников. От учителя, ведущего уроки в начальной школе, требуется выбор форм и методов ход обучения в соответствии с достижениями современной ход педагогической науки. Сейчас ход понятие «стресс» становится весьма ход популярным. ход В ход общем смысле стресс ход представляет собой естественную уход реакцию живого ход организма на воздействие того или иного события, ход происходящего в ход окружающем ход пространстве. В уход работах Г. Селье изначально уделялось внимание исследованию биологических ход особенностей стресса с точки зрения уход реакции гомеостатических механизмов ход организма на внешние уход раздражители ход путем их ход перестройки и «запуска» внутренней адаптационной энергии. Термин «стресс» (англ. – давление, нажим, напряжение) довольно широко ход представлен в ход предметных ход областях уход различных наук (биологии, медицины, физиологии, ход психологии, ход педагогики, юриспруденции), каждая из которых уход рассматривает ход причины и ход последствия стресса, исходя из своих функциональных задач ход определяет механизмы, ход позволяющие минимизировать его негативное влияние и ход обеспечить стрессоустойчивость личности [4].

Л.А. Китаев-Смык в своих исследованиях конструктивно связал между собой ход объективистский и субъективистский ход подходы, что ход позволило ему ход определить «стресс как неспецифические физиологические и ход психологические ход проявления адаптационной активности ход при сильных, экстремальных для ход организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические ход проявления адаптационной активности ход при воздействии любых значимых для ход организма факторов – стресс в широком смысле» [2].

В.В. Суворова в ходе ход проведения уход ряда ход психофизиологических исследований выявила базовые методы экспериментального воспроизведения ход психического стресса и ход обосновала главенствующую уход роль симпатической нервной системы в запуске эндокринного механизма стресса, что ход позволило, исходя из специфики стрессогенного фактора и уровня его ход проявления, ход подразделить стресс на физиологический (системный) и ход психологический, который, в свою ход очередь, делится на стресс информационный и стресс эмоциональный [5].

С точки зрения современной ход психологической науки стрессовое состояние необходимо ход подвергать анализу через категорию «психическое состояние» (Л.М. Аболин, В.А. Бодров, Б.Х. Варданян, Ф.Е. Василюк и др.). Среди ход производственных стресс- факторов, ход потенциально вызывающих негативную субъективную ход оценку, ход принято выделять: 1) уход рабочие; 2) физические; 3) физиологические; 4) социально-психологические; 5) структурно-организационные факторы [3].

Стрессогенные факторы в ход профессиональной деятельности можно ход подразделить на кратковременные (ситуативные) факторы и факторы длительного действия (пролонгированные факторы). В качестве кратковременно действующих ситуативных стрессоров выступают критические и аварийные ситуации, а также ситуации экспертизы/аттестации, где ход одним из ход основных факторов ход повышенной напряженности является значимая для человека ход проверка его ход профессиональной компетентности и адаптационных возможностей.

По мнению В.А. Гурьева физиологические ход проявления стресса у младших школьников начинаются с уход ряда ход причин: большая учебная нагрузка, с которой ученик не справляется (обилие домашних заданий и дополнительных занятий); высокие требования учителя, которые не соответствуют возможностям школьника; негибкое ход поведение ход педагога и неумение найти индивидуальный ход подход к уход ребенку, неумение учитывать ход психофизиологические ход особенности ученика (медлительность или ход подвижность, активность, утомляемость к концу урока и др.); неприятие ход педагогом кого-то из детей из-за каких-то физических ход особенностей (полнота, неуклюжесть); межличностные ход отношения со сверстниками; отношения с уход родителями (завышенные требования уход родителей, конфликты) [5].

Таким ход образом, со стрессовыми ситуациями младшие школьники сталкиваются буквально с ход первых дней ход пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них уход роли школьника.

Целью исследования являлось: выявление стрессовых ситуаций в учебной деятельности младших школьников. В исследовании ход приняли участие 20 школьников 1 класса «А» муниципального бюджетного ход общеобразовательного учреждения «Средняя ход общеобразовательная школа № 33» г.Томска. Были получены результаты: 1. Социометрическая методика: ход показала, что в данном классе взаимоотношения находятся на хорошем уровне. Большинство, это 60%, выбрали ход одних и тех же ход одноклассников. 30% выбрали других ход одноклассников. И 10% учащихся в классе ход оказались не выбраны (причины ход пока не ясны, требуется более детальный ход подход).

2. Анкета для ход определения школьной мотивации Н.Г. Лускановой ход позволила выявить уровни мотивации учащихся: 50% учащихся имеют высокий уровень мотивации; 45% средний. Только у 5% мотивация слабо выражена. Эти дети ход посещают школу неохотно, ход предпочитают ход пропускать занятия. На уроках часто занимаются ход посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

3. Результаты проведения методики диагностики уровня школьной тревожности по Филлипсу: у опрошенных учеников не был выявлен высокий уровень тревожности; 20% имеют повышенный уровень и 80% – норма. Общий уровень тревожности в классе ниже 50%, что является нормой. У 25% учащихся наблюдается повышенный уровень переживаний социального стресса, у 75% – норма. 20% имеют повышенную тревожность фрустрации потребности в достижении успеха, 80% – в рамках нормы. Высокий уровень страха самовыражения отмечен у 10% опрошенных учащихся, у 15% – повышенный уровень, у 65% – норма. Высокий уровень страха ситуации проверки знаний наблюдается у 5% учащихся, 30% учеников имеют повышенный уровень и 65% находятся в норме. У 20% учащихся высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, 20% имеют повышенные показатели, остальные 60% на уровне нормы. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу отмечена у 15% учеников, у 15 – средняя и у 70% – в норме. Высокий уровень проблем и страхов в отношениях с учителями отмечен у 5%, у 20% выявлен повышенный уровень и у 75% норма.

4. Результаты диагностики по тесту «Эмоциональная напряженность» Е.С.Романовой: у учащихся не наблюдается хвысокогоод высокого уровня эмоциональной напряженности, 75% учеников имеют средний уровень эмоциональной напряженности, 25% имеют низкий уровень.

5. Тест на самооценку: 40% учащихся имеют высокую самооценку, 50% имеют адекватную самооценку и 10% имеют заниженную самооценку.

Таким образом, проведенное исследование показало, что некоторые первоклассники нуждаются в коррекционной работе, направленной на формирование учебной мотивации и преодолению стрессовых ситуаций.

Список литературы

Гурьев В. А. Психогенные уход расстройства у детей и ход подростков. М. : Крон-пресс, 2015. 210 с.

Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2013. 386 с.

Семичев С.Б. Задачи индивидуального ход подхода ход при ход перевоспитании // Вопросы ход психологии, 2015. № 3. С. 156–161.

Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 2013. 124 с.

Суворова Н.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 2015. 208 с.

Просмотров работы: 39