РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Золотухина Е.М. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы: Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из главных проблем современной школы. Ее значимость обусловлена новаторством содержания обучения, постановкой задач развития у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, создания у них активной жизненной позиции и рядом других, не менее значимых и важных причин.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одним из главных требований к результатам школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, является готовность, а главное способность к дальнейшему саморазвитию и обучению.

Именно поэтому в педагогическом процессе очень важно опереть общую стратегию и ход работы в развитии мотивации и делать это необходимо с самого раннего школьного возраста. Изучение мотивации - это выявление ее настоящего уровня и вероятных перспектив развития у каждого ученика и класса. Итог исследования становятся основой для планирования процесса последующего формирования знаний и умений у учеников.

Очень важно формировать и изучать мотивацию не только у трудновоспитуемых и неуспевающих учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо обнаружить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (мотивы, стремление учиться), эмоциональной и волевой сферы (переживания в процессе учения, цели в ходе учения). Для каждого ученика хорошо бы иметь оправданный план развития его мотивации.

Формировать мотивацию - следовательно не заложить готовые цели и мотивы в голову школьника, а поставить его в такие ситуации и условия создания активности, где бы необходимые цели и мотивы развивались и складывались бы в контексте и с учетом прошлого опыта, внутренних устремлений самого ученика, индивидуальности.

Объектом исследования является дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования – мотивационная сфера младшего школьника.

Цель курсовой работы это- изучить мотивы учебной деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование мотивации учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет результативным при соблюдении таких условий:

- рассмотрении процесса формирования мотивации как части целостного процесса развития учебной деятельности младших школьников;

- использовании приемов и методов приемов, которые соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям младших школьников

Задачи:

- рассмотреть мотивацию как научную проблему;

-показать проблему мотивации в психолого-педагогической литературе, дать определение учебной мотивации;

- изучить уровень развития учебной мотивации младших школьников.

Методы исследования:

Теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме;

Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение. В качестве психодиагностических были использованы методики: анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» (автор Н.Г. Лусканова), «Уровень познавательной потребности» (автор В.С. Юркевич); проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор О.Н. Истратова).

Методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была изучена проблема межличностного взаимодействия в психолого-педагогической литературе, выявлены факторы влияющие на формирование учебной мотивации в младшем школьном возрасте, рассмотрены психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальная база: исследование проходило на базе МАОУ Подгорнинская СОШ, в нем приняли участие приняли участие 23 учащихся 3 «А» класс.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения и списка литературы.

Глава 1 Состояние проблемы учебной мотивации младших школьников в психолого-педагогической литературе

1.2. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, которые совпадают с периодом обучения в начальной школе, начинаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В данный период следует дальнейшее психофизиологическое и физическое развитие ребенка, гарантирующее возможность постоянного обучения в школе.

Возникновение обучения в школе ведет к кардинальному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он превращается «общественным» субъектом и располагает социально важные обязанности, при их выполнение, получает общественную оценку. В течении младшего школьного возраста начинает вырабатываться новый тип отношений с окружающими людьми. Абсолютный авторитет взрослого понемногу исчезает и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают получать сверстники, увеличивается роль детского сообщества

Главной в младшем школьном возрасте –это учебная деятельность.

Она выражает важные изменения, которые происходят в развитии психики детей на этом возрастном этапе. В рамках учебной деятельности вырабатываются психологические новообразования, которые характеризуют наиболее важные достижения в развитии младших школьников и считаются фундаментом, обеспечивающим развитие на последующем возрастном этапе. Понемногу мотивация к учебной деятельности, настолько мощная в первом классе, начинает снижаться. Все связано с уменьшением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть одержанная общественная позиция и ему нечего добиваться. Для того чтобы этого не происходило, учебной деятельности нужно добавить новую лично важную мотивацию. Главная роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник в полной мере включен и в иные виды деятельности, в ходе которых закрепляются и совершенствуются его новые достижения.

По Выготскому Л.С. с началом школьного обучения мышление выступает в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, которое происходит в ходе понимания научных знаний, изменяет и иные познавательные процессы: «память в данном возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

По Ермолаеву О.Ю., в течении всего младшего школьного возраста в развитии внимания проистекают определенные изменения, идет быстрое развитие всех его свойств: особенно быстро (в 2,5 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки распределения и переключения. К 9-10 годам у ребят возникает способность довольно долго сохранять внимание и выполнять свободно определенную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, переносит большие изменения. Суть их заключается в том, что память ребенка понемногу принимает черты произвольности, становясь сознательно опосредованной и регулируемой.

Младший школьный возраст чуствителен для становления высших форм произвольного запоминания, следовательно, направлена развивающая работа по изучению мнемической деятельностью считается в этот период наиболее результативной. Шадриков В. Д. и Черемошкина Л.В. сделали акцент 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: выделение опорных пунктов, составление плана, группировка, классификация, структурирование, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, схематизация, достраивание запоминаемого материала, повторение, серийная организация ассоциации.

Трудность выделения главного, существенного доходчиво выражается в одном из главных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психолог Липкина А.И., которая исследовала особенности устного пересказа у младших школьников, обнаружила, что краткий пересказ дается детям намного труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это следовательно выделить главное, отделить его от деталей, а собственно этого дети не умеют.

Обозначенные особенности мыслительной деятельности детей считаются причинами неуспеваемости конкретной части учащихся. Неспособность пройти возникающие при этом трудности в учении приносят порою к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать разные несоответствующие способы и приемы выпол­нения учебных заданий, их психологи называют «обходными путями», к их числу принадлежит механическое заучивание материала без понимания его. Дети отражают текст почти наизусть, буквально, и при всем при этом дети не могут ответить на вопросы по тексту. Еще один обходной путь выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше. Помимо этого, учащиеся с недостатками мыслительного процесса при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

В таком возрасте происходит появление и другого главного новообразования произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в конкретных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, которые формируются в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать конкретными законами и правилам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть поддержанным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение по другому говоря, связано с главным мотивом, преобладающим в таком возрасте — мотивом достижения успеха.

С развитием у младших школьников произвольного поведения плотно связаны такие новообразования, как планирование итогов действия и рефлексия.

Ребенок может воспринимать свой поступок с точки зрения его итогов и тем самым поменять свое поведение, расположить его подходящим образом. Возникает смыслово-ориентировочная основа в поступках, это плотно связано с дифференцированностью внешней и внутренней жизни.

Ребенок может пересилить в себе свои желания, если итог их осуществления не будет отвечать четким нормам или не приведет к поставленной цели. Главной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловое ориентирование в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка из-за боязни изменения отношения с окружающими. Ребенок боится утратить свою немаловажность в их глазах.

Ребенок начинает наступательно думать по поводу своих действий, скрывать свои переживания. Внешне ребенок не такой, как внутренне. Как раз эти изменения в личнос­ти ребенка неоднократно приносят к выплескам эмоций на взрослых, к капризам, желания сделать то, что хочется. «Негативное содержание такого возраста выражаются в первую очередь в нарушении психического равновесия, в шаткости воли, настроения и пр.». Развитие личности младшего школьника напрямую зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Как отмечалось ранее, ребенок в таком возрасте очень сильно зависим внешнему влиянию. Благодаря этому он впитывает в себя знания как нравственные так и интеллектуальные. «Большую роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов выступает педагог, но степень их успешности в этом будет подчиняться от типа его отношения с учениками». Иные взрослые тоже занимают главное место в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Следовательно, главным мотивом работы ребенка в этом возрасте считается мотив достижения успеха. Изредка встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.

В сознании ребенка закладываются конкретные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их необходимость и ценность. Что­бы становление личности ребенка двигалось особенно результативно, важно оценка взрослого и внимание. «Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни». «Социальное пространство ребенка расширилось - он неизменно общается с педагогом и одноклассниками по законам четко сказанных правил».

Собственно в таком возрасте ребенок переживает свою исключительность, он видит себя личностью, у него есть стремление к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, и также в отношениях со своими сверстниками. Ребята находят все новые групповые формы активности, занятий. Изначально могут вести себя по так, как в этой группе принято, подчиняясь правилам и законам. Потом начинают стремиться к лидерству, к превосходству среди своих сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более сильные, но менее надежные. Ребята учатся умению обзаводиться друзьями и умению находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что умение к созданию близких дружеских отношений в которой степени складывается эмоциональными связями, сформировавшимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни».

Ребята, чтобы достичь успеха, стремятся к развитию навыков тех видов деятельности, которые ценятся и приняты в приятной для него компании, чтобы выделиться в ее среде.

В младшем школьном возрасте у детей формируется направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении, учет их интересов. Просоциальное поведение весьма важно для развитой личности. Умение сопереживать приобретает свое развитие в условиях школьного обучения так как, ребенок принимает участие в новых деловых отношениях, непроизвольно он обязан сравнивать себя с другими детьми — с их достижениями, успехами, поведением, и ребенок попросту вынужден учиться совершенствовать свои качества и способности.

Так, младший школьный возраст считается особенно ответственным этапом школьного детства.

Главные достижения такого возраста обусловлены главным характером учебной деятельности и считается во многом определяющими для следующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста дети должны хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Настоящее проживание такого возраста, его положительные достижения считаются нужным основанием, на котором воздвигается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта деятельности и познаний. Главная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

1.2. Учебная мотивация младших школьников в зарубежной и отечественной литературе

Проблема мотивации считается злабодневной как в зарубежной так и в отечественной психологии [2,5,11]. С одной стороны, все случается потому, что нужность внедрения в практику психологических исследований, выход к настоящему поведению человека, к его регуляции вызывает сегодня познания обоснованности поведения человека и, наиболее, в отношении побуждений и их осуществлении. С другой стороны, появилась потребность раскрытия связей внутренних мотивационных направления человека к действию с социальной детерминации его психики.

В исследованиях зарубежных ученых изучению мотивов уделяется значительное внимание. Выполнены значительные экспериментальные и теоретические работы по вопросам побуждений в поведении животных и человека. Разрабатывание вопросов мотивации ведется усиленно в разных областях психологической науки с использованием большого количества методов.

Характерное понимание мотивации присуще для гештальтской психологической школы. К.Левин создавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто независимое. Как представителями гештальтпсихологии понималась категория образа, так К.Левиным в «теории поля» понималась категория мотива. Поведение К.Левин объяснял, исходя из отношений, которые возникают у личности с непосредственной конкретной средой в такой временной микроинтервал. Левин, перейдя от фрейдистского понимания мотива как сжатой в организме энергии к представлению о системе «организм — среда», прошел большой шаг вперёд в развитии учения о мотивах. Его явной заслугой считается и применение и разработка, экспериментального метода при изучении мотиваций.

Д.К.Маккеланда в своей теории писал о том, что все без исключения потребности и мотивы человека формируются, приобретаются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь «стремление к достижению определенных достаточно общих целевых состояний», результатов видов или удовлетворения. Мотив успехов рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В своей книге «Личность» Г.Олпорт высказал идею личностного подхода к мотивации человека. В его теории рассматривается самореализации личности как первопричина человеческого поведения.

Э.Даффи в своей теории мотивации описывает поведение через его направленность (общая линия поведения, подход) и интенсивность (активность и внутреннее возбуждение). При определении мотивации нужно установить активацию и её направление.

Д.Берлайн подготовил сложную систему мотивации, по которой потребность выражает ответы организма. Но сама потребность у него вплотную связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и отсюда его теория физиологична.

И.Аткинсона и К.Бёрча в своей теории мотивации выделяют несколько «языков» мотивации: математический, экспериментальный, нейрофизиологический, поведенческий. Опираясь на взгляды К.Левина и Э.Толмена , Аткинсон расценивает поведение как, первое, ожидание чего-то и, второе, ценности, которые превращаются в мотив. Новым здесь считается то, что Бёрч и Аткинсон исследуют не реакции, а действия (также и вербальные).

Оказывающие действие стимулы преобразуются в зависимости от мотивов, их оценки и значимости. Это определяет результативное состояние и характеристику действий. А.Маслоу в своей теории мотивации отмечает готовности индивида к беспрестанному развитию как ведущий мотив. Мотивы определяются потребностями, которые имеют такие уровни: от биологических потребностей до потребностей самоактуализации. Поведение зависит от способностей и потребностей и определяется внешними и внутренними мотивами.

Исследование работ отечественных психологов представляет, что в наше время в психологии собранны данные, как для конкретизации отдельных исходных позиций, так и для последующего, более глубокого и широкого изучения проблем мотивации. Бесчисленные изучения проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности.

Так, Л.И.Божович и её последователи и сотрудники долгое время изучают мотивы школьников. При исследовании направленности личности (понимая под направленностью сравнительно доминирующие и постоянные мотивы) были предоставлены большие социальные мотивы получения знаний и мотивы, порожденные самой учебной деятельностью.

Изучая отношение школьников к учению, Л.И.Божович определила, что одним из главных моментов, которые раскрывают психическую сущность такого отношения, считается та совокупность мотивов, она и определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема развития устойчивости личности есть прежде всего проблема формирования социальных по своему происхождению и нравственных по содержанию мотивов поведения. Работы Л.И.Божович и её коллег имели большое значение для развития проблемы мотивации учения. Вместе с тем перспективным для последующего развития этой области психологии считается её положение о взаимосвязи мотивов с направленностью личности и с её отношением к окружающей действительности, а также о структурности мотивации.

Сделая вывод о том, что одним из главных моментов, которые раскрывают сущность отношений школьников к учению, является совокупность мотивов: «При этом под мотивами учения мы понимаем то, ради чего учится ребёнок, что побуждает его учиться».

Важный вклад в понимание учебной мотивации вводит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова о ведущей учебной деятельности младшего школьника и о динамике отношения к учению в младшем школьном возрасте повышение интереса к итогу и понижение познавательного интереса.

При положительном, но бесформенном, нерасчлененном отношении к учению младшего школьника в мотивации видны изменчивые переживания новизны, любознательности, невольного интереса и широкие социальные мотивы долга (А.К. Маркова).

В. Хеннинг акцентировал на такие мотивы учения:

-гражданские мотивы, учение как подготовка к будущей жизни в обществе;

-мотив социальной идентификации с родителями, которые соответствуют их ожиданиям;

-познавательные мотивы;

-престижный мотив, желание к престижу среди одноклассников.

-мотив социальной отождествлением с учителем и его требованиями;

- мотив переживания заманчивости учебного материала;

-материальный мотив, учение как условия для дальнейшей хорошей материальной жизни;

Учебная мотивация – это сложное, системное образование, которое состоит из социальных и познавательных мотивов учения. У детей, которые поступают в школу, широкие социальные мотивы обозначают потребность занять определенное положение среди окружающих, а именно положение школьника, и старание совершать связанную с таким положением серьезную, общественно значимую деятельность. В.В.Давыдов определил, что поворотным моментом, считается третий класс. Некоторые дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их прилежность идет на убыль, авторитет преподавателя ощутимо падает.

А.К. Маркова в мотивации учения младших школьников выделяет открытость, непосредственность, доверчивость, их веру в неоспоримый авторитет учителя и стремление исполнять любые его задания.

Поэтому, среди зарубежных и отечественных психологов есть несколько подходов к пониманию сущности мотивов, в том числе и мотивов учебной деятельности, их осознанности, их места в структуре личности.

Вывод по первой главе:

Психологические особенности младшего школьного возраста следующие - качественно новый уровень развития произвольной регуляции деятельности и поведения, в том числе и «внутренней», психической; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности, появление ориентации на группу сверстников и появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки, осознание и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознание волевых действий;

Мотивация, как мы видим, непростое структурное образование, в котором разные мотивы выступают во взаимозависимости и единстве. Оттого создание мотивации не может идти по частям (сначала создаем понимание значимости знаний, а потом ответственность и долг и пр.) Исключительно целостный подход может обеспечить успех формирования мотивации. Цель - это то звено, через которое можно руководить процессом формирования мотивации, чтобы предоставить такой подход.

Глава 2. Анализ условий и способов формирования учебной мотивации младших школьников

2.1. Условия формирования положительной учебной мотивации младших школьников

Главным условием для развития мотивации считается характер самой деятельности или содержание задачи, которую необходимо решать. Оттого любая деятельность которую нужно будет делать должна обладать новизной. Большое влияние на мотивацию оказывает степень трудности задачи.

Если нужно сформировать у учеников мотивацию к учению, то надо придерживаться таких правил:

-задачи должны быть доступными и не вызывать трудности;

-деятельность должна давать возможность для выбора;

-необходимо присутствие задач разной степени сложности;

-у слабо мотивированных детей должна быть возможность применять повторы, это поможет им получить уверенность.

Следующим условием для развития мотивации считается максимальная самостоятельность школьников.

Далее условием развития мотивации будет практическая значимость и польза знаний для самих учеников. Так как смысл познания есть достижение целей, устремленность в мире, успех в деятельности, утверждение в обществе и нахождение своего места.

Можно выделить еще одно условие - двойственность материала. Когда ученик встречается с противоречием, или с взаимоисключающими сведениями о каком-либо предмете или взаимно противоречащими объяснениями некоего процесса, у него может возникнуть эффект удивления и желание разобраться в проблеме.

Также главными факторами для развития мотивации достижения есть фактор времени (неограниченное время подвигает к выполнению творческой деятельности), гигиенические факторы и оборудование (шум, наполняемость класса, освещенность и пр.).

Необходимо заметить о волевых методах мотивации и стимулирования. Компоненты таких методов заключаются в:

- сообщение об обязательных итогах;

- развитие ответственного отношения;

- познавательные затруднения;

- коррекция и самооценка своей деятельности;

- прогнозирование будущей жизнедеятельности.

Волевая мотивация считается стержнем личности. К которой присоединяются такие ее свойства, как: социальные переживания, направленность на ценностные ориентации, установки, притязания, волевые качества, эмоции.

Развитие мотивации успеха у неуспевающих школьников нужно выполнять поэтапно и по конкретным формируемым отношениям. Мотивация зависит и от созданных отношений к содержанию учебного материала, к себе и своим силам, процессу учения, и конечно же к учителю. На первом этапе необходимо заинтересовать ученика, материал который изучается должен быть занимательным, действует преподаватель, а школьник только воспринимает и поощряется за успехи, которые не требуют усилий. На втором этапе материал нужно подобрать не только занимательный, но уже касающийся сущности, школьник уже может принимать участие в некоторых звеньях процесса и получает заслуженное поощрение за успехи, в которых он приложил лишь небольшие усилия. Далее материал становится уже важным, существенным, но не привлекательным. И роль ученика становится ведущей и ему необходимо приложить большие усилия. И в итоге ребенок начинает действовать сам.

Главная задача учителей считается развитие мотивов, связанных с процессом обучения и содержанием обучения. Коллективу нужно вести работу над развитием потребности в учебной деятельности у школьников.

Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а несколько мотивов разного свойства.

Работа же по развитию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из них несет свой набор взаимосвязей и компонентов и представляет свой вид деятельности (познавательный, эмоциональный, мотивационно - целевой). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого итога, он и выступает основанием для его использования в других блоках.

Так, каждый новый блок появляется на основе предыдущего и становится на этом этапе главным, подчиняющим и управляющим себе другие.

Основная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у ребят любопытство – это и есть причина познавательного интереса.

Педагог выбирает для этого такие приемы:

- создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

- положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы сотрудничества и доверия, эмоциональную и яркую речь учителя;

- рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку итога деятельности, вопросы, которые требуют многовариантных ответов (к примеру, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и пр.);

- занимательность, необычное начало урока, применение музыкальных фрагментов, соревновательные и игровые формы, юмористические минутки.

Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их применении. Все это стало возможно благодаря таким приёмам:

незавершённость и прерывание учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, прерывание и незавершённость деятельности, варьирование заданий по степени значимости;

реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение следующих действий;

практическая направленность, через соотнесение учебного материала с определенной жизненной ситуацией, обозначение важности изучаемого материала.

Познавательный блок направлен на развитие учебной деятельности, она характеризуется умением самостоятельно находить учебную задачу (проблему) и осваивать новые способы учебных действий, приёмами самооценки и самоконтроля своей учебной деятельности. Эта задача выполняется при помощи таких приёмов:

включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, оказание учащимися помощи друг другу, приём "метод проб и ошибок", игровые и соревновательные формы;

необычная форма изложения материала;

создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий, организацию обучения от учащихся;

сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, классификацию, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов,обобщение, моделирование, эвристическую беседу .

2.2. Программа по повышению мотивации учения младших школьников

Проблема развития мотивации в младшем школьном возрасте складывается так, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность считается в статусе главной деятельности, необходимо создать предпосылки создания мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе добавить мотивации конкретную форму, то есть сделать её надежным личностным образованием ученика.

Задачи программы:

-развивать учебно - познавательные мотивы;

-способствовать сохранению внутренней позиции ученика;

- продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, которые нужны для успешного развития процесса обучения;

- увеличивать уверенность в себе и формировать самостоятельность;

- формировать адекватную самооценку и самосознание;

- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, которая снижает чувства тревоги и беспокойства в ситуациях общения и обучения;

- развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за итоги деятельности, воспитание воли;

Поставленные задачи рассматриваются как один комплекс, т.к. только целостное влияние на личность ребенка приведет к стабильному позитивному изменению (или созданию конкретных психологических компонентов). В основу формирующего эксперимента была положена специально составленная программа по повышению мотивации учения младших школьников.

Целью программы является развитие мотивации учения младших школьников.

Задачи программы:

-создать у детей нужную позитивную мотивацию;

-сформировать у учеников доступные и необходимые им на этом этапе развития навыки саморефлексии и самоанализа;

-дать школьникам возможность узнать свои сильные стороны и научиться основываться на них в процессе учебных занятий ;

-дать детям возможность познать слабые стороны своей познавательной деятельности и дать представления о способах их приспособления или развития к ним.

Программа подразделяется на 3 этапа:

1-диагностический;

- развивающий;

- контрольный.

На диагностическом этапе проводится диагностика учебной мотивации с применением методик:

методика изучения направленности на приобретение знаний;

методика «Направленность на отметку»;

раздел 3 методики изучения отношения к учебным предметам.

На развивающем этапе проводится осуществление программы по повышению мотивации учения младших школьников. На контрольном этапе при помощи повторной диагностики формируется результативность реализованной программы.

На реализацию программы приходится 16 академических часов (45 минут-1 академический час), из них 4 часа - диагностических и 12 часов - практических. Занятия разделены на 6 блоков. На каждый блок отводится 2 занятия.

Содержание программы.

Блок 1. Активизация познавательной деятельности младших школьников.

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности младших школьников.

Задачи: развитие познавательной сферы младших школьников; развитие рефлексии,развитие навыков коллективной работы; развитие социально-психологических качеств личности;.

Блок 2. Развивающее занятие «Внимание - мой главный помощник в учёбе».

Цель: познакомить учащихся с понятием "внимание" и с его значением в жизни человека, способами развития и тренировки внимания.

Задачи: знакомство учащихся с предметным содержанием понятия “внимание”; развитие свойств внимания, содействие в осознании детьми актуального состояния своего внимания.

Блок 3. Урок-тренинг «Развиваем память и внимание».

Цели: проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания;

-начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста;

-показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека.

Блок 4. Развивающее занятие «Тайны хорошей памяти».

Цель: определение особенностей памяти учащихся; продолжение знакомства с приёмами рационального запоминания и рекомендациями по развитию памяти.

Блок 5. Развивающее занятие "Приемы успешного запоминания".

Цель: научить детей запоминать, используя для этого специальные способы, которые помогают вспомнить и запомнить нужную информацию.

Задача: обучить приёмам логического, образного, ассоциативного запоминания

Блок 6. Тренинг «Я учусь запоминать».

Цель: Продолжать знакомить учащихся с различными способами запоминания, закреплять их применение на практике. Мотивировать детей на тренировку своей памяти.

2.3. Результаты изучения уровня учебной мотивации младших школьников

Результаты психодиагностического исследования третьеклассников.

Цель исследования: изучение особенностей учебной мотивации учащихся.

Методика: Анкета оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой (10 вопросов)

Дата исследования: 03.05.18г.;

Исследуемая группа: 23 учащихся;

Время выполнения методики: 25 минут.

По результатам исследования учебной мотивации в постадаптационный период среди обследованных третьеклассников наблюдается 48% уч-ся (11 чел.) обладающих высоким уровнем школьной мотивации, обуславливающий наличие у детей высокой учебной активности, познавательного интереса, стремление следовать всем нормам и правилам школьной жизни. Такие дети характеризуются высокой ответственностью, испытывают негативные эмоциональные переживания в случае неудовлетворительных оценок.

30% учащихся (7 чел.) обладают хорошей школьной мотивацией, характеризуются стремлением к обучению, успешно справляются с учебной деятельностью.

9% обуч-ся (2 чел.) имеют третий уровень школьной мотивации по данной методике, т.е. положительное отношение к школе. Но школа таких детей привлекает внеучебной деятельностью. Таким детям нравится ощущать собственный статус «ученика», они вполне благополучно чувствуют себя в школе, посещают школу, чтобы общаться с друзьями, ребятами и т.п.

9% уч-ся (2 чел.) обладают четвертым уровнем школьной мотивации, имеют низкую школьную мотивацию. Такие дети часто характеризуются низкой стрессовой устойчивостью, тяжело переживают неудачи в школе и поэтому не стремятся к достижению успешности в учебной деятельности.

4% уч-ся (1 чел.) обладают пятым уровнем школьной мотивации, т.е. имеют негативное отношение к школе. Такие дети испытывают большие трудности в учебной деятельности (не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками). При этом школа воспринимается как враждебная среда.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что 78% обследованных учащихся (18 чел.) имеют достаточно благоприятное эмоциональное состояние в школе, 22% обследованных пятиклассников (5 чел.) – недостаточно благоприятное.

Наблюдая за обучающимися в ситуации обследования, следует сказать о том, что результаты обследования можно считать объективными, т.к. третьеклассники отвечали на вопросы достаточно серьёзно, с интересом.

Диаграмма

Результаты изучения уровня школьной мотивации третьеклассников

Таблица

Результаты изучения уровня школьной мотивации в третьем классе

Уровни мотивации

Кол-во учащихся

%

1 уровень

– высокий

11

48

2 уровень – хорошая мотивация

7

30

3 уровень – положит. отношение

2

9

4 уровень – низкая мотивация

2

9

5 уровень – негативное отношение

1

4

Заключение

По результатам обследования уровня учебной мотивации в третьем классе, 78% обследованных учащихся (18 чел.) класса имеют достаточно благоприятное эмоциональное состояние в школе и положительное отношение к школе, учебной деятельности; 22% обследованных третьеклассников (5 чел.) – недостаточно благоприятную учебную мотивацию.

С целью повышения учебной мотивации школьников и сохранения стремления ребят к обучению необходимо:

организовывать разнообразные формы работы на уроке (групповую и парную, фронтальную и индивидуальную);

уделять внимание практическим действиям на уроках, работе с наглядностью;

мотивировать детей на успех, стимулировать переживание чувства успешности (хвалить, эмоционально поддерживать, предлагать поручения и поощрять за исполнительность и т.п.);

детей, занимающих низкое статусное положение в классе включать в общественно значимую деятельность, внеурочную деятельность, повышая их авторитет и самооценку;

поощрять детей задавать вопросы, если им что-то непонятно;

снисходительно относиться к тому, что ребята могут быть рассеянны на уроках по новым учебным дисциплинам;

классным руководителям стараться организовывать личное общение с каждым учащимся, интересоваться его переживаниями, чувствами и радостями.

Вывод: Выводы по второй главе

Исследование проводилось на базе МАОУ Подгорнинская СОШ, 3 «А» класс в количестве 23 учеников.

Испытуемым присущ высокий интеллектуальный потенциал, познавательная активность, но наряду с довольно высокой организацией психических процессов, отмечается неустойчивость эмоционально-волевой сферы, взрывы эмоций – бурной радости, гнева и недостаток глубоких, устойчивых чувств.

В данной работе применялись следующие психодиагностические методы исследования: Анкета «Оценка уровня школьной мотивации учащихся» (автор Н.Г. Лусканова), Проективная методика «Эмоциональное отношение к школе» автор О.Н. Истратова.

В ходе анализа полученных данных можно констатировать, что у исследуемых младших школьников уровень сформированности учебной мотивации у 78% обследованных учащихся класса имеют достаточно благоприятное эмоциональное состояние в школе и положительное отношение к школе, учебной деятельности; 22% обследованных третьеклассников– недостаточно благоприятную учебную мотивацию.

Таким образом, мы разобрали различные пути создания устойчивой и положительной мотивации учебной деятельности учащихся. Для возникновения такой мотивации необходимо воспользоваться не одним путем, а всеми путями в определенной системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не играет главной роли в формировании мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика считается значимым, для другого нет. Все вместе, в комплексе указанные пути -довольно результативное средство формирования необходимой мотивационной сферы у учеников.

Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы, содержания его психологического самообразования.

Заключение

Мотивация занимает главное место в структуре личности и считается одним из главных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы в целом предназначает и содержание видов деятельности, которые характерны для человека. Мотивационная система определяет не только важно осуществляемые деятельности, но и область желаемого, перспективу следующего развития деятельности. Поэтому проблема мотивации имеет отношение к числу значимых проблем в теоретическом, методологическом и в практическом отношении. Среди главных задач, которые стоят в настоящее время перед школой и перед каждым педагогом, нет более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая заставляла бы их к настойчивой, систематической учебной работе.

Так как видно, что без такой мотивации деятельность школьника в учебно-воспитательном процессе будет нерезультативной. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, дополняют друг друга, которые переплетаются находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни, имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться на хорошо и отлично. Среди различных социальных мотивов учения, вероятно, главными считаются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь источник других поощрений, предмет гордости, залог его эмоционального благополучия. Когда ребенок хорошо учится, его хвалят и педагоги и родители, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение педагога не просто значимое, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие далекая перспектива получить образование в вузе или устроится на хорошо оплачиваемую работу необходимо побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы имеют значение для личностного развития школьника.

Из наблюдений видим, что у современного ребенка семи лет уровень субъективной готовности к школе может немного снижаться из-за рассказов других детей о трудностях в школе, а также из-за того, что стремление учиться в некоторой мере удовлетворяется в детском саду. Наряду с этим уровень объективной готовности повышается в связи с общим ростом культуры, использованием радио, телевидения. Уровень осведомленности современных семилеток значительно выше. Так, у современного ребенка уровень субъективной готовности несколько понижается, а уровень объективной готовности повышается, что уже усложняет дело последующего формирования мотивации к начальной школе.

В последние годы психологические изучения показали, что уже в середине младшего школьного возраста может закладываться интерес к способам приобретения знаний. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где была установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. В этой работе были изучены мотивы учения школьников 3 класса. Было выявлено изменение доминирующих мотивов от внешних к внутренним. Это говорит о том, что детский сад и семья создали нужную почву для обучения детей в школе. Искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному итогу деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

Так, можно придти к выводу, что данные психолого-педагогических исследований говорят о том, что младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учения. Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста. Для становления такой мотивации необходимо использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

Пути воспитания мотивации учения у школьников должны быть в центре внимания педагогического коллектива школы и семьи.

Список литературы

1. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности - М.; Просвещение, 2006. – 297с.

2. Апиш Ф.Н.Психолого – дидактические основы развития учебной мотивации-М,; МГОУ,2003 –180с.

3. Антонова Г. П., Антонова И. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии. -2003. -№ 2.

4. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка.- «Амрита»., 2012.

5.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.МВозрастная и педагогическая психология: Учебник для всех специальностей педагогических вузов— М.: Педагогическое общество России, 2003

6. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии,1992, №2

7.Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста.//Вопросы психологии. 2007. - № 3. - 32-50с.

8. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. — 2004. — № 11.

10. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе. // Учитель, 2001. №4.

11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

12. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности//Вопросы психологии -1994 .- №4 –45с.

13. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.—М., 1985.

13. Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. – 2015., №22 –787 – 792с.

14. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №23. — 437-439с.

15. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.

16. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.

17. Маркова А.К., Орлов А.Б., Л.М. Фридман. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 2006. - 112с.

18. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика,2008.—221с.
19. Мир детстваМладший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1981. — 400с. 

20. Митичева Т. И., Щеулова Е. А. Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — 123-125с.
21. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование – 2002 -№9 –123 -130с.

22.ОсиповаИ. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.,76с.

23.Особенности психического развития детей 6летнего возраста. -М: Педагогика, 1988. - 140с.

24. Практическая психология для педагогов и родителей/ Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000.

25. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студентов сред. пед. учеб. заведений / Психол. ин-т РАО ; Авт.-сост. Е. Е. Данилова; Под ред. И. В. Дубровиной,; М. Изд. центр "Академия" 1998.

26. Прихожан А.М.Психологические проблемы нравственного воспитания школьников.;М., 1980.

27. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004.

28. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной,изд. Юрайт., 2018.

29. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология.- М., -2001

30.  Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М: Знание, 2004. - 434с.

31.Эльконин ДБ.. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика,1989. 560с.

Приложение 1

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Инструкция: Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите букву этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса.

Вопросы:

1. Тебе нравится в школе?

не очень (а)

нравится (б)

не нравится (в)

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома (а)

бывает по-разному (б)

иду с радостью (в)

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

не знаю (а)

остался бы дома (б)

пошел бы в школу (в)

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

не нравится (а)

бывает по-разному (б)

нравится (в)

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

хотел бы (а)

не хотел бы (б)

не знаю (в)

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю (а)

не хотел бы (б)

хотел бы (в)

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто (а)

редко (б)

не рассказываю (в)

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю (а)

хотел бы (б)

не хотел бы (в)

9. У тебя в классе много друзей?

мало (а)

много (б)

нет друзей (в)

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся (а)

не очень (б)

не нравятся (в)

Обработка результатов:

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за1-й ответ

а

оценка за 2-й ответ

б

оценка за 3-й ответ

в

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Приложение 2

Проективная методика «Эмоциональное отношение к школе»

автор О.Н. Истратова

Инструкция: возьми лист бумаги, цветные карандаши и нарисуй то, что тебе нравится в школе.

Для скрининговой оценки эмоциональной комфортности ребенка в условиях систематического обучения детям после проективного рисования предлагается также специальная анкета, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла). Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем эмоциональной комфортности, способствующей адекватному формированию мотивационной активности и системы мотивации, 15-24 балла характерны для средней нормы, 10-14 баллов указывают на трудности формирования мотивационной сферы в связи с дискомфортом пребывания ребенка в школе и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались только определенные предметы?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

В анкете допускаются повторные опросы, это позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации служит критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение - положительной динамики в развитии и обуче­нии.

Проведенные изучения сделали возможным обнаружить три уровня эмоционального отношения к школе:

Высокий уровень - ребенок положительно относится к шко­ле; требования которые предъявляются воспринимает верно; учеб­ный материал усваивает легко; полно усваивает программу, внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; прилежен, проявляет интерес к само­стоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет с желанием; занимает выгодное статусное положение в классе.

Средний уровень - ребенок положительно относится к шко­ле; усваивает основное в програм­ме, понимает учебный материал; самостоятельно решает похожие задачи; внимателен при вы­полнении поручений, заданий, указаний, но еще требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, дружит со многими детьми в классе, поручения вы­полняет.

Низкий уровень - ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; преобладает плохое настроение, жалуется на нездоровье; нарушает дисциплину;учебный материал усваива­ет частями; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится урывками; требует помощи и контроля; нуждается в паузах, в классе близких друзей не имеет, пассивен.

Параметры оценки проективного рисунка:

Несоответствие теме рисования показывает, по мнению автора, на:

а) мотивационную незрелость, отсутствие школьной моти­вации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов.

В этом случае дети рисуют машины, военные дейст­вия, узоры, игрушки и прочее

б) детский негативизм, когда ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать; такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособле­ния к школьным требованиям;

в) неверное истолкование или непонимание задачи, когда дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме; чаще всего это присуще детям с задержкой психического развития. Такие ситуации оцениваются 0 баллов.

При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет:

а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника позна­вательных мотивов (30 баллов);

б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе, но внешней мотивацией (20 баллов);

в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положи­тельным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации (10 баллов).

Просмотров работы: 980