Методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

Методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников

Полыгалова Н.М. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: в наши дни современные дети больше увлечены гаджетами и играми, однако взрослые хотят видеть своих детей образованными, начитанными, творческими и с широким кругозором. Поэтому на сегодняшний день, в эпоху модернизации школы, вопрос о мотивации обучения является актуальным и социально значимым. В наибольшей степени мотивацию используют в начальных классах, когда дети только пришли с детских садов, в голове у них фантастический мир игрушек и сказок, где, к сожалению, нет места учёбе. Но их наставник, если можно так выразиться, беря их за руки, должен показать им и другой необычный мир, куда входят научные открытия, увлекательные книги, история человечества, происхождение людей. Главное, чтобы все прошагали этот путь с интересом и любопытством. Современный ФГОС НОО (федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)) направляет учителей начальных классов на формирование личностных и результатов, к числу которых можно отнести развитие учебной мотивации у младших школьников: «стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся» [1].Данной проблемой занимались С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова и многие другие.

Противоречие: между необходимостью развития учебной мотивации у младших школьников и возможностью учителей начальных классов использовать современные подходы и методы к развитию учебной мотивации у младших школьников.

Проблема: разработать и обобщить методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников.

Объектом курсовой работы являются: возможность развития учебной мотивации у младших школьников.

Предметом является: методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников.

Целью становится: изучение и разработка рекомендаций использования различных методов и средств развития учебной мотивации у учащихся начальных классов.

Вытекающие задачи:

подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу;

выявить общее понятие «Мотивация» и теоретические основы мотивов у детей младшего школьного возраста;

провести диагностику уровня развития учебной мотивации у младших школьников через классификацию мотивов;

выявить методы и средства развития учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование учебной мотивации младших школьников в процессе обучения будет эффективным при соблюдении следующих условий:

рассмотрение процесса развития мотивации как части целостного процесса формирования учебной деятельности младших школьников;

использование методов и приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям младших школьников.

Методы исследования:

наблюдение;

беседа;

тестирование.

Экспериментальная база: учащиеся начальных классов.

Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложения.

Глава I. Психолого-педагогические особенностиразвития учебной мотивации у младших школьников

Психологические аспекты развития мотивации

В любой деятельности у человека происходит рост от простого к сложному, но, чтобы не стоять на одном месте, нужен толчок вперёд, побуждение к действию. Одним словом это называется «мотивация». Что же это такое? Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, интересы, потребности, стремления, цели, влечения.

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова в своём толковом словаре русского языка «мотив» понимают, как «побудительную причину, повод к какому-нибудь действию»[13]. Мотивация помогает создать такую основу, которая влияет на формирование личности через воспитательный характер. В различных определениях мотивации выражается позиция психологов о соотношении энергетической и содержательной сторон. Так, Зигмунд Фрейд все мотивационные закономерности понимал только как энергетический аспект опыта и реакций. Браун и Фарбер трактуют мотивацию, как динамическую и энергетическую функцию, в отличие от обучения как ассоциативной, регулятивной функции. Энергетическая потребность отражает меру напряжения потребности, грубо говоря, она варьируется в диапазоне от слабой к сильной. С.Л. Рубинштейн писал: «Мотивация – это опосредованная процессом её отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетён в контекст действительности» [16].

Мотивация как движущая сила человеческого поведения включает в себя: характер, эмоции, направленности личности, деятельность и психические процессы. Всё, что психологи включают в характер, относится к энергетической стороне мотивации (волевые качества), а к содержательной стороне относятся такие качества, как дисциплинированность, общительность, сознание ответственности.

Мотивация крайне близко связана с эмоциями. Они ориентируют человека, указывают на значимость окружающих явлений, на положительность или отрицательность. А также эмоции отражают настроение человека, которое очень важно, потому что отражает состояние организма.

Также психологи разделились на 4 группы из-за споров о преобладающей роли мотивации:

врожденные механизмы, управляющие поведением человека;

важные условия из окружающей среды;

основополагающие мотивы;

как ориентирование поведенческих реакций человека с целью достижения конкретной цели, либо как источник энергии для деятельности, управляемый другими факторами, к примеру, привычкой.

Однако понятие мотивации многие учёные воспринимают как систему, включающую в себя внутренние факторы и внешние стимулы, которые определяют поведение человека:

стабильность собственных целей;

активность и настойчивость;

организованность и собранность;

направление своих действий.

Виды мотивации:

По основным группам потребностей

Материальная мотивация – это стремление быть материально обеспеченным.

Трудовая мотивация – побуждение человека к трудовой деятельности и заинтересованности в результате совершённой деятельности.

Статусная мотивация – движущая внутренняя сила поведения человека, связанная со стремлением вертикально подниматься.

По используемым способам

Нормативная мотивация – это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения [21].

Принудительная мотивация – это побуждение, основанное на применении власти и угрозе неудовлетворения потребностей в случае невыполнения задания.

Стимулирующая мотивация – это побуждение через воздействие на внешние обстоятельства (стимулы), а не на личность, чтобы получить конкретное благо и идти к нему как к таковой цели.

По источникам возникновения

Внутренняя мотивация – это побуждение, связанное с потребностями, желаниями, интересами и установками личности. Здесь человек поступает по собственному желанию.

Внешняя мотивация – это группа мотивов, предопределенныхвоздействиемвнешнихусловий на объект: обстоятельств, факторов, стимулов, никак не сопряженных с содержанием конкретной деятельности.

По направленности на достижение целей

Положительная мотивация – это побуждение, основанное на стимулах и ожиданиях положительного характера (например, «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение»).

Отрицательная мотивация – это побуждение, основанное на ожиданиях отрицательного характера (например, «если я поступлю так, меня не будут ругать»).

Существует дополнительное деление мотивации на подвиды:

индивидуальная мотивация – это побуждение, включающее в себя потребности, цели и стимулы, которые направлены на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза (например, стремление избежать болевых ощущений);

групповая мотивация – это мотивация, в которой заинтересованы несколько людей (например, забота родителей о детях);

познавательная мотивация – это такое побуждение, которое включает в себя когнитивные процессы на получение определённого результата (например, научно-исследовательская деятельность).

Также различают отдельные мотивы, движущие поведением людей:

мотив самоутверждения – это желание утверждения своей личности в социуме, приобретения определённого положения и уважения;

мотив идентификации – это стремление человека быть похожим на кумира, которым может быть как реальная личность (отец, учитель), так и выдуманный герой (персонаж книги, фильма);

мотив власти – это необходимость личности проявлять влияние на других людей;

мотив процессуально-содержательный побуждает человека к активным действиям благодаря внутренней заинтересованности в содержании деятельности, поэтому человек испытывает удовольствие от самого процесса;

мотив саморазвития – желание развивать собственные природные способности, усовершенствовать позитивные качества. Согласно мнению выдающегося психолога Абрахама Маслоу, эта мотивация стимулирует прикладывать наибольшие усилия для полного развития и осуществления способностей, следуя необходимостью ощутить компетентность в определённой сфере. Саморазвитие возможно лишь тогда, когда движения вперёд приносят намного больше удовлетворения, чем былые достижения. Но стоит запомнить, что сдвиги вперёд не требуют насилия над собой;

мотив достижения – это стремление заполучить наилучшие результаты в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства;

мотив просоциальный – это общественно значимая мотивация, базируется на имеющемся чувстве долга перед социумом. Совершается идентификация человека с определённой ячейкой общества, происходит не только отождествление с какой-либо социальной группой, но и приобретение общих интересов, целей;

мотив аффилиация– это желание людей к объединению, установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми людьми. Суть данного мотива: высокая ценность общения как процесса. Эта мотивация не относится к общению с корыстными целями, она, наоборот, приносит удовлетворение духовных потребностей.

На сегодняшний день успешно применяются различные способы мотивации, которые можно условно распределить на три большие группы:

Социальная мотивация (персонала) – намеренносозданная комплексная система мер, содержащая нравственное,профессиональное и материальное стимулирование деятельности работника. Мотивация персонала нацелена на повышение активности рабочего и достижения максимальной эффективности его труда.Меры, применяемые в побуждениидеятельности персонала, зависят от разнообразных факторов:

система управления организации в целом;

система стимулирования, предусмотренная на предприятии;

особенности учреждения: сфера деятельности, численность персонала, опыт и избранный стиль управления руководящего звена.

Способы мотивации персонала условно разделяют на подгруппы:

экономические меры (материальная мотивация);

организационно-административные меры, основанные на власти;

социально-психологические факторы (воздействие на сознание трудящихся, активизируя их эстетические убеждения, религиозные ценности, социальные интересы).

Учитывая то, что все люди разные, применять какой-то один способ в управленческой практике было бы неразумно, поэтому их следует комбинировать.

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, базирующиеся на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремлённости и последовательности, устойчивости и решительности. Образцом эффективной самомотивации является ситуация, когда при усиленных внешних помехах человек не прекращает действовать для достижения поставленной цели. Существуют разнообразные методы для самостоятельной мотивации, в числе которых:

аффирмации – специально выбранныеположительные утверждения которые оказывают влияние на подсознательном уровне;

самовнушение – это процесс воздействия на свою психику с целью изменения своего поведения;

биографии выдающихся людей – продуктивныйспособ, основанный на изучении жизни успешных личностей;

развитие волевой сферы – выполнение деятельности через отсутствие желания;

визуализация – эффективная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Мотивация учащихся – это очень важный этап на пути формирования мотивов, которые могут придать учёбе смысл, а сам факт обучения сделать значимой целью для человека. Мотивация к обучению, к сожалению, произвольно проявляется редко, поэтому педагоги прибегают к определённым методам в своей деятельности.

В заключение нужно отметить, что знания о мотивации и применение их в своей жизни – это возможность на глубинном уровне понять самого себя и окружающих, найти подход к людям, сделать свои взаимоотношения с ними более успешными и приятными. Это шанс сделать свою жизнь лучше. И совершенно неважно, кто вы: руководитель или просто работник, учащийся или учитель. Важно знать, что нужно другим и вам самим для роста, развития и успеха[22].

Теоретические основы развития учебной мотивации у обучающихся начальных классов

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим формирование на следующем возрастном этапе. Со временем мотивация к учебной деятельности, настолько мощная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением заинтересованности к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего добиваться. Поэтому, чтобы такого не происходило в учебной деятельности, следует внести новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются
и закрепляются его новые достижения.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Одним из основных условий реализации работы, достижения определённых целей в любой сфере является мотивация. А в её основе лежат, как заявляют специалисты по психологии, потребности и интересы личности. Следовательно, для того чтобы достичь успехов в учёбе, нужно сделать обучение желанным процессом.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включённый в деятельность обучения. Она обуславливается: во-первых, самой образовательной системой; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности); в-четвёртых, субъектными особенностями преподавателя и в первую очередь системой его отношений к ученику, к делу, в-пятых, спецификой учебного предмета.

Мотивационная основа учебной деятельности учащихся состоит из следующих элементов:

целеполагание;

сосредоточение внимания на учебной ситуации;

осознание смысла предстоящей деятельности;

осознанный выбор мотива;

стремление к достижению успеха;

самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Структура учебной мотивации в начальных классах:

Познавательная мотивация.

Полная заинтересованность в изучение какого-либо учебного предмета
в начальных классах встречается редко, но успевающих детей привлекают абсолютно разные, даже самые сложные, предметы. Если на уроке присутствует игровая деятельность, то младшие школьники становятся менее напряжёнными, усталыми. Это позволяет удерживать внимание детей.

Мотивация достижения успеха.

У отличников ярко выражена мотивация достижения успеха – желание правильно выполнять задание, а затем получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация становится доминирующей, поэтому вводится приём «оценки» (не отметки) – каждый результат, а особенно положительный, должен быть отмечен словом или жестом. Это хорошее стимулирование детей. Им необходим успех, степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, интерес к новому.

Мотивация достижения успеха вместе с познавательными интересами – наиболее ценный мотив, но её следует отличать от престижной мотивации.

Престижная мотивация.

Такой мотив характерен для детей с завышенной самооценкой. Такая мотивация побуждает быть лучше всех, идти впереди своих одноклассников, стать лидером.

Мотивация избегания неудачи.

Для детей, которые не преуспевают в учёбе, точно не будет характера престижная мотивация. Так как в начальных классах появляется мотивация достижения успеха, то неизбежно появление мотивации избегания неудачи, когда дети боятся получить «двойку», потому что они знают, что после этого идёт наказание либо от учителя, либо от родителей. К таким ребятишкам нужен особый подход: рассмотрение их личностных особенностей, эмоционального настроя, подбадривание и похвала.

Компенсаторная мотивация.

У детей, которые отстают в учёбе, может возникнуть и подобная мотивация, когда младшие школьники заменяют свои неудачи в школе спортивными занятиями, музыкой, искусством, получая там хорошие результаты. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в другой области, низкая успеваемость не становится источником переживаний [11].

В младшем школьном возрасте существуют собственные позитивные и негативные стороны мотивации обучения, которые следует учитывать при организации образовательного процесса.

Советский специалист по психологии С. Л. Рубинштейн акцентировал свой интерес на то, что один и тот же акт поведения детей в зависимости от его внутреннего мотива оказывается по существу совершенно различным поступком. Например, ребенок жалуется взрослому на то, что другой ребенок не соблюдает какое-либо правило поведения: в первом случае данная претензия может иметь основанием стремление ребенка проверить, надо ли это правило выполнять, сохраняет ли оно еще силу; в ином случае он на самом деле стремится поддержать дисциплину в группе; а в третьем случае он руководствуется желанием доставить неприятность товарищу. «Внешне один и тот же акт, в зависимости от мотивов, из которых он исходит, и целей, которые он более или менее сознательно преследует, приобретает, таким образом, совсем различный и, в отношении педагогической своей ценности, иногда прямо противоположный смысл. Характеристика поступка, основывающаяся на внешней, результативной его стороне, поэтому является в значительной мере формальной характеристикой. Педагог, который строит свою работу с учетом только этой внешней формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его внутреннего содержания по существу, не ведает, что творит. Добившись от учащегося форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, он, не зная мотивов, по которым в данной ситуации эти правила выполняются учащимися, собственно ничего не знает о самом учащемся, о личности ребенка. А ничего
не зная о подлинных личностных мотивах настоящего поведения ребенка, он и подавно не может рассчитывать на то, чтобы верно определить его дальнейшее жизненное поведение. Не умея проникнуть во внутреннее содержание действий и поступков ребенка, в мотивы его действий и внутреннее отношение к задачам, которые перед ним ставятся, воспитатель, по существу, работает вслепую. Ему неизвестны и ребенок, на которого он должен воздействовать,
и результаты его собственного воспитательного воздействия»[15].

Иногда учитель так сосредоточен на проблеме передачи знаний, что забывает про анализ мотивации, что очень важно в педагогической деятельности. Аналогично тому, как врач, призванный вылечить болезнь, исследует её предпосылки, переходит в анализе от внешних проявлений к внутренним симптомам, прослеживает их динамику и формирование, так и учитель, стремящийся осуществить своё высокое предназначение – воспитание личности, обязан стараться пробраться в мотивацию его поведения, научиться видеть её проявления и более глубокие, лежащие за ними причины в опыте жизни ребёнка, его окружения, настоящий смысл его отдельных действий.

При формировании мотивации учения необходимо применять общее положительное отношение ребёнка к школе, широту его увлечений, любознательность, а также его непринуждённость, наивность и доверчивость младших школьников, их веру в авторитет старшего и готовность выполнять любые задания. Но не стоит забывать, что интересы младших школьников неустойчивы. Они сами по себе не поддерживают учебную деятельность и без поддержки учителя могут угасать. Помимо этого, интересы ориентируются
не на способы учебной деятельности, а на итог обучения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует интерес к преодолению трудностей в учебной работе.

К концу начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В этот период угасает единый позитивный подход к школе, потому что оно уже удовлетворено. Нахождение в школе утрачивает непосредственную эмоциональную привлекательность, ученик к этому привыкает. Однако если
в начальной школе зародился интерес к содержанию обучения, тогда снижение мотивации к концу начальной школы можно избежать, потому что сформировался учебно-познавательный мотив. Развитие данного мотива необходимо для перехода в среднюю школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.

Методы и средства развития учебной мотивации у младших школьников

Полноценное учение невозможно без активных учебных действий – способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели). Реализация активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки.

Нужно отметить, что активность школьника тесно соприкасается с его самостоятельностью, ярко проиллюстрировать это сможет создание на уроке проблемно-поисковой мотивации. Как показывает практика, более активные дети, как правило, и более самостоятельные.

Перед учителем начальных классов стоит сложная задача: не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приёмы и методы стимулирования учащихся.

Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям:

увлеченность процессом деятельности;

стремление принимать участие в обсуждении вопросов;

стремление выяснить непонятное;

активность в течение всего урока;

дополнения, исправления ответов одноклассников;

задавание вопросов учителям и товарищам;

адекватность реакций на успех, на неудачу;

улучшение успеваемости по предмету.

Чтобы отслеживать динамику работы и планировать будущие действия, стоит использовать дневник, в котором будут записаны все результаты.

А каким образом вести эти наблюдения? Наиболее реальными для учителя методами изучения мотивации являются:

наблюдение за поведением детей на уроках, на переменах ипрослеживание, кто в каких общественных мероприятиях участвует;

использование различных специально подобранных ситуаций (ими могут выступать контрольные работы, беседы на классном часу);

индивидуальный разговор с учеником, в котором прослеживаются прямые и косвенные вопросы о мотивах и целях ребёнка.

Наиболее эффективными из данного перечня методов изучения мотивации являются первый и второй, потому что они не отнимают личного времени ни у учителя, ни у ученика, и лучше показывают реальное поведение учеников в естественной школьной среде.

Для проведения наблюдения хорошо используется метод специально подобранных (экспериментальных) ситуаций, когда школьник показывает своё реальное отношение к учению, и при этом не прерывается естественный процесс обучения. Самым простым путём реализации этого метода будет создание разного уровня заданий и предложение их детям с просьбой, чтобы они сами выбрали себе наиболее интересное. Также сюда можно отнести: «Методика с конвертами», когда детям предлагаются конверты, на которых указаны различные школьные предметы, а в самих конвертах находятся задания разного типа (теоретические, творческие и т.д.). Ребёнок проходит через две ступени выбора, показывая учителю, довольно чётко очерченную область его интересов.

«Составь расписание на неделю» даёт представление учителю о том, какие предметы наиболее интересны ученикам, поскольку им предлагается выбрать количество часов любого предмета на неделю и вычеркнуть те уроки, которые не интересны.

Ситуация свободного времени, когда урок закончился немного раньше, и учитель предлагает детям заняться какими-нибудь своими делами.

Все эти ситуации помогают увидеть наличие или отсутствие познавательного мотива. А для выявления внеурочных интересов можно прибегнуть к таким занимательным приёмам, как «Дневник свободного времени» или составление школьниками заявок на радиопередачу.

Необходимо подчеркнуть, что все эти приёмы должны быть максимально приближенными к естественной среде реального обучения, чтобы достаточно надёжно судить о характере именно учебной мотивации.

Хотелось бы выделить самые общие пути формирования мотивации:

«Сверху вниз» это путь, в котором учитель задаёт эталоны идеального проявления мотивов на уроках. Учащиеся неосознанно начинают сравнивать себя с образцом, который предложил им учитель.

«Снизу вверх» это путь, в котором учитель включает детей в различные виды деятельности, где ребята смогут получить практический опыт нравственного поведения, что даст действующие мотивы. Но этот способ недостаточен, потому что учитель не всегда может быть уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.

Одним из самых эффективных способов создания мотивации – интерес, так как это реальное побуждение к действию.

По мнению Л.C. Выготского, интерес – естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями [4]. Педагогический закон гласит: в любой работе самое главное зародить интерес, а затем поддерживать его, тогда ребёнок сам будет выполнять любые задания с увлечением, каждый дальнейший шаг будет приносить чувство удовлетворения, а учителю остаётся лишь малая роль в этой деятельности – руководить процессом.

Также Л.С. Выготский говорил о важности проявления заинтересованности в самом предмете изучения, а не в посторонних поощрениях и наказаниях. Следовательно, учитель должен наблюдать за направлением интереса, в случае отклонения от самого объекта познавательной деятельности приводить его в нужное русло, анализировать происходящую ситуацию, искать новые приёмы, если старые уже не работают. Ученик должен полюбить не похвалу учителя или родителей, а сам процесс обучения, нахождение правильных ответов. Прежде всего, чтобы добиться такого непростого результата, стоит построить школьную систему в непосредственной близости к жизни, ведь школьника младших классов заинтересует то, что ему уже знакомо, одним из приёмов такого способа может выступать проблемная ситуация на уроках.

Основными признаками проявления интереса на уроке выступают:

Отсутствия отвлечений, восприятие познавательного материала, возникновение вопросов в процессе изучения материала – это внутренний интерес, а к внешнему относится: оживление детей, заинтересованные глаза, устремлённость вперёд.

Споры после урока между учащимися, задавание вопросов.

Ещё один из способов развития мотивации – стимулирование. Люди так устроены, что без лишнего толчка они никуда не сдвинутся, но если такое можно сказать о взрослых, то детям в разы тяжелее начать какую-либо работу, тем более в первых классах, когда в голове игры и развлечения.

Стимулы можно условно разделить на группы:

Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений)

Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций)

Волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия поведения).

Социальные(создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка).

Учение для школьника – трудный процесс. Умом он понимает, что учиться надо и это пригодится в будущем, но интеллект идёт на поводу у эмоциональных переживаний, связанных с непосредственным побуждением, поэтому на первый план выходят свои интересы и потребности. Чтобы такого не возникало в учебной деятельности, учитель должен правильно подобрать необходимые стимулы. Знание ребёнка, его желаний, интересов и потребностей – это ключ к правильному решению всех проблем.

Многие ошибки учителя происходят из-за поверхностного отношения к каким-либо событиям в классе, без анализа и разбора подлинных мотивов учеников, а затем он делает свои выводы, которые зачастую плохо влияют на детей. Призыв изучать учеников приобретает новый смысл – изучать, чтобы найти и правильно использовать адекватные стимулы.

Исходя из выше сказанного, подчеркнём важность острожного и мягкого подталкивания – стимулирования, сходя из природы самих детей.

Для повышения мотивации у младших школьников стоит использовать весь арсенал методов осуществления учебной деятельности:

словесный метод позволяет разъяснить важность обучения. Запоминающийся и образный рассказ непроизвольно обращает на себя внимание учеников;

наглядный и практический методы повышает заинтересованность школьников к изучаемым вопросам. В особенности мальчики любят практическую деятельность, которая в данном случае может являться стимулятором активной учебной деятельности;

репродуктивный и поисковый методы дают возможность погрузиться школьникам в самостоятельное разрешение поставленных задач;

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя. Непременно возможность самостоятельно поработать воодушевляет учеников, если они обладают нужными умениями для успешной реализации деятельности. В данном случае появляется стимул сделать работу лучше, чем другие.

Также выделяют продуктивные методы повышения мотивации:

использование языковых средств – метод, который заключается в создании собственного текста.

Например, предоставление возможности школьникам прочитать свои работы перед всем классом. Это даст толчок для старания, чтобы текст, который они напишут, был читабельным, выразительным, интересным. А также ученики перестанут списывать друг у друга;

метод «Контракты»–это метод, при котором учитель и ученик заключают между собой добровольное соглашение, но перед этим обговаривают абсолютно все условия: учитель выдаёт задание со своими требованиями и подробно обговаривает их с учениками, в свою очередь, школьники должны либо отказаться, либо согласиться с предложенными условиями. Такой метод придаёт учащимся уверенность и ответственность. Эффективным способом реализации данного метода является «Линия времени»: учитель чертит линию, на которой фиксирует этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает самые значимые периоды, где ребята должны показать себя в полной мере, и вместе с учениками находит уроки, которые не несут в себе сильной смысловой нагрузки. Благодаря такому способу учащиеся понимают, что нужно делать для успешной реализации деятельности;

формирование интереса к изучаемому предмету,безусловно, необходимо в учебном процессе, но прежде чем зародить интерес, стоит объяснить, для чего необходима та или иная тема урока. Этому могут способствовать следующие приёмы:

«Оратор»: «За одну минуту убедите своего соседа по парте, что изучение этой темы необходимо нам».

«Профи»: исходя из будущей профессии, почему необходимо изучение этой темы?».

Для развития умений ставить цель, определять зону ближайшего развития используют такие приёмы:

Образовательная стратегия: «Что ты сделал, чтобы написать эту работу на пять?».

Создание ситуации успехи: во время опроса всего класса целесообразно научить учеников начинать свой ответ с фразы: «Я знаю, что…». Этот приём будет способствовать уверенности в лингвистической компетенции всех учеников.

Проблемный метод обучения состоит из творческих заданий, исследовательских проектов и интересных вопросов, таких как:

вопросы с противоречиями (например, задание: «определите часть речи: (в)пустую комнату, спорить (в)пустую»);

вопросы, требующие сходства и различия;

вопросы по определению причинно-следственных связей;

действие выбора (например, «Выучите стихотворение, которое вам понравилось больше всего»);

редактирование текстов, поиск ошибок.

Из всего вышесказанного хотелось бы отметить, что развитию положительной учебной мотивации помогают абсолютно все методы и средства обучения. Стоит их комбинировать и совершенствовать, чтобы у школьников поддерживался на протяжении всего обучения интерес к учебной деятельности.

Выводы по I главе

Воспитание мотивации – это длительный, кропотливый процесс, связанный со становлением личности в целом. Этот процесс настолько не прост, что с прогнозами в нём торопиться не стоит, потому что состояние мотивационной сферы очень мобильно. К тому же любой младший школьник индивидуален, и найти подход абсолютно к каждому – это огромный труд. Для того и изучаются методы мотивации, чтобы внедрить их в свою профессиональную деятельность, испытать каждый, возможно, даже придумать собственный, и, вероятнее всего, в использовании столь огромного разнообразия приёмов и способов удастся помочь в развитии учебной мотивации каждому из учащихся. Необходимо всегда помнить, что главное содержание учебной мотивации состоит в том, чтобы детям было интересно учиться, чтобы они совершенствовались по собственному желанию, чтобы в дальнейшем обучение давало им лишь положительные эмоции. Младший школьный возраст – это начало становления учебной мотивации, от которого
во многом зависит её судьба в течение всей учебной деятельности.

ГлаваII. Экспериментально-практическая часть, направленная на развитие учебной мотивации у младших школьников

2.1. Диагностика уровня развития учебной мотивации у младших школьников

В ходе исследования был проведён эксперимент среди пятерых учащихсяначальных классов.

Ввиду того, что опрошенные мною дети были разного возраста и к тому же обучались в разных школах, все они были очень не похожи друг на друга, но в качестве общих черт, можно выделить дружелюбность, искреннюю заинтересованность в задаваемых мною вопросах и предлагаемых анкетах.

Цель исследования: выявить мотивы учебной деятельности младших школьников методом анкетирования.

Анкета:

Учусь, потому что мне это нравится.

Учусь, чтобы не огорчать родителей.

Учусь, потому что заставляют родители.

Учусь, чтобы больше нового узнать.

Учусь, чтобы не отставать от одноклассников.

Учусь, чтобы потом устроиться на хорошую работу.

Учусь, потому что мне это интересно.

Учусь, потому что в наше время это необходимо.

Детям из данного перечня предлагается выбрать те пункты, которые соответствуют их желаниям и стремлениям.

Таблица 1

Результаты анкетирования

Вопросы

Условные номера опрошенных школьников

Итоги

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

А

1

2

3

4

5

6

Учусь, потому что мне это нравится

+

+

 

+

+

4

Учусь, чтобы не огорчать родителей

+

 

+

+

+

4

А

1

2

3

4

5

6

Учусь, потому что заставляют родители

   

+

   

1

Учусь, чтобы больше нового узнать

+

   

+

+

3

Учусь, чтобы не отставать от одноклассников.

         

0

Учусь, чтобы потом устроиться на хорошую работу

+

   

+

+

3

Учусь, потому что мне это интересно

+

+

 

+

+

4

Учусь, потому что в наше время это необходимо

   

+

+

 

2

В таблице представлены ответы младших школьников, по которым можно судить о преобладающих мотивах учебной деятельности у каждого
из опрашиваемых детей.

Анализ данных, представленных в таблице 1, позволяет выявить наиболее распространённыеучебныемотивы детей младшего школьного возраста. К ним относятся такие мотивы, как:

учусь, потому что мне это нравится;

учусь, чтобы не огорчать родителей;

учусь, потому что мне это интересно.

В результате данного исследования можно выделить ведущие учебные мотивации, исходя из ответов опрашиваемых:

познавательная мотивация, котораяхарактеризуется заинтересованностью в учебном процессе.

мотивация избегания неудачи также присутствует, так как учащиеся боятся получить плохую оценку, зная, что родители к этому отнесутся неодобрительно.

Выяснив, какие учебные мотивы преобладают, хотелось бы также выявить уровень развития учебной мотивации у младших школьников.

Для этого исследования был проведён тестсо следующей системой бальных оценок:

ответ ребёнка, позволяющий судить о положительном отношении к школе, оценивался в 3 балла;

нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному) – 1 балл;

ответ ребёнка, свидетельствующий об отрицательном отношении к школе, оценивался в 0 баллов.

Было установлено пять основных уровней школьной мотивации:

25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.

Такие дети очень добросовестно подходят к любому заданию, которое предлагает учитель, хотят его успешно выполнить. Им нравится учиться и получать новые знания.

20-24 балла – хорошая школьная мотивация, на которой учащиеся успешно справляются с учебной деятельности. Они не зависимы от требований и норм.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но она больше привлекает внеучебными сторонами, к которым относится общение
с одноклассниками и друзьями. Им нравится чувствовать себя учеником
с красивым портфелем и цветными ручками, но сам учебный процесс их мало интересует.

10-14 баллов – это низкий уровень учебной мотивации, характеризующийся отвлечениями на уроках на посторонние дела, желанием непосещать школу. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в учебной деятельности.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе. Детям, относящимся к этой категории очень сложно включаться в работу, общаться с одноклассниками, с учителем, выполнять домашние задания. Порой это перерастает в агрессивные реакции, когда учащиеся публично отказываются выполнять задания.

Тест:

Тебе нравиться в школе или не очень?

не очень

нравиться

не нравиться

Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь
в школу или тебе часто хочется остаться дома?

чаще хочется остаться дома

бывает по-разному

иду с радостью

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел(-ла) бы в школу или остался(-ась) бы дома?

не знаю

остался(-ась) бы дома

пошел(-ла) бы в школу

Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-то уроки?

не нравиться

бывает по-разному

нравиться

Ты хотел(-а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел(-а) бы

не хотел(-а) бы

не знаю

Ты хотел(-а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не знаю

не хотел(-а) бы

хотел(-а) бы

Ты часто рассказываешь о школе родителям?

часто

редко

не рассказываю

Ты хотел(-а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

точно не знаю

хотел(-а) бы

не хотел(-а) бы

У тебя в классе много друзей?

мало

много

нет друзей

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень

не нравятся

Результаты данного теста представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты тестирования

 

Условные номера опрошенных школьников

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Результаты опрошенных

23 балла

15 баллов

11 баллов

24 балла

18 баллов

По результатам тестирования мы можем выделить два преобладающих уровня учебной мотивации: хорошая школьная мотивация и положительное отношение к школе, но также среди опрошенных нашёлся ребёнок с низким уровнем учебной мотивации, с которым следует провести целенаправленную и систематическую работу.

2.2. Система упражнений, направленных на развитие учебной мотивации у младших школьников

Учитель должен задействовать самые разнообразные типы заданий. Это вытекает из цели научить каждого из учащихся размышлять, анализировать, высказывать свои предположения, обобщать и делать выводы.

Эксперимент проходил лишь с одним учащимся 2 класса, который по результатам тестирования показал положительное отношение к школе, то есть школа ему нравится, но обучение мало интересует. Я рискнула сделать попытку в повышении учебной мотивации у этого ребёнка. В моём эксперименте было задействовано три методики:

использование проблемных ситуаций;

проведение дидактической игры: викторины;

применение практического метода.

Это способствует активизации мыслительного процесса и развитию положительной мотивации к познавательной деятельности.

Проблемную ситуацию можно создать на любом этапе урока. Я решила включить в свою работу несколько проблемных ситуаций, не зависящих друг от друга:

Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Скорее всего, ответ будет звучать таким образом: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, акцентируя внимание на словосочетании: «С помощью чего?» и предложить детям обратить внимание на доску, где будет изображено:

при у за

пере катился под

с вы

Нигде не указано, что вокруг слова «катился» приставки. Повторяется вопрос. Когда прозвучит правильный ответ: «За счет приставок», предлагается при помощи данного изображения образовать слова и выделить в них приставки.[8]

Перед учеником лист бумаги и ручка. Задается вопрос: «Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?» Задание: «Запиши двойку тремя пятерками». Если ребенок не может найти способа решения проблемы, наблюдатель подсказывает, что над данными числами можно совершать арифметические действия. В результате ученик приходит к решению этой проблемы и записывает: «2 = (5 + 5) : 5»[9].

Перед учеником (на столе или на доске) помещаются рисунки разных растений (берёза, липа, брусника, подорожник, крапива, малина). Также рядом кладутся карточки с текстом о лекарственным свойствах этих растений. Задача ученика сопоставить картинки с текстами, но затруднение состоит в том, что карточек больше, чем рисунков, и ученику надо разобраться, что подходит, а что лишнее. И попытаться угадать, о каком растении говорится в лишней карточке[3].

Хотелось бы отметить, что при выполнении заданий проблемного характера у ученика возникали трудности, но он стремился решить их самостоятельно, без посторонней помощи. Следовательно, получилось поспособствовать возникновению познавательной мотивации.

Психологи утверждают, что в процессе игры внимание к познавательному содержанию начинает превышать над увлечением самой игрой, поэтому теперь она осуществляется на основе не только игровых побуждений и мотивов, но и учебно-познавательных интересов, которые возникли и развились в процессе игры[10].

Я провела викторину из самых разносторонних вопросов, за правильные ответы на 10 и более вопросов, я пообещала бумажный «смайлик», чтобы возник стимул:

Сколько ног у улитки? (одна)

Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? (30 км)

Седьмой месяц года? (июль)

Сколько ног у паука? (8)

Орган, похожий на извилистый лабиринт? (кишечник)

Армяк, кокошник, фуфайка – что это? (одежда)

Пингвин – птица или нет? (птица)

Какая кукла является национальным символом России? (матрешка)

Мотоциклист ехал в посёлок и встретил 3 легковых автомобиля
и грузовик. Сколько всего машин ехало в посёлок? (один мотоциклист)

Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (заяц)

Если футбольный мяч подкинуть, он упадёт, потому что… (земля его притягивает)

Некоторых птиц мы видим в наших краях только летом или только зимой. Как называются эти птицы? (перелётные)

Что встречается в человеческом теле 32 раза? (зубы)

Кто лечит животных? (Ветеринар)

Что произойдёт, если золотую ложечку окунуть в уксус? (ничего)

Во время игры у ребёнка увеличиласьактивность, оживился взгляд, было огромное желание ответить правильно, чтобы получить «смайлик».Разумеется, были и неправильные ответы, которые мы совместно разбирали, потому что возникали вопросы у ученика. Поэтому стоит отметить, что познавательная мотивация возникла во время викторины.

На третьей нашей встрече я провела практическое занятие, на котором мы растворяли и выпаривали соль. Занятия, на которых присутствуют опыты, заинтересовывают детей, побуждают узнать, почему получилось так, а не иначе. Таким образом, расширяется кругозор и появляется мотивация не только сделать ещё какой-нибудь опыт, но и изучить физические явления.

Перед тем, как проводить опыт, я проверила знания ребёнка о соли и о воде. Мы с ним повторили технику безопасности и приступили к работе: сначала в стакане с чистой водой мы растворили соль, ребёнок знал и подтвердил свои знания о том, что соль растворяется в воде. Я спросила: «Можно ли эту соль вернуть обратно?». Немного подумав, ученик ответил: «Да, перелить в другой стакан». Мы это осуществили, но ничего не вышло. Затем, немного подумав, он сказал: «Можно попробовать фильтрованием». Через фильтр мы опробовали этот вариант, но соль не появилась. Но когда я над горевшей свечой начала держать ложку, в которую перед этим зачерпнула воды из нашего стакана, ученик был в недоумении. Он был удивлён, когда увидел, что на ложке после выпаривания осталась соль. Сразу же после опыта, он начал делать вслух выводы о том, что соль можно выпаривать. Восторгу не было предела. Затем он попросил провести ещё какой-нибудь опыт.
К счастью, погода была пасмурная, и на ботинках осталась грязь. Мы её соскоблили в ёмкость, равномерно разложили и немного полили. Я ему дала задание поливать это несколько дней. Ученик начал предполагать, что из этого должно получиться. Он понимал, что должно что-то вырасти, но не понимал, как такое должно произойти из грязи, которая была на подошве обуви. Спустя несколько дней, ребёнок сообщил мне, что начала появляться трава.
С помощью ответов на наводящие вопросы, он всё-таки сделал самостоятельный вывод, что в почве находятся семена, благодаря которым выросла трава.

После проделанной работы нами сделан вывод, что познавательная мотивация активизировалась, потому что при возникновении трудностей ребёнок увлечённо задавал мне вопросы. Кроме того, его родители сообщили мне, что после практического занятия, ребёнок в энциклопедии искал подобные физические явления и просил осуществить их на опыте.

Важность и значение всех этих упражнений заключается в том, что происходит осознание уровня собственных знаний, развивается познавательная активность, обеспечивается более прочное усвоение знаний.

2.3. Анализ эффективности предложенной системы упражнений, направленных на развитие учебной мотивации у младших школьников

После проведённого эксперимента я провела повторное исследование, представляющее собой тестирование для выявления уровня развития учебной мотивации. Ввиду того, что занятий было проведено мало, чтобы судить о динамике развития учебной мотивации, но всё-таки результат после эксперимента и результат до занятий несколько отличаются друг от друга.

Первоначально у одного из учеников начальных классов после выполнения тестирования набралось 18 баллов, что свидетельствовало о положительной учебной мотивации, когда ребёнку больше нравится школьная атмосфера, общение с одноклассниками. Однако после совместного прохождения эксперимента, состоящего из трёх занятий, результат возрос
на 3 балла, потому что изначально на вопрос: «Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел(-ла) бы в школу или остался(-ась) бы дома?», - ребёнок ответил: «остался(-ась) бы дома», а после пройденных занятий ответ кардинально изменился и звучал таким образом: «Пошел(-ла) бы в школу».

Следовательно, уровень развития мотивации у младшего школьника переходит со стадии положительной школьной мотивации на хорошую школьную мотивацию, где ребёнок успешно справляется с учебной деятельностью, проявляет интерес к урокам и заданиям.

Естественно, после такой небольшой проделанной работы уровень мотивации у ученика начальных классов резко не изменится, так как для этого требуется постоянное применение различных методов и приёмов и желательно в школьной среде во время уроков и внеклассных занятий.

Выводы по II главе

Учебная мотивация, как известно, может менять своё направление от регресса к прогрессу, и вышеперечисленными исследованиями этот факт проверен. А изменения эти зависят от внимательности и деятельности учителя. Только он в школьной среде может направлять развитие мотивации в лучшую сторону с помощью различных приёмов и упражнений.

За время своей работы нами задействованы далеко не все методы и приёмы, но даже те, которые были применены на практике, уже показали положительную динамику развития учебной мотивации у младшего школьника. В своём исследовании я использовала три разных метода и поняла, что каждый из них необходим в учебном процессе.

Вариативность упражнений не даёт школьнику устать, наоборот, подпитывает интерес к учебной деятельности и разбавляет сложный материал увлекательными заданиями. Школьники младшего школьного возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет.Поэтому включение в учебную деятельность, например, проблемных ситуаций, которые дают возможность ребёнку включить смекалку и логику; дидактических игр, которые в соревновательной среде повышают работоспособность; практического метода, который расширяет кругозор и развивает творческий потенциал; направленно на сохранение сформировавшейся хорошей учебной мотивации или её развитие, благодаря применению разнообразных методов и приёмов. Это укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Учебная деятельность младших школьников определяет их все остальные отношения с взрослыми сверстниками, отношения в семье и самооценка. Следовательно, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности формируются основные психические процессы и свойства личности. А также через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития.

Хочется подчеркнуть, что, работая с детьми младшего школьного возраста, важно «не навредить», и работа должна быть направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются различные методы и приёмы.

Таким образом, для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 12. - 22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - N 5408.

Бухаркина, К.Л., Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / К.Л.Бухаркина,Е.С. Полат. Москва: Академия, 2001.-582с.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1-2 класс. Начальная школа 21 века: методическое пособие /Н.Ф.Виноградова.– Москва:Вентана-Граф, 2015. – 367 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология:учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Л.С.Выготский. Москва:Академия, 2008. - 306 с.

Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития:вопросы психологии /Л.С. Выготский.– Москва: Педагогика, 1984.268 с.

Дементьева Е. А. Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр /Е. А.Дементьева //Школьная педагогика. 2017. №1. С. 23-26.

Зотов К.Л. Организация современного урока: методическое пособие / К.Л.Зотов.– Москва: Просвещение, 1988. – 144с.

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: опыты и эксперименты для детей /Н.М. Зубкова.– СПб.: Речь, 2006. – 68 с.

Игнатьев Е.И. Математическая смекалка: пособие для начальной и средней школы / Е.И.Игнатьев. -Москва: Омега, 1994. – 190 с.

Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности: вопросы психологии, / А. К.Маркова; под ред. О.А. Конопкина. – Москва: Академия, 1980. – 67 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:пособие для учителя / А.К.Маркова.– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

Обрезкова А. Мотивация как способ улучшения качества обучения на уроках истории в 5-х классах /А.Обрезкова// Учитель.–2018. - № 2. –С. 15-24.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова.– Изд. 3-5 стереотипное. – Москва: АЗЪ, 1996. – 928 с.

Петровская Е.П. Советы родителям / Е.П.Петровская // Няня. - 2000. - №1. - C.32.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии: методологические и теоретические положения /С. Л.Рубинштейн.– СПб: Питер, 1973. - 717 с.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир: методологические и теоретические проблемы психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1969. - 370 с.

Сердюкова Н.А. О даре эмоционального интеллекта /Н.А.Сердюкова// Педагогика. – 2018. - №5. –С. 46 – 50.

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: пособие для учителя / А.В.Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: учебное пособие / А.В.Хуторской. - СПб.: Питер, 2004.-541с.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: учебное пособие /Г.И.Щукина.– М.: Просвещение, 1979. - 235 с.

Психология человека [Электронный ресурс]:Мотивация: источник сил для действия.– Режим доступа: http://psyh.info/.

Психология личности [Электронный ресурс]: Мотивация деятельности человека. –Режим доступа:https://4brain.ru/.

Просмотров работы: 2603