ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шафигулина Д.И. 1
1Томский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования в том, что новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образовательному и воспитательному процессу в школе предъявляют к личности ребенка повышенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, правильно и быстро принимать решения, брать на себя ответственность, адаптироваться при смене вида деятельности, уметь сравнивать, анализировать, прогнозировать различные события и моделировать стиль поведения согласно ситуации. Для этого необходимо обладать особыми личностными качествами, которые начинают свое формирование в начальной школе и продолжают формироваться на протяжении всей жизни. В условиях модернизации Российского образования необходимо реализовать качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы с целью всестороннего познавательного развития личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирования желания и умения учиться.

Данная работа призвана изучить вопрос познавательного развития младших школьников во внеурочной деятельности, кратко рассмотреть её освещение в научной литературе, осветить комплекс мероприятий, направленных на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности и провести диагностику уровня познавательного развития младших школьников.

Проблемы педагогического руководства познавательным развитием учащихся определяется ФГОС НОО и социальным заказом на научные разработки эффективных развивающих систем обучения и технологий их реализации. Одной из приоритетных задач современной системы образования является воспитание личности, способной эффективно работать и учиться в течение жизни. Важнейшим условием и в то же время показателем успешности процесса формирования инициативной, самостоятельной личности, которая желает и умеет учиться, стремится к постоянному и активному накоплению знаний, является познавательная активность ребенка, его отношение к усвоению знаний, мотивы познавательной деятельности.

Возраст младшего школьника – это период, наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, среди которых особое место занимает познавательный мотив, являющийся одним из наиболее специфичных для детей школьного возраста. В то же время, очевидно, что далеко не все современные младшие школьники обладают этим ценным качеством.

Проблема познавательного развития рассматривалась в трудах Н.Ф. Четверухина, А.И. Фетисова, Г.Г. Масловой, Р.С. Черкасова и других.

В современной теории обучения и воспитания детей младшего школьного возраста познавательное развитие, с одной стороны, связывается с процессом учения, когда знания ребёнка находятся в постепенном переходе с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. С другой стороны - это обращение к личности ребенка, к его внутренним процессам, его внутреннему миру.

Анализ психолого-педагогических и методических исследований свидетельствует о том, что в современной школе есть все возможности для совершенствования и создания новых эффективных средств познавательного развития детей младшего школьного возраста, для выявления закономерностей, которые помогают направлять их внеурочную учебную деятельность. Постоянное создание условий, при которых возникает заинтересованность, обеспечивает познавательное развитие. Несмотря на довольно широкое рассмотрение познавательного развития у младших школьников, все ещё мало исследованным остается познавательное развитие в начальной школе во внеурочной деятельности.

Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка эффективности внеурочной деятельности в познавательном развитии младших школьников.

Объектом исследования: является учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: процесс познавательного развития младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать понятие познавательного развития младших школьников во внеурочной деятельности.

2. Изучить особенности познавательного развития младших школьников.

3. Проанализировать внеурочную деятельность как средство познавательного развития младших школьников.

4. Провести диагностику уровня познавательного развития младших школьников.

5. Раскрыть комплекс мероприятий, направленных на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности.

6. Провести повторную диагностику уровня познавательного развития младших школьников.

Во время решения поставленных задач были использованы такие методы исследования:

а) теоретические: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы по отмеченной проблеме; анализ и синтез результатов эксперимента;

б) эмпирические: изучение и обобщение; опрос; изучение содержания материальных носителей информации; наблюдение и анализ деятельности учеников; педагогический эксперимент; анализ результатов эксперимента.

База исследования: МБОУ СОШ № 49 г. Томск.

Структура работы состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой), выводов, списка использованных источников, приложений.

Глава 1. Теоретические основы познавательного развития младших школьников во внеурочной деятельности

1.1. Познавательное развитие как психолого-педагогическая проблема

Понятие «познавательное развитие» достаточно широко обсуждается в научной психолого-педагогической литературе. Исходным в определении является понятие «познавательное», которое эмпирически понятно, но достаточно неоднозначно толкуется разными учеными. Понятие «познание» можно рассматривать с точки зрения педагогики, философии и психологии. В философии познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного. Философский словарь А.А. Грицанова дает трактовку термину познание как «творческой деятельности субъекта, ориентированной на получение достоверных знаний о мире» [9, с 7].

Р.С. Немов в своем «Психологическом словаре» пишет о познании как о «различных видах познавательной активности или активности, направленной на получение и обработку знаний (информации)» [8, с 24]. Педагогическая энциклопедия под редакцией Н.Н. Тулькибаевой и Л.В. Трубайчук дает определение познанию как «образовательной деятельности ученика, понимаемой как процесс творческой деятельности, которая формирует их знания» [10, с. 15]. Нужно отметить, что все рассмотренные понятия объединяет одно основное: понятие – это процесс, развитие, деятельность. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательное развитие как «естественное стремление детей к познанию» [15, с 124].

С давних времен человечество пыталось осмыслить сущность познавательного развития. Для философии древности характерно представление о познавательном развитии, как о таком процессе, в котором активная сторона находится вне человека. В средние века процесс познания получает другую трактовку: познание выступало как процесс, дарованный человеку Богом. В средневековье философская проблема познания, связанная с собственно научными изысканиями, касающимися изучения природных процессов, проецировала связь Бога и человека, а связь человека и природы отождествлялась через системы действий с природными объектами, благодаря которым выявляются возможные границы такой связи. Новое время трактует познавательное развитие, как связь, осуществляемую между субъектом и объектом познания, где каждый обладает каким-либо собственным объектом, доставляет данные, влияя на него. В наши дни познавательное развитие характеризуется практически одной и той же схемой, в которой с одной стороны используется рассудочная способность и идеи ощущений, которые перерабатываются рассудком в знание. Недостатком такой трактовки является то, что не рассматривается сама сущность, способ формирования познавательных идей. Минусом этой трактовки является еще и то, что человеку приписывались врожденные идеи, якобы не зависящие от образа его жизнедеятельности.

Исследования познавательного развития, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей младшего школьного возраста «начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т.е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей» [6, с.35]. По данным этих исследований, именно на протяжении младшего школьного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

Е. П. Ильин считал, что в самом феномене познавательного развития «лежит источник-противоречие между потребностями в познании и теми его физическими, психологическими и интеллектуальными способностями, которые он имеет на настоящий момент». [7, с.59].

Познавательные способности находят применение и развиваются в процессе деятельности и общения. Чем разнообразнее деятельность, тем интенсивнее идет развитие способностей человека [8].

Для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. К определению сущности понятий «познавательная активность» и ее роль в формировании познавательной способности исследователи разделяются на две группы. Одни авторы рассматривают «активность» (познавательную) как деятельность (Л. П. Аристова, Н. Д. Демина, А. К. Ковалев и др.), а другие – как черту личности (Н. Д. Левитов, Г. И. Щукина, З. А. Абасов и др.). Познавательная активность способствует развитию познавательных способностей. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.

Доктор психологических наук, профессор Л. А. Венгер, руководящий лабораторией НИИ дошкольного воспитания, и его коллеги работали над проблемой диагностики умственного развития. Умственное развитие рассматривается авторами как процесс присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством. Центральным звеном, как показали авторы исследования, лежит именно познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Л.А. Венгер считал главным ориентиром в развитие дошкольника познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. По их мнению, в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (перцептивными и мыслительными) [3].

Согласно А. В. Запорожцу и Л. А. Венгеру к проблеме понимания развития дошкольника была разработана система диагностики, позволившая устанавливать наличие или отсутствие у ребенка соответствующих компонентов познавательных способностей (таких как средство познавательной деятельности и способ ориентировки на его основе). Диагностика включала определение степени сформированности четырех типов познавательных действий: действие отнесения к эталону, действие перцептивного моделирования, действие схематизации и действие систематизации.

Действие отнесения к эталону предполагает, что при восприятии объекта дошкольник выделяет неполное совпадение его свойств с образцом, осознает то, что наравне с особенностями схожести имеются и некоторые различия между ними.

Действие перцептивного моделирования дает возможность воспринять сложную форму как систему определенным образом взаимосвязанных элементов. Другими словами, восприятие ребенка в этом случае становится аналитическим, благодаря чему он может сравнивать между собой сложные по внешнему виду объекты.

Применяя действие схематизации, ребенок отвлекается от несущественных сторон ситуации и передает наиболее важные отношения между предметами и явлениями. Так, например, дошкольники могут объяснить, как пройти от дома до детского сада, опираясь в своем рассказе на представление о схеме пути: «сначала надо дойти до светофора, потом до магазина, потом подойти к кирпичному дому» и т.д.

Действие систематизации позволяет ребенку сгруппировать предметы по одному или нескольким признакам. Так, дошкольник может выбрать из набора все большие синие фигуры или все маленькие красные [3].

Познание требует активной работы мысли и совокупности всех процессов познавательной деятельности. В процессе познания важную роль играет познавательный интерес, познавательная активность. Процесс познания подразделяется на ряд стадий изменения поступающей информации – от восприятия до практического действия. Познавательные способности охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности. Согласно А. В. Запорожцу и Л. А. Венгеру существует четыре типа познавательных действий умение осуществлять, которые обеспечивает высокий уровень развития познавательных способностей: действие отнесения к эталону, действие перцептивного моделирования, действие схематизации и действие систематизации.

Таким образом, анализ литературы по проблеме познавательного развития указывает на то, что понятие «познавательное развитие» понимается учеными по-разному. Первые отождествляют познавательное развитие с деятельностью, вторые утверждают, что это результат деятельности, третьи доказывают, что познавательное развитие – более широкое понятие, чем деятельность. Основополагающим же выводом выступает идея о том, что личность непосредственно сама развивается в собственной же деятельности. Обобщая приведенные выше точки зрения ученых, можно сделать вывод, что познавательное развитие – это стремление к познанию, интерес к новому, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в концентрации нравственных и волевых усилий к достижению учебно-познавательных целей.

1.2. Особенности познавательного развития младших школьников

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. В это время происходит интенсивное биологическое развитие всего организма. Познавательное развитие младших школьников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной ступени развития познания к другой. Отсюда следует вывод, что в данном параграфе нужно проследить, как поэтапно развиваются умственные способности младших школьников. Для этого нужно дать определение термину «умственные способности». С.Л. Рубинштейн представляет в своей работе это понятие так: «Умственные способности – сложное синтетическое образование личности. В основе способностей лежат наследственные закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков, под которыми подразумеваются анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека» [11, с. 123].

Развивая проблему способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает не только роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта, но и связь способностей с личностью как психическим образованием. «Способность – есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления знаний, следовательно, проявление творческого применения этих знаний, авторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает самостоятельно и сознательно. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний...» – пишет он [1, с. 14].

В своей работе мы будем опираться на определение Р.С. Немова, который говорил об умственных способностях следующее: «Уровень развития человека определяется уровнем развития его умственных способностей, который включает в себя многие процессы: память – процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации; мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности; воображение – это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте; внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте»[8, с. 14]. Ниже рассмотрим, как поэтапно с 1 по 4 класс происходит познавательное развитие детей.

Итак, изменения в области восприятия. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, у них наблюдается высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в различных формах и цвете, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств предметов. Значительный прогресс наблюдается в развитии восприятия во 2-3 классе: увеличивается его объём. Это связано, в частности, с развитием такого вида деятельности как наблюдение, благодаря чему восприятие становится более управляемым и целенаправленным. Учитель демонстрирует школьникам приёмы и способы осмотра, прослушивания вещей и явлений, средством записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Далее ребёнок самостоятельно может выполнять эту деятельность, совершенствуя её. Восприятие пространственно-временных отношений ещё не совершенно, дети путаются в понятиях «налево» и «направо», «вчера» и «завтра», плохо ориентируются, где левая рука и где правая. Но к концу 4 класса дети уже вполне владеют временными понятиями и характеристиками. Единственная область, где пока нет четкого представления – это в отрезках времени (год, месяц), а исторические периоды (эра, век) ещё воспринимают не совсем ясно из-за недостаточного развития абстрактности мышления.

Следующим компонентом умственных способностей является память. Развитие памяти идёт неравномерно. Запоминание наглядного материала сохраняется на протяжении начального обучения. Словесная информация быстро развивает у детей умение запоминать сложный, часто абстрактный материал. Сохраняется непроизвольное запоминание при высоких темпах развития произвольного запоминания. Нужно отметить, что в младшем школьном возрасте все же лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что в таком возрасте ребенок еще не умеет дифференцировать задачи запоминания. Школьник не понимает, что нужно запомнить дословно, а что можно запомнить и в общих чертах. Младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу. С возрастом память детей улучшается. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Память четвероклассников увеличивается в объеме по сравнению с памятью первоклассников и становится более сознательной и организованной. Это происходит еще и потому, что учащимся в процессе обучения приходится запоминать много различных определений, доказательств, правил. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель тем самым способствует познавательному развитию младших школьников.

Мышление ребенка, когда он только приходит в 1 класс, находится на переломном этапе развития. С периодом взросления совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, к концу 4 класса уже подчиняется логическим принципам. Формируются первые отвлеченные, формально-логические рассуждения.

Особое значение приобретает в младшем школьном возрасте внимание. На первоначальном этапе ребенок осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию.

Преобладающим видом внимания является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок не может еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. К концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

Внимание и воображение тесно связаны. У младшего школьника различают несколько видов воображения: воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом).Характерной особенностью воображения ребенка является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи, картинки и т.д. Без этого им трудно создать образы воображения. При чтении и рассказывании ребенок опирается на рисунок, на конкретный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. В младшем школьном возрасте, кроме того, продолжается активное развитие воссоздающего воображения. С возрастом элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Таким образом, изучив особенности познавательного развития младших школьников и проанализировав особенности формирования умственных способностей в младшем школьном возрасте, можно сделать вывод, что познавательное развитие не является неизменным, оно не стоит на месте, а качественно меняется с взрослением школьника. Наблюдается прогресс в развитии восприятия: увеличивается его объем. Наблюдение становится более управляемым и целенаправленным. Формирование пространственно-временных отношений еще не совершенно, но к концу 4 класса дети овладевают такими понятиями как «вчера», «сегодня», «налево», «направо». Память также увеличивается в объеме и становится более организованной. Внимание от непроизвольного постепенного переходит в произвольное. В воображении появляется творческая переработка представлений.

1.3 Внеурочная деятельность как средство познавательного развития младших школьников

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность в тексте ФГОС НОО понимается сегодня преимущественно как «деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности» [17].

Анализ различной научно-методической литературы прошлого XXстолетия показал, что под множеством определений внеурочной деятельности в 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа». Так, например, в своем труде Н.М. Верзилин пишет: «Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей»[3, с 26].

В современной школе наиболее актуален термин «внеурочная деятельность», так как в ФГОС НОО понятия «внеучебная» и «внеурочная» деятельность равнозначны. Поэтому в данной курсовой работе будет использоваться именно термин «внеурочная деятельность», что означает «деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»[17].

Школа всецело заинтересована в решении проблемы внеурочной деятельности. Это объясняется тем, что, включая ее в учебный план 1-4 классов, можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания и достичь новых образовательных результатов.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности. Она способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.

Целью всей внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для познавательного развития ребенка, для проявления и ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

Организовать внеурочную деятельность можно различными способами. Их количество и вариативность очень разнообразно: всевозможные экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, школьные театры, соревнования, поисковые и научные исследования. Содержательным ориентиром при организации работы с детьми вне уроков можно считать все основные направления внеурочной деятельности: научно-познавательное, художественно-эстетическое, проектную деятельность. Но поскольку основные направления внеурочной деятельности не покрывают все видовое многообразие познавательной, творческой деятельности детей в школе, то наряду с направлениями можно опираться на такие виды внеурочной деятельности как игровая, познавательная, досуговое общение, художественное творчество; техническое творчество, социальное творчество (социально-преобразующая деятельность), туристско-краеведческая деятельность.

Многообразие видов деятельности способно помочь выявить индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка и создать условия для дальнейшего их развития. Посещая внеклассные мероприятия, младшие школьники прекрасно адаптируются в среде сверстников, а благодаря индивидуальной работе руководителя глубже изучается дополнительный предметный материал.

Организация внеурочной деятельности младших школьников требует соблюдений следующих принципов:

1.Соответствие возрастным особенностям обучающихся;

2. Соблюдение преемственности с технологиями учебной деятельности;

3. Приверженность положительным традициям при организации внеурочной деятельности;

4. Ориентиры на ценности воспитательной системы школы;

5. Целенаправленность на свободный выбор ребенком интересов с учетом склонностей и талантов воспитанника.

6. Доброжелательность со стороны учителя, отказ от неконструктивной критики и авторитарных указаний в адрес ребёнка;

7. Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него объектами и стимулами с целью познавательного развития воспитанника;

8. Поощрение высказывания оригинальных идей ребенком;

9. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

Таким образом, внеурочная деятельность является одним из средств познавательного развития младших школьников. Существует большое количество способов организации детей во внеурочное время: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Благодаря умелой организации педагога дети на таких мероприятиях осваивают новые способы познавательной, творческой деятельности, овладевают коммуникативными и информационными умениями. Внеурочная деятельность поэтапно развивает познавательный интерес младших школьников. При работе с детьми во внеурочной деятельности педагогу необходимо соблюдать принципы её организации.

Выводы по первой главе

Анализ литературы по проблеме познавательного развития указывает, что понятие «познавательное развитие» понимается учеными по-разному. Первые отождествляют познавательное развитие с деятельностью, вторые утверждают, что это результат деятельности, третьи доказывают, что познавательное развитие – более широкое понятие, чем деятельность. Обобщая точки зрения ученых, можно сделали вывод, что познавательное развитие – это стремление к познанию, интерес к новому, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в концентрации нравственных и волевых усилий к достижению учебно-познавательных целей.

Познавательное развитие не является неизменным, оно не стоит на месте, а качественно меняется с взрослением школьника. Наблюдается прогресс в развитии восприятия: увеличивается его объем. Наблюдение становится более управляемым и целенаправленным. Формирование пространственно-временных отношений еще не совершенно, но к концу 4 класса дети овладевают такими понятиями как «вчера», «сегодня», «налево», «направо». Память также увеличивается в объеме и становится более организованной. Внимание от непроизвольного постепенного переходит в произвольное. В воображении появляется творческая переработка представлений.

Внеурочная деятельность является одним из средств познавательного развития младших школьников. Существует большое количество способов организации детей во внеурочное время: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования. Благодаря умелой организации педагога дети на таких мероприятиях осваивают новые способы познавательной деятельности.

Глава 2. Экспериментально-практическая часть по познавательному развитию младших школьников во внеурочной деятельности

2.1. Диагностика уровня познавательного развития младших школьников

Экспериментальная часть работы проводилась в 2019 учебном году на базе МБОУ СОШ № 49. В эксперименте принимали участие 20 детей младшего школьного возраста.

Цель экспериментального исследования – проверить эффективность подобранного комплекса мероприятий, направленных на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный.

Первый этап – констатирующий эксперимент.

Цель: выявление уровня познавательного развития младших школьников.

Диагностика проводилась на основании выделенных Л.А. Венгером, доктором психологических наук, типов познавательных действий: действие перцептивного моделирования, действие отнесения к эталону, действие схематизации и действие систематизации.

1. Диагностика степени овладения перцептивными действиями моделирующего характера. Методика «Перцептивное моделирование».

Цель: выявление уровня развития перцептивных действий.

Описание: ребенку предлагается сложить фигуру, состоящих из деталей геометрической формы, в соответствии с данным образцом.

Высокий уровень – 26-36;

Средний – 14-25;

Низкий – 1-13.

2. Диагностика степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам.

Цель: выявление степени овладения действиями отнесения свойств предметов к заданным эталонам

Описание: ребенку предоставляются предметные картинки и несколько коробочек с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект (пр.: мяч, помидор; электрическая лампа, гитара и пр.) и положить в нужную коробку.

Для оценки результатов мы воспользовались критериями уровней познавательного развития, предложенных Л.А. Венгером:

Высокий уровень – ребенок правильно расположил все предметные картинки. Может мотивировать свои действия.

Средний уровень – ребенок выполняет задание с незначительными ошибками, допустил не более 1-2 ошибок при заполнении и затруднялся в мотивировке своих действий.

Низкий уровень – ребенок не справился с заданием более чем на 2/3, не мог расположить предметные картинки, не сумел использовать помощь взрослого.

3. Диагностика степени овладения действиями схематизации. Методика «Схематизация» (или «Лабиринты»).

Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления Описание: в методике детям предлагается на основе использования условно-схематических изображений отыскать нужный путь в системе дорожек.

В данной методике выделяются следующие уровни:

Высокий уровень – высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи таким образом, могут учесть одновременно оба параметра и все предложенные задачи решают в основном верно.

Средний уровень – характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В последних 4 задачах они действуют верно лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.

Низкий уровень – Характерна незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые обнаруживаются необходимые для выполнения задания методы работы. У каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут делать это стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути. Задачи 7-10 дети этой группы вообще не решают, так как не способны учесть сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления носят фрагментарный характер.

4. Диагностика степени овладения действиями систематизации. Методика «Четвертый лишний» (по Е.Л. Агаевой)

Цель: определение степени овладения действиями систематизации

Оборудование: наборы картинок по классификациям, где один из предметов не может быть обобщен с другими по общему с ним существенному признаку, то есть “лишний”.

Проведение: Ребенку предлагается 5 классификационных карт по разной тематике.

«Мебель»: стол, стул, телевизор, шкаф

«Игрушки»: кукла, портфель, мяч, пирамида.

«Обувь»: сапоги, кепка, валенки, туфли

«Птицы»: окунь, синица, соловей, ворона.

Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь лишний? Как называются, одним словом все остальные предметы?

Для оценки результатов мы воспользовались критериями уровней познавательного развития младших школьников, предложенных Е.Л. Агаевой:

Высокий уровень – ребенок правильно классифицирует слова по разной тематике. Может мотивировать свои действия.

Средний уровень – ребенок выполняет задание с незначительными ошибками, допустил не более 1-2 ошибок при заполнении и затруднялся в мотивировке своих действий.

Низкий уровень – ребенок не справился с заданием более чем на 2/3, не мог выделить закономерность логического ряда, не сумел использовать помощь взрослого.

В таблицах 1-5 нами представлены количественные результаты обследования детей класса.

Таблица 1

Уровень овладения детьми действиями перцептивного моделирования

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями перцептивного моделирования

Высокий

средний

Низкий

1

Ребенок 1

+

   

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

 

+

 

4

Ребенок 4

   

+

5

Ребенок 5

 

+

 

6

Ребенок 6

   

+

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

 

+

 

9

Ребенок 9

+

   

10

Ребенок 10

+

   

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

   

+

13

Ребенок 13

 

+

 

14

Ребенок 14

+

   

15

Ребенок 15

 

+

 

16

Ребенок 16

+

   

17

Ребенок 17

+

   

18

Ребенок 18

   

+

19

Ребенок 19

+

   

20

Ребенок 20

   

+

Итого:

50

25

25

Анализируя полученные данные, мы видим, что по перцептивному моделированию было получено следующее процентное отношение уровней: высокий уровень – 50%, представленный 10 школьниками (заменить учащимися), средний – 25%, представленный 5 детьми, а так же низкий – 25%, так же 5 детей.

Таблица 2

Уровень овладения детьми действиями соотнесения предметов с эталоном

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями соотнесения предметов с эталоном

Высокий

Средний

Низкий

1

Ребенок 1

 

+

 

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

 

+

 

4

Ребенок 4

 

+

 

5

Ребенок 5

 

+

 

6

Ребенок 6

   

+

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

 

+

 

9

Ребенок 9

 

+

 

10

Ребенок 10

 

+

 

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

   

+

13

Ребенок 13

 

+

 

14

Ребенок 14

+

   

15

Ребенок 15

   

+

16

Ребенок 16

+

   

17

Ребенок 17

 

+

 

18

Ребенок 18

   

+

19

Ребенок 19

 

+

 

20

Ребенок 20

   

+

Итого:

25

50

25

Анализируя полученные данные, мы видим, что по соотнесению предметов с эталоном было получено следующее процентное отношение уровней познавательного развития младших школьников: высокий уровень – 25%, представленный 5 школьниками, средний – 50%, представленный 10 детьми, а так же низкий – 25%, в лице 5 детей.

Таблица 3

Уровень овладения детьми действиями схематизации

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями схематизации

Высокий

Средний

Низкий

1

Ребенок 1

+

   

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

 

+

 

4

Ребенок 4

   

+

5

Ребенок 5

 

+

 

6

Ребенок 6

   

+

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

 

+

 

9

Ребенок 9

   

+

10

Ребенок 10

 

+

 

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

   

+

13

Ребенок 13

 

+

 

14

Ребенок 14

   

+

15

Ребенок 15

 

+

 

16

Ребенок 16

 

+

 

17

Ребенок 17

 

+

 

18

Ребенок 18

   

+

19

Ребенок 19

+

   

20

Ребенок 20

   

+

Итого:

25

40

35

Анализируя полученные данные, мы видим, что по схематизации было получено следующее процентное отношение уровней познавательного развития младших школьников: высокий уровень – 25%, представленный 5 школьниками, средний – 40%, представленный 8 детьми, а так же низкий разделенный на 3 подтипа – 35%, в лице 7 детей.

Таблица 4

Уровень овладения детьми действиями систематизации

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями систематизации

Высокий

Средний

Низкий

1

Ребенок 1

 

+

 

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

 

+

 

4

Ребенок 4

 

+

 

5

Ребенок 5

 

+

 

6

Ребенок 6

   

+

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

 

+

 

9

Ребенок 9

 

+

 

10

Ребенок 10

 

+

 

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

   

+

13

Ребенок 13

   

+

14

Ребенок 14

 

+

 

15

Ребенок 15

   

+

16

Ребенок 16

+

   

17

Ребенок 17

 

+

 

18

Ребенок 18

   

+

19

Ребенок 19

 

+

 

20

Ребенок 20

   

+

Итого:

20

50

30

Анализируя полученные данные, мы видим, что действиям систематизации было получено следующее процентное отношение познавательного развития младших школьников: высокий уровень – 20%, представленный 4 младшими школьниками, средний – 50%, представленный 10 детьми, а так же низкий – 30%, в лице 6 детей.

Анализ показателей познавательного развития младших школьников на констатирующем этапе эксперимента представим наглядно в виде рисунка 1. Видим общее процентное соотношение по всем показателям познавательного развития младших школьников.

Рис. 1. Анализ показателей познавательного развития младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Нужно отметить, что самые высокие результаты здесь представлены для действия перцептивного моделирования, а самые низкие для схематизации, систематизации и соотнесение предметов с эталоном.

Таким образом, по результатам исследования (рис. 2) мы видим, что в группе процент детей с высоким уровнем познавательного развития младших школьников составляет 30%; средний уровень 42% детей; низкий уровень 28% детей.

Рис. 2 Средний процент уровней познавательного развития младших школьников

Учитывая результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что познавательное развитие младших школьников в недостаточной степени развиты и необходимо проведение формирующего этапа опытно-экспериментального исследования, который будет заключаться в использовании подобранного комплекса мероприятий, направленных на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности.

2.2. Комплекс мероприятий, направленных на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности

В параграфе 1.3 нашей работы мы показали, что одним из эффективных средств познавательного развития младших школьников является внеурочная деятельность, так как в период младшего школьного возраста, наряду с учебной, она по-прежнему, является приоритетной для ребенка. Ниже мы описали комплекс мероприятий, которые были организованы нами во внеклассной работе с детьми для познавательного развития.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Вопросы для игры делали как предметным, так и тематическим. Например, темы игры были связаны с приближающимся праздником «День защитника Отечества». Для проведения игры учащиеся делятся на команды и выполняют задания. Всего было 13 заданий. Основные формы предъявления заданий игрокам – на карточках или на слайдах. Мы сделали её очень похожей на телевизионную игру «Что? Где? Когда?», где членами жюри были родители и ученики старших классов. Жюри подводит итоги после каждого тура. В конце игры жюри объявляет команду победителя, которая награждается грамотой. Лучшие игроки команд получают статуэтки совы.

«Литературный КВН». Чтобы познавательное развитие детей было более эффективным, мы провели с учащимися такое внеклассное мероприятие, для которого было придумано 11 конкурсов и также конкурс капитанов. Он заключался в том, что капитанам нужно было прочесть любимое стихотворение, назвать его автора и вспомнить другие стихи этого автора. Кто больше вспоминал, тот и одерживал победу. Остальные 11 конкурсов включали в себя отрывки из произведений, продемонстрировать умение говорить голосом любимого героя, придумать другой финал сказки (например, мы давали детям задание, придумать другой конец сказки «Красная шапочка», если бы волк не съел бабушку). Болельщиками выступали ученики параллельных классов. Пока жюри поводило итоги, мы отгадывали загадки вместе с болельщиками. В конце состоялось награждение. Лучшей команде подарили книги, а остальным вручили грамоты.

Конкурс «Умники и умницы». Мы ставили перед собой цель не только развивать детское познание, но развивать интерес к школьным предметам, умение задавать вопросы познавательного характера.

Все ученики класса делятся на три команды. Каждая команда выбирает себе название, придумывает девиз. Команды занимают места за отдельными столиками, где приготовлены листы бумаги, ручки, сигнальные карточки. Члены жюри – учителя. Соревнование проходит в 8 туров.

I тур. Разминка.

2. II тур. Зоркий глаз разведчика.

3. III тур. В мире сказок.

4. IV тур. Юные математики.

5. V тур. По родному краю.

6. VI тур. Знатоки русского языка.

7. VII тур. Мы и природа.

8. VIII тур. Занимательные задания.

За каждый правильный ответ команды получали жетоны в 10, 20, 30 или 50 баллов по степени трудности. Например, конкурс «Зоркий глаз разведчика» включал задание на наблюдательность и внимательность. На доске была таблица, а на ней мы расположили изображения 20-ти предметов. Команды смотрят на таблицу 30 секунд, затем таблицу убирают. За две минуты команды должны написать на листочке как можно больше названий этих предметов.

За каждое слово присуждалось по 10 баллов. В конце конкурса капитаны команд подсчитывали количество баллов и давали их на проверку членам жюри. Жюри объявляло победителей конкурса. Команды награждались грамотами, каждый член команды получил грамоту.

Игра «Битва эрудитов». Данная игра способствовала формированию умственных способностей учащихся и познавательному развитию детей. Мы старались развить в детях такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

Для проведения игры мы приготовили компьютер и проектор, презентацию на компьютере «Битва эрудитов», карточки с числами 100-500 для подсчета очков, кружочки разных цветов, изготовленные из картона для игроков, вопросы игры с ответами для ведущего, грамоты и призы. Мы подготовили по 5 вопросов к категориям «Литература», «Природа», «Смекалка», «История», «Калейдоскоп». Вопросы разделить на три уровня сложности: стоимостью 100-500 очков. Далее мы внесли составленные вопросы в компьютерную презентацию, а участники игры разделились на 2 группы. Для проведения игры мы выбрали ведущего (один из родителей учеников), который управлял компьютерной презентацией и задавал вопросы детям, выбрали жюри – два человека (также из родителей) для подсчета количества очков у играющих. Суть игры заключается в том, что участники отвечают на вопросы различной стоимости, пытаясь опередить друг друга. Игра состоит из одного тура. Тур содержит 25 вопросов (5 тем по 5 вопросов в каждой). Например, в разделе «Смекалка» были такие вопросы на сообразительность: какую птицу можно назвать лесным «телеграфистом»? (дятел) или такой вопрос: без чего не бывает дыма? (без огня). Что получится, если высушить виноград? (изюм). Стоимость вопроса по теме составляет от 100 до 500 очков. Чем сложнее вопрос, тем выше цена. Цель игры – заработать как можно большее очков. Вначале игры звучит представление команд (название команды, девиз), затем проводится жеребьёвка. Далее ведущий объявляет, кто благодаря жеребьевке получил право первым выбирать категорию и вопрос. Затем вопрос появляется на экране и зачитывается вслух ведущим, и любой из игроков может дать ответ на него. Далее ведущий определяет, правильный ли был ответ или нет. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт команды игрока, а игрок получает право выбрать следующий вопрос. В случае неверного ответа очки снимаются со счёта команды отвечавшего. В этом случае игрок другой команды имеет право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если в течение трёх секунд на вопрос никто не отвечает, то ведущий делает это сам, а следующий вопрос выбирает другой игрок, т.е. происходит переход хода. Тур продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы. Победителем является та команда, которая набрала большее количество очков. Дети с удовольствием отвечали на вопросы.

Таким образом, внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Для нас являются очевидными преимущества внеурочной деятельности не только для познавательного развития младших школьников, но и для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов. Для повышения качества познавательного развития мы использовали игру «Что? Где? Когда?», «Битва эрудитов», конкурс «Умники и умницы», «Литературный КВН». Все виды этой внеклассной работы были нацелены нами на развитие и обогащение интеллекта, на усвоение и осмысление важных сведений, информации о мире и о явлениях в нем.

2.3Анализ результатов опытно-экспериментального исследования

Завершающим этапом нашего экспериментального исследования стал контрольный эксперимент, целью которого было выявить эффективность проведенной работы. В целях получения объективных данных о мероприятиях внеурочной деятельности, направленных на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности были использованы те же диагностические методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Количественные результаты исследования мероприятий, направленных на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности представлены в таблицах 6-10.

Таблица 6

Уровень овладения действиями перцептивного моделирования эталоном на контрольном этапе

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями перцептивного моделирования эталоном на контрольном этапе

Высокий

Средний

Низкий

1

Ребенок 1

+

   

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

+

   

4

Ребенок 4

 

+

 

5

Ребенок 5

 

+

 

6

Ребенок 6

   

+

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

 

+

 

9

Ребенок 9

+

   

10

Ребенок 10

+

   

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

   

+

13

Ребенок 13

 

+

 

14

Ребенок 14

+

   

15

Ребенок 15

 

+

 

16

Ребенок 16

+

   

17

Ребенок 17

+

   

18

Ребенок 18

 

+

 

19

Ребенок 19

+

   

20

Ребенок 20

 

+

 

Итого:

60

25

10

Анализируя полученные данные, мы видим, что по перцептивному моделированию было получено следующее процентное отношение уровней: высокий уровень – 60%, представленный 12 школьниками, средний – 25%, представленный 5детьми, а так же низкий – 10%, в лице 2 детей.

Таблица 7

Уровень овладения действиями соотнесения предметов с эталоном на контрольном этапе

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями соотнесения предметов с эталоном на контрольном этапе

Высокий

Средний

Низкий

1

Ребенок 1

 

+

 

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

+

   

4

Ребенок 4

+

   

5

Ребенок 5

+

   

6

Ребенок 6

 

+

 

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

+

   

9

Ребенок 9

+

   

10

Ребенок 10

+

   

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

 

+

 

13

Ребенок 13

 

+

 

14

Ребенок 14

+

   

15

Ребенок 15

   

+

16

Ребенок 16

+

   

17

Ребенок 17

 

+

 

18

Ребенок 18

 

+

 

19

Ребенок 19

 

+

 

20

Ребенок 20

   

+

Итого:

55

35

10

Анализируя полученные данные, мы видим, что по соотнесению предметов с эталоном было получено следующее процентное отношение уровней: высокий уровень – 55%, представленный 11 школьниками, средний – 35%, представленный 7 детьми, а так же низкий – 10%, в лице 2 детей.

Таблица8.

Уровень овладения действиями схематизации на контрольном этапе

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями схематизации на контрольном этапе

Высокий

средний

Низкий

1

Ребенок 1

+

   

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

+

   

4

Ребенок 4

 

+

 

5

Ребенок 5

 

+

 

6

Ребенок 6

   

+

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

+

   

9

Ребенок 9

 

+

 

10

Ребенок 10

+

   

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

 

+

 

13

Ребенок 13

 

+

 

14

Ребенок 14

   

+

15

Ребенок 15

+

   

16

Ребенок 16

 

+

 

17

Ребенок 17

+

   

18

Ребенок 18

 

+

 

19

Ребенок 19

+

   

20

Ребенок 20

 

+

 

Итого:

50

40

10

Таблица 9

Уровень овладения действиями систематизации на контрольном этапе

№ п

№ ребенка

Уровень овладения действиями систематизации на контрольном этапе

Высокий

средний

Низкий

1

Ребенок 1

 

+

 

2

Ребенок 2

+

   

3

Ребенок 3

+

   

4

Ребенок 4

+

   

5

Ребенок 5

+

   

6

Ребенок 6

 

+

 

7

Ребенок 7

+

   

8

Ребенок 8

+

   

9

Ребенок 9

+

   

10

Ребенок 10

+

   

11

Ребенок 11

+

   

12

Ребенок 12

 

+

 

13

Ребенок 13

   

+

14

Ребенок 14

 

+

 

15

Ребенок 15

   

+

16

Ребенок 16

+

   

17

Ребенок 17

 

+

 

18

Ребенок 18

   

+

19

Ребенок 19

 

+

 

20

Ребенок 20

   

+

Итого:

50

30

20

Анализируя полученные данные, мы видим, что по схематизации было получено следующее процентное отношение уровней: высокий уровень – 50%, представленный 10 школьниками, средний – 40%, представленный 8 детьми, а так же низкий разделенный на 3 подтипа – 10%, в лице 2 детей.

Проанализировав полученные данные, мы видим, что по действию систематизации было получено следующее процентное отношение уровней: высокий уровень – 50%, представленный 10 школьниками, средний – 30%, представленный 6 детьми, а так же низкий – 20%, в лице 4 детей.

Анализ показателей контрольного эксперимента представлен нами в таблице 12.

Таблица 10

Уровень познавательного развития младших школьников на контрольном этапе

Уровни

перцептивное моделирование

соотнесение предметов с эталоном

схематизация

систематизация

высокий

60

55

50

50

средний

25

35

40

30

низкий

10

10

10

20

В данной таблице мы видим общее процентное соотношение по всем шкалам познавательного развития младших школьников. Здесь представлены значения по всем уровням в различных методиках. Так мы видим сравнение всех уровней познавательного развития, представленных Л.А. Венгером. Нужно отметить, что самые высокие результаты здесь представлены так же у перспективного моделирования, а так же у овладения действием идентификации, а самые низкие все же остались у схематизации и логического мышления (рис. 3)

Рис. 3 Уровень познавательного развития младших школьников

Результаты данных контрольного эксперимента по познавательному развитию младших школьников, нами представлены в рисунке 4.

Рис. 4 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов по выявлению уровня познавательного развития младших школьников

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов по выявлению познавательного развития младших школьников представлен нами на рисунке 4.

Контрольный эксперимент показал, что благодаря подобранному комплексу мероприятий по познавательному развитию младших школьников, мы добились хороших результатов.

Детальный анализ полученных результатов контрольного эксперимента позволяет сделать вывод, что у детей экспериментального класса произошли позитивные изменения, связанные с повышением уровня развития познавательного развития. Таким образом, по результатам исследования, мы видим, что в классе процент детей с высоким уровнем познавательного развития младших школьников составляет 55%; средний уровень 32,5% детей; низкий уровень 12,5% детей.

Данные контрольного эксперимента приводят нас к выводу, что необходимо и в дальнейшем совершенствовать познавательное развитие младших школьников.

Таким образом, наша экспериментальная работа показала, что у детей экспериментального класса в целом повысился уровень познавательного развития.

Выводы по второй главе

В рамках проведенного исследования процесса познавательного развития младших школьников была проведена экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень познавательного развития младших школьников. На формирующем этапе эксперимента был использованы мероприятия внеурочной деятельности. Для повышения качества познавательного развития мы использовали игру «Что? Где? Когда?», «Битва эрудитов», конкурс «Умники и умницы», «Литературный КВН». Мы ощутили преимущества внеурочной деятельности и для познавательного развития младших школьников, и для закрепления и практического использования отдельных тематических блоков содержания программ учебных предметов. Целью организации всей нашей внеурочной деятельности было то, чтобы выявить в детях их таланты, интересы и проявить себя на основе свободного выбора. Все виды внеклассной работы были нацелены нами на развитие и обогащение интеллекта, на усвоение, осмысление и понимание важных информационных сведений о мире и о явлениях в нем. На контрольном этапе эксперимента, были проведены повторные диагностики, с целью выявления динамики познавательного развития младших школьников. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного комплекса мероприятий, направленного на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности.

Заключение

Анализ литературы по проблеме познавательного развития указывает на то, что в младшем школьном возрасте познавательное развитие, с одной стороны, связывается с процессом учения, когда знания ребёнка находятся в постепенном переходе с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. С другой стороны – это обращение к личности ребенка, к его внутренним процессам, его внутреннему миру. Главенствующей в научно-педагогических трудах выступает идея о том, что личность развивается самостоятельно в собственной же деятельности, и что познавательное развитие – это стремление к познанию, интерес к новому, к эффективному овладению знаниями и способами деятельности.

Изучив особенности познавательного развития младших школьников и можно сделать вывод, что познание первоклассника качественно отличается от уровня познавательного развития четвероклассника. Все мыслительные способности претерпевают изменения с взрослением школьника. Память и способность к наблюдению увеличиваются в объеме. Внимание уже не так размыто и хаотично, как в первом классе; формируются пространственно-временные отношения, мышление приобретает больше словесно-логическое, понятийное направление.

Наиболее эффективным средством для познавательного развития школьников является внеурочная деятельность. Благодаря умелой организации педагога дети участвуют во всевозможных экскурсиях, КВНах, олимпиадах, кружках и секциях. на таких мероприятиях осваивают новые способы познавательной, творческой деятельности, овладевают коммуникативными и информационными умениями. Внеурочная деятельность всесторонне развивает познавательный интерес младших школьников. При работе с детьми во внеурочной деятельности педагогу необходимо соблюдать принципы её организации.

В рамках проведенного исследования процесса познавательного развития младших школьников была проведена экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе эксперимента был выявлен уровень познавательного развития младших школьников. На формирующем этапе эксперимента был использованы мероприятия внеурочной деятельности. Для повышения качества познавательного развития мы использовали игру «Что? Где? Когда?», «Битва эрудитов», конкурс «Умники и умницы», «Литературный КВН». Мы ощутили преимущества внеурочной деятельности и для познавательного развития младших школьников, и для закрепления и практического использования отдельных тематических блоков содержания программ учебных предметов. Целью организации всей нашей внеурочной деятельности было то, чтобы выявить в детях их таланты, интересы и проявить себя на основе свободного выбора. Все виды внеклассной работы были нацелены нами на развитие и обогащение интеллекта, на усвоение, осмысление и понимание важных информационных сведений о мире и о явлениях в нем.

На контрольном этапе эксперимента, были проведены повторные диагностики, с целью выявления динамики познавательного развития младших школьников. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного комплекса мероприятий, направленного на познавательное развитие младших школьников во внеурочной деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в работе учителей учреждений школьного образования.

Список литературы

Ананьев, Б. Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей / Б. Г. Ананьев. – Москва : Сфера, 2009. – 362 с.

Буданова, Г. П. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г. П. Буданова. – Москва : Просвещение, 2011. – 255 с.

Венгер, А. А. Домашняя школа мышления / А. А. Венгер. – Москва : Просвещение, 2008. – 246 с.

Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьномвозрасте / Л. С. Выготский. – Москва : Наука, 2006. – 215 с.

Глебова, М. В. Результаты экспериментального исследования особенностей развития продуктивного мышления у современных школьников / М. В. Глебова // Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации моногр. – 2010.– № 8. – С. 310-312.

Запорожец, А. В. Избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва : Педагогика, 2006. – 323 с.

Ильин, Е. П. Психология индивидуальных отличий / Е. П. Ильин. – Москва : Сфера, 2008. – 205 с.

Немов, Р. С. Психология. Познавательные процессы и поведение ребенка / Р. С. Немов. – Москва : Просвещение, 2011. – 216 с.

Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Минск: Издательство В.М. Скакун, 2008. – 896 с.

Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики /сост. Н.Н. Тулькибаева [и др.]. – Москва : Восток, 2013. – 273 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 720 с.

Рудин, П. В. Психология, учебник / П. В. Рудин. – Москва : Физкультура и спорт, 2010. – 216 с.

Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей / Л. Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 2008. – 500 с.

Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева. – Москва : Сфера, 2010. – 400 с.

Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – Москва : Педагогика, 2011. – 200 с.

Шадриков, В. Д. Психология способностей / В. Д. Шадриков. – Москва : Сфера, 2009. – 134 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011.

Фринкельштейн, В. М. Заинтересовать учеников / В. М. Фринкельштейн // Математика в школе. – 2013. – № 2. – С. 17-19.

Хуторский, А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 544 с.

Шаповалов, В. В. О познавательном интересе и приёмах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. – 2009. – № 7. – 262 с.

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – Москва : Просвещение, 1987 – 269с.

Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г. И. Щукина. – Москва : Наука, 1994. – 254 с.

Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина – Москва : Сфера, 1972. – 228 с.

Чернышева, Н. С. Характер младшего школьника / Н. С. Чернышева. – Москва : Флинта, 2014. – 330 с.

Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2009. – 384 с.

Эльконин, Д. Б. Психология обучения младших школьников / Д. Б. Эльконин. ‒ Москва : Знание, 1974. ‒ 64 с.

Якиманская, И. С. Знания и мышление школьника / И. С. Якиманская. – Москва : Знание, 1985. – 80 с.

Просмотров работы: 2858