ИНИЦИАТИВНЫЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ ПОМИМО ЗАДАНИЯ УЧИТЕЛЯ–В ЧЁМ ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ - Студенческий научный форум

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2020

ИНИЦИАТИВНЫЕ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ ПОМИМО ЗАДАНИЯ УЧИТЕЛЯ–В ЧЁМ ОНИ МОГУТ ПОМОЧЬ

Звекова Е.А. 1, Кочеткова А.М. 1
1Сергиево посадский гуманитарный колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инициатива в любой деятельности на основе творчества всегда увеличивает психическую энергию человека при выполнении любой работы и главное для учителя–пробудить эту инициативу. Многие дети, а также их родители, не подозревают что в них "дремлет" талант. Учителя, по своей профессиональной компетенции, более "зоркие" в понимании учебных наклонностей (способностей) детей. Но это видение проблемы со стороны учителя, и по развитию инициативной творческой работы учеников написано очень много работ учителями, а мы хотим представить указанную проблему со стороны учеников. По нашему мнению, пробуждение инициативы в учебной деятельности должно балансировать между учителем и учащимся–тогда успех гарантирован. Иногда очень познавательно активных учеников могут сбивать указания учителя к выполнению заданий. В таком случае слишком сильно активного ученика нужно поставить на индивидуальную дорогу обучения, но ни в коем случае не останавливать его. Постепенно его пример может поднять активность других учеников.

Со стороны учителя учебный процесс всегда плановый (идёт по плану), в котором есть "обязательные участки" для познания и изучения, поэтому "обязательность" в учебном процессе нельзя оставить на уровень давления, в каждой порции знаний можно найти что-то привлекательное и оригинальное.

Конечно, для инициативной работы учащихся самым главным безграничным ресурсом для поиска информации является интернет. В творческой работе, которая захватывает учеников, можно выделить такие уровни.

1 Реализация задания учителя яркими информационными штрихами, здесь инициатива учеников направляется учителем.

2. Самостоятельная работа, где они могут предлагать свои идеи, темы, но все же пространство познавательное очерчивается учителем, только оно менее конкретизированное, чем в поурочных заданиях; здесь обязательность учебной программы значительно расширяется

3. Ученики могут предлагать инициативные задания сугубо по своему интересу, иногда даже не вписывающегося в учебную программу; именно из таких учеников рождаются изобретатели, творческие люди; но здесь учителю нужно перейти на внимательное изучение интересов ученика, чтобы в его познавательной захват не попала сорная информация.

4. Последнее направление можно назвать '' инициатива ради инициативы", этот вариант инициативы часто может работать вхолостую, когда что-то предлагающие ученики хотят представиться активными, но качество информационного фундамента не слишком высокое; поэтому это направление можно назвать" желание инициативы"

К таким ситуациям учитель должен зорко присматриваться: шутливо такое положение можно сравнить с желанием поесть, когда человек проголодался, и дать ему хорошую пищу, а в учебной деятельности интересную информацию

Инициативные работы при нашем наблюдении делятся на 2 типа: традиционные и нетрадиционные.

Традиционные, то есть те, которые популярны, их можно придумать и использовать не на один раз. Не одно задание не может обойтись без презентаций; презентации, несмотря на своё популярное название, имеют бесконечное множество вариантов воплощения. Напомним о некоторых из них: слайды с картинками, рисованные слайды, таблицы, схемы, фрагменты текстов и многое другое. Мы хотели обратить вообще внимание на то, что выбор информации для презентаций– это самаяе лучшая форма воспитания учебного творчества учеников. Вторая популярная форма традиционных методов– составление анкет и вопросников, это форма, к сожалению, чаще встречается во внеклассной работе, а для учебной деятельности она могла бы принести тоже большую пользу в классификации, структуризации , аналитики учебного материала. И очень интересно, когда анкеты- опросники составленные учителем, встречаются с анкетами, опросниками, составленными учениками. Тогда получается концентрированный диалог мнений. Еще одна форма– деловые игры. Учебное развитие повышается прямо пропорционально относительно степени подготовленности деловых игр: чем менее подготовлена игра, тем больше требуется инициативы учащихся, дискуссии, полемики, и современное их название «баттл», однако современные полемические дискуссии по типу «баттл» часто работают в пустую и превращаются в каламбурное славословие.

А теперь перейдём к самой интересной части нашей работы, где мы предлагаем нетрадиционные развивающие инициативные задания. 1. В учебниках по одному предмету разных годов изданий, разных издательских домов и разных авторов можно предложить ученикам сравнить содержание по одной теме. Самая трудная работа в этом плане предстоит по истории, особенно если взять учебники истории до перестроечного и после перестроечного времени. Обычно учитель истории требует точного понимания учебного материала из того учебника, который он выбрал для преподавания или который ему рекомендовала методическая комиссия. Однако история это особый предмет, в котором можно познакомиться не только с историческими факторами, но и понимать, как созревало мнение об этих исторических событий, тогда формирование гражданского менталитета будет более объемным. Более того, это нужно для понимания связи поколений. 2.Предмет физики тоже требует выходы на текущую современную информацию. Мы должны знать биографии, выдающихся физиков, математиков и химиков, потому что выдающиеся ученые будут для учеников примером для познания естественнонаучных предметов.

Нетрадиционные формы –это занятия, которые включают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на основе совместной деятельности преподавателя и студентов, коллективном поиске, эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности образовательного процесса.

3. Нетрадиционные методы для активизации инициативы учеников вкдючают также междисциплинарный подход. Он также эффективен в случае «буксования» по одному предмету и выборе влияния на этот предмет, в котором ученик очень успешен. Можно привести такие пары предметов: физика–английский, литература- английский, экология- литература и дальше можно было бы продолжить наш список. Однако выбор пар взаимовлияющих предметов–это дело конкретной ситуации.

Признаками нетрадиционного занятия являются:

• наличие элементов нового, изменение внешних рамок;

• кроме программного материала использование и внепрограммного материала;

• коллективная деятельность студентов в сочетании с индивидуальной;

• проведение занятия как в учебном кабинете, оформленном в соответствии с занятием, так и в нетрадиционном месте;

• использование музыки, видео, информационных компьютерных технологий, мультимедийного оборудования;

• возможность студентам раскрыться по-новому;

• необходимость серьезной предварительной подготовки.

В процессе организации нетрадиционных форм занятий осуществляется удовлетворение потребности студентов в самопознании, самовыражении, самореализации, самоутверждении, самоуправлении. Деятельность студентов по подготовке к занятиям способствует расшире-

нию жизненного пространства будущих педагогов, дает возможность осуществить более полное погружение в профессию, оказаться в роли не учащегося, а специалиста, проанализировать собственную степень подготовленности к педагогической деятельности: уровень знаний, наличие способов решения профессиональных задач, профессионально-

личностных качеств и т. д.

Можно выделить три типа педагогических инициатив (инноваций).

Методические инициативы, когда педагог с помощью изменения содержания, методов или организации обучения в рамках одного учебного предмета быстрее и эффективнее выводит учащихся на заданный уровень ЗУН.

Примеры: педагог на своем уроке применяет наиболее эффективные методы и приемы для обучения для данного ученика.

Технологические (общепедагогические) инициативы, направленные на создание новых образовательных и воспитательных технологий (на уровне школы, района и т. д.) и позволяющие получать лучшие результаты, нежели в традиционной системе.

Примеры: Т.е. когда педагог со своими апробированными новыми методами, которые дают хороший результат в классе (создает новую технологию) выходит на уровень школы и предлагает школе работать по его технологии. Это все на инициативе педагога.

Общественно-образовательные (социально-педагогические) инициативы, связанные с изменением функций образования в обществе, направленные на культивирование новой образовательной практики с новыми целями, содержанием, организационной структурой, системой управления и педагогическими технологиями. Они не замыкаются в рамках одного учебно-воспитательного учреждения, и захватывают несколько общественно-педагогических структур, района и области.

Примеры: Т.е. когда новая технология удачно и результативно апробирована на школе, выходить на область и делиться опытом с областными школами. Это еще большая инициатива и педагога, и администрации школы.

Список литературы:

1.Бугаева Л.И. Развитие инициативы учащихся через использование активных методов обучения.//Pedsovet.su Сообщество взаимопомощи учителей (дата обращения 10.02.2020).

2. Материалы VII областной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение процесса внедрения федеральных государственных стандартов в учреждениях образования», Псков, 2012 г.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждено Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Приказ 271).

4. Погодин В. Про образовательные инициативы.//электронный журнал «Вести образования», колонка «Качество образования» (опубликовано 27 января 2020 г.).

5. Черкунова В.И. Творческая инициатива как критерий успешности личностного развития учащегося.// «Молодой учёный» № 24,2016.-с.544-547.

Просмотров работы: 32